Непризнанное государство0


В последнее время термин «непризнанное государство» или «самопровозглашенное государство», стал частой темой для СМИ. В современной публицистической литературе единого смыслового наполнения у этого термина не существует. Итак, что понимают в общем под термином «непризнанное государство»!? Непризнанное государство – это некое политико-территориальное образование, обладающее необходимым и достаточным набором атрибутов государственности, а равно являющееся независимым государством и, в то же время лишенное полного или частичного международного демократического признания и, следовательно, не имеющее возможности официально выступить в качестве субъекта международных отношений.

Тема моей работы касается, прежде всего, государства адыгов (черкесов), которая фактически приобрела в свое время статус субъекта международного права и имела все шансы быть полноправным и независимым государством.

Черкесия получила всемирную поддержку со стороны общественных организаций запада и востока, но осталась непризнанной со стороны Российской Империи, упорством и жесткостью которой, страна адыгов, как государство, прекратила свое существование. В своей работе, я хочу выяснить, имела ли Черкесия все атрибуты государственности, есть ли исторические предпосылки для таких утверждений.

В описаниях Черкесии, многими авторами периода Русско-Черкеской войны, черкесов представляют зачастую небольшими, абсолютно разобщенными дикими племенами. Такая тактика просто-напросто должна развеять правду о реально существовавшей государственности черкесов. Историки-фальсификаторы, исходя из таких убеждений, стремятся оправдать суть войны. Ввиду этого, во многих публикациях и сейчас, черкесские субэтнические группы представлены разобщенными, враждующими между собой племенами, ведущими разбойничий образ жизни, не имеющих конкретной цели в жизни и не ценящих человеческую жизнь. Несложно сломать все эти гнусные заявления, так как в свое время, многие путешественники запада и востока, отразили в своих трудах быт и культуру черкесов, совершенно не приемлемую к диким или полудиким племенам.

С давних времен, хоть и не было у черкесов письменности, постоянного правителя и атрибутов государственного устройства, была страна адыгов (черкесов), называемая ими самими Адыгэ Хэку.

Говоря о государственности черкесов, важно, прежде всего, отметить, что в середине XV века Инал Великий объединил черкесские земли и создал централизованное феодальное черкесское государство. После смерти Инала, государство не имея единого правителя, распалось на самостоятельные регионы, где в некоторых власть была в руках князей. Такое устройство государства напоминает конфедерацию, как это было и вначале Русско-Черкесской войны. Аристократические регионы с одной стороны (Темиргоя, Бжедугия, Кабарда, Жанея, Бесленея, Хатукай…) и демократические с другой (Абадзехия, Натухай, Шапсугия), к последним также можно причислить и мамхегов, так как по описаниям А.Н. Дьячкова-Тарасова, мамхеги жили подобно абадзехами, не имели князей и находились во вражде с темиргойцами, опасаясь попасть под влияние темиргоевских князей.

Известный английский путешественник Эдмонд Спенсер также определил представленные регионы и отношения между ними как форму конфедеративных связей.

«Черкесия делится на четырнадцать княжеств, самостоятельных каждое в своих границах. В случае предъявления каких-либо требований, отвергает их без стеснения». К. Гавани. «Территория независимого черкесского конфедеративного государства соответствует границам, установленным на карте генерала Хатова, опубликованной по приказу русского правительства за несколько лет до Адрианопольского договора и располагалась на всем пространстве от северного причерноморья до нижнего течения Терека.

Я хочу детально рассмотреть, что из себя представляла черкесская государственность, как осуществлялось управление. Если взять имеющиеся в исторической науке формы общественных отношений, то мы можем увидеть различные, не похожие друг на друга формы государственности: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая. Любая из этих форм предполагает защиту интересов правящих классов или национальных интересов. Это определение очень важно, так национальные интересы и сформировали ту модель государственности черкесов, о котором я расскажу подробнее.

Итак, рассмотрим устройство черкесского общества конца XVIII – начала XIX в. Перед Русско-Черкесской войной адыгское общество делилось на три уровня: привилегированные сословия, свободное крестьянство и зависимое крестьянство.

К привилегированным относились сословия князей = пщы, первостепенных дворян – лIэкъолъэш, второстепенных дворян = оркъ, гереевичей (джэрый) – хъаныкъо.

