Джабраил Хаупа
Джабраил Кубатиевич Хаупа родился 20 февраля 1942 года в кабардинском селении Нартан.
После окончания средней школы музыкально одаренный Джабраил стоял перед дилеммой: идти в рабочие, так как это был обычный путь многих молодых людей (этот выбор гарантировал достаток в материальном отношении), или же по зову души и сердца предпочесть тернистый путь — путь в мир искусства. И он выбрал мир музыки.
В 1959 году Джабраил Хаупа поступает в Нальчикское музыкальное училище, на дирижерско-хоровое отделение. До 1963 года он учится у замечательного педагога и музыканта Николая Ивановича Пахомова.
Уже на третьем курсе Дж. Хаупа начинает работать в песенном жанре. В 1962 году появляется его первая песня «Си гъатхэ» («Моя весна») на стихи кабардинского поэта Зубера Тхагазитова. Песня становится популярной. Она подкупает своим лиризмом и мелодичностью. До сих пор ее исполняют наши видные певцы.
Годы учебы в музыкальном училище дали Джабраилу многое, прежде всего в познании законов композиции. Он получал поддержку и советы от известного композитора Хасана Карданова. За время учебы в училище молодой композитор написал более десяти песен, которые быстро получили известность. Их начали исполнять по радио, на концертах. Имя Джабраила Хаупа становится известным.
Желание дальше учиться музыке привело его в Тбилисскую консерваторию им. Вано Сараджишвили на композиторский факультет. Джабраилу повезло с самого начала учебы — он попал в класс выдающегося мастера грузинской музыки профессора Александра Владимировича Шаверзашвили. Опытный педагог замечает талант в своем ученике и усложняет с ним занятия, заставляет его пробовать перо в сочинениях различных форм.
Джабраил Хаупа старательно изучает полифонию, инструментовку, законы композиторского ремесла: Все это дает свои плоды. И на третьем году учебы он приносит профессору свою первую крупную работу — сонату № 1 (ре-минор) для скрипки и фортепиано, которая была рекомендована к исполнению. 13 апреля 1966 года состоялось ее исполнение по Тбилисскому телевидению.
В разговорах, шутя, Джабраил часто говорит, что он любит цифру «13». Дело в том, что в 1962 году в 13-м классе музучилища он написал свою первую песню, 13 ноября 1964 года он увидел приказ о зачислении его студентом композиторского факультета Тбилисской консерватории. Свою 1-го симфонию (дипломную) услышал в исполнении симфонического оркестра Кабардино-Балкарской филармонии 13 февраля 1970 года.
В годы учебы в консерватории Джабраил Хаупа формировался как человек широко образованный не только в музыке, но и в литературе, живописи, истории, этнографии, фольклористики и др. Круг интересов композитора имеет большой диапазон, что во многом влияет на его художественный вкус, а он у него очень высок.
Окончив консерваторию, Джабраил Хаупа вернулся на родину и начал работать в музыкальном училище педагогом по музыкально-теоретическим дисциплинам.
К этому времени художественным коллективам был необходим приток новых национальных произведений, особенно в симфонической и камерной инструментальной музыке. Таким произведением и стала 1-я симфония молодого композитора.
Уже в 1-й симфонии проявилось композиторское кредо Джабраила Хаупа — он начал смело ломать старые подходы и взгляды на становление общеадыгской профессиональной музыки. Слушатели встретились с сочинением, богатым полифоническим звучанием, интересной музыкальной драматургией.
Оно было написано в 1969 году и впервые исполнено 13 февраля 1970 года симфоническим оркестром Кабардино-Балкарской госфилармонии под управлением Ивана Щербакова. После этой премьеры в Нальчике симфония звучала в разные годы, в разных городах — в интерпретации видных дирижеров и в исполнении различных симфонических оркестров — в Москве, Кисловодске, Владикавказе, Ростове, Махачкале, но, на наш взгляд, это произведение еще не до конца раскрыто исполнителями.
1-я симфония Дж. Хаупа стала свидетельством: того, что в профессиональную адыгскую музыку пришел высокоодаренный музыкант, свободно владеющий современным композиторским арсеналом.
Главная тема 1-й симфонии, по признанию самого композитора, — это любовь к своему народу и к родной земле.
Скажем несколько подробнее об этом сочинении Дж. Хаупа. По характеру симфония монотематична и носит героико-философскую направленность. Она состоит из трех частей. В них с разными полифоническими приемами композитором проводится основное музыкальное ядро, содержащее в своей основе мотивы кабардинской героической песни «Андемиркан». И в последующих сочинениях (симфоническая сюита «Сказки седых гор», «Драматическая поэма», «Адыгейская увертюра» и т.д.) Дж. Хаупа не цитирует народную тему целиком, а, взяв главное, развивает тему, сохраняя в ней национальный дух, и народная песня, преображаясь, звучит в новом ракурсе.
