Берсей – Мастер Адыгской Графики
БЕРСИРОВ АБДУЛАХ МАХМУДОВИЧ - адыгский художник
БЕРСИРОВ, АБДУЛАХ МАХМУДОВИЧ - Берсей, известен широким кругам адыгского народа как автор иллюстрированных национальных календарей и как победитель конкурса на проект памятника жертвам русско-кавказской войны. Но эти работы выполнены в первой половине 90-х годов. К тому времени художник прошел полуторадесятилетний путь творчества, работая в основном, в технике гравюры по камню, офорте, гуаши и черной туши.
Еще сидя за кульманом в «Адыггражданпроекте», где молодой специалист работал после окончания архитектурного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1979 г.), он начал серию: «Архитектура и время». Высокая школа прикладной графики, которой славится «архитектурный Репинского», романтическая натура и фольклорный багаж молодого абадзеха из Хакурина помогли ему расширить творческий диапазон.
Вскоре Абдулах полностью переключается на изобразительное искусство и в производственной сфере деятельности. Но со своей базовой профессией не порывает. Теперь он даже углубляет и усложняет работу зодчего.
В графических листах Берсей осуществляет сложный архитектурно-генетический синтез элементов традиционной для Адыгов веранды с колоннадой и периптера древнегреческого храма. Возможное недоумение специалистов-зрителей автор разрешает разъяснениями в других листах и в других сериях, где показывает конструктивное сходство и единство этих далеких по расстоянию и по времени явлений мировой культуры.
Художник-архитектор остро и тонко априори почувствовал это родство, зная и осязая первое с детства из жизни, а второе изучив по истории искусства.
Архитектурное начало сквозит настойчиво и непрерывно во всем изобразительном творчестве Берсея, и архитектурная мысль никогда не покидает его.
Второе и самое решающее качество этого художника, выделяющее его из всей когорты графиков, живописцев и скульпторов Адыгеи и даже всего адыгского мира, это глубокий историзм, составляющий методологическую и сюжетно-тематическую базу творчества. Абдулах с безграничным терпением скрупулезно вырисовывает и с любовью шлифует мельчайшие этнографические детали адыгского быта, с фотографически-документальной точностью и с одинаковой уважительностью выписывает и элементы ландшафта, и костюмы, и фигуры, и лица людей.
Очень по-разному изображает Берсей своих предков и современных «соплеменников». В одном случае он их романтизирует, возвышая до уровня богов и героев, в другом критикует через гротеск, превращая их в дьявольских, смешных демонов.
Удивительно то, что этот яркий представитель Берсировского рода, обладающий нартским телосложением и проектирующий величественные архитектурные формы, в изобразительном творчестве избегает больших размеров, часто и с удовольствием работает в миниатюре. В 1995— 96 годах Берсей исполнил большую фольклорную серию миниатюр — «каприччо». Къоджеоред-хэр из 42 листов об адыгских селениях. В последней автор в колористически ярком, в динамически активном и по - романтически контрастном стиле с любовью и юмором изображает аульчан и создает меткие саркастические образы всех известных «адыгэкъуаджэ», следуя беспощадным народно-поэтическим характеристикам. Несмотря на то, что художник пользуется средствами европейского изобразительного искусства, школу которого он прошел в Российской художественной академии, в этой серии достигнут уровень метафоричности древнекавказского символизма. Смелые контрастные сдвиги сопоставления реального и фантастического в итоге формируют сюрреалистический строй этой серии, несомненно, наиболее соответствующий замыслу.
Но и в иллюстрированных календарях, выпущенных Адыгейским издательством в 1990 и 1996 гг., Берсей, напротив, обращается к большой графической форме. Пространственно широко, сюжетно интересно, колористически сочно, композиционно разнообразно, он представляет адыгский быт «позапрошлого» века, еще не деформированный «цивилизаторской деятельностью» штыка и сапога с севера. В этих двух серийных произведениях в полной мере выявились исторические возможности художника. Он активно привлекает мифологию и языческий пантеон адыгов, чтобы, с одной стороны, увлекательно, с другой — познавательно, показать прошлое своего народа и заразить современника возрожденческой идеей.
Но как не интересен мифологизированный мир древнего Кавказа, жизнь требует от художника внимания к современнику. И Абдулах активнейшим образом откликается на все события, происходящие вокруг. Он оказывается одним из самых прогрессивных художников Северного Кавказа среднего поколения, реагируя на драматически и трагически сложные политические процессы, вызвавшие уже четыре войны постсоветской истории.
Особенно активным протестом против войны прозвучала композиция «Разрушенный город — Мираж», исполненная в 1995 году. Это «Кавказская Герника» о Грозном, очень кстати образно напоминающая о трагедии испанского города в 1936, разрушенного фашистами.
