Духовная вершина Заура Налоева
Заур Налоев родился 15 июля 1928 года в кабардинском селении Хатуей (Старый Урух) в роду уорков (узденей). Род Налоевых осетинского происхождения. В середине 19 века они переехали из Дигории в Кабарду в село князя Хату Анзороко. Тем не менее Заура Налоева относят к элите именно адыгской нации, и не только потому, что кабардинский он считал родным языком, так как воспитывался и рос среди адыгов, но еще и потому, что сделал для общества.
Таких, как Налоев, одновременно и любят, и считают невыносимыми исключительно из-за их неумения признавать любую власть, кроме власти завоёванного собственными силами авторитета, когда единственным мерилом почтения и уважения являются честный труд и все его достижения.
В историю Заур Налоев вошёл как кабардинский прозаик, народный писатель Кабардино-Балкарской Республики, талантливый поэт и фольклорист, прочно занявший место классика кабардинской литературы.
Только один-единственный факт из его биографии самым решительным образом позволяет это утверждать.
Что значит для культуры народа вернуть ей творения и имя выдающегося поэта? Это всё равно, что подарить нации величайшую драгоценность, без которой она неполноценна.
Таким поэтом, которого Заур Налоев вернул кабардинскому народу, был Исмаил Клишбиев.
Помню как ко мне в аудиторию вошёл один мой магистрант с раскрытым журналом «Ошхамахо» и спросил: «Прочитали уже»? Это была статья Заура Налоева о малоизвестном поэте Исмаиле Клишбиеве.
Историю его жизни и драматичной судьбы я потом преподавала в университете благодаря исследованиям Заура Налоева. Рассказывала о нём на разных курсах не только нашим студентам, но и иностранным в вузах Стамбула.
Налоев писал, что, несмотря на то, что судьба обошлась с ним жестоко, он, как и все настоящие поэты, оставался доконца жизни преданным своей родине и родному языку.
В статье «Диктатура и писатели» Налоев отмечал, что избранный в 1920 году председателем Кабардино-Балкарского ревкома (верховной власти округа) Бетал Калмыков начал преследовать поэта, юриста Исмаила Клишбиева, автора знаменитого стихотворения «Гора золотая».
Спасая свою жизнь, он прятался у известных просветителей Н. Цагова, А. Дымова, Х. Эльбердова, А. Шогенцукова, но, заметив, что за ним следят, тайком перебрался в Новониколаевск, где жил его тесть. Однако в 1942 году он всё же был арестован и осуждён на пять лет лагерей. При этом прокурор, считая его князем, требовал смертной казни. В 1981 году Клишбиева реабилитировали за отсутствием состава преступления.
Изъятые при аресте рукописи при этом не вернули, ни одно его стихотворение при жизни не было опубликовано.
Поэт писал без единого шанса что-либо опубликовать. Он не мог жить без творчества, думал стихами и поэтическими образами до самой смерти в 1974 году.
Как оценить этот духовный ущерб, нанесённый нации?
Именно этот вопрос стал поводом и основанием для глобальной работы Налоева по восстановлению имени и творчества Исмаила Клишбиева.
После окончания в 1952 году Кабардинского государственного педагогического института способного молодого человека пригласили на кафедру кабардинского языка и литературы. С 1954 по 2012 год работал в Институте гуманитарных исследований.
Он автор более 200 научных, литературных, критических, публицистических работ, докладов, сделанных на международных, всесоюзных и региональных научных конференциях. В их числе семь монографических работ и сборников статей по адыгской филологии, истории культуры.
Налоевым созданы такие важные труды, как «Очерки истории кабардинской литературы», «Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов» (в трёх томах), «Сказания о Жабаги Казаноко».
Издано наследие представителей Баксанского просветительского центра «Адаб Баксанского культурного движения». Заур Налоев собрал, систематизировал, составил научные комментарии к изданиям «Антология кабардинской поэзии», «Антология ранней адыгской литературы», участвовал во множестве полевых фольклорных экспедиций и записал большое количество уникальных народных произведений, которые составили ценный фонд в научном архиве КБИГИ. Неоценимы его заслуги в подготовке издания «Антология кабардинской детской литературы», литературной обработке собрания кабардинских народных сказок, переводов лучших сказок народов мира на кабардинский язык.
Всё это стало бесценным достоянием культуры народа Кабардино-Балкарии.
Посвящённые фольклору, народному искусству джегуако, мифологии, истории письменной литературы и современному литературному процессу труды Налоева являются одной из духовных вершин современного Кавказа, что принесло ему широкую известность и безусловный авторитет в научном мире.
Не меньшее значение для национальной культуры имеет его литературная деятельность. Многие поэтические произведения Налоева вошли в фонд кабардинской классики. Их изучают в школах и высших учебных заведениях как высокие образцы словесного искусства адыгов. Появление сборника новелл «Одинокий журавль» стало явлением для всей кабардинской литературы.
Созданные им образы отличаются философской глубиной и высочайшим художественным совершенством.
Будучи человеком необычайно широкой эрудиции, З. Налоев взрастил целое поколение учёных – фольклористов и литературоведов – и стал основоположникомшколы национальной фольклористики в республике.
Он уделял большое внимание вопросам образования и воспитания. Его перу принадлежит серия статей по вопросам вузовского и школьного обучения, он также являлся составителем сборников фольклорных и литературных произведений для детей дошкольного, младшего школьного и среднего возраста.
Его труды изучают в институтах гуманитарных исследований Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Республики Адыгея. Его произведения включены в школьную программу этих республик. Его просветительская деятельность многогранна, им по крупицам были собраны и восстановлены утраченные страницы адыгского фольклора в ходе общения с жителями аулов и сёл во время многочисленных научных экспедиций.
Книга Заура Налоева «Антология ранней адыгоязычной литературы» – одна из последних, вышла в свет в 2010 году.
Без всякого преувеличения можно сказать, что ничего подобного до неё в адыгской науке не было.
Она стала абсолютным явлением как в кабардинской литературе, так и в литературоведении.
Для студентов кабардинского отделения КБГУ эта книга – учебник по истории кабардинской литературы.
Автор-составитель Заур Налоев посвятил её Адаму Дымову – выдающемуся просветителю из Баксана.
Дымов занимался внедрением национальной грамоты, созданием школ с обучением на родном языке, издавал газету «Адыгский голос», выпускал книги для медресе, пропагандировал благотворные экономические, нравственные, культурные идеи, был писателем, поэтом, педагогом.
В 1937 году Дымова и его братьев, обвинив в том, что они эфенди, крупные кулаки, торговцы и активные участники Баксанского восстания, расстреляли. В 1956 году их реабилитировали.
В книгу вошли материалы, относящиеся к ранней стадии формирования современной адыгской литературы.
Это высокие образцы авторской устной поэзии, первые письменные прозаические произведения дидактического характера, клерикальная литература, религиозные песни и поэмы, а также произведения первых адыгских поэтов и писателей XX века.
В 2022 году мы отметим вековой юбилей нашей республики. Её духовное лицо создавали такие люди, как Заур Налоев.
Отдавая дань уважения монументальному труду великого адыгского учёного, можно было бы одну из улиц Нальчика назвать его именем. Это справедливо.
Комментарии 0