Тохтамышские адыги
Имя прославившегося военного предводителя из Крыма Тохтамыша (пусть и побежденного) было дано внуку родоначальника адыгских князей Инала. Согласно Ш. Ногмову, Тохтамыш был сыном Унармеса от третьей жены Инала (в некоторых источниках — сыном Кырлыш). Принимая во внимание, что 1427 год считается годом смерти Инала, внуку его имя Тохтамыш было дано менее чем через 40 лет после известного сражения на р. Терек.
Собственное имя потомка Инала впоследствии становится фамильным названием одного из адыгских княжеских родов - Тохътэмыщхэ (Тохтамышевы), которые властвовали в Б. Кабарде. Но разногласия и междоусобные войны между потомками Инала Тохтамышевыми кончились тем, что один из князей - Кайтуко Тохтамышев -был лишен княжеского титула, а потом он с сыном своим Безруко поселились “близ реки Кубани, на реке, названной его именем - Тохтамыш” (С. 103). Такое название речки Тохтамыш, правого притока р. Кубань близ г.Черкесска, сохранилось и поныне в языках народов республики. Официальное же ее название - Абазинка. По названию гидронима в бассейне реки возникли и другие: Тохтамышские горы (или высоты), Тохтамышские ногайцы, аул Тохтамышевский, Усть-Тохтамышское укрепление, Тохтамышское приставство и другие. К сказанному можно добавить, что на р. Тохтамыш и на Тохтамышских высотах произошло известное сражение русского генерала Германа с турецким Баталпашой 30 сентября 1790 года. В рапорте Германа стоит пометка “Лагерь при Тохтамыше”. Из всех указанных выше названий сохранились лишь неофициальное (народное) название речки (черк. Тохътэмыщыпс, абаз. Тохтамыш, адзы) и народное название ногайского аула на р. М. Зеленчук, переселившегося сюда из бассейна р. Тохтамыш (об ауле см. ниже) и официально Тохтамышские горы (высоты) и Тохтамышские горные пастбища.
Можно сказать, что со времени переселения потомка Инала (внука) Тохтамыша Кайтуко со своим сыном Безруко, которое хронологически может быть отнесено ко второй половине XV века, и начинается эпоха деятельности рода Тохтамыш на Кубани, сначала на правобережье, а впоследствии и на ее левобережье. Это был первый поток рода Тохтамыш на Кубань. И с этим событием связано возникновение наименования речки, которая названа именем переселенца: Тохтамыш. Второй же поток хронологически относится к началу XIX века и связан с известными в истории адыгов военными событиями и покорением Кабарды.
Как известно, активные военные действия в Кабарде и военно-административные мероприятия, вводимые царской администрацией, вынудили более 62 кабардинских владетелей вместе со своими аулами переселиться из Кабарды на левобережье Кубани к западным адыгам, еще якобы находящимся во владении турков. В списке Хан-Гирея в числе ушедших за Кубань владетелей и их аулов отчетливо приводится Тохтамышевой. Сведения о том, что земли между р. Баксан и Чегем по обе стороны Черной речки принадлежат узденям Тохтамышевым Камботу и Анзору приводятся в документе: “Сведения о землях Большой Кабарды, собранные по народным показаниям полковником Петрусевичем в 1846 году. “Кто владеет землею”. Причем Анзор Тохтамышев живет в вершинах р. Чегем, а Камбот Тохтамышев бежал за Кубань (там же). Следовательно, приводя сведения о переселении аула Тохтамышева за Кубань, Хан-Гирей имел в виду аул Камбота (Жамбота.- Р.Т.) Тохтамышева. Оставшиеся в Кабарде Тохтамышевы также играли видную роль в общественно-политической жизни кабардинцев. Так, в документах первой половины XVIII века зафиксировано подобным образом: кабардинский уздень Исмаил Тохтамышев подписывает письмо вместе с рядом кабардинских владельцев императрице Елизавете Петровне об организации в Кабарде суда узденей. Имеются документальные сведения и о другом Тохтамышеве - Маматгирее, уздене Большой Кабарды. Вместе с кабардинскими владельцами Касаем Атажукиным, Джанхотом Татархановым в споре кабардинских владельцев по поводу строительства крепости Моздок и их угрозе “от российской стороны отдалиться и быть в крымской протекции обще с кубанцами” Тохтамышев Маматгирей принял решение: “кроме российской, никакой другой протекции не искать”. За что ему, как “доброжелательному к российской стороне”, был сделан подарок сукном. Кроме того, в исторической литературе, посвященной Б. Кабарде, отмечены основанные Тохтамышевыми аулы: перечислим некоторые из них:
Тохтамышей, один аул, принадлежащий дворянскому роду Тохътэмыщхэ (Тохтамышевым), показан на р. Шеджем (Чегем) в работе Хан-Гирея “Записки о Черкесии”; в документе 1847 года этот же аул обозначен как Анзора Тохтамышева аул на левой стороне р. Чегем, Тохтамышева Жамбота аул указан без места локализации в списке населенных пунктов Большой Кабарды, по данным на 1862 год. В ауле 19 дворов, 169 человек жителей.
