Гуаие - загадочный народ Черноморского побережья

Литературные версии истории происхождения

Шапсугские информаторы Л.И. Лаврова отрицали свое генетическое родство не только с адыгами, имевшими князей, но и с маленьким племенем гуаие (гоаие, гуае), обитавшим до 1860-х гг. на побережье моря по соседству с шапсугами. Однако литературные источники первой половины XIX в. не отличали последних от шапсугов ни социальным устройством, ни культурой, ни языком. Ко времени экспедиции 1930 г. в Черноморской Шапсугии оставалось несколько семей гуае, носивших фамилию Коблевы, которую их предки приняли еще в XIX в.

Старожилы также рассказывали Л. И. Лаврову (в 1930 г.), что когда-то на месте аула Тхагапш жил прославленный и чуть ли не единственный род шапсугских пши (князей), носивший фамилию Шесхако. В этом роду якобы наблюдалось странное явление: когда сын вырастал настолько, что мог сам садиться на коня,- его отец умирал. Теперь из этого рода, говорится в предании, никого не осталось.

Упоминание названной фамилии содержится и в достаточно информированном русском источнике первой трети XIX в. (Л.Я. Люлье). Из сообщения автора следует, что княжеская фамилия Шесхако действительно существовала и относилась к племени гоаие, но затем пресеклась. Но она однако сохранилась в названии селения (общества), подвластного в свое время этому роду и разбросанного по долинам впадающих в море pек Аше, Дзеш (х) - сейчас Куапсе, Копс (ныне Свирская Щель), Псышу (Псезуапсе), которое Л. Я. Люлье называет Гоаие или Шехокуадж. «Значительность этого племени, - отмечает он, - доказывается ныне числом фамилий, слившихся с натухажцами и шапсугами. Главные дворянские фамилии этого племени Карзейк и Куиецюк; княжеская же Шесхако пресеклась». Ниже Люлье перечисляет все дворянские фамилии: «Между племенем Гоаие, вошедшим, как выше сказано, в состав натухажского народа, следующие дворянские фамилии: Карзейк, Куецюк, Дирсюе, Хатираме, Бирдж и Черч». Он же приводит список из 17 фамилий гоаие. В давние времена, по мнению Л.Я. Люлье, гоаие были «главным» племенем Черноморского побережья Кавказа. Напомним, что автор жил среди черкесов 8 лет (с 1820 по 1828 г.) в качестве комиссара русского правительства в миссии Р. Скасси.

К.Ф. Сталь относит к гуаие и фамилию Шупако, бывшей в его время одной из главнейших натухайских дворянских фамилий.

Географ-путешественник Эвлия Челеби (1641 г.) называет среди причерноморских племен, живших на северо-запад от Сочи «племя» вайяпиха (waipigha, - в английском переводе его труда) которое, вполне может быть соотнесено как с убыхами, так и с гуаия. Действительно вторая часть – «pigha» – вполне сопоставима с самоназванием убыхов «пех», «пэху», первая – с этнической общностью гуаие.

В первой половине XIX в. гуаие являлись, как уже говорилось, частью шапсугов и натухайцев, проживая более или менее компактно в нижнем течении реки Псезуапсе, носившей в ряде источников 1830-х гг. название Вайя (в том числе у Джеймса Белла). А лоция Черного моря 1851 г. содержит упоминание о горе Гоэтхе высотой 3 тыс. футов: «По обе стороны ущелья Псезуапе видны две высокие горы; из них особенно приметна Гоэтхе, находящаяся к западу от ущелья». Ныне - это территория санаториев «Гренада» и «Тихий Дон» (правый берег) и выше, на протяжении не менее 7 км, и санатория «Лазаревское» (левый берег) и выше, включая поселок Алексеевку.

Согласно карте «Черноморское побережье Кавказа», размещенной в путеводителе Григория Москвича, именно правый или западный берег являлся наиболее значительным местом расселения гуаие. По сведениям, полученным от потомков первых греческих переселенцев из фамилии Андриади, осевших в 1869 г. на скатах приморской горы в районе нынешней улицы Партизанской, эта местность, как и территория старого кладбища в пос. Лазаревском (ул. Изумрудная), разделенных рекой, название которой утеряно, а сама она заведена под землю, являлись местом прежних горских селений. На участке их семьи росла огромная старая, но еще плодоносящая груша.

