О возвращении сирийских черкесов в Россию
Из доклада российских неправительственных организаций и правозащитников «Десять страшных лет. Нарушения прав человека и гуманитарного права во время войны в Сирии. Март 2021».
Сирийские беженцы в России проживают не только в крупных городах Центральной России, но и в некоторых республиках Северного Кавказа: Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгее и др530.
В основном это сирийцы черкесского происхождения, чьи предки были вынуждены покинуть Российскую империю после окончания Кавказской войны в 1864 году. Выселение черкесов в Османскую империю привело к массовой гибели людей, а также к исходу большей части черкесского населения с Северного Кавказа. В результате в Турции и странах Ближнего Востока образовалась большая черкесская диаспора. После распада Советского Союза черкесские активисты требовали признания российским государством совершенных преступлений против черкесов, а также включения черкесов в программу возвращения соотечественников. Это позволило бы желающим вернуться на историческую родину.
После начала войны в Сирии проблема репатриации черкесов снова стала актуальной. Теперь это уже был не только вопрос исторической справедливости, но прежде всего гуманитарный — дать убежище людям, бегущим от бомб и насилия. Оценить численность общины мигрантов черкесов по состоянию на 2011 год сложно, по приблизительным оценкам она составляет от 90 до 120 тысяч человек 531. Исследователи сходятся только в том, что речь идет о многих десятках тысяч. Часть из них бежали от войны в Турцию, кто-то в Германию, а кто-то попытался переселиться на историческую родину — Кавказ, где местные активисты старались оказать им посильную помощь. Официальная информация о том, сколько черкесов-сирийцев приехало в кавказские регионы Российской Федерации, отсутствует.
С начала военных действий в Сирии черкесская общественность неоднократно обращалась к руководству России, в Государственную Думу, Совет Федерации, в органы исполнительной власти с просьбами помочь эвакуировать черкесов Сирии — потомков этнических черкесов, изгнанных с исторической родины в результате Кавказской войны,
предоставив им возможность вернуться на родину.
В своих обращениях черкесы ссылались на Конституцию России и Федеральный закон № 99 «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 г., который провозглашает одним из принципов государственной политики России «необходимость обеспечения гражданских, политических, социальных, экономических, культурных и иных прав и свобод соотечественников, а также их законных интересов в государствах проживания в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права», а целью государственной политики в отношении соотечественников — «оказание государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию». Однако, несмотря на многочисленные обращения и петиции, ни внятного ответа, ни четкой позиции Москвы в отношении сирийских черкесов, пострадавших от военного конфликта в Сирии, до настоящего времени не было.
На региональном уровне Государственная программа «Оказание содействия добровольному переселению в Кабардино-Балкарскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом» действует в республике с 31 июля 2019 года 532. Такая программа в КБР принята впервые, но особого оптимизма у черкесской общественности не вызывает, так как рассчитана всего на 50 соотечественников и 150 членов их семей, что, как заявляют общественники, для огромной черкесской диаспоры зарубежья — «капля в море».
Согласно приблизительной оценке правозащитников, после начала гражданской войны в Сирии в республики Северного Кавказа России въехало около 3000 сирийских беженцев. При этом правозащитники отмечают, что примерно 300 — 400 из них были вынуждены уехать в другие страны (преимущественно в Турцию и Германию), столкнувшись с невозможностью оформления легального миграционного статуса или не выдержав условий проживания и размещения в России. В итоге, по данным правозащитников, в кавказских регионах России осталось 2000 — 2500 беженцев из Сирии 533 — преимущественно черкесов-сирийцев, но включая и несколько сот сирийцев-арабов 534.
Помощь сирийским черкесам в их возвращении на историческую родину их предков оказывали благотворители, правозащитные организации и просто неравнодушные черкесы в России, организовавшие приглашение и прием. Черкесы — беженцы из Сирии приезжают в Российскую Федерацию без каких-либо льгот или специальных программ.
К этому следует добавить сложности и большие финансовые затраты при оформлении приглашений, российских виз, загранпаспортов, расходы на проезд, отсутствие комплексных программ по адаптации, немалые сложности при оформлении документов ФМС, множество бюрократических и иных проблем, решение которых возможно только с помощью государственной поддержки на федеральном и республиканском уровнях.
Общественники рассказывают:
«Из государственного и регионального бюджетов на возвращение репатриантов выделяется 2 740 000 рублей, то есть 13 700 рублей на человека. Если соотечественник, проживающий за рубежом, захочет принять участие в программе, то каким образом ему может помочь данная сумма? На одну только дорогу в Россию сирийцы затрачивают около 300 долларов, с учетом того, что прямых рейсов в Москву практически не бывает, только из Турции либо Ливана, куда они добираются чаще всего на частном транспорте. И это уже не говоря о том, что на родине необходимо арендовать жилье, питаться и так далее». 24 апреля 2019 г. президент России Владимир Путин подписал указ о введении упрощенной процедуры предоставления гражданства России жителям юго-восточных регионов Украины. Причем Путин подчеркнул, что этот указ им подписан исключительно в гуманитарных целях. А в начале мая стало известно, что президент России подписал указ об упрощении процедуры выдачи российских паспортов некоторым категориям украинцев, а также гражданам Афганистана, Ирака, Йемена и Сирии, которые родились в РСФСР или имели гражданство СССР, а также членам их семей. Причем МВД будет рассматривать заявки этих категорий лиц не дольше трех месяцев. «Как видим, на наших соотечественников данный указ никоим образом не распространяется» 535, — рассказала соучредитель «Очага» (правозащитная организация).