Тохтамышева Мухамата аул, в ауле 42 двора, 282 человека жителей (там же).
Тохтамышева Махометмирзы аул, без указания каких-либо других данных, приводится в списке 1865 года “Аулы Большой Кабарды”.
Тохтамышева Джамбота аул (там же).
Несмотря на разницу в именах владетелей аулов (Жамбот, Камбот, Джамбот; Мухамат и Махометмирза), мы полагаем, что в обоих списках аулов Большой Кабарды речь идет, возможно, о трех или четырех аулах Тохтамышевых: аулы Анзора, Жамбота (Джамбота), Камбота, Мухамата (или Махометмирзы). По реформе российской администрации, проводившейся в 1865 году, в результате объединительных процессов из трех аулов - Махометмирзы и Джамбота Тохтамышевых и Казаншева аула - был образован новый аул - Магомет-Мирзы Тохтамышева на р. Баксан. Как говорится в документе на 1864 год, верховья р. Баксан издревле являются родовыми землями Мухамет-Мурзы Тохтамышева (вместе с Кучмазукиным, Куденетовым и Бердом Тамбиевым.
На этом этапе нам не удалось выяснить, основал ли Камбот Тохтамышев переселившийся к западным черкесам, самостоятельный аул на Кубани или на р. Тохта-мыш, или род его вместе с подданными лишь составил часть населения аула Абата-Хабль на р. Б. Зеленчук (современный Эрсакон), где и поныне сохранилась фамилия Тохтамышевы. По воспоминаниям старшего поколения из этого аула, современный род Тохътэмыщхэ (Тохтамышевы) начинает отсчет своих предков с имени Нэф1ыц1э, который, возможно, родился в 40-м году XIX века. Информатор называет год рождения его сына Кешоко (К1ыщокъуэ) - 1871 год. Он был репрессирован в 1934 году. У Кешоко было два сына - Мажид и Ахмед. Современные жители аула Эрсакон являются их потомками. По хронологическим данным, если Кешоко Тох-тамыш родился в 1871 году, а его отец Нафица, возможно, в 40-м году XIX века, то родоначальником Тохтамышев-ского рода в ауле Абата-Хабль мог стать указанный выше как “бежавший за Кубань” в начале XIX века Камбот Тохтамышев: Камбот - Нафица - Кешоко - Мажид -Алик - Умар - Марат.
Собственное имя потомка Инала впоследствии становится фамильным названием одного из адыгских княжеских родов - Тохътэмыщхэ (Тохтамышевы), которые властвовали в Б. Кабарде. Но разногласия и междоусобные войны между потомками Инала Тохтамышевыми кончились тем, что один из князей - Кайтуко Тохтамышев -был лишен княжеского титула, а потом он с сыном своим Безруко поселились “близ реки Кубани, на реке, названной его именем - Тохтамыш” (С. 103). Такое название речки Тохтамыш, правого притока р. Кубань близ г.Черкесска, сохранилось и поныне в языках народов республики. Официальное же ее название - Абазинка. По названию гидронима в бассейне реки возникли и другие: Тохтамышские горы (или высоты), Тохтамышские ногайцы, аул Тохтамышевский, Усть-Тохтамышское укрепление, Тохтамышское приставство и другие. К сказанному можно добавить, что на р. Тохтамыш и на Тохтамышских высотах произошло известное сражение русского генерала Германа с турецким Баталпашой 30 сентября 1790 года. В рапорте Германа стоит пометка “Лагерь при Тохтамыше”. Из всех указанных выше названий сохранились лишь неофициальное (народное) название речки (черк. Тохътэмыщыпс, абаз. Тохтамыш, адзы) и народное название ногайского аула на р. М. Зеленчук, переселившегося сюда из бассейна р. Тохтамыш (об ауле см. ниже) и официально Тохтамышские горы (высоты) и Тохтамышские горные пастбища.
Можно сказать, что со времени переселения потомка Инала (внука) Тохтамыша Кайтуко со своим сыном Безруко, которое хронологически может быть отнесено ко второй половине XV века, и начинается эпоха деятельности рода Тохтамыш на Кубани, сначала на правобережье, а впоследствии и на ее левобережье. Это был первый поток рода Тохтамыш на Кубань. И с этим событием связано возникновение наименования речки, которая названа именем переселенца: Тохтамыш. Второй же поток хронологически относится к началу XIX века и связан с известными в истории адыгов военными событиями и покорением Кабарды.
