Открытый мир
В этом месяце мне посчастливилось принять участие в программе обмена, утвержденной Конгрессом США, «Открытый мир», по направлению «Этнические меньшинства». Цель программы заключалась в обмене опытом и сравнении жизни этнических меньшинств в США и РФ. Читая различные статьи о коренных американцах, их привилегиях и, самое главное, признании федеральным правительством своих ошибок, казалось бы, положение коренных народов США совсем недосягаемо для нас, черкесов. Поскольку наша программа пребывания в США касалась не только коренных народов США, а этнических меньшинств в целом, то обзор получился несколько шире.
В первую очередь надо отметить, что ехали мы в США как представители коренного народа РФ, чтобы посмотреть, как живут коренные американцы. И важно развеять ложное представление большинства россиян, что индейцы это народ. Индейцы это обобщенное именование народов или группы народов на всем американском континенте, который включает северную и южную Америки. “Американские индейцы” – это обобщенное наименование разных народов, у которых свои языки, идентичность и культура, хоть они и родственные.
Здесь надо немного углубиться в историю, без чего не получится вырисовать новую картину мира относительно коренных американцев. Вообще, сам термин «коренные американцы» это дань уважения и признания своих ошибок федеральным правительством США за все те причиненные несчастья коренным народам европейскими переселенцами, ведь десятки переродившихся поколений тех переселенцев давно стали такими же коренными. Также надо отметить, что коренные американцы тоже не сидели сложа руки, когда взыграет, наконец, европейский гуманизм и тоже боролись и борются за свои права в Верховном Суде США, который все чаще становится на сторону коренных народов, что немыслимо в современной РФ. Интересен тот факт, что современная судебная система принимает в расчет договора, подписанные первыми колонизаторами Америки с местными племенами. Компенсации нарушенных прав во многом добивались именно благодаря этому. Для сравнения, законы Российской Империи и даже Советского союза в современной России не признаются, либо признаются лишь частично.
О резервациях. Понимание этого термина перекочевало со своей негативной коннотацией в наше время, что тоже неверно. Резервация в 19 веке и резервация в 21 веке давно не одно и то же. В России можно часто услышать фразу “индейцев загнали в резервацию”, что по умолчанию подразумевает некие концлагеря. Однако, это совершенно не так.
По сути, резервации - это территории, признанные федеральными властями за коренным народом. На этой территории не действуют законы штатов, в которых эти «резервации» находятся. У этих территорий прямые отношения с федеральными властями. На них свои законы и суды, за исключением уголовных дел, которые рассматривают федеральные суды. Во всем остальном это вполне себе автономии, с правами куда большими, чем у этнических меньшинств в РФ. Возможно, это лишь вопрос времени, когда у так называемых «резерваций» появится новый юридический термин. Быть может, совсем скоро эти территории станут новыми штатами или федеральными округами. Все стремительно меняется.
Теперь постараюсь резюмировать свои впечатления, которые вылились в три направления: положение коренных американцев; роль общественных организаций; положение афроамериканцев.
Положение коренных американцев. Естественно, я ехал с мыслью, что у нас, черкесов, все плохо и ужасно. Я выше неспроста углубился в объяснениях, что индейцы это не один народ, а народы. В США есть понятие «Five Civilized Tribes», что в современных реалиях звучит, конечно же, вызывающе, но это пять коренных народов США, которые в 19 веке признали, так сказать, «культурными», по мнению европейских переселенцев тех лет. Естественно, по их мнению, культурными были только те, кто отвечал их представлениям о культуре. Так или иначе, эти пять народов: чероки, чикасо, чокто, маскоги (крики) и семинолы. Это те пять народов, на территориях которых разрешен игорный бизнес, весь доход от которого идет в казну «народа». Другими словами, это народы, обладающие немалыми финансовыми возможностями, а в пересчете на человека, то суммы выходят больше, чем бюджеты штатов (в пересчете на человека) в которых находятся «резервации». Здесь стоит выразить огромнейшую благодарность общественной организации Tulsa Global Alliance (Глобальный альянс Талсы) и ее вице-президенту Бобу Лисеру (Bob Lieser), которые организовали для нас не мероприятия для галочки, а реальное знакомство с народами на их территориях («резервациях»), причем дав нам возможность сравнить как народы из Five Civilized Tribes, так и те малочисленные, кто туда не входит и не имеет достаточных финансов.