Свободное крестьянство состояло из нескольких групп: изначально свободные – фэкъолI, вольноотпущенники, освобожденные от крепостной зависимости по воле феодала, - азат, беглые крестьяне , без согласия и выкупа освободившие себя от крепостной зависимости,– брамыты, оброчные крестьяне – огу, бывшие крепостные, освобожденные через выкупное свидетельство, - шъхьащэфыжь.

Зависимые крестьяне подразделялись на крепостных – пщылIы – и дворовых – унэIут.

Рассмотрим схему сословного деления аристократических субэтнических групп черкесов.

Так в самом верху стоят князь (пщы), дальше – дворяне первой степени – лIэкъолъэш, дворяне второй степени – дыжъыныгъо, дворяне третьей степени – пщыоркъ, дворяне четвертой степени – шъзолIыгъус, телохранители князя – пщычэу, крестьяне-общинники – фэкъолI, вольноотпущенники – азат, крепостные крестьяне – пщылIы, огу и домашние рабы – унэIут.

У демократических народностей Черкесии наиболее важные дела народа решали на совете старейшин – Хасэ.

Приводя эту схему, посчитал важным, также напомнить об институте старшего князя Черкесии. В Черкесии существовал институт верховности в лице старшего князя. В черкесском языке этот термин звучит как великий князь – пщышхо (дословно с черкесского – «князь большой/великий»). Существование такого института подтверждается иностранными источниками. Властные полномочия старшего князя Черкесии были таковы, что в глазах иностранных наблюдателей он считался царем черкесов.

Монахи-доминиканцы Рихард и Юлиан в составе венгерского посольства в 1237 г. посетили страну Зихию и главный город этой страны – Матрика, расположенный на Таманском полуострове. Матрика тождественна византийскому наименованию Таматарха. В Матрике посольство получило очень хороший прием со стороны короля (rex) Зихии. (De facto Ungariae Magnae a fretre Riccardo inventotempori domini Gregorii Noni. // Исторический архив. 1940. Т. З. С. 96.). В 1237 г. в персидских источниках упоминается черкесский царь Тукар, погибший в битве с монголами. (Рашид ад-Дин. Сборник летописей. М.-Л., 1952. Т. 2. С. 39.). В XIV-XV вв. в итальянских документах, касающихся взаимоотношений между консулом Каффы и Черкесией (Зихией), недвусмысленно указывается на совершенно особый статус правителя Черкесии. Этот статус позволял старшему князю Черкесии состоять в переписке с папой римским. К 1333 г. относится письмо папы Иоанна XXII адресованное царю Зихии (Черкесии) Верзахту, в котором римский (на тот период – авиньонский понтифик благодарит правителя адыгской страны за его усердие в деле внедрения католической веры среди своих подданных. Властный статус Верзахта был настолько высок, что по его примеру остальные черкесские князья приняли католичество. (Atti della Societa Ligure di storia patria. T. VII, f. 2. 737; Колли Л. Кафа в период владения ею банком св. Георгия (1454-1475) // Известия Таврической Ученой Архивной комиссии. № 46. Симферополь, 1912. С. 86.).

С великим князем Черкесии итальянские власти Каффы заключали официальные договоры – торговые договоры, конвенции о найме солдат в Черкесии для охраны итальянских поселений в регионе. В 1446 г. власти Каффы обратились к правителю Зихии-Черкесии Уздемороку (Usdemoroch, olim domino Gethicorum, то есть «давно правитель Джихикорума/Джихии) как к посреднику в их территориальном споре с крымским ханом. Произношение названия зихи как джихи, джитхи, джихт объяснимо особенностями генуэзского диалекта. В 1455 г в генуэзском документе говорится о Зихии как о государстве: сообщая в Геную о недостатке продовольствия в Каффе, источник сообщает, что на «Зихию,так же как и на Турцию, нечего нам и надеяться, так как эти государства нам враждебны». (Atti della Societa Ligure di storiapatria. T.VI, f. 1, doc. № 368. Письмо от 6/IX 1455 г.). В 1471 г. в генуэзских документах упоминается верховный князь Зихии Петрезок (Пэтэрэзыкъу): в английском переводе Р.Ф. Крессела «Petrezok» , the paramount lord of Zichia». (Kressel R. Ph. The Administration of Caffa under the Uffizio di San Giorgio. University of Wisconsin, 1966. P. 396.). С этим правителем правители Каффы заключили договор о закупках хлеба в Зихии. В целом ряде документов, связанных с генуэзско-черкесскими отношениями XIV-XV вв., фигурирует «князь Зихии» и «зихские/черкесские князья». Именно старший князь Зихии, как титул, фигурирует во всех этих исторических документах.