В первой части симфонии композитор вводит нас в мир глубоких философских размышлений, по духу близких Шостаковичу. Им широко используется струнная группа оркестра. По выражению самого автора, голос «человеческой интонации лучше всего передается только струнной группой».
Вторая часть — волевая, стремительная. Здесь композитор передает свои ощущения, переживания, связанные с судьбой народного героя Андемиркана. Постепенное диминуэндо в конце второй части приводит к связующему монологу между второй и третьей частями.
Вся третья часть — марш — развивается вариационно, в остинатном ритме, который придает общему характеру произведения определенную «печальность» до общей кульминации всей симфонии.
Завершается симфония печальной темой первой части, где вздох струнных инструментов на фоне игры кларнета вызывает чувства «безысходности», печали.
Именно этот раздел можно назвать «оплакиванием Андемиркана».
В 1970 году появляется симфоническая картина Джабраила Хаупа «Сказки седых гор» в четырех частях. По своему замыслу и развитию она больше приближается к симфонии, чем к сюите. Все четыре части разнохарактерные. В них присутствует обилие интонаций народных песен и наигрышей, которые звучат в авторском видении.
В творчестве композитора симфоническая картина «Сказки седых гор» занимает особое место. Она написана с удивительным поэтическим вдохновением и сразу привлекла к себе внимание широкого круга слушателей и музыкальной общественности. В октябре 1975 года «Сказки седых гор» восторженно встречали слушатели города Владикавказа на концерте пленума Союза российских композиторов.
После этого концерта выдающийся композитор современности Родион Щедрин высоко отозвался об этом произведении Джабраила Хаупа, сказав, что «такое произведение может звучать в любых престижных европейских концертных залах в исполнении лучших симфонических оркестров».
В этом сочинении Дж. Хаупа раскрылся как мастер музыкальной драматургии.
После «Сказок седых гор» из-под его пера выходят новые симфонические сочинения. По словам известного композитора-теоретика Н.А. Тимофеева, «Кабардинская молодежная увертюра» Джабраила Хаупа — блестяще оркестрованная вещь». А вслед за нею слушатели знакомятся с его глубоко человечной симфонической поэмой «Драматическая поэма» для большого симфонического оркестра.
Композитор хорошо знает нартскую тему и очень бережно относится к ней, ибо нартский эпос - это духовное богатство и наследие адыгского народа, где воспеты лучшие общечеловеческие качества, философское и поэтическое миропонимание адыгов. В 1973 году он создает симфоническую поэму «Сказание о нартах».
Через год Джабраил Хаупа пишет хоровую сюиту «Фрески» на стихи основоположника кабардинской литературы Бекмурзы Пачева. Это одно из крупных и лучших сочинений в кабардинской профессиональной хоровой музыке. В «Фресках» Джабраил Хаупа проявил себя как большой мастер хоровой музыки. В течение следующего, 1975 года им создается еще одна жемчужина кабардинской хоровой музыки: - «Восемь хоров из кабардинской народной лирики». Здесь мы видим, как глубоко знает Джабраил Хаупа народный музыкальный фольклор. Это подчеркивал в журнале «Музыкальная жизнь» Дмитрий Кабалевский: «...он чутко и глубоко, уважительно отнесся к чудным народным мелодиям, сохранил их дух, национальную форму, образную цельность я своими талантливыми обработками несомненно обогатил их. Взяв у народа его напевы, он вернул их народу в новом обличье...»
По заказу Министерства культуры СССР в 1975 году Джабраил Хаупа пишет свою 2-ю симфонию на стихи знаменитого литовского поэта-философа Эдуардаса Межелайтиса. К сожалению, эта симфония у нас до сих пор не прозвучала.
70-е годы стали началом большого творческого подъема композитора. В конце этого десятилетия он создает два крупных произведения камерной музыки. В 1978 году посвящает сонату для флейты и фортепиано великому композитору И.С. Баху, а в 1979 году пишет сонату № 2 для скрипки и фортепиано, посвятив ее своему учителю и другу Борису Лазаревичу Клюзнеру и великому Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу.
Эти сочинения исполнялись в Москве, Владикавказе, Ростове-на-Дону, Ленинграде.
Созданные в 70-х годах композитором сочинения свидетельствуют о том, что Дж. Хаупа — композитор, ищущий новые пути в адыгской музыке.
Плодотворными были и 80-е годы. Композитор еще шире раскрыл диапазон своих творческих возможностей. В этот период он создает произведения, где показывает настоящее мастерство в композиции. Великолепно его произведение «Наигрыши» для симфонического оркестра (1980) — живая, насыщенная острыми ритмами партитура. Интересна рапсодия для большого симфонического оркестра, созданная композитором в 1981 году. В том же году Джабраил Хаупа пишет жизнерадостную, веселую «Адыгейскую увертюру», в которой воссоздается атмосфера народного празднества.
