Замудин Гучев
Замудина Гучева, заслуженного художника Адыгеи, члена Союза художников России, называют народным мастером. Ему удалось исследовать и возродить древнюю технику плетения адыгской циновки, постичь секреты изготовления народных музыкальных инструментов, изучить старинное адыгское пение. По словам Гучева, все жанры народного творчества имеют неразрывную духовную связь.
— В переводе с адыгского «Гучев» —«кузнец». У вас в роду были умельцы?
— Дед и отец занимались традиционным для черкесов пчеловодством. А бабуля плела циновки. Ее работы являются украшением моей коллекции. По соседству с нами жила известная мастерица Рура Кушпова, в детстве мы дружили с ее сыном. Помню, как-то я зашел к ним: в центре комнаты стоит деревянная рама огромных размеров — от пола до потолка. Рура проворно вплетает длинные широкие листья в шнуры, тянущиеся от верхней перекладины к нижней, каждый раз прибивая их специальным бруском. Магическая атмосфера. Я был очарован.
— Вы долго шли к своей профессии?
— Сначала интересовался камнерезным искусством адыгов. Работал фотографом, ездил по аулам, потом увлекся адыгской народной поэзией. Я приурочивал свой отпуск к фольклорно-этнографическим экспедициям Кабардино-Балкарского НИИ и вместе с известным адыгским фольклористом Зауром Налоевым ездил по селам, записывал сказителей. Я имел счастье общаться с известным адыгским исполнителем народной песни Зарамуком Кардангушевым. Циновками увлекся в 1978 году.
— Кто показал первые орнаменты?
— Первым консультантом была все та же соседка Рура. Она показала мне, как нужно обращаться со станком. До сих пор у меня хранится моя первая циновка. У нее не совсем ровный край — тогда я не знал, как нужно правильно его обрабатывать.
— Какое у вас образование?
— Высшее образование я получил в Адыгской академии народных искусств, у великих народных мастериц. В 1980-х годах объездил аулы Адыгеи, Кабарды и Черкесии. Разыскал 116 мастериц, которые помогли восстановить технологический процесс плетения. Они были моими профессорами. Собранные в этот период материалы, фотографии более 350 циновок, а также подробные инструкции по плетению вошли в книгу под названием «Искусство адыгской циновки».
— Плетение циновки у адыгов считается женским занятием...
— Да. Раньше ковка железа и ювелирное искусство считались мужским занятием, а вышивка и кулинария — женскими. Но все относительно. У адыгов плетение из веток кустарника — мужское ремесло, из рогоза —женское. Сегодня речь должна идти не о выражении мужской или женской души в прикладном искусстве, а о его сохранении. Раньше во всех семьях занимались плетением. Каждая девушка к свадьбе плела три изделия: большую циновку, коврик для совершения молитвы и прикроватный. Орнамент и аккуратность исполнения свидетельствовали о трудолюбии девушки и ее способности чувствовать красоту. Без циновки не обходился обряд первой ночи, рождения ребенка, погребения. Рогоз, как и человек, взят из земли, и поэтому человек должен возвратиться в землю на циновке. Размер ее должен соответствовать росту человека.
— Насколько сложна техника изготовления циновки?
— Сырьем служит болотный рогоз. Некоторые народы сушат его корневища, делают муку и пекут лепешки. Лист рогоза имеет губчатую структуру — он хороший теплоизолятор, поэтому человек, спящий на циновке, не простынет. Принцип построения орнамента —многократный повтор одного мотива. Традиционный формат—прямоугольный, иногда с заостренным или закругленным верхом.
— Откуда удивительный охристо-золотистый цвет циновки?
— Цвет зависит от правильности подготовки материала. Заготавливают рогоз до цветения растения. Необходимо срезать двух-, трехлетнее растение, просушить на солнце. Когда оно станет светло-охристым или почти белым с чуть желтоватым оттенком, его опускают в ручей и выдерживают под грузом пять-семь дней, в результате чего получается темно-охристый цвет, используемый для плетения орнамента. Замачивание в яме с корой дуба и ольховыми ветками дает темно-коричневый оттенок.
— Каким было место циновки в интерьере адыгского дома?
— У адыгов существовала очень продуманная организация быта. Дом делился на две зоны — мужскую и женскую. Соответственно было два входа — парадный и для невестки. В течение жизни адыгская невестка не должна была встречаться и общаться со своим свекром. Так черкесы избегали внутрисемейных ссор. На Кавказе гостеприимство возведено в культ, поэтому недалеко от жилого дома обычно строили специальный домик для гостей. Циновка использовалась как украшение жилища, ее помещали напротив входа в комнату. На циновку могли повесить адыгский народный музыкальный инструмент — шичепшин. Все циновки в комнате должны были быть выдержаны в одной цветовой гамме — золотисто-теплой.
— Какую информацию несет орнамент циновки?