Как известно, активные военные действия в Кабарде и военно-административные мероприятия, вводимые царской администрацией, вынудили более 62 кабардинских владетелей вместе со своими аулами переселиться из Кабарды на левобережье Кубани к западным адыгам, еще якобы находящимся во владении турков. В списке Хан-Гирея в числе ушедших за Кубань владетелей и их аулов отчетливо приводится Тохтамышевой. Сведения о том, что земли между р. Баксан и Чегем по обе стороны Черной речки принадлежат узденям Тохтамышевым Камботу и Анзору приводятся в документе: “Сведения о землях Большой Кабарды, собранные по народным показаниям полковником Петрусевичем в 1846 году. “Кто владеет землею”. Причем Анзор Тохтамышев живет в вершинах р. Чегем, а Камбот Тохтамышев бежал за Кубань (там же). Следовательно, приводя сведения о переселении аула Тохтамышева за Кубань, Хан-Гирей имел в виду аул Камбота (Жамбота.- Р.Т.) Тохтамышева. Оставшиеся в Кабарде Тохтамышевы также играли видную роль в общественно-политической жизни кабардинцев. Так, в документах первой половины XVIII века зафиксировано подобным образом: кабардинский уздень Исмаил Тохтамышев подписывает письмо вместе с рядом кабардинских владельцев императрице Елизавете Петровне об организации в Кабарде суда узденей. Имеются документальные сведения и о другом Тохтамышеве - Маматгирее, уздене Большой Кабарды. Вместе с кабардинскими владельцами Касаем Атажукиным, Джанхотом Татархановым в споре кабардинских владельцев по поводу строительства крепости Моздок и их угрозе “от российской стороны отдалиться и быть в крымской протекции обще с кубанцами” Тохтамышев Маматгирей принял решение: “кроме российской, никакой другой протекции не искать”. За что ему, как “доброжелательному к российской стороне”, был сделан подарок сукном. Кроме того, в исторической литературе, посвященной Б. Кабарде, отмечены основанные Тохтамышевыми аулы: перечислим некоторые из них:
Тохтамышей, один аул, принадлежащий дворянскому роду Тохътэмыщхэ (Тохтамышевым), показан на р. Шеджем (Чегем) в работе Хан-Гирея “Записки о Черкесии”; в документе 1847 года этот же аул обозначен как Анзора Тохтамышева аул на левой стороне р. Чегем, Тохтамышева Жамбота аул указан без места локализации в списке населенных пунктов Большой Кабарды, по данным на 1862 год. В ауле 19 дворов, 169 человек жителей.
Тохтамышева Мухамата аул, в ауле 42 двора, 282 человека жителей (там же).
Тохтамышева Махометмирзы аул, без указания каких-либо других данных, приводится в списке 1865 года “Аулы Большой Кабарды”.
Тохтамышева Джамбота аул (там же).
Несмотря на разницу в именах владетелей аулов (Жамбот, Камбот, Джамбот; Мухамат и Махометмирза), мы полагаем, что в обоих списках аулов Большой Кабарды речь идет, возможно, о трех или четырех аулах Тохтамышевых: аулы Анзора, Жамбота (Джамбота), Камбота, Мухамата (или Махометмирзы). По реформе российской администрации, проводившейся в 1865 году, в результате объединительных процессов из трех аулов - Махометмирзы и Джамбота Тохтамышевых и Казаншева аула - был образован новый аул - Магомет-Мирзы Тохтамышева на р. Баксан. Как говорится в документе на 1864 год, верховья р. Баксан издревле являются родовыми землями Мухамет-Мурзы Тохтамышева (вместе с Кучмазукиным, Куденетовым и Бердом Тамбиевым.
На этом этапе нам не удалось выяснить, основал ли Камбот Тохтамышев переселившийся к западным черкесам, самостоятельный аул на Кубани или на р. Тохта-мыш, или род его вместе с подданными лишь составил часть населения аула Абата-Хабль на р. Б. Зеленчук (современный Эрсакон), где и поныне сохранилась фамилия Тохтамышевы. По воспоминаниям старшего поколения из этого аула, современный род Тохътэмыщхэ (Тохтамышевы) начинает отсчет своих предков с имени Нэф1ыц1э, который, возможно, родился в 40-м году XIX века. Информатор называет год рождения его сына Кешоко (К1ыщокъуэ) - 1871 год. Он был репрессирован в 1934 году. У Кешоко было два сына - Мажид и Ахмед. Современные жители аула Эрсакон являются их потомками. По хронологическим данным, если Кешоко Тох-тамыш родился в 1871 году, а его отец Нафица, возможно, в 40-м году XIX века, то родоначальником Тохтамышев-ского рода в ауле Абата-Хабль мог стать указанный выше как “бежавший за Кубань” в начале XIX века Камбот Тохтамышев: Камбот - Нафица - Кешоко - Мажид -Алик - Умар - Марат.
Комментарии 0