Каждый год, начиная с 1986-го, из-под пера композитора выходит одно или два крупных симфонических сочинения. В 1983 году появляется его увертюра «Нарты», написанная им, как и ранее созданная симфоническая поэма «Сказание о нартах», на основе нартского эпоса. Искренне, с любовью написана и симфоническая поэма «Край мой нежный, величавый» (1985). Это сочинение исполнялось с успехом в Москве, Воронеже, Майкопе и в других городах.
При знакомстве с симфоническими произведениями Джабраила Хаупа хочется привести слова великого французского композитора Шарля Гуно: «Искусство — это сердце, способное мыслить». Да, во всех его симфонических сочинениях заложена глубокая мысль о назначении человека, о смысле жизни. Джабраил Хаупа — философ в музыке, по его выражению, музыка должна занимать одно из самых важных мест в попытке человека познать самого себя и Вселенную.
В 1983 году композитор создает автобиографическую симфоническую сюиту в четырех частях Воспоминание о детстве».
Весомый вклад внес Джабраил Хаупа в национальную камерную музыку. Выше говорилось о его первых трех крупных сочинениях. Это соната № 1 для скрипки и фортепиано, написанная еще в студенческие годы, а потом подряд две сонаты: соната для флейты и фортепиано и соната № 2 для скрипки и фортепиано. Свою сонату № 3 для скрипки и фортепиано композитор написал в 1984 году, спустя пять лет после окончания сонаты № 2. В том же году его новое сочинение «Тема и вариации» для струнного квартета было исполнено в Москве на пленуме Союза композиторов Государственным квартетом Московской филармонии.
Еще в годы учебы Джабраил Хаупа пишет свою Первую тетрадь для фортепиано, в которую входят пять прелюдий, а в 1986 году он создает Вторую тетрадь, в которую включил 10 пьес для фортепиано, прелюдию и фугу.
Композитор увлеченно работает и над новыми сочинениями для духовых инструментов. В 1986 году пишет блестящую сюиту для флейты и фортепиано. Надо отметить, что все флейтовые сочинения композитора исполнял заслуженный артист Российской Федерации, талантливый флейтист Евгений Анисимов. Так, в 1986 году в знаменитом Малом зале Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории он вдохновенно исполнял его сюиту № 1 для флейты и фортепиано.
Интересно отметить, что кабардинские композиторы любят создавать произведения для флейты. Для этого инструмента ими написано много концертов, сюит и пьес. Это и понятно, ведь флейта напоминает любимый кабардинский (адыгский) народный инструмент — камыл (къамыл). В 1987 году Джабраил Хаупа написал концерт для скрипки с оркестром (сыгран в г. Ярославле в 1998 г.). По мнению самого композитора, концерт стал одним из его самых интересных произведений.
Со 2-й сюитой для флейты и фортепиано Джабраила Хаупа слушатели познакомились в 1988 году. И она получила признание.
В том же году впервые в нашей музыке (не только в камерной) композитор неожиданно предложил слушателям необычное произведение — великолепную сюиту для гобоя «Самшитовый напев» в пяти частях. Сюита с успехом исполнялась в Москве в Доме композиторов на авторском концерте.
Появление сонаты для кабардинской гармоники в трех частях — подлинное явление в адыгской музыке. До композитора Джабраила Хаупа никто не создавал такие сочинения. Правда, многие сперва настороженно отнеслись к сонате, но прослушивание произведения рассеяло все их сомнения.
Сонату в разное время исполняли талантливые гармонистки — Мадина Кожева и Мадина Гучева.
Соната для кабардинской гармоники раскрыла новые грани творчества и таланта Джабраила Хаупа.
Камерные сочинения композитора подтверждают, что он всегда в поиске нового и в то же время ревностно воплощает в этих сочинениях народные темы, ритмы.
Много интересного и в вокальной музыке композитора. Ведь свое творчество он начинал с лирических песен.
Свое композиторское мастерство Джабраил показал в своих вокальных циклах. Например, блестяще оркестрованный цикл «Кабардинские девичьи песни» для сопрано и оркестра. В него входят семь прекрасных песен, созданных в разное время.
С начала композиторской деятельности внимание Джабраила Хаупа знято темой обожествления женщины-черкешенки.
По признанию самого автора, это — «жемчужное ожерелье». Цикл «Кабардинские девичьи песни» в 1983 году исполнила впервые замечательная певица Светлана Богатыжева привлекал народный музыкальный фольклор. В разные годы он много записывал народных песен, расшифровывал и обрабатывал их, что в итоге составило четыре тетради.
Видное место в жизни и творчестве композитора занимают песни для детей.
Можно с уверенностью сказать, что никто столько не сделал в кабардинской музыке для детей, особенно в песенной, сколько сделал Дж. Хаупа. Он настоящий подвижник в этом жанре. Его три вокальных цикла для детей — это высокохудожественные, высоконравственные произведения.
