Тыгъужъыкъуэ Къызбэч (Тугужуко Казбич)

Для сохранения самобытности и ментальности народа, молодое поколение должно воспитываться на примерах героев своего народа. Мы предлагаем познакомиться с легендарной личностью – Кизбечем Шеретлуко.

Это был бесстрашный предводитель шапсугских отрядов, который во время русско-черкесской войны объединил вокруг себя свой народ. О храбрости и удали этого воина слагали песни при его жизни. Это говорит о многом, ведь адыги слагали песни только самым выдающимся личностям.

Сейчас мы живем не в военное время, но пример данного героя может греть наши сердца и воспитывать подрастающее поколение с поистине адыгским самосознанием. редлагаем выдержки из работ различных авторов. Их мнение по различным вопросам может не совпадать, но все они говорят о герое с большим уважением.

КИ3БЕЧ ТУГУЖОКО ШЕРЕТЛУКО

(1777 - 1840)

Герой Русско-Кавказской войны,

предводитель шапсугских отрядов

Кто такой Кизбеч Шеретлуко? Кто бы ни писал о Кизбече, всегда попадал под его влияние и обаяние. Нарисовать его разбойником, хищником у них не получалось, потому что ОН им никогда не был.

Не смог этого сделать ни М.Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени», ни художник - князь Г.Г. Гагарин в своей картине «Набег закубанцев», ни Олекса Кирий в поэме «Адыге», ни И.А. Шереметьев в «Ольгинском кордоне», хотя на него сверху давили силы, ни Петлюра в «Истории Кубанского казачьего войска» под редакцией Щербины.

Все они преклонялись перед ним, восхищались, а может, завидовали его храбрости и удали.

Казбич Тугузович Шеретлуко был настоящий мужчина - верный, неподкупный, смелый, ловкий, бесстрашный, неутомимый, добрый, щедрый. Единственным его «недостатком» была влюбленность в свою бедную родину, в свою свободу, в свою независимость. Эта влюбленность питала его силы, окрыляла на подвиг. С кем только не встречался Казбич с 1810 по 1839г.г. на поле брани! Он предводитель шапсугских отрядов, нигде не прошедший азы военного искусства, противостоял таким, как Бурсак, Власов, 3авадовский, Бескровный, Кухаренко и многим другим предводителям регулярных царских войск!

Ни одна личность черкесов не пользовалась такой славой, почетом, как Казбич. Вокруг его имени, под его знамена становились тысячи и шли на защиту отечества.

Ни одного крупного поражения за 30 лет своего предводительства он не потерпел. Это снискало ему уважение и по достоинству его прозвали «Львом Черкесии». Он плавал в лучах славы и кызбечевцы, испытывая на себе его внимание, делили с ним его славу.

Он мог дарить людям радость! Мог без устали танцевать на джегу. Мог петь в два голоса.

Родился Казбич в 1777 году. Семерка - магическая цифра, приносящая счастье, славу, почет, память... Был у отца Тугуза Ельмишуковича одним из семи братьев. Родился в ауле Беаннеш, что находился в бассейне реки Адыгум, притоке Кубани. Это земля в нынешнем Крымском районе.

В 1796-м году принимал участие в Бзиюкской битве, где чуть не лишился головы, отделался глубоким рубцом. За годы борьбы его тело покрылось шрамами, рубцами. Ранам он счет потерял. Основными объектами военных действий его отряда были станицы и укрепления: Елизаветинская, Марьянская, Георгие - Афипская (ныне пос. Афипский), Абинская и другие.

В конце 1839г. в одной из схваток с царскими войсками он получил несколько тяжелых ранений, которые привели к его кончине. Шапсуги потеряли своего предводителя.

Он ушел из жизни, но остались легенды, песни. Не только остались, но и слагаются, рождаются новые произведения о нем и будут впредь сочиняться, потому что он был, любим народом и почитаем этим народом.

Мира Меретукова
ветеран педагогического труда, краевед.

«Лев черкесов» - бестрашный воин Шеретлук Тугужоко Кизбеч

Шеретлук Тугужоко Кизбеч родился в 1777 г. в ауле Беаннаш, находившимся в бассейне р. Адагум. Он происходил из дворянского шапсугского рода Шеретлуковых. Знавший его лично англичанин Д. С. Белл назвал Кизбеча «львом черкесов». Его предводительская военная деятельность в Черкесии падает на 1810— 1839 гг. В 1834 г. он дважды одержал победу над царскими войсками. В первом случае, находясь во главе 700 шапсугских всадников, в районе Абина Кизбеч рассеял 14-тысячный царский отряд. В сражении погибло 150 русских воинов, было захвачено 7 телег с фуражом. Во втором случае, предводительствуя 900 горцами, «лев черкесов» разогнал еще больший царский отряд, отобрав у него всю его добычу, включая пленных из 9 черкесских аулов. В 1837 г. в сопровождении 250 человек Кизбеч атаковал на правом берегу Кубани русский форт, прогнал занятых сенокосом солдат, которые побросали косы как сказано в источнике, числом около 200 штук. Забрав их в виде трофея, кизбечовцы вернулись домой.

