АДЫГЭБЭНАКl - адыгская борьба

АдыгэбэнакI («адыгская борьба») или бэнакl, бэнэн, банэ (все - «борьба», «борение») традиционная борьба адыгских народов (в этническую общность адыгов входят адыгейцы, кабардинцы, черкесы и шапсуги). Культивировалась в нескольких основных разновидностях, наиболее популярными из которых являются борьба «на руках», борьба «в обхват», борьба «на поясах» и борьба вольного стиля с произвольным захватом за одежду.

Яшар Догу Гуче

В первой из них - борьбе «на руках», называемой у адыгейцев ипшэзэрэгьэубыт хэтэlу, а у кабардинцев и черкесов lэпщэры-банэ, соперники хватали друг друга за руки немного выше локтей и в таком положении вели схватку; для большей устойчивости борцы обычно расставляли ноги шире плеч. Установленными традицией правилами не разрешалось выполнять захваты руками за голову или ноги, зато допускались захват двумя руками одной руки противника при броске через себя. Для победы необходимо, оставшись стоять на ногах, «бросить соперника на землю спиной вверх»6. Заметим, что столь оригинальный способ определения победителя, когда своего соперника нужно бросить на грудь, а не на спину, характерен не только для адыгов. Он встречается и у других народов Кавказа, например, агулов Дагестана. Объясняют такое правило тем, что в боевых схватках человек, лежа на спине, еще в состоянии оказывать достойное сопротивление противнику, действуя руками и ногами, а лежа на груди он лишен такой возможности. Кроме того, в таком положении человека легче связать, если его брали в плен.

Более динамично, чем борьба «на руках», проводится борьба «в обхват» или «борьба за пояс» бгыкlэ бэнэн, в которой соперники начинают схватку с захвата руками друг друга накрест. При этом, правая рука находится сверху плеча противника, левая под его плечом и обе руки сцеплены на спине в «замок». Не допускается, чтобы обе руки одного из борцов были продеты под плечи противника (блэгущlитl ищтащ). «Борец этого стиля при схватке всегда старался опускать свое плечо ниже плеча противника, в грудь. Тот, кому это удавалось сделать раньше, оказывался всегда в выгодном положении, после чего, в конце единоборства, его соперник обычно жаловался: «Уперся в грудь и не дал дышать. Но такие оговорки не принимались во внимание»7.

Относительно происхождения адыгской борьбы «в обхват» существует несколько мнений: одни ученые считают, что она была заимствована у других народов, иные что борьба в обхват выделилась в самостоятельный вид, как подводящий к овладению техникой борьбы на лошадях. В этом случае «подобная гипотеза объясняется следующими положениями: адыги никогда не ставили силу выше ловкости, ума и умения. А борьба в обхват, в основном, направлена на развитие силы. При существовании борьбы на лошадях возникновение второго вида, оказывающего такое же влияние с точки зрения физического воспитания, объяснимо только необходимостью обучения технике детей, еще не имеющих своих лошадей»8.

Очень близки к бгыкlэ бэнэн «борьба с захватом за ремень» бгырыпх банэ или бгырыпхыр lэубытзэ и борьба с захватом за полы рубахи или бешмета кlэкlэ бэнэн. В этих видах борьбы захват руками крест-накрест также обязательно удерживался до конца схватки: сели, например, руки при борьбе «в обхват» расцеплялись или развязывался ремень при борьбе «на поясах», то схватку останавливали, и борцы снова начинали с начального положения.

Что касается технического арсенала, то «В борьбе за пояс, за ремень или за полы бешмета борцы часто пользовались, с разрешения судей, приемами лъакъу-эщlэдз (внутренний и внешний зацеп стопой или голенью), лъэнкlэпlэрауэ или лъакъуэнцlэрауэ (подножка, подбив, боковая подсечка), бэкъудэдз (подсад коленом). А также приемы, как зыщlэшэ (подтягивание, скрючивание), зыщlэдз (отскок), гъэкlэрахъуэ (стремительное вращение соперника, оторванного от земли, вокруг себя), всегда находились в арсенале единоборствующих. Последний прием особенно одобрялся зрителями, которые говорили: «Бжэныцрэ хьэцынэу къырсхьэкl!» (Носит, как пушинку, как соринку)»9.

Для победы в последних трех видах борьбы, в отличие от lэпщэры-банэ, необходимо было положить соперника «на лопатки» и падение соперника па живот или бок не считалось победой. У адыгейцев «проигравшим является тот, кто спиной или затылком дотронется до земли»10.

Еще одним видом борьбы, практиковавшимся адыгами, является лъэбгьу едзын хэтэlу - борьба вольного стиля. В этой борьбе выполнялись самые разные броски с помощью рук, ног и туловища, а также применялись болевые приемы и удержания. Для победы необходимо было заставить соперника коснуться спиной земли или досрочно сдаться.

