Художественный штрих к исчезающему наследию

Я узнал о Натхо Зеки Йылдырыме, когда проследил за картинками, на которые наткнулся в социальных сетях, и обнаружил десятки рисунков в том же стиле... Предметы, лошади, портреты... Богатое разнообразие. Когда я связался с автором картин и попросил рассказать о своей жизни и творчестве, получилось это интервью. Приятного чтения...

-Давайте познакомим наших читателей с Натхо Зеки Йылдырымом. Кто такой Зеки Йылдырым, по его собственным словам?

-Я родился в 1973 году в деревне Азизие (Кобли Хабле) в Дюздже, второй из пяти братьев и сестер, сын моей покойной матери Хаввы Шихалап и моего покойного отца Бахаттина Натхо. Мой путь начался с танцев в возрасте 14 лет в Кавказской культурной ассоциации Дюздже и всегда сопровождался музыкой. Я не буду вдаваться в подробности моей образовательной жизни, потому что никогда не любила школу, ведь еще в начальной школе я уже мысленно определила свою профессию. В моем табеле всегда были плохие оценки. Наш учитель музыки был черкесом, и я никогда не забуду удивление на его лице, когда он увидел, как я играю на аккордеоне на свадьбе.

1991 год стал для меня поворотным. Я отправился в Ялову, где основал графическую студию вместе с покойным Айханом Абла (Абзех), который был моим наставником, и недавно умершим Омером Аби (Дагестанли, Даргин). В течение пяти лет, проведенных в Ялове, я два года работал музыкантом вместе с моим дорогим другом Эргюном Саваширом в Кавказской ассоциации Бурсы, а также участвовал вместе с Эргюном в ансамбле кавказского танца, созданном в Ялове благодаря неоценимому вкладу Айхан и Джанката Деврима.

Через пять лет я поехал в Стамбул. Мое стамбульское приключение, начавшееся в небольшой графической мастерской, продлилось 29 лет. После работы графическим дизайнером и арт-директором в международных рекламных агентствах, в 2003 году я вместе с Наилем Сёнмезом основал графическую мастерскую Zekice, но через несколько лет мы расстались. Я продолжил работу Zekice вместе со своей женой, и в течение семи лет мы создавали работы, которые оставили след в мире дизайна. В этом процессе наши пути пересеклись с Тлепсеруком Эролом Олчоком, который погиб вместе со своим сыном Абдуллой во время попытки переворота 15 июля и который также был для меня духовным наставником. Я терял близких людей, которые поддерживали меня в разные периоды моей жизни и с которыми я не мог попрощаться; каждая потеря оставила глубокий шрам на моем сердце.

В течение 19 лет я работал менеджером в компании Arter Reklam и генеральным директором компании Event. 29 лет спустя, в октябре 1999 года, я вместе со своей любимой женой Фиген переехал в Айвалык, ее родной город и мое любимое место. Мы живем здесь уже пять лет. Спорт всегда играл важную роль в моей жизни. Мы с женой стали одними из основателей гребного клуба Ayvalık Kratos. За годы работы в CEO Event я приобрел значительный опыт в спортивных организациях, работая в качестве организационного директора Чемпионата мира по водным лыжам, Чемпионата мира по теннису среди женщин WTA в течение трех лет, Чемпионата мира по борьбе, Кубка мира FIFA U20, Чемпионата мира по легкой атлетике и Президентского велотура по Турции.

В сфере рекламы я готовил графику для политических кампаний в рамках Arter Reklam. Я создавал логотипы и фирменные стили таких учреждений, как PTT, TCDD и Министерство национального образования.

-Как и когда вы начали заниматься цифровыми рисунками?

-Цифровые рисунки - это проект, о котором я думал уже много лет, но никак не мог воплотить его в жизнь. В течение 15 лет я проводил различные эксперименты, но всегда чувствовал, что чего-то не хватает. Три года назад я сосредоточился на этом проекте, но мои работы не приносили мне полного удовлетворения. 1,5 года назад я усилил этот процесс с помощью искусственного интеллекта и начал превращать образы, проходящие через мой разум, в искусство. С поддержкой моего дорогого друга Хикрана Болата я решил поделиться этими работами в социальных сетях.

«Лошади были «пьющими ветер героями» черкесов».

-Лошади и портреты - образы, которые вы часто используете. Есть ли для этого какая-то особая причина?

Не будем говорить об особой причине, но лошади были «пьющими ветер героями» черкесов. В черкесском обществе конь - это не только средство передвижения, это крылья свободы, спутник чести и самый верный герой сказаний. Портреты, с другой стороны, представляют собой перспективу, рассказывающую о борьбе гордого и достойного общества за выживание. Войны и изгнания разбросали нас по разным географическим регионам, и эта ситуация отражена в моих работах. С помощью абстрактных композиций я попытался передать богатство черкесской истории и культуры с широкой перспективы.

В то время как техника моих работ эволюционирует от ностальгической основы до цифровых экспериментов, я стремлюсь заставить зрителя думать через искусство, отдавая предпочтение эмоциональной глубине. Соединяя черкесское фольклорное и культурное наследие со стилизованными пространствами, я хотел привнести драматический, постмодернистский взгляд на черкесский геноцид и саму жизнь, используя формальную форму кубизма. Абстрактные и сюрреалистические персонажи в работах изображают психологическое состояние прошлого и настоящего с мелодраматическим эффектом и побуждают зрителя к глубоким размышлениям. По сути, это художественный штрих к исчезающему наследию.