Практически все черкесские НКО разных стран ранее обращались к В. Путину с призывом включить черкесов из Сирии наряду с гражданами Украины в перечень лиц, подпадающих под упрощенную процедуру получения гражданства РФ. Но призыв был проигнорирован. С 1 по 3 апреля 2019 года представители мониторинговой группы провели небольшое полевое исследование в Нальчике, столице Кабардино-Балкарии. В ходе поездки были проведены интервью с тремя правозащитными организациями (Кабардино-Балкарский региональный правозащитный центр, «Очаг», «Пэрыт») и с семьями черкесов-сирийцев. Вот чем аргументировали свой приезд именно в Россию сирийские
черкесы:
Ф. «...Мы выбрали Россию. Мы сюда приехали, это историческая родина наших предков. И думали, что здесь лучше для нас, и вот приехали».
С. «Я вернулся, потому что здесь как бы друзья, родственники, поэтому сюда я вернулся».
Приехавших в Нальчик сирийских черкесов, благодаря содействию местных НКО, первоначально устраивали в санатории для временного размещения, но впоследствии многие получили дома, приобретенные на средства благотворителей, и уехали в сельские районы Кабардино-Балкарии. При этом государственная поддержка в приеме и размещении беженцев отсутствовала, наоборот, НКО «Пэрыт», которая им помогала, была принудительно закрыта в начале лета 2014 года, и только после возмущения со стороны черкесской общественности ей разрешили открыться вновь спустя три года. Санатории, которые разместили у себя часть сирийцев, не получали государственных средств и компенсаций за расходы, их администрация сама пыталась изыскать средства на проживание беженцев. Известны случаи выселения беженцев из Сирии и заселения на их места беженцев с Украины. Так, сирийские черкесы до приезда беженцев с Украины проживали в благоустроенных санаториях «Эльбрус», «Дружба» и «Горный родник». В результате выселения сирийские черкесы, проживавшие до приезда беженцев с Украины в санатории «Эльбрус», оказались в практически не приспособленном для жилья, давно не видевшем ремонта заброшенном крыле корпуса санатория «Терек», а из двух других санаториев их переселили в санаторий «Нарзан», также с неудовлетворительными условиями проживания. Указания о выселении сирийцев отдавало руководство санаториев, но понятно, что это решение принималось не ими.
Многие вернувшиеся сирийские черкесы — высококвалифицированные специалисты, хотя в России у них отсутствует возможность работать по профессии, что, среди прочего, связано с незнанием русского языка. Последнее также делает невозможным получение разрешения на временное проживание (РВП), вида на жительство (ВНЖ) и российского гражданства, так как для этого необходимо сдать комплексный экзамен по русскому языку. Большинство переселенцев, особенно старшее поколение, очень хорошо изъясняются по-черкесски. В связи с этим правозащитники также вносили предложение разрешить при получении миграционных статусов РФ сдавать экзамен на черкесском языке. Однако на все многочисленные обращения в различные инстанции с просьбой помочь черкесским соотечественникам приходили отписки или ответы, суть которых сводилась к тому, что черкесы-соотечественники, в том числе сирийские черкесы, для российского государства — иностранные граждане, их происхождение для властей ничего не значит.
Сирийские черкесы о необходимости знать русский язык:
В.: «Я не имел возможности учить русский язык, потому что сразу принялся работать, и у меня не было возможности учить русский. Да, если бы я просто учил русский язык, а не работал, моей семье не на что было бы жить».
П.: «Я читал Конституцию Российской Федерации, и вот там написано, что многие республики, субъекты Российской Федерации, то там признан и русский, и национальный, родной язык. Почему мы должны знать русский для вида на жительство, для документов для этот, гражданства, если можно, если другой язык признан как государственный? Русский язык обязательно должны знать? Но это можно со временем, раз я знаю национальный, свой родной язык».
В Кабардино-Балкарии положение сирийских беженцев выгодно отличается тем, что местные правозащитные и гуманитарные организации активно помогают черкесам-сирийцам по многим вопросам, включая трудоустройство, покупку домашнего скота, материальную помощь на медицину, поиск и предоставление в пользование бывшей в употреблении мебели, организацию праздников, содействие в получении урегулированного миграционного статуса, представление интересов в судах. Такие организации в основном существуют за счет поддержки черкесов, так как гранты и иная финансовая поддержка у них почти отсутствует, поэтому, например, НКО «Очаг» была вынуждена отказаться от аренды офиса и сейчас работает без него.
Опрошенные семьи черкесов-сирийцев относились к тем, кому удалось оформить вид на жительство в России. Однако их сложности на этом не закончились: семьи жаловались, что на продление, подготовку документов, разные правовые процедуры у них уходит много времени и денег, а это сильно затрудняет им жизнь и работу. Помимо этого, семьи удручены тем фактом, что получение российского гражданства, согласно действующему законодательству, для них практически невозможно. Но с такими проблемами сталкиваются почти все мигранты во многих странах мира.
--------------------
530 Хотя население черкесов имеется не только в Кабардино-Балкарии, но также в других регионах страны, таких как Карачаево-Черкессия и Адыгея, нынешнее исследование проводилось в городе Нальчик, столице Кабардино-Балкарии, а значит, лимитировано только этим регионом.
531 https://carnegie.ru/2012/09/13/ru-pub-49368
532 http://docs.cntd.ru/document/561463453
533 https://www.kavkazr.com/a/cherkesy-dobivayutsa-priznania/28435551.html
534 По оценкам местных активистов, из интервью мониторинговой группы в Нальчике.
535 https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/338971/
Комментарии 0