Кизбеч выступал не только организатором военных походов, но и выказывал личное мужество и героизм. В начале июня 1837 г. он в одиночку бросился на стражу Николаевского форта, пленил солдата и прихватил с собой 9 винтовок. Однако далеко не всегда военные предприятия Кизбеча заканчивались удачей. 30 января 1830 г. «лев черкесов» с 4 тыс. горцев атаковал станицу Елизаветинскую, но потерпел сокрушительное поражение от отряда атамана А. В. Бескровного. В другом, но уже победоносном бою, в октябре 1838 г. он получил 7 тяжелых ран, ранены были и его сыновья. Вскоре один из них умер. Но это обстоятельство, по словам Д. Белла, «... не растрогало отца, и он посмотрел на его смерть, как и вообще здесь смотрят на нее, как на предопределение свыше».

Как воин, Кизбеч пользовался большим уважением среди противников. Царские генералы вступали с ним в переговоры и неоднократно предлагали перейти на службу России. Император Николай I за большую сумму пытался приобрести у Кизбеча его портрет. Но «лев черкесов» относился с презрением ко всем предложениям русских.

Кизбеч Тугужоко Шеретлук умер от полученных в боях ран 28 февраля 1840 г. (по другим данным — 1839 г.). Но и после смерти он не переставал занимать воображение соотечественников.

Пшимаф АУТЛЕВ,
кандидат исторических наук, г. Майкоп.

«…Но между черкесскими вождями был один человек, который во все это время не сообразовался с действиями других, не ездил в Анапу и на свой риск и страх, с отборной партией в пятьсот наездников, грозил русским пределам. Это был шапсугский уорк Казбич (собственно — Кзильбеч) из знаменитой фамилии Шеретлуковых.

Даже среди черкесских головорезов и удальцов Казбич был личностью необыкновенной, исключительной. С самых юных лет он отличался поражающей неустрашимостью, соединенной с характером суровым, упрямым и грубым. Самая наружность его, огромный рост, громкий голос, дерзкие и грубые ухватки, казалось, созданы были для того, чтобы иметь неотразимое влияние на народ, для которого война была ремеслом. Бурная, беспечная, удалая жизнь среди битв и набегов отвечала его наружности. И там, где другие предводители должны были употреблять усилия, чтобы собрать несколько сот всадников, Казбич, который, однако, не славился ни особенным умом, ни красноречием и общительностью, мог во всякое время располагать целыми тысячами.

Счастливые стечения обстоятельств, видимо, покровительствовали этому герою разбоев: предпринимал он набег — и набег удавался, хотел с ним соперничать другой — и терпел поражение. В конце концов, в народе сложилось суеверное представление, что Казбич своим присутствием приносит счастье в набеге.

Как нарочно, калаусское поражение шапсугов должно было необыкновенно поднять тогда уже немолодого Казбича в мнении соплеменников и облечь его какой-то мистической загадочностью: он, только и живший боевыми тревогами, на этот раз не только сам отказался идти в набег, но по какому-то темному предчувствию горячо отговаривал и других.

И теперь бесполезная гибель, и гибель позорная, тысячи двухсот человек, как бы на поругание брошенных в болото, в мутную воду, грудами, и лишенных покрова родной земли,— представлялась как бы следствием того, что не послушались Казбича.

Чтобы докончить характеристику знаменитого шапсуга, необходимо сказать, что и впоследствии ни гибель сыновей, ни множество ран, ни старость не отучили Казбича от любимого ремесла — войны и набегов. Умер он, хотя в глубокой старости, но от раны, полученной в набеге в 1839 году, оставя по себе долгую память. Еще при жизни его была сложена у шапсугов песня, в которой подробно передавались его дела и подвиги, — явление необыкновенное при известной скромности черкесов, и величайшим наслаждением Казбича в дни старости и бездействия было слушать эту песню, в которой постоянно говорится об обнаженной шашке героя. Суровая личность Казбича так поразила воображение соплеменников, что в жарких сражениях с русскими он, долго спустя после смерти, не раз чудился черкесам на белом коне и в белой одежде; об этом существует, по крайней мере, множество рассказов...»

В.А. Потто «КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА»


Комментарии 0

      Последние публикации

      Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

      Подписаться

      Здравствуйте!
      Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

      Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.