Подобных документов немало. Перенесемся к периоду Русско-Черкесской войны. Уже к концу войны, черкесы, понимая, что оказались в почти безвыходном положении, снова предпринимают попытку объединить все регионы страны с единым центром управления, которая делилась на 12 территориальных подразделений, куда, как полагают некоторые историки, входила и Абаза (Абазиния).

В июне 1861 г., на съезде представителей абадзехов, шапсугов и убыхов был сформирован меджлис - высший законодательный орган Черкесии под наименованием Великого свободного заседания. В источниках упоминается и несколько иное наименование этого органа – Великий Меджлис Вольности черкесов. Здание меджлиса располагалось в нижнем течении реки Сочи. Руководство Меджлиса, по сути, явившееся правительством Черкесии, состояло из пятнадцати человек под председательством Хаджи Керандук Берзека. (Чирг А. Ю. Развитие общественно-политического строя адыгов Северо-Западного Кавказа (конец XVIII – 60- е гг. XIX в.). Майкоп, 2002. С.167-168.).

Черкесский Меджлис развернул масштабную внешнеполитическую деятельность. В первую очередь был выработан официальный меморандум, адресованный царю Александру II. Текст меморандума был вручен лидерами меджлиса царю во время приезда последнего в Черкесию в сентябре 1861 г. Были также приняты обращения к османскому и европейским правительствам. В Стамбул и Лондон были направлены специальные представители с целью заручиться дипломатической и военной поддержкой. Деятельность черкесского правительства получила всемирную поддержку со стороны общественных организаций солидарности с борющимся народом Черкесии – черкесских комитетов Стамбула и Лондона. То есть, ссылаясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что Черкесия приобрела черты субъекта Международного права.

Чтобы считаться полноправным государством, страна должна соответствовать некоторым параметрам, обладать необходимыми инструментами для выполнения функций государства, это:

•Конституция;
•правоохранительные структуры;
•границы;
•государственный флаг и герб;
•государственный язык;
•население;
•армию.


Так, Мусса Дауров считает, что осуществление функций конституции и правоохранительных органов регламентировалось в адыгском (черкесском) обществе принципами Адыгэ Хабзэ. Адыгэ Хабзэ – свод неписаных правил, которые регламентировали все стороны взаимоотношений в адыгском обществе. Исполнение этих правил было святой обязанностью каждого члена общества, независимо от того, князь он, дворянин, свободный или вольноотпущенник. Соответствие этим правилам было главной добродетелью наряду с такими понятиями как мужество, гостеприимство и красноречие. Именно это положение определяло отсутствие в адыгском обществе правоохранительных и надзирательных органов. Они подменялись осознанным отношением каждого члена общества к правам и обязанностям, и, как следствие, Адыгэ Хабзэ идентифицировало адыгов на всей территории исторической Черкесии, выступая в роли КОНСТИТУЦИИ.

В общем же, Адыгэ Хабзэ формировало адыгский менталитет: Адыгэ Хабзэ – это как я думаю; Адыгэ Хабзэ – это как я делаю (как я исполняю свои обязанности); Адыгэ Хабзэ – это как я умру (что обо мне скажут после моей смерти).

(Л.Х. Балагова. Адыгэ Хабзэ как основание этнической идентификации адыгов. Хабзэ, № 21. Майкоп. 1997).

Следующий признак государственности – это территория. В этом плане несложно отразить границы исторической Черкесии, так как страна черкесов в свое время привлекла многих путешественников и этнографов, которые отразили ее в картах.

«Черкесские земли, - писал первый адыгский историк Султан Хан-Герей, - простираются в длину с лишком на 600 верст, начиная от устья Кубани вверх по этой реке, а потом по Куме, Малке и Тереку до границ малой Кабарды, которые простирались прежде до самого слияния Сунжи с Тереком». Кроме того, по побережью Черного моря адыги занимали территорию протяженностью около 250 км, гранича на юге по реке Бу с убыхами – родственным народом. В самом широком месте земли адыгов тянулись от берегов Черного моря на восток до Лабы, затем при переходе из бассейна Кубани в бассейн Терека они сильно сужались, чтобы потом опять расшириться на территории Большой Кабарды до 100 км с лишним.