Берсей постоянно в той или иной форме обращается к теме Кавказской войны прошлого века, перевернувшей историческую биографию адыго-черкесского народа. Не пропустил художник и тему 2-й Мировой войны («Возмездие» — 1995 г.). Однако, изображая ту или иную войну, он не любуется издали батальной романтикой, а страстно протестует против войны. Вот эта антимилитаристская сущность художника проявляется не только в творчестве, но и в характере, в поведении, в речи «большого добродушного абадзеха» из Хакурина, щедрого на доброту, юмор и, в первую очередь, на творческую результативность.
Активная жизненная и творческая позиция Абдулаха привлекает его к участию во всех конкурсах по мемориальным памятникам, по геральдике республики и ее столицы, по иллюстрированию журналов и книг, к активному участию во всех мероприятиях культурной жизни Адыгеи.
Очень показательно участие Берсея в конкурсе на лучший проект памятника жертвам русско-кавказской войны. Он выдал величественный монумент в виде «онджека»-дымаря. Оригинальная конструкция, выработанная еще в жилищной архитектуре Западной Черкессии 3-го тысячелетия до н. э. оказалась очень живучей и успешно служила адыгам четыре тысячелетия. Сквозь простой, дешевый материал (хворост, обмазанный глиной) архитектор разглядел в «онджэкъ» бесконечные высоты мироздания и общавшегося с небожителями.
Таково третье отличительное качество Берсея — выводить отдельные, большинству невидимые и неизвестные элементы национальной культуры на уровень международной значимости. Это стратегическое направление в ренессансном процессе развития культуры адыгов, ибо феномен ее не в эффектных, всем известных чудесах света, а многочисленных, незаметных деталях культуры, без которых не может существовать человеческое общество и которые составляли прогрессивную культуру черкесов в прошлом (одежда, этикет, орнамент, ювелирное дело, коневодство и др.).
Такая активная позиция довольно быстро выдвинула Берсея в авангард «служителей богемы» нашей республики и как закономерный результат— в 1992 г. Берсирову Абдулаху Махмудовичу было присвоено звание заслуженного художника Республики Адыгея.
В настоящее время Берсей — Берсиров Абдулах Махмудович, стоит у входа в музей древней прасеверокавказской архитектуры, которую он призван реконструировать, познав прошлое для будущей жизни. Затем художник заселит эти реконструкции адыгами в исторических ситуациях, и тогда появится настоящее историческое искусство современных черкесов, которое все давно ждут от художников Адыгеи.
Работы мастера.
Автор статьи: Искусствовед Ловпаче Н. Г.,
кандидат исторических наук.
Еще сидя за кульманом в «Адыггражданпроекте», где молодой специалист работал после окончания архитектурного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1979 г.), он начал серию: «Архитектура и время». Высокая школа прикладной графики, которой славится «архитектурный Репинского», романтическая натура и фольклорный багаж молодого абадзеха из Хакурина помогли ему расширить творческий диапазон.
Вскоре Абдулах полностью переключается на изобразительное искусство и в производственной сфере деятельности. Но со своей базовой профессией не порывает. Теперь он даже углубляет и усложняет работу зодчего.
В графических листах Берсей осуществляет сложный архитектурно-генетический синтез элементов традиционной для Адыгов веранды с колоннадой и периптера древнегреческого храма. Возможное недоумение специалистов-зрителей автор разрешает разъяснениями в других листах и в других сериях, где показывает конструктивное сходство и единство этих далеких по расстоянию и по времени явлений мировой культуры.
Художник-архитектор остро и тонко априори почувствовал это родство, зная и осязая первое с детства из жизни, а второе изучив по истории искусства.
Архитектурное начало сквозит настойчиво и непрерывно во всем изобразительном творчестве Берсея, и архитектурная мысль никогда не покидает его.
Второе и самое решающее качество этого художника, выделяющее его из всей когорты графиков, живописцев и скульпторов Адыгеи и даже всего адыгского мира, это глубокий историзм, составляющий методологическую и сюжетно-тематическую базу творчества. Абдулах с безграничным терпением скрупулезно вырисовывает и с любовью шлифует мельчайшие этнографические детали адыгского быта, с фотографически-документальной точностью и с одинаковой уважительностью выписывает и элементы ландшафта, и костюмы, и фигуры, и лица людей.
Очень по-разному изображает Берсей своих предков и современных «соплеменников». В одном случае он их романтизирует, возвышая до уровня богов и героев, в другом критикует через гротеск, превращая их в дьявольских, смешных демонов.