Сколько прекрасного в цикле Джабраила Хаупа «Зу-зу, барина» (1981), составившем сборник, в который входят 25 песен, из них 20 на стихи Заура Налоева, а 5 на стихи Петра Кажарова. Из этого цикла в Доме композиторов в Москве с успехом прозвучали десять песен в исполнении Светланы Богатыжевой. Композитцра и певицу связывает многолетняя творческая дружба. А какие чудесные детские песни входят в цикл «В зоопарке» на стихи Лиуана Афаунова!
Детские песни Джабраила Хаупа по своему художественному качеству и содержанию — золотая россыпь в нашей музыке. Они стали очень популярными у детей и юношества. Недаром Дмитрий Кабалевский высоко отзывался об этих песнях композитора.
Надо отметить, что Джабраил Хаупа не только создает детские песни, но и сам частый гость в школах и детских садах. На встречах с детьми он рассказывает о музыке и знакомит их со своими сочинениями.
Конец 80-х и первая половина 90-х годов для композитора стали временем больших творческих взлетов. Он пишет много и в различных жанрах, свободно владея уже всеми арсеналами, всеми тайнами композиции. В 1989 году появляется его Тройной концерт (для скрипки, флейты, кабардинской гармоники) с оркестром, в 1992 году он создает двенадцать прелюдий для кабардинской гармоники, сюиту для струнного оркестра в трех частях, а в 1994-м — сонату-поэму для флейты и кабардинской гармоники.
Самой большой творческой удачей композитора, безусловно, является симфония № 3 «Псыхэгъэ» («Плач над водой») для большого оркестра, созданная в тот же период (1990).
Композитор Джабраил Хаупа — масштабный, глубокомыслящий художник. Он задает тон в национальной музыке. Его сочинения становятся художественным эталоном. К нему пришли зрелость, мудрость и мастерство. Несомненно, что композитор напишет еще много превосходных произведений, которые войдут в золотой фонд музыкальной культуры Кабардино-Балкарии и России.
Джабраил Хаупа — активный участник общественной музыкальной жизни республики во всех ее проявлениях. Он постоянно встречается со слушателями, особенно с молодежью. Нет такого селения или города республики, где не побывал бы композитор. Его авторские концерты-встречи проходили также в Адыгее, Карачаево-Черкесии.
Произведения Джабраила Хаупа известны далеко за пределами Кабардино-Балкарии. Они исполнялись в Москве, в Петербурге, Омске, Ростове-на-Дону, Майкопе, Черкесске, Владикавказе, Виннице, Вильнюсе, Тбилиси, Ярославле, а также в других городах ближнего и дальнего зарубежья.
Личность и творчество Джабраила Хаупа занимают видное место во всероссийской музыкальной культуре. Дж. Хаупа — один из первых лауреатов премии Союза композиторов России им. Д.Д. Шостаковича (1988). В 1993 году он стал лауреатом Международной премии Мухадина Кандура. А за 3-ю симфонию «Псыхэгъэ» композитору присуждена Государственная премия КБР (1994).
За заслуги в области музыкальной культуры Кабардино-Балкарии и России ему в 1995 году присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».
За заслуги перед адыгской музыкальной культурой Джабраилу Хаупа присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Республики Адыгея», чем он особенно гордится.
Все созданное талантом композитора Джабраила Хаупа навечно вошло в сокровищницу духовного наследия и культуры адыгского народа.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЖАБРАИЛА КУБАТИЕВИЧА ХАУПА:
Хавпачев Х.Х.
Профессиональная музыка Кабардино-Балкарии. – Нальчик: Эльбрус, 1999 г.
После окончания средней школы музыкально одаренный Джабраил стоял перед дилеммой: идти в рабочие, так как это был обычный путь многих молодых людей (этот выбор гарантировал достаток в материальном отношении), или же по зову души и сердца предпочесть тернистый путь — путь в мир искусства. И он выбрал мир музыки.
В 1959 году Джабраил Хаупа поступает в Нальчикское музыкальное училище, на дирижерско-хоровое отделение. До 1963 года он учится у замечательного педагога и музыканта Николая Ивановича Пахомова.
Уже на третьем курсе Дж. Хаупа начинает работать в песенном жанре. В 1962 году появляется его первая песня «Си гъатхэ» («Моя весна») на стихи кабардинского поэта Зубера Тхагазитова. Песня становится популярной. Она подкупает своим лиризмом и мелодичностью. До сих пор ее исполняют наши видные певцы.
Годы учебы в музыкальном училище дали Джабраилу многое, прежде всего в познании законов композиции. Он получал поддержку и советы от известного композитора Хасана Карданова. За время учебы в училище молодой композитор написал более десяти песен, которые быстро получили известность. Их начали исполнять по радио, на концертах. Имя Джабраила Хаупа становится известным.
Желание дальше учиться музыке привело его в Тбилисскую консерваторию им. Вано Сараджишвили на композиторский факультет. Джабраилу повезло с самого начала учебы — он попал в класс выдающегося мастера грузинской музыки профессора Александра Владимировича Шаверзашвили. Опытный педагог замечает талант в своем ученике и усложняет с ним занятия, заставляет его пробовать перо в сочинениях различных форм.