Французский дипломат Карл Пейсонель пишет в 1755 году: «Черкесия – независимая страна…Границы ее на юге достигают отрогов Главного Кавказского Хребта, с запада на восток она простирается от Черного моря до Терека…». Если сослаться на героический эпос черкесов «НАРТЫ», то в нем ярко прослеживаются границы исторической Черкесии.

Неотъемлемым и приоритетным направлением деятельности любого государства является защита своих границ. Ввиду этого, напрашивается следующий признак государственности – АРМИЯ.

Учитывая тот факт, что Черкесия являлась самой большой и в военном отношении, самой сильной страной Кавказа, она могла выставить армию, состоящую из пехоты и конницы.

Эдмонд Спенсер пишет: «Конфедеративные Земли Черкесии могли выставить 200-тысячное войско»… Если ссылаться на общепризнанную статистику, а ее показатель от всего населения составляет 10 % , то 200-тысячное войско предполагает около 2 миллионов населения Черкесии. Фельдмаршал Паскевич И.Ф. докладывал: «Население Черкесии составляет 1 миллион 700 тысяч человек. Черкесы могут выставить 250-тысячное войско». (Черноморская кордонная линия и правый фланг Кавказских войск. «Кубанский сборник», Екатеринодар, 1904 г. Т. 10).

Однако сведения об общей численности черкесов до начала русско-черкесской войны и после весьма противоречивы и точной цифры, пожалуй, сейчас не установить.

По подсчетам посланца имама Шамиля наиба Мухаммеда Амина население Черкесии составляло не более полумиллиона человек. По данным адыгских историков прошлого века – около 3 миллионов, а египетский адыг Р. Рушди приводит в своем труде цифру 6 миллионов человек. Постоянные междоусобицы, острые вспышки смертоносных болезней, работорговля и не имевшие конца кровопролитные войны с Турцией, Крымским ханством, а позже с Россией уносили десятки тысяч жизней.

Анализируя имеющиеся данные, можно назвать приблизительную цифру, которая близка к истине. Эта цифра 2 миллиона.

Торговые и экономические отношения с другими государствами. Это важные определяющие сложившихся форм государственности Черкесии. Производимые в Черкесии качественные товары, как: оружие, материи, бурки, папахи – пользовались большим спросом также, как и продукты питания: мед, пшеница, пшено и т.д..

Можно приводить много аргументов и доводов в пользу того, что Черкесия имела все элементы государственности и права на единое и неделимое государство конфедеративной формы, общественное устройство которого базировалось на принципах демократии.

Хочу еще раз напомнить, что Основным Законом черкесской государственности, подобное Конституции, было Адыгэ Хабзэ. А что касается функций управления, то оно осуществлялось Хасэ – Народным Собранием. Эдмонд Спенсер называет Ассамблеей данный вид управления. «Ассамблея (Большое собрание – Хасэ) была проведена в одной из священных рощ, - пишет Э. Спенсер. – Как только оратор поднимается со своего места, чтобы обраться к Ассамблее, глубочайшее и самое уважительное молчание установилось до тех пор, пока какая-нибудь возбуждающая фраза производила всеобщего возгласа энтузиазма, которому громкий звон их сабель придавал дополнительный эффект, при котором было необходимо какому-нибудь из старейшин поднять руку, чтобы порядок снова восстановился».

Еще в 1834 г. конфедеративные княжества и Земли вырабатывают Положение о единой государственной символике – зеленое полотнище, на фоне которого 12 золотых звезд коронуют три перекрещенные стрелы. Звезды символизируют число Земель и княжеств (не число субэтнических групп, как это подается в современном толкования значения черкесского флага) Конфедерации, а три стрелы отражают мирную основу международных отношений, как устремлений Конфедерации. В 1836 году флаг, как общенациональная символика, был принят Всечеркесским Хасэ. Адагумская государственность «На реке в 1848 году состоялось Большое Собрание – Хасэшхуэ, в котором приняли участие абадзехи, шапсуги, натухажцы, убыхи. Хасэ (совещание) проходило в течение целого года с февраля 1848 по февраль 1849 года. Собравшиеся согласились между собой предоставить Народному Собранию – Хасэ власть над народом, учредить администрацию и земскую полицию». (Н. Дубровин. «Черкесы» Петербург. 1871 г.)

Как видно из вышесказанного, стремление черкесов к созданию единого государства было далеко не вымыслом и не мифом. Был запущен естественный процесс формирования единого черкесского государства, которое было прервано военными действиями царского самодержавия, поражением Черкесии в Русско-Черкесской войне и массовым исходом черкесов в османскую Турцию.

