Народ души из страны души.
АБХАЗЫ, (самоназвание апсуа), народ, коренное нас. Абхазии. Общая числ. 115 тыс. чел., в т.ч. в Абхазии - 93,3 тыс. чел. Живут также в России (6 тыс. чел.), Турции, Сирии, Иордании, дисперсно - в нек-рых странах Зап. Европы, в США. Говорят на абх. яз., диалекты абжуйский (лежит в осн. лит. яз.) и бзыбский. Письменность на рус. графич. основе. Верующие - христиане (православные) и мусульмане-сунниты.
Абхазы - автохтонное нас. Кавказа. В древности предки абхазов, как и родственных им адыгов, составляли часть обширного конгломерата племён, населявших Вост. Причерноморье. С древнейших времён на этнич. терр. абхазами развивались земледелие и скотоводство. Во 2-й пол. 1-го тыс. до н.э. нас. В. Причерноморья испытало сильное влияние др.-греч. культуры. К нач. н.э. образовались две родств. плем. группы - апсилы и абазги, в результате слияния к-рых сформировалось этнич. ядро абхазов. В 8 в. возникло Абх. царство, терр. к-рого включала также р-ны Зап. Грузии. В 10 в. Абхазия и Грузия образовали единое гос-во. В 13 в. оно распалось. К кон. 16 в. выделяется абх. княжество, к-рое было в зависимости от Турции. В 1810 Абхазия была присоединена к России. В 1864 владетельное княжество было упразднено, Абхазия была включена в систему рос. адм. управления, что вызвало нар. восст. 1866. В 1870-е гг. ок. 200 тыс. А. (св. половины их числ.) были вынуждены переселиться в Турцию. После Февр. революции 1917 Абхазия предприняла шаги для политич. самоопределения; 31 марта 1921 была провозглашена Сов. Социалистич. Респ. Абхазия, вошедшая в дек. 1921 в состав Грузии на основе союзного договора. В 1931 Абхазия была непосредственно включена в состав Грузии на правах авт. респ. В 1980-е гг. среди абхазов зародилось нац. движение, возглавленное радикально настроенными представителями нац. интеллигенции, ставившее осн. задачей изменение гос.-правового положения Абхазии. Ухудшение взаимоотношений между Абхазией и Грузией привело к политич. конфликту, а затем к войне (1992-93).
Осн. традиц. занятия абхазов - земледелие, отгонно-пастбищное скотоводство, вспомогательные — пчеловодство, охота. В 20 в. освоили табаководство, выращивание чая, цитрусовых. Выращивают кукурузу и др. зерновые, виноград, садовые культуры, разводят кр. рог. скот, в горах - коз. Традиц. ремёсла - изготовление с.-х. орудий, утвари, одежды, изделий из металла и рога, резьба по дереву, инкрустация, вышивка, ткачество. Чрезвычайно разбросанные, протяжённые абх. селения лишены чёткой планировки, состоят из удалённых друг от друга усадеб хуторского типа.
Старинные дома плетёные, круглые или четырёхугольные, со скатной соломенной крышей. В 19 в. появились дощатые жилища (акуаскья) - приподнятые над землёй на столбах, многокомнатные, с крытой дранкой скатной крышей, по фасаду тянулся балкон, украшенный резьбой. В настоящее время абхазы строят каменные или кирпичные, обычно двухэтажные многокомнатные дома. Традиц. муж. одежда - бешмет, черкеска, зауженные шаровары, бурка, башлык, папаха, наборный пояс с кинжалом; у женщин - приталенное платье с клинообразным вырезом на груди, закрывавшимся металлич. застёжками, пояс, на голове платок; с определённого возраста девушки носили матерчатый корсет. Старинная дерев. жен. обувь (акапкап) - род ходулек. Традиц. пища - крутая кукурузная каша (абыста), варёная фасоль, молоко и молочные продукты, в частности сыры, козлятина, говядина, баранина, мясо дом. птицы, овощи, фрукты, орехи, мёд. Характерны острые подливы и соусы, приправа аджика. Алкогольные напитки - сухое вино и виноградная водка.
Для традиционной социальной организации характерны феодальные институты и многочисленные пережитки патриархально-родового строя. Большая семья в сер. 19 в. в осн. сменилась малой, но в соседской общине продолжали выделяться фамильно-патронимич. объединения. И соседи, и родственники были связаны взаимопомощью и взаимозащитой, в межобщинных отношениях большую роль играло гостеприимство, в межсословных — аталычество и др. виды искусств, родства. Бытовала кровная месть. Характерен традиц. нормативный комплекс апсуара, составной частью к-рого были детально разработанные этикетно-поведенч. нормы, включающие, в частности, почитание старших, обычаи избегания. В упрощённой форме многие эти нормы сохраняются и поныне. Многолюдные свадьбы и похороны продолжают оставаться важными событиями не только семейной, но и обществ, жизни.