Джабраил Хаупа старательно изучает полифонию, инструментовку, законы композиторского ремесла: Все это дает свои плоды. И на третьем году учебы он приносит профессору свою первую крупную работу — сонату № 1 (ре-минор) для скрипки и фортепиано, которая была рекомендована к исполнению. 13 апреля 1966 года состоялось ее исполнение по Тбилисскому телевидению.
В разговорах, шутя, Джабраил часто говорит, что он любит цифру «13». Дело в том, что в 1962 году в 13-м классе музучилища он написал свою первую песню, 13 ноября 1964 года он увидел приказ о зачислении его студентом композиторского факультета Тбилисской консерватории. Свою 1-го симфонию (дипломную) услышал в исполнении симфонического оркестра Кабардино-Балкарской филармонии 13 февраля 1970 года.
В годы учебы в консерватории Джабраил Хаупа формировался как человек широко образованный не только в музыке, но и в литературе, живописи, истории, этнографии, фольклористики и др. Круг интересов композитора имеет большой диапазон, что во многом влияет на его художественный вкус, а он у него очень высок.
Окончив консерваторию, Джабраил Хаупа вернулся на родину и начал работать в музыкальном училище педагогом по музыкально-теоретическим дисциплинам.
К этому времени художественным коллективам был необходим приток новых национальных произведений, особенно в симфонической и камерной инструментальной музыке. Таким произведением и стала 1-я симфония молодого композитора.
Уже в 1-й симфонии проявилось композиторское кредо Джабраила Хаупа — он начал смело ломать старые подходы и взгляды на становление общеадыгской профессиональной музыки. Слушатели встретились с сочинением, богатым полифоническим звучанием, интересной музыкальной драматургией.
Оно было написано в 1969 году и впервые исполнено 13 февраля 1970 года симфоническим оркестром Кабардино-Балкарской госфилармонии под управлением Ивана Щербакова. После этой премьеры в Нальчике симфония звучала в разные годы, в разных городах — в интерпретации видных дирижеров и в исполнении различных симфонических оркестров — в Москве, Кисловодске, Владикавказе, Ростове, Махачкале, но, на наш взгляд, это произведение еще не до конца раскрыто исполнителями.
1-я симфония Дж. Хаупа стала свидетельством: того, что в профессиональную адыгскую музыку пришел высокоодаренный музыкант, свободно владеющий современным композиторским арсеналом.
Главная тема 1-й симфонии, по признанию самого композитора, — это любовь к своему народу и к родной земле.
Скажем несколько подробнее об этом сочинении Дж. Хаупа. По характеру симфония монотематична и носит героико-философскую направленность. Она состоит из трех частей. В них с разными полифоническими приемами композитором проводится основное музыкальное ядро, содержащее в своей основе мотивы кабардинской героической песни «Андемиркан». И в последующих сочинениях (симфоническая сюита «Сказки седых гор», «Драматическая поэма», «Адыгейская увертюра» и т.д.) Дж. Хаупа не цитирует народную тему целиком, а, взяв главное, развивает тему, сохраняя в ней национальный дух, и народная песня, преображаясь, звучит в новом ракурсе.
В первой части симфонии композитор вводит нас в мир глубоких философских размышлений, по духу близких Шостаковичу. Им широко используется струнная группа оркестра. По выражению самого автора, голос «человеческой интонации лучше всего передается только струнной группой».
Вторая часть — волевая, стремительная. Здесь композитор передает свои ощущения, переживания, связанные с судьбой народного героя Андемиркана. Постепенное диминуэндо в конце второй части приводит к связующему монологу между второй и третьей частями.
Вся третья часть — марш — развивается вариационно, в остинатном ритме, который придает общему характеру произведения определенную «печальность» до общей кульминации всей симфонии.
Завершается симфония печальной темой первой части, где вздох струнных инструментов на фоне игры кларнета вызывает чувства «безысходности», печали.
Именно этот раздел можно назвать «оплакиванием Андемиркана».
В 1970 году появляется симфоническая картина Джабраила Хаупа «Сказки седых гор» в четырех частях. По своему замыслу и развитию она больше приближается к симфонии, чем к сюите. Все четыре части разнохарактерные. В них присутствует обилие интонаций народных песен и наигрышей, которые звучат в авторском видении.
В творчестве композитора симфоническая картина «Сказки седых гор» занимает особое место. Она написана с удивительным поэтическим вдохновением и сразу привлекла к себе внимание широкого круга слушателей и музыкальной общественности. В октябре 1975 года «Сказки седых гор» восторженно встречали слушатели города Владикавказа на концерте пленума Союза российских композиторов.
После этого концерта выдающийся композитор современности Родион Щедрин высоко отозвался об этом произведении Джабраила Хаупа, сказав, что «такое произведение может звучать в любых престижных европейских концертных залах в исполнении лучших симфонических оркестров».