— В основе — геометрические фигуры. Вслушайтесь в их названия: «половинка чебурека», «ячейка сот», «две тропинки», «плавник рыбы», «след удара шашки», «золотая шапочка», «кинжал», «лист дерева», «лик княжны» и т.д. В многоцветных циновках на ряду с геометрическими фигурами можно отыскать и древнейшие мотивы — стилизованное солнце (адыги-язычники были солнцепоклонниками), предметы быта, фигурки животных, в основном — оленей, которые считались священными животными.
— Экологический дизайн популярен в России и на Западе. Что нужно для популяризации кавказской эстетики?
— Наши циновки находили себе сбыт в Турции и в России. Но в 1950-х годах производство сильно сократилось, циновки стали заменять паласами и коврами. Сегодня у адыгов очень мало мастеров, знающих секреты традиционных искусств.
— Дети разделяют увлечения?
— Сын Мартин работает в Москве. Дочь Мазагьо учится в колледже при Школе искусств. Она, безусловно, талантливый ребенок. Недавно некоторые ее работы были представлены на выставке, организованной в помощь детям Беслана. Дочь Надя работает в системе МВД в Нальчике.
— Есть ли у вас ученики?
— В республиканской Школе искусств в Майкопе я преподаю курс по плетению адыгской циновки. Дети, которых я обучаю, когда-нибудь поступят в художественные вузы, станут дизайнерами, художниками и обязательно вспомнят об искусстве предков.
— Как вы стали изготавливать адыгские музыкальные инструменты?
— Все жанры адыгского народного творчества имеют неразрывную духовную связь. Сначала я изучил, потом стал изготавливать музыкальные инструменты. Шичепшин — это старинный струнный инструмент, кьамыль— черкесская флейта.
Древняя цивилизация черкесов называется биоцивилизацией. Наши предки существовали в гармонии с природой. Они брали достаточно, ничего не нарушая. Человек не должен противостоять природе или дистанцироваться от нее, иначе он будет наказан.
— Расскажите о своих последних творческих проектах.
— Недавно мы создали фольклорный ансамбль адыгского аутентичного песнопения при Адыгейском университете. Это огромное удовольствие — петь на адыгском языке. Старинная музыка способна уносить в мир древности. Но для того чтобы понимать старинные песни, нужна подготовка. При этом очень важен контакт со зрителем. Филармонические залы не создают нужной атмосферы, для адекватного восприятия древней музыки требуется небольшое камерное пространство. Театр старинной адыгской песни — еще одна моя мечта…
Саида Панеш
© "Прямые инвестиции" №05 (49) 2006 г.
— В переводе с адыгского «Гучев» —«кузнец». У вас в роду были умельцы?
— Дед и отец занимались традиционным для черкесов пчеловодством. А бабуля плела циновки. Ее работы являются украшением моей коллекции. По соседству с нами жила известная мастерица Рура Кушпова, в детстве мы дружили с ее сыном. Помню, как-то я зашел к ним: в центре комнаты стоит деревянная рама огромных размеров — от пола до потолка. Рура проворно вплетает длинные широкие листья в шнуры, тянущиеся от верхней перекладины к нижней, каждый раз прибивая их специальным бруском. Магическая атмосфера. Я был очарован.
— Вы долго шли к своей профессии?
— Сначала интересовался камнерезным искусством адыгов. Работал фотографом, ездил по аулам, потом увлекся адыгской народной поэзией. Я приурочивал свой отпуск к фольклорно-этнографическим экспедициям Кабардино-Балкарского НИИ и вместе с известным адыгским фольклористом Зауром Налоевым ездил по селам, записывал сказителей. Я имел счастье общаться с известным адыгским исполнителем народной песни Зарамуком Кардангушевым. Циновками увлекся в 1978 году.
— Кто показал первые орнаменты?
— Первым консультантом была все та же соседка Рура. Она показала мне, как нужно обращаться со станком. До сих пор у меня хранится моя первая циновка. У нее не совсем ровный край — тогда я не знал, как нужно правильно его обрабатывать.
— Какое у вас образование?
— Высшее образование я получил в Адыгской академии народных искусств, у великих народных мастериц. В 1980-х годах объездил аулы Адыгеи, Кабарды и Черкесии. Разыскал 116 мастериц, которые помогли восстановить технологический процесс плетения. Они были моими профессорами. Собранные в этот период материалы, фотографии более 350 циновок, а также подробные инструкции по плетению вошли в книгу под названием «Искусство адыгской циновки».
— Плетение циновки у адыгов считается женским занятием...