19 июня 1862 года командование царских войск предприняло широкомасштабную операцию по уничтожению административного центра Сочинского Меджлиса.

Черкесия, имея все атрибуты государственности и формоу правления, могла стать полноправным государством, но была обречена на исчезновение ввиду свирепости царского сатрапа.

Нынешняя политика России (преемницы Российской Империи) также как и РИ, игнорирует эти факты и предпочитает умалчивать о них. Такое поведение, прежде всего, можно охарактеризовать ее внешними интересами и, как РИ, придуманным правом вмешиваться во внутренние дела чужих государств, ссылаясь на миротворческую миссию, не имеющие масштабного характера или на безопасность своей страны.

Сейчас Российская Федерация признает независимость Абхазии и Южной Осетии, а когда ей будет выгодно и другую республику, оторвавшуюся от какой-нибудь страны, но в свое время, не выпустила из своего состава Чеченскую республику, которая имеет все права на суверенное и независимое существование как государство, ссылаясь на нарушение конституционного строя. Однако Россию не интересует мнение других государств, конституционный строй и целостность государственных границ которых она нарушает вмешательством во внутренние дела чужого государства. Вы наверное поняли, что речь идет об Абхазии и Южной Осетии, республики, которые в грузинских СМИ называют оккупированными регионами Грузии.

Если исходить из тех же принципов, на которые опирается Российская Федерация, то и целостность территориальных границ Грузии не должна быть нарушена внешними силами. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции РФ «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

Согласно Конституции Грузии, в ст. 1 ч.1 говорится: «Грузия – независимое, единое и неделимое государство, что подтверждено референдумом, проведенным 31 марта 1991 года на все территории страны, Включая Абхазскую АССР и бывшую Юго-Осетинскую автономную область, и Актом о восстановлении государственной независимости Грузии от 9 апреля 1991 года».

Принцип территориальной целостности государств утвердился с принятием Устава ООН в 1945г. и как процесс, по сей день продолжается его развитие, однако, как показывает практика, Устав ООН не распространяется на Российскую Федерацию и действует лишь тогда, когда ей самой это выгодно.




Список использованной литературы:

1.Эдмонд Спенсер. «Путешествие в Черкесию». (Лондон, 1836).
2.(De facto Ungariae Magnae a fretre Riccardo inventotempori domini Gregorii Noni. // Исторический архив. 1940. Т. З. С. 96.). В 1237 г. в персидских источниках упоминается черкесский царь Тукар, погибший в битве с монголами. (Рашид ад-Дин. Сборник летописей. М.-Л., 1952. Т. 2. С. 39.).
3.(Atti della Societa Ligure di storia patria. T. VII, f. 2. 737; Колли Л. Кафа в период владения ею банком св. Георгия (1454-1475) // Известия Таврической Ученой Архивной комиссии. № 46. Симферополь, 1912. С. 86.).
4.(Atti della Societa Ligure di storiapatria. T.VI, f. 1, doc. № 368. Письмо от 6/IX 1455 г.).
5.(Kressel R. Ph. The Administration of Caffa under the Uffizio di San Giorgio. University of Wisconsin, 1966. P. 396.).
6.(Чирг А. Ю. Развитие общественно-политического строя адыгов Северо-Западного Кавказа (конец XVIII – 60- е гг. XIX в.). Майкоп, 2002. С.167-168.).
7.(Л.Х. Балагова. Адыгэ Хабзэ как основание этнической идентификации адыгов. Хабзэ, № 21. Майкоп. 1997).
8.(Черноморская кордонная линия и правый фланг Кавказских войск. «Кубанский сборник», Екатеринодар, 1904 г. Т. 10).
9.(Н. Дубровин. «Черкесы» Петербург. 1871 г.)
10.Конституция РФ, с ч. 3 ст. 4
11.Конституция Грузии, ст. 1 ч.1

Тимур Зафесов


геноцид черкессия


Комментарии / 0 из 0


    Уважаемый, посетитель!
    1. Обязательно укажите свое имя и поставьте галочку в графе "Я не робот".
    2. Публикация комментария может занимать несколько секунд. Пожалуйста, дождитесь подтверждающего сообщения после его отправки.
    3. Зарегистрированные пользователи могут получать уведомления об ответах и новых комментариях.