Штат Оклахома, в котором мы и пребывали, является домом для Чероки и Маскоги, входящих в «пятерку цивилизованных племен». Первыми мы посетили их территории и культурные центры. Это были необычные в архитектурном плане строения, кричащие, что «у нас все отлично». Но на деле оказалось, что завалить деньгами совсем не означает сохранить культуру. Я не скажу, что американская культура идеальная, но тем не менее, она является образцом для подражания для многих народов и стран. Коренные американцы не стали исключением. Покидая свои территории и переезжая в другие города и штаты, сохраняя за собой массу привилегий, они начинают растворяться в общем «американском котле». На языках даже относительно многочисленных Чероки и Маскоги говорит очень маленький процент, несравнимо меньший, чем у черкесов. Куча языковых программ и приложений, которые финансируются Чероки и Маскоги, разрабатываются молодежью, которая совсем не владеет родными языками. Поскольку причисление к коренным американцам дает уйму прав и льгот, то просто называться «индейцем» недостаточно. У каждого коренного американца есть документ, подтверждающий, что он коренной американец. Чистокровных коренных американцев осталось совсем мало и, в основном, это старики, доживающий свой век, в связи с чем появились такие, на мой взгляд, жуткие понятия как коренной американец на 1/2, 1/4 и 1/8. Такая доля крови в жилах дает право называться коренным американцем и получить соответствующий документ. Конечно же, это надо доказать, например, предоставив похожие документы одного из родителей, бабушек/дедушек или кого-нибудь из прародителей. В такой ситуации, естественно, уже не идет речь о носителях языка и культуры, а только идентичности. Долго ли просуществует идентичность без сохранения языка и культуры в головах носителей, а не на магнитных носителях и приложениях, которые, возможно, тщетно финансируются? Тогда у меня возникло какое-то чувство безысходности и понимание того, что в вопросах сохранения культуры и языка черкесы сейчас в гораздо лучшем положении, нежели коренные народы США. Впечатление немного скорректировало посещение территории народа Ючи, численность которых менее тысячи человек. Их культурный центр состоял из нескольких маленьких домиков, в самом большом из которых было несколько классных комнат, где учились детки. На входе на территорию центра висела табличка с надписью «English stops here». Насколько было понятно, все что мы видели было отстроено самими ючи. Маленькие коренные народы подвержены не только ассимиляции в «американском котле», но и еще между самими коренными народами. Маленькие ассимилируются крупными. Атмосфера у ючи была совсем иной, более теплой и живой. Особенно это впечатление усилили детки, которые изучали язык, но насколько эффективно это сложно сказать. Если подытожить, то в политическом и финансовом плане мы, конечно, далеко позади от коренных американцев. Не смотря на то, что у них нет своих республик и штатов, у индейских племен больше политической автономии, больше прав, основанных именно на стутсе «коренного народа». Из этого вытекают финансовые возможности, которые недоступны другим гражданам. Тенденции идут к тому, что у них скоро могут появиться свои автономии. Коренные народы РФ наблюдают иную тенденцию - активное движение в сторону централизации, уменьшение полномочий автономии, в том числе и по части сохранения родных языков. Наблюдаются преследования активистов за работу над сохранением национальной идентичности, что трактуется как «терроризм и экстремизм». Что уж говорить, если даже поднимаемые вопросы об отходе от федерализма в РФ, где «Ф», скорее всего, лишняя, могут привести к репрессиям. У нас, вроде, есть лоскутные автономии, но наши так называемые «республики» существуют лишь на бумаге, выполняя просто функции административного деления. Полноценной автономией в современной РФ они не являются.
Но не смотря на это, в вопросе сохранения культуры и языка мы, конечно же, далеко впереди. Отчасти, возможно, это связано с более благоприятными условиями для ассимиляции в США, нежели в РФ. Также, немало этому поспособствовала национальная политика Советского Союза.
Общественные организации. Я бы сказал, что ОО это вся суть американской демократии, но в картине мира россиян это не может уложиться. В царской России 95% населения были крепостными. При советской власти государство оберегало граждан и решало, что и как им делать, поступать и думать. А в современной РФ это еще не успело прижиться, потому что отсутствует культура, а властьпридержащие всячески пытаются увести страну назад в царские или советские времена. Существующие в РФ ОО это организации, которые находятся на иждивении государства. Они могут работать только над теми проблемами, которые согласованы с администрацией. Но так механизмы демократии не работают.