— Да. Раньше ковка железа и ювелирное искусство считались мужским занятием, а вышивка и кулинария — женскими. Но все относительно. У адыгов плетение из веток кустарника — мужское ремесло, из рогоза —женское. Сегодня речь должна идти не о выражении мужской или женской души в прикладном искусстве, а о его сохранении. Раньше во всех семьях занимались плетением. Каждая девушка к свадьбе плела три изделия: большую циновку, коврик для совершения молитвы и прикроватный. Орнамент и аккуратность исполнения свидетельствовали о трудолюбии девушки и ее способности чувствовать красоту. Без циновки не обходился обряд первой ночи, рождения ребенка, погребения. Рогоз, как и человек, взят из земли, и поэтому человек должен возвратиться в землю на циновке. Размер ее должен соответствовать росту человека.
— Насколько сложна техника изготовления циновки?
— Сырьем служит болотный рогоз. Некоторые народы сушат его корневища, делают муку и пекут лепешки. Лист рогоза имеет губчатую структуру — он хороший теплоизолятор, поэтому человек, спящий на циновке, не простынет. Принцип построения орнамента —многократный повтор одного мотива. Традиционный формат—прямоугольный, иногда с заостренным или закругленным верхом.
— Откуда удивительный охристо-золотистый цвет циновки?
— Цвет зависит от правильности подготовки материала. Заготавливают рогоз до цветения растения. Необходимо срезать двух-, трехлетнее растение, просушить на солнце. Когда оно станет светло-охристым или почти белым с чуть желтоватым оттенком, его опускают в ручей и выдерживают под грузом пять-семь дней, в результате чего получается темно-охристый цвет, используемый для плетения орнамента. Замачивание в яме с корой дуба и ольховыми ветками дает темно-коричневый оттенок.
— Каким было место циновки в интерьере адыгского дома?
— У адыгов существовала очень продуманная организация быта. Дом делился на две зоны — мужскую и женскую. Соответственно было два входа — парадный и для невестки. В течение жизни адыгская невестка не должна была встречаться и общаться со своим свекром. Так черкесы избегали внутрисемейных ссор. На Кавказе гостеприимство возведено в культ, поэтому недалеко от жилого дома обычно строили специальный домик для гостей. Циновка использовалась как украшение жилища, ее помещали напротив входа в комнату. На циновку могли повесить адыгский народный музыкальный инструмент — шичепшин. Все циновки в комнате должны были быть выдержаны в одной цветовой гамме — золотисто-теплой.
— Какую информацию несет орнамент циновки?
— В основе — геометрические фигуры. Вслушайтесь в их названия: «половинка чебурека», «ячейка сот», «две тропинки», «плавник рыбы», «след удара шашки», «золотая шапочка», «кинжал», «лист дерева», «лик княжны» и т.д. В многоцветных циновках на ряду с геометрическими фигурами можно отыскать и древнейшие мотивы — стилизованное солнце (адыги-язычники были солнцепоклонниками), предметы быта, фигурки животных, в основном — оленей, которые считались священными животными.
— Экологический дизайн популярен в России и на Западе. Что нужно для популяризации кавказской эстетики?
— Наши циновки находили себе сбыт в Турции и в России. Но в 1950-х годах производство сильно сократилось, циновки стали заменять паласами и коврами. Сегодня у адыгов очень мало мастеров, знающих секреты традиционных искусств.
— Дети разделяют увлечения?
— Сын Мартин работает в Москве. Дочь Мазагьо учится в колледже при Школе искусств. Она, безусловно, талантливый ребенок. Недавно некоторые ее работы были представлены на выставке, организованной в помощь детям Беслана. Дочь Надя работает в системе МВД в Нальчике.
— Есть ли у вас ученики?
— В республиканской Школе искусств в Майкопе я преподаю курс по плетению адыгской циновки. Дети, которых я обучаю, когда-нибудь поступят в художественные вузы, станут дизайнерами, художниками и обязательно вспомнят об искусстве предков.
— Как вы стали изготавливать адыгские музыкальные инструменты?
— Все жанры адыгского народного творчества имеют неразрывную духовную связь. Сначала я изучил, потом стал изготавливать музыкальные инструменты. Шичепшин — это старинный струнный инструмент, кьамыль— черкесская флейта.
Древняя цивилизация черкесов называется биоцивилизацией. Наши предки существовали в гармонии с природой. Они брали достаточно, ничего не нарушая. Человек не должен противостоять природе или дистанцироваться от нее, иначе он будет наказан.
— Расскажите о своих последних творческих проектах.
— Недавно мы создали фольклорный ансамбль адыгского аутентичного песнопения при Адыгейском университете. Это огромное удовольствие — петь на адыгском языке. Старинная музыка способна уносить в мир древности. Но для того чтобы понимать старинные песни, нужна подготовка. При этом очень важен контакт со зрителем. Филармонические залы не создают нужной атмосферы, для адекватного восприятия древней музыки требуется небольшое камерное пространство. Театр старинной адыгской песни — еще одна моя мечта…
Саида Панеш
© "Прямые инвестиции" №05 (49) 2006 г.
Комментарии 0