Христианство среди абхазов распространяется к 4 в., ислам - с 16 в. Поныне сохраняется влияние традиц. верований, включавших разветвлённый пантеон божеств, почитание священных деревьев, гор, мест фамильно-родовых молений. Наиб. значит. памятник фольклора – нартский эпос. Популярны разл. песенные жанры, групповые и сольные танцы.
Ю.Д. Анчабадзе, Я.С. Смирнова
Абхазы - автохтонное нас. Кавказа. В древности предки абхазов, как и родственных им адыгов, составляли часть обширного конгломерата племён, населявших Вост. Причерноморье. С древнейших времён на этнич. терр. абхазами развивались земледелие и скотоводство. Во 2-й пол. 1-го тыс. до н.э. нас. В. Причерноморья испытало сильное влияние др.-греч. культуры. К нач. н.э. образовались две родств. плем. группы - апсилы и абазги, в результате слияния к-рых сформировалось этнич. ядро абхазов. В 8 в. возникло Абх. царство, терр. к-рого включала также р-ны Зап. Грузии. В 10 в. Абхазия и Грузия образовали единое гос-во. В 13 в. оно распалось. К кон. 16 в. выделяется абх. княжество, к-рое было в зависимости от Турции. В 1810 Абхазия была присоединена к России. В 1864 владетельное княжество было упразднено, Абхазия была включена в систему рос. адм. управления, что вызвало нар. восст. 1866. В 1870-е гг. ок. 200 тыс. А. (св. половины их числ.) были вынуждены переселиться в Турцию. После Февр. революции 1917 Абхазия предприняла шаги для политич. самоопределения; 31 марта 1921 была провозглашена Сов. Социалистич. Респ. Абхазия, вошедшая в дек. 1921 в состав Грузии на основе союзного договора. В 1931 Абхазия была непосредственно включена в состав Грузии на правах авт. респ. В 1980-е гг. среди абхазов зародилось нац. движение, возглавленное радикально настроенными представителями нац. интеллигенции, ставившее осн. задачей изменение гос.-правового положения Абхазии. Ухудшение взаимоотношений между Абхазией и Грузией привело к политич. конфликту, а затем к войне (1992-93).
Осн. традиц. занятия абхазов - земледелие, отгонно-пастбищное скотоводство, вспомогательные — пчеловодство, охота. В 20 в. освоили табаководство, выращивание чая, цитрусовых. Выращивают кукурузу и др. зерновые, виноград, садовые культуры, разводят кр. рог. скот, в горах - коз. Традиц. ремёсла - изготовление с.-х. орудий, утвари, одежды, изделий из металла и рога, резьба по дереву, инкрустация, вышивка, ткачество. Чрезвычайно разбросанные, протяжённые абх. селения лишены чёткой планировки, состоят из удалённых друг от друга усадеб хуторского типа.
Старинные дома плетёные, круглые или четырёхугольные, со скатной соломенной крышей. В 19 в. появились дощатые жилища (акуаскья) - приподнятые над землёй на столбах, многокомнатные, с крытой дранкой скатной крышей, по фасаду тянулся балкон, украшенный резьбой. В настоящее время абхазы строят каменные или кирпичные, обычно двухэтажные многокомнатные дома. Традиц. муж. одежда - бешмет, черкеска, зауженные шаровары, бурка, башлык, папаха, наборный пояс с кинжалом; у женщин - приталенное платье с клинообразным вырезом на груди, закрывавшимся металлич. застёжками, пояс, на голове платок; с определённого возраста девушки носили матерчатый корсет. Старинная дерев. жен. обувь (акапкап) - род ходулек. Традиц. пища - крутая кукурузная каша (абыста), варёная фасоль, молоко и молочные продукты, в частности сыры, козлятина, говядина, баранина, мясо дом. птицы, овощи, фрукты, орехи, мёд. Характерны острые подливы и соусы, приправа аджика. Алкогольные напитки - сухое вино и виноградная водка.
Для традиционной социальной организации характерны феодальные институты и многочисленные пережитки патриархально-родового строя. Большая семья в сер. 19 в. в осн. сменилась малой, но в соседской общине продолжали выделяться фамильно-патронимич. объединения. И соседи, и родственники были связаны взаимопомощью и взаимозащитой, в межобщинных отношениях большую роль играло гостеприимство, в межсословных — аталычество и др. виды искусств, родства. Бытовала кровная месть. Характерен традиц. нормативный комплекс апсуара, составной частью к-рого были детально разработанные этикетно-поведенч. нормы, включающие, в частности, почитание старших, обычаи избегания. В упрощённой форме многие эти нормы сохраняются и поныне. Многолюдные свадьбы и похороны продолжают оставаться важными событиями не только семейной, но и обществ, жизни.
Христианство среди абхазов распространяется к 4 в., ислам - с 16 в. Поныне сохраняется влияние традиц. верований, включавших разветвлённый пантеон божеств, почитание священных деревьев, гор, мест фамильно-родовых молений. Наиб. значит. памятник фольклора – нартский эпос. Популярны разл. песенные жанры, групповые и сольные танцы.
Ю.Д. Анчабадзе, Я.С. Смирнова
Комментарии 0