В этом сочинении Дж. Хаупа раскрылся как мастер музыкальной драматургии.
После «Сказок седых гор» из-под его пера выходят новые симфонические сочинения. По словам известного композитора-теоретика Н.А. Тимофеева, «Кабардинская молодежная увертюра» Джабраила Хаупа — блестяще оркестрованная вещь». А вслед за нею слушатели знакомятся с его глубоко человечной симфонической поэмой «Драматическая поэма» для большого симфонического оркестра.
Композитор хорошо знает нартскую тему и очень бережно относится к ней, ибо нартский эпос - это духовное богатство и наследие адыгского народа, где воспеты лучшие общечеловеческие качества, философское и поэтическое миропонимание адыгов. В 1973 году он создает симфоническую поэму «Сказание о нартах».
Через год Джабраил Хаупа пишет хоровую сюиту «Фрески» на стихи основоположника кабардинской литературы Бекмурзы Пачева. Это одно из крупных и лучших сочинений в кабардинской профессиональной хоровой музыке. В «Фресках» Джабраил Хаупа проявил себя как большой мастер хоровой музыки. В течение следующего, 1975 года им создается еще одна жемчужина кабардинской хоровой музыки: - «Восемь хоров из кабардинской народной лирики». Здесь мы видим, как глубоко знает Джабраил Хаупа народный музыкальный фольклор. Это подчеркивал в журнале «Музыкальная жизнь» Дмитрий Кабалевский: «...он чутко и глубоко, уважительно отнесся к чудным народным мелодиям, сохранил их дух, национальную форму, образную цельность я своими талантливыми обработками несомненно обогатил их. Взяв у народа его напевы, он вернул их народу в новом обличье...»
По заказу Министерства культуры СССР в 1975 году Джабраил Хаупа пишет свою 2-ю симфонию на стихи знаменитого литовского поэта-философа Эдуардаса Межелайтиса. К сожалению, эта симфония у нас до сих пор не прозвучала.
70-е годы стали началом большого творческого подъема композитора. В конце этого десятилетия он создает два крупных произведения камерной музыки. В 1978 году посвящает сонату для флейты и фортепиано великому композитору И.С. Баху, а в 1979 году пишет сонату № 2 для скрипки и фортепиано, посвятив ее своему учителю и другу Борису Лазаревичу Клюзнеру и великому Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу.
Эти сочинения исполнялись в Москве, Владикавказе, Ростове-на-Дону, Ленинграде.
Созданные в 70-х годах композитором сочинения свидетельствуют о том, что Дж. Хаупа — композитор, ищущий новые пути в адыгской музыке.
Плодотворными были и 80-е годы. Композитор еще шире раскрыл диапазон своих творческих возможностей. В этот период он создает произведения, где показывает настоящее мастерство в композиции. Великолепно его произведение «Наигрыши» для симфонического оркестра (1980) — живая, насыщенная острыми ритмами партитура. Интересна рапсодия для большого симфонического оркестра, созданная композитором в 1981 году. В том же году Джабраил Хаупа пишет жизнерадостную, веселую «Адыгейскую увертюру», в которой воссоздается атмосфера народного празднества.
Каждый год, начиная с 1986-го, из-под пера композитора выходит одно или два крупных симфонических сочинения. В 1983 году появляется его увертюра «Нарты», написанная им, как и ранее созданная симфоническая поэма «Сказание о нартах», на основе нартского эпоса. Искренне, с любовью написана и симфоническая поэма «Край мой нежный, величавый» (1985). Это сочинение исполнялось с успехом в Москве, Воронеже, Майкопе и в других городах.
При знакомстве с симфоническими произведениями Джабраила Хаупа хочется привести слова великого французского композитора Шарля Гуно: «Искусство — это сердце, способное мыслить». Да, во всех его симфонических сочинениях заложена глубокая мысль о назначении человека, о смысле жизни. Джабраил Хаупа — философ в музыке, по его выражению, музыка должна занимать одно из самых важных мест в попытке человека познать самого себя и Вселенную.
В 1983 году композитор создает автобиографическую симфоническую сюиту в четырех частях Воспоминание о детстве».
Весомый вклад внес Джабраил Хаупа в национальную камерную музыку. Выше говорилось о его первых трех крупных сочинениях. Это соната № 1 для скрипки и фортепиано, написанная еще в студенческие годы, а потом подряд две сонаты: соната для флейты и фортепиано и соната № 2 для скрипки и фортепиано. Свою сонату № 3 для скрипки и фортепиано композитор написал в 1984 году, спустя пять лет после окончания сонаты № 2. В том же году его новое сочинение «Тема и вариации» для струнного квартета было исполнено в Москве на пленуме Союза композиторов Государственным квартетом Московской филармонии.
Еще в годы учебы Джабраил Хаупа пишет свою Первую тетрадь для фортепиано, в которую входят пять прелюдий, а в 1986 году он создает Вторую тетрадь, в которую включил 10 пьес для фортепиано, прелюдию и фугу.