Специфической разновидностью адыгской борьбы встречающейся, правда, только в сказках и эпических сказаниях, является единоборство, где соперники по очереди отрывают друг друга от земли, а затем с силой бросают, стараясь как можно глубже «вогнать» соперника в землю (адыгейцы ее называют хеч-хас, а кабардинцы и чсркесы хэтlэ-хэсэ, что означает «вгони-всади»):

«Мы в борьбе среди луга
Вгоним в землю друг друга».

Возможно, в далеком прошлом такая борьба действительно имела место, правда, не в такой гиперболизированной форме, как она описана в фольклорных текстах, где соперники «вгоняют» друг друга сначала по колени, затем по пояс и, наконец, по шею в землю. По мнению некоторых специалистов подобная борьба является одной из ранних форм народной борьбы, причем не только адыгской: «вгони-всади» фигурирует в устном народном творчестве и у других народов Кавказа (татов, абхазов, осетин, чеченцев, ингушей, талышей и др.), а также за его пределами (например, у молдаван, украинцев и др). Отчасти, подобное мнение подкрепляется бытовавшими в недавнем прошлом, а местами, сохранившимися и в наше время, играми. Например, у цахур за день до свадьбы жених становился участником игры-испытания, по условиям которого, он должен был поднять с пола и бросить назад через плечо любого совершеннолетнего, но неженатого молодого человека из представителей невесты, который для этого ложился спиной на пол. У сванов Грузии проводилась игра, победителем в которой становился участник, сумевший перебросить соперника через плечо двумя руками.

Следует также отметить, что адыгская народная борьба легла в основу уникальной системы подготовки дзюдоистов и самбистов знаменитой Майкопской школы борьбы, представители которой особенно сильны в борьбе в стойке. Большое влияние адыгские борцы оказали на становление международных видов борьбы (вольного стиля и греко- римской) в Турции: «Многие слышали, наверное, об успехах черкесских борцов вольного и классического стилей из Турции на международных соревнованиях в 50-60-с годы, но мало кто знает о древней и, можно сказать, легендарной родословной черкесской школы борьбы, у истоков которой стояли такие знаменитые мамлюкские мастера борьбы, как Черкес Касым (Джаркас ал-Касими) - непревзойденный борец и учитель учителей борьбы в мамлюкском султанате XV в., Барсай ал-Музари и Джаним ал-Бахлаван»11.

Соревнования борцов были частью многочисленных праздников и торжеств, например, таких как праздник первой борозды (вакlуэ икlыгъу) праздник окончания весенне-полевых работ (вакlуэ ихьэжыгъуэ), ритуальных и свадебных пиршеств. Устраивались соревнования как между кварталами одного селения, так и между отдельными селениями. В борьбе, как правило, начинали упражняться с 7-8 летнего возраста. Исследователь К.И. Ашхамахов пишет: «Народной борьбе начинали обучать с раннего возраста. Первым тренером ребенка обычно был его отец, который доводил его до определенной подготовки. Затем, когда он подрастал, им становился самый уважаемый в ауле специалист этого вида спорта»12.

  • 5 Н. Murat Sahin, Nobel Yayin Dagitim. Aba guresi. - Ankara: Karton Kapak, 2003. - 199 s.
  • 6 Мафедзев C.X. Народные игры адыгов (XIX - начало XX в.). - Нальчик, 1986. - С. 79.
  • 7 Там же. - С. 80.
  • 8 Чермит К.Д., Коблев Т.Я. Куприна Н.K. Физические упражнения и игры адыгов. - Майкоп, 1990.
  • 9 Мафедзев С.Х. Народные игры адыгов (XIX - начало XX в.). - Нальчик, 1986. - С. 80.
  • 10 Чермит К.Д., Коблев Я.К., Куприна Н.K. Адыгейские народные игры в системе физического восптания детей. - Майкоп, 1989. - С. 34 — 35.
  • 11 Хатко С.Х. Культура черкесских мамлюков // Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения (по материалам международной научной конференции). - Черкесск, 1993.
  • 12 Ашхамахов К.И. Национальные традиции физическою воспитания адыгов // Культура и быт адыюв (этнографические исследования). - Вып. VIII. - Майкой, 1991. - С. 138.

На фото:
Яшар Догу Гуче (1913 - 1961) - выдающийся турецкий борец, потомок убыхов. Путь борца начал с адыгской борьбы, а затем турецкой борьбы каракуджак. Победитель первенств Турецкой Республики (1938 — 1954), Балканских игр (1940, 1942) по греко-римской и вольной борьбе. Неоднократный чемпион Европы по вольной (Стокгольм, 1946; Прага, 1947; Стамбул, 1949) и греко-римской борьбе (Прага, 1947). Чемпион мира (Хельсинки, 1951) и Олимпийских игр (1952) в полутяжелом весе. С 1955 г. — главный тренер сборной команды Турции. В Самсуне ежегодно проводится международный турнир по вольной борьбе его памяти.

Из книги "Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира" Мандзяк А.С., Артеменко О.Л.

© Мандзяк А.С., Артеменко О.Л. 

Комментарии 0

      Последние публикации

      Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

      Подписаться

      Здравствуйте!
      Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

      Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.