Удивительно то, что этот яркий представитель Берсировского рода, обладающий нартским телосложением и проектирующий величественные архитектурные формы, в изобразительном творчестве избегает больших размеров, часто и с удовольствием работает в миниатюре. В 1995— 96 годах Берсей исполнил большую фольклорную серию миниатюр — «каприччо». Къоджеоред-хэр из 42 листов об адыгских селениях. В последней автор в колористически ярком, в динамически активном и по - романтически контрастном стиле с любовью и юмором изображает аульчан и создает меткие саркастические образы всех известных «адыгэкъуаджэ», следуя беспощадным народно-поэтическим характеристикам. Несмотря на то, что художник пользуется средствами европейского изобразительного искусства, школу которого он прошел в Российской художественной академии, в этой серии достигнут уровень метафоричности древнекавказского символизма. Смелые контрастные сдвиги сопоставления реального и фантастического в итоге формируют сюрреалистический строй этой серии, несомненно, наиболее соответствующий замыслу.
Но и в иллюстрированных календарях, выпущенных Адыгейским издательством в 1990 и 1996 гг., Берсей, напротив, обращается к большой графической форме. Пространственно широко, сюжетно интересно, колористически сочно, композиционно разнообразно, он представляет адыгский быт «позапрошлого» века, еще не деформированный «цивилизаторской деятельностью» штыка и сапога с севера. В этих двух серийных произведениях в полной мере выявились исторические возможности художника. Он активно привлекает мифологию и языческий пантеон адыгов, чтобы, с одной стороны, увлекательно, с другой — познавательно, показать прошлое своего народа и заразить современника возрожденческой идеей.
Но как не интересен мифологизированный мир древнего Кавказа, жизнь требует от художника внимания к современнику. И Абдулах активнейшим образом откликается на все события, происходящие вокруг. Он оказывается одним из самых прогрессивных художников Северного Кавказа среднего поколения, реагируя на драматически и трагически сложные политические процессы, вызвавшие уже четыре войны постсоветской истории.
Особенно активным протестом против войны прозвучала композиция «Разрушенный город — Мираж», исполненная в 1995 году. Это «Кавказская Герника» о Грозном, очень кстати образно напоминающая о трагедии испанского города в 1936, разрушенного фашистами.
Берсей постоянно в той или иной форме обращается к теме Кавказской войны прошлого века, перевернувшей историческую биографию адыго-черкесского народа. Не пропустил художник и тему 2-й Мировой войны («Возмездие» — 1995 г.). Однако, изображая ту или иную войну, он не любуется издали батальной романтикой, а страстно протестует против войны. Вот эта антимилитаристская сущность художника проявляется не только в творчестве, но и в характере, в поведении, в речи «большого добродушного абадзеха» из Хакурина, щедрого на доброту, юмор и, в первую очередь, на творческую результативность.
Активная жизненная и творческая позиция Абдулаха привлекает его к участию во всех конкурсах по мемориальным памятникам, по геральдике республики и ее столицы, по иллюстрированию журналов и книг, к активному участию во всех мероприятиях культурной жизни Адыгеи.
Очень показательно участие Берсея в конкурсе на лучший проект памятника жертвам русско-кавказской войны. Он выдал величественный монумент в виде «онджека»-дымаря. Оригинальная конструкция, выработанная еще в жилищной архитектуре Западной Черкессии 3-го тысячелетия до н. э. оказалась очень живучей и успешно служила адыгам четыре тысячелетия. Сквозь простой, дешевый материал (хворост, обмазанный глиной) архитектор разглядел в «онджэкъ» бесконечные высоты мироздания и общавшегося с небожителями.
Таково третье отличительное качество Берсея — выводить отдельные, большинству невидимые и неизвестные элементы национальной культуры на уровень международной значимости. Это стратегическое направление в ренессансном процессе развития культуры адыгов, ибо феномен ее не в эффектных, всем известных чудесах света, а многочисленных, незаметных деталях культуры, без которых не может существовать человеческое общество и которые составляли прогрессивную культуру черкесов в прошлом (одежда, этикет, орнамент, ювелирное дело, коневодство и др.).
Такая активная позиция довольно быстро выдвинула Берсея в авангард «служителей богемы» нашей республики и как закономерный результат— в 1992 г. Берсирову Абдулаху Махмудовичу было присвоено звание заслуженного художника Республики Адыгея.
В настоящее время Берсей — Берсиров Абдулах Махмудович, стоит у входа в музей древней прасеверокавказской архитектуры, которую он призван реконструировать, познав прошлое для будущей жизни. Затем художник заселит эти реконструкции адыгами в исторических ситуациях, и тогда появится настоящее историческое искусство современных черкесов, которое все давно ждут от художников Адыгеи.
Работы мастера.
Автор статьи: Искусствовед Ловпаче Н. Г.,
кандидат исторических наук.
Комментарии 0