Композитор увлеченно работает и над новыми сочинениями для духовых инструментов. В 1986 году пишет блестящую сюиту для флейты и фортепиано. Надо отметить, что все флейтовые сочинения композитора исполнял заслуженный артист Российской Федерации, талантливый флейтист Евгений Анисимов. Так, в 1986 году в знаменитом Малом зале Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории он вдохновенно исполнял его сюиту № 1 для флейты и фортепиано.
Интересно отметить, что кабардинские композиторы любят создавать произведения для флейты. Для этого инструмента ими написано много концертов, сюит и пьес. Это и понятно, ведь флейта напоминает любимый кабардинский (адыгский) народный инструмент — камыл (къамыл). В 1987 году Джабраил Хаупа написал концерт для скрипки с оркестром (сыгран в г. Ярославле в 1998 г.). По мнению самого композитора, концерт стал одним из его самых интересных произведений.
Со 2-й сюитой для флейты и фортепиано Джабраила Хаупа слушатели познакомились в 1988 году. И она получила признание.
В том же году впервые в нашей музыке (не только в камерной) композитор неожиданно предложил слушателям необычное произведение — великолепную сюиту для гобоя «Самшитовый напев» в пяти частях. Сюита с успехом исполнялась в Москве в Доме композиторов на авторском концерте.
Появление сонаты для кабардинской гармоники в трех частях — подлинное явление в адыгской музыке. До композитора Джабраила Хаупа никто не создавал такие сочинения. Правда, многие сперва настороженно отнеслись к сонате, но прослушивание произведения рассеяло все их сомнения.
Сонату в разное время исполняли талантливые гармонистки — Мадина Кожева и Мадина Гучева.
Соната для кабардинской гармоники раскрыла новые грани творчества и таланта Джабраила Хаупа.
Камерные сочинения композитора подтверждают, что он всегда в поиске нового и в то же время ревностно воплощает в этих сочинениях народные темы, ритмы.
Много интересного и в вокальной музыке композитора. Ведь свое творчество он начинал с лирических песен.
Свое композиторское мастерство Джабраил показал в своих вокальных циклах. Например, блестяще оркестрованный цикл «Кабардинские девичьи песни» для сопрано и оркестра. В него входят семь прекрасных песен, созданных в разное время.
С начала композиторской деятельности внимание Джабраила Хаупа знято темой обожествления женщины-черкешенки.
По признанию самого автора, это — «жемчужное ожерелье». Цикл «Кабардинские девичьи песни» в 1983 году исполнила впервые замечательная певица Светлана Богатыжева привлекал народный музыкальный фольклор. В разные годы он много записывал народных песен, расшифровывал и обрабатывал их, что в итоге составило четыре тетради.
Видное место в жизни и творчестве композитора занимают песни для детей.
Можно с уверенностью сказать, что никто столько не сделал в кабардинской музыке для детей, особенно в песенной, сколько сделал Дж. Хаупа. Он настоящий подвижник в этом жанре. Его три вокальных цикла для детей — это высокохудожественные, высоконравственные произведения.
Сколько прекрасного в цикле Джабраила Хаупа «Зу-зу, барина» (1981), составившем сборник, в который входят 25 песен, из них 20 на стихи Заура Налоева, а 5 на стихи Петра Кажарова. Из этого цикла в Доме композиторов в Москве с успехом прозвучали десять песен в исполнении Светланы Богатыжевой. Композитцра и певицу связывает многолетняя творческая дружба. А какие чудесные детские песни входят в цикл «В зоопарке» на стихи Лиуана Афаунова!
Детские песни Джабраила Хаупа по своему художественному качеству и содержанию — золотая россыпь в нашей музыке. Они стали очень популярными у детей и юношества. Недаром Дмитрий Кабалевский высоко отзывался об этих песнях композитора.
Надо отметить, что Джабраил Хаупа не только создает детские песни, но и сам частый гость в школах и детских садах. На встречах с детьми он рассказывает о музыке и знакомит их со своими сочинениями.
Конец 80-х и первая половина 90-х годов для композитора стали временем больших творческих взлетов. Он пишет много и в различных жанрах, свободно владея уже всеми арсеналами, всеми тайнами композиции. В 1989 году появляется его Тройной концерт (для скрипки, флейты, кабардинской гармоники) с оркестром, в 1992 году он создает двенадцать прелюдий для кабардинской гармоники, сюиту для струнного оркестра в трех частях, а в 1994-м — сонату-поэму для флейты и кабардинской гармоники.
Самой большой творческой удачей композитора, безусловно, является симфония № 3 «Псыхэгъэ» («Плач над водой») для большого оркестра, созданная в тот же период (1990).
Композитор Джабраил Хаупа — масштабный, глубокомыслящий художник. Он задает тон в национальной музыке. Его сочинения становятся художественным эталоном. К нему пришли зрелость, мудрость и мастерство. Несомненно, что композитор напишет еще много превосходных произведений, которые войдут в золотой фонд музыкальной культуры Кабардино-Балкарии и России.