Русские военные источники середины XIX в. называют главой (старшиной) общества гуае Заурбека, селение которого находилось как раз на описанном выше месте, на правом берегу реки Псезуапсе.

«Гуае известны в истории Северо-Западного Кавказа, - пишет Л.И. Лавров, - как наиболее стойкие приверженцы древнего язычества среди черкесов, и когда, например, вождь Закубанского сопротивления России – Магомет Амин решил привести их к принятию ислама, то они окопались и положили с оружием в руках отстаивать веру предков. В 1850 году гуае внешне приняли магометанство».

Шапсуги, по словам Лаврова, их происхождение объясняли таким образом, будто бы древние греки ссылали своих преступников на какую-то реку, находящуюся южнее реки Небепси (Небепси – река между Псезуапсе и Шахе, в земле шапсугов). Это было место «подобное русской Сибири». И вот от таких ссыльных произошло якобы племя гуае. С таким толкованием, продолжает ученый, «мы, конечно, согласиться не можем и отметим лишь, как любопытное совпадение данного предание с тем, что греки действительно считали некоторые западные племена Кавказа, в том числе и ахеев, отождествленных у А.И. Генко с гуае, за греков, переселившихся на Кавказ и одичавших впоследствии. Правда, большую роль в этом сыграло племенное название туземцев, напоминавшее грекам свои, на слух идентичные термины.

Отбросив гипотезу греческого происхождения целого черкесского племени, мы должны напомнить тот факт, что действительно Черкесия и Абхазия для греков являлись местом ссылки, о чем у нас имеются определенные литературные сведения. Отрицание родства гуае с шапсугами и даже со всей группой племени «абадзе-адыги», очевидно, имеет историческую подкладку. Это племя, нужно думать, являлось осколком более значительного племенного образования на Северо-Западном Кавказе, постепенно терявшего свое значение и количество. Если бы предположение Генко подтвердилось, то это лишь подкрепило нашу мысль, так как ахеи были когда-то одной из главнейших племенных единиц Кавказского побережья Черного моря».

До настоящего времени сохранились топонимы, происходящие от этнонима «гуае»: Гуарек, урочище на левом берегу реки Псезуапсе, в ее нижнем течении. Сейчас это территория санатория «Лазаревское» и выше, включая местность, занимаемую селом Алексеевка (находится примерно в 7 км от берега моря; образовалось в 1905 г.). «Селение Алексеевка, - пишет автор середины 1910-х гг., - находилось в 7 верстах от Лазаревского. Это место прежнего черкесского аула и по-старому здесь называется Гвай. Образовалось постепенно из одиночных семейств… Привлекали остатки бывшей оседлости горцев – орехи, фрукты, сплошные каштановые заросли». Предполагается, что имя народа гуае носит аул Агуй и село Агуяко, что в 3 км от Туапсе, вблизи моря; перевал Гойтх (Гойтхский) в верховьях реки Туапсе. Интересно, что среди фамилий гуае упоминается и Гунай, а как известно, на северном склоне кавказского хребта существует гора Гунай (сейчас Гейман). Это же имя носит река и село (Гунайка). Предлагается считать, что термин «гуае» переводится как «смелый». Но это версия.


Карта 1 — ФРАГМЕНТ КАРТЫ К ОПИСАНИЮ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ДАХОВСКОГО ОТРЯДА НА ЮЖНОМ СКЛОНЕ КАВКАЗСКИХ ГОР В 1864 ГОДУ // С. Духовской. Материалы для описания войны на Западном Кавказе. Даховский отряд на южном склоне гор в 1864 году // Военный сборник. СПб., 1864. № 11–12.
Карта 2 — ОБОЗНАЧЕННАЯ НА КАРТЕ РЕКА САЖЕ (САЖО?) В ДРУГИХ ИСТОЧНИКАХ И НА СОВРЕМЕННЫХ КАРТАХ НАЗЫВАЕТСЯ ГУНАЙ (ГУНАЙКА).
Карта 3 — ФРАГМЕНТ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА. Составитель Е. Д. Фелицын. 1890 г.


Комментарии 0

      Последние публикации

      Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

      Подписаться

      Здравствуйте!
      Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

      Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.