«К сожалению, наш подход к инновациям все еще остается таким же осторожным и предвзятым, как если бы мы смотрели в дверной проем вместо того, чтобы войти в дверь».

Многие мои соотечественники проявили большой интерес к моим работам. Я стремился привнести в классическую черкесскую культуру иной, универсальный взгляд, но должен признать, что мы до сих пор не можем преодолеть жесткость и воинственность нашего консерватизма. Я всегда предпочитал ломать форму. За это меня также критикуют, но я считаю это вполне естественным. Поскольку мы воспитаны с рефлексом защиты традиционного, такой результат неизбежен. К сожалению, наш подход к инновациям все еще остается таким же осторожным и предвзятым, как если бы мы смотрели в дверной проем, а не проходили через него.

Вот один из примеров: однажды мне позвонил наш дорогой брат Куша Доган Озден и сказал, что Кабардино-Балкарский Государственный Университет опубликовал работу о нартах и что им нужны иллюстрации. Я с радостью отправил свои картины, но получил ответ: «Эти изображения не похожи на нартов». Ну, а кто-нибудь когда-нибудь видел нартов? Откуда нам знать, что это были великаны, как их описывают? Мои работы - это образы, которые открылись в моем сознании. Кто бы ни сделал первое изображение нартов, его работа была взята за образец. Однако в искусстве, особенно в современном, важно интерпретировать отражение события во внутреннем мире художника, а не изображать его один в один.

ГерникаЭтот случай напомнил мне о картине Пикассо «Герника»*. Может ли кто-то с первого взгляда ощутить влияние того драматического события? Нет, но произведение, возникшее как отражение эмоций во внутреннем мире художника, зафиксировало эту трагедию в истории. Даже незабываемый ответ Пикассо немецкому офицеру: «Эта работа не моя, она ваша». Именно в этом и заключается суть искусства.

В этот момент я не могу не вспомнить одну из самых больших потерь нашего сообщества, моего дорогого брата Папба Сезая Бабакуша, его остроумные подходы и наводящие на размышления слова я все еще слышу: «Я уйду далеко, как будто скоро вернусь...».

-Вы планируете открыть выставку?

-Кто бы этого не желал? Я бы очень хотел, чтобы мои работы были показаны на выставке, где они получат ту оценку, которого заслуживают. Ассоциация Düzce Adige хотела организовать выставку 21 мая 2024 года, но нам пришлось отложить ее из-за некоторых сомнений по поводу содержания.

«Велосипед - один из важнейших инструментов социальной жизни и здорового образа жизни»

-Я задаю этот вопрос из-за ваших изображений на велосипеде в социальных сетях. Какое место он занимает в вашей жизни?

Велосипед - это часть моей жизни. Эта страсть началась в возрасте 5 лет с красного трехколесного велосипеда, который отец принес мне однажды вечером. По словам моего дорогого друга Яна Деврима, «руль прирос к тебе той ночью». Много лет спустя мой отец пришел с другим красным велосипедом. Я никогда не забуду этот момент; я ушел кататься и вернулся домой только утром.

В холодном Дюздже, с аккордеоном на вело-багажнике, я ездил на многие свадьбы на велосипеде. Однажды я даже попал в серьезную аварию по дороге в деревню Арапчифтлиги; аккордеон лежал с одной стороны, велосипед - с другой, и я корчился от боли в канаве, гадая, кто же пострадал сильнее - аккордеон или велосипед. Я переживал за них одинаково сильно.

Два года назад я принял участие в программе сертификации безопасности дорожного движения, открытой Всемирной федерацией велоспорта (UCI), и стал первым велосипедистом в Турции, получившим этот сертификат. Помимо того, что я являюсь директором тура, безопасность гонки также входит в мои обязанности, и для меня было большим счастьем получить этот сертификат. Велоспорт - один из важнейших инструментов социальной жизни и здорового образа жизни. Никаких проблем с парковкой, никаких затрат на дороги, никаких выбросов углекислого газа. Я считаю, что велосипед должен быть частью нашей жизни для здорового общества, и никогда не отказываю в поддержке любителям велосипеда.

В этом году я начал подготовку к организации гонки Ayvalık Granfondo, которая впервые пройдет 6-7 сентября 2025 г. Моя цель - познакомить любителей велоспорта с уникальной природой и историей Айвалыка.

Я хотел бы выразить искреннюю благодарность вам и уважаемому журналу Jineps заэто интервью. Желаю вам беспрерывной издательской жизни. Спасибо!

* Герника — картина Пабло Пикассо, написанная в мае 1937 года по заказу правительства Испанской Республики для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже. Тема картины, написанной в манере кубизма и в чёрно-белой гамме, — бомбардировка Герники, произошедшая незадолго до этого, а также ужас апрельской испанской революции (1931) и Гражданской войны в Испании (1936—1939).
Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года легион «Кондор», добровольческое подразделение люфтваффе, совершил налёт на один из городов Страны Басков — Гернику. На город за три часа было сброшено несколько тысяч бомб; в результате шеститысячный город был уничтожен, около двух тысяч жителей оказались под завалами. После налёта Герника горела ещё трое суток.


© Jineps

Комментарии 0

      Последние публикации

      Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

      Подписаться

      Здравствуйте!
      Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

      Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.