Джабраил Хаупа — активный участник общественной музыкальной жизни республики во всех ее проявлениях. Он постоянно встречается со слушателями, особенно с молодежью. Нет такого селения или города республики, где не побывал бы композитор. Его авторские концерты-встречи проходили также в Адыгее, Карачаево-Черкесии.
Произведения Джабраила Хаупа известны далеко за пределами Кабардино-Балкарии. Они исполнялись в Москве, в Петербурге, Омске, Ростове-на-Дону, Майкопе, Черкесске, Владикавказе, Виннице, Вильнюсе, Тбилиси, Ярославле, а также в других городах ближнего и дальнего зарубежья.
Личность и творчество Джабраила Хаупа занимают видное место во всероссийской музыкальной культуре. Дж. Хаупа — один из первых лауреатов премии Союза композиторов России им. Д.Д. Шостаковича (1988). В 1993 году он стал лауреатом Международной премии Мухадина Кандура. А за 3-ю симфонию «Псыхэгъэ» композитору присуждена Государственная премия КБР (1994).
За заслуги в области музыкальной культуры Кабардино-Балкарии и России ему в 1995 году присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».
За заслуги перед адыгской музыкальной культурой Джабраилу Хаупа присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Республики Адыгея», чем он особенно гордится.
Все созданное талантом композитора Джабраила Хаупа навечно вошло в сокровищницу духовного наследия и культуры адыгского народа.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЖАБРАИЛА КУБАТИЕВИЧА ХАУПА:
-
Соната № 1 для скрипки и фортепиано. 1966 г.
Симфония № 1 для большого симфонического оркестра. 1969 г.
«Сказки седых гор», симфоническая картина в четырех частях. 1970 г.
«Кабардинская молодежная увертюра» для большого симфонического оркестра. 1971 г.
Драматическая поэма для большого симфонического оркестра. 1972 г.
Симфоническая поэма «Сказание о нартах». 1973 г.
Симфония № 2 на стихи Эд. Межелайтиса. 1975 г.
Хоровая сюита «Фрески» на стихи Бвкмурзы Пачева. 1974 г.
«Восемь хоров из кабардинской народной лирики». 1975 г.
Соната для флейты и фортепиано памяти И.С. Баха. 1978 г.
Соната № 2 для скрипки и фортепиано памяти Б.Л. Клюзнера и Д.Д. Шостаковича. 1979 г.
«Наигрыши» для симфонического оркестра. 1980 г.
Рапсодия для большого оркестра. 1981 г.
Хоровой цикл «Родина» на стихи Хабаса Бештокова. 1982 г.
«Адыгейская увертюра» для симфонического оркестра. 1981 г.
Увертюра «Нарты» для большого симфонического оркестра. 1983 г.
Соната № 3 для скрипки и фортепиано. 1984 г.
Симфоническая поэма «Край мой нежный, величавый». 1985 г.
Две тетради для фортепиано: 1) 6 прелюдий, 1964 г.; 2) 10 пьес, прелюдия и фуга. 1986 г.
Четыре тетради обработок народных (кабардинских) песен в разные годы.
«Кабардинские девичьи песни» для сопрано и оркестра (7 песен). 1983 г.
Фортепианное трио. 1983 г.
Сюита № 1 для флейты и фортепиано. 1986 г.
Концерт для скрипки с оркестром «Адыгейский», 1987 г.
Вокальный цикл для детей «В зоопарке» на стихи Лиуана Афаунова (6 песен).
Вокальный цикл «Зу-зу, барина» для детей (25 песен). 1981 г. (20 песен на стихи Заура Налоева и 5 песен на стихи Петра Кажарова).
Вокальный цикл «Зов кукушки» на стихи Лиуана Афаунова. 1987 г.
Сюита для гобоя соло в пяти частях «Самшитовый напев». 1988 г.
Темы и вариации для струнного квартета. 1984 г. Сюита № 2 для флейты и фортепиано. 1988 г. Соната для кабардинской гармоники в трех частях. 1989 г.
Тройной концерт (для скрипки, флейты, кабардинской гармоники) с оркестром (клавир). 1989 г.
Симфония № 3 «Псыхэгъэ» («Плач над водой») для большого симфонического оркестра. 1990 г.
12 прелюдий для кабардинской гармоники. 1992 т.
Сюита для струнного оркестра в трех частях. 1992 г.
Сюита для симфонического оркестра в четырех частях «Воспоминание о детстве» для симфонического оркестра. 1983 г.
Соната-поэма для флейты и кабардинской гармоники. 1994 г.
Десятки песен на слова Алима Кешокова, Зубера Тхагазитова, Хабаса Бештокова и других поэтов, в разные годы.
Хавпачев Х.Х.
Профессиональная музыка Кабардино-Балкарии. – Нальчик: Эльбрус, 1999 г.
Комментарии 0