Общественные организации должны состоять из людей, которые объединяются общей идеей, а сама организация должна существовать за счет неравнодушных ее членов и на финансировании за счет попечителей или членских взносов. В США по каждой проблеме в каждом штате, округе, городе существуют ОО, которые решают, возложенную на себя проблему. Решают ее с властью. В России ждут, когда власть сама решит вопрос. Как показывает практика, она ничего не решает, если в этом нет сколько-нибудь личного интереса чиновника или группы чиновников. Ну и самая, пожалуй, главная проблема отсутствия негосударственных ОО в России, она же и самая банальная, - оплата труда. В США понимают, что члены ОО работающие в ней это хоть и сопереживающие люди, но все же наемные сотрудники, которые должны заниматься вопросом не в ущерб себе и своей семье, питаясь на голом энтузиазме, и не только в свободное от работы и отдыха время. Их труд должен оплачиваться как постоянная работа. На моей практике в КБР ОО, которые самоорганизовывались гражданами вокруг какой-то проблемы, заканчивались на этапе членских взносов и полным непониманием того, зачем платить зарплату людям, которых ОО, в лице ее членов, делегировала решать проблему и вопросы с функционированием ОО. «Зачем? За деньги и я могу управлять!» так обычно выглядит полемика на собрании, но при этом никто за бесплатно из возмущенных это делать не станет, потому что «у меня на это времени нет, у меня дети и семья и их надо кормить». В России повсеместно считается, что это волонтерская работа. А между тем, ОО в США это важнейший инструмент для решения проблем общества, группы людей и лоббирования их интересов во власти. Благодаря независимым ОО, чиновники в США находятся всегда в тонусе и не расслабляются, потому что в стране есть политическая конкуренция и если твоя ошибка станет достоянием различных ОО и СМИ, то ты просто не выиграешь следующие выборы, подтасовка которых карается по всей строгости закона. В США большинство значимых должностей выборные, а не назначаемые. В отличие от РФ, где куча видеодоказательств со вбросами на выборах, в США это станет поводом для серьезных разбирательств, вплоть до отмены результатов, а в РФ, как правило, заявляют, что все это фейки и выборы прошли в штатном режиме. Культура негосударственных и не аффилированных с властью ОО – обязательное условие для демократического государства. Конечно, учитывая современные реалии РФ нельзя не учитывать тот нюанс, что в стране за правое дело ты можешь оказаться за решеткой или поплатиться жизнью. Первопроходцам в этом деле придется ставить памятники. Но у российского общества было время и возможности, когда можно было развить культуру независимых ОО, но никто за это не хотел платить как в буквальном, так и переносном смыслах. Зато сейчас мы имеет то, что имеем.
Положение афроамериканцев. Не смотря на то что афроамериканцы это потомки множества народов Африки, их принято считать этническим меньшинством и почему-то единым целым. В России и среди русскоязычного населения, живущего в США, но не интегрированного в американское общество, принято считать, что «белый человек» это угнетенный вид в США, которого ущемляют все вокруг. На этой почве рождаются всякие неприятные шутки-прибаутки, в том числе в федеральных СМИ. Находясь в США, у меня такого впечатления не сложилось. Я только укрепился во мнении, что «сила в знании». Образование это основа благополучного общества. Там где его нет присутствуют невежество, хаос и беспорядки.
В городе Талса существует центр примирения им. Джона Хоуп Франклина, где наша группа также встречалась с представителями этнических меньшинств. Этот центр яркий пример нежелания белого человека видеть образованного и благополучного афроамериканца. Штат Оклахома в начале 20 века процветал за счет доходов от продажи нефти и у всего населения отложился нефтяной жирок. Не смотря на ужасную политику сегрегации тех лет в США, афроамериканцы тоже получили свою долю от этого жирка, что вылилось в развитие Гринвуда – афроамериканского квартала Талсы. Магазины, фабрики, кинотеатры, отели, театры. Все как в благополучных белых городах и кварталах. Афроамериканцы начали понимать, что могут быть на равных и не хуже, а белым такой расклад оказался не по нраву. В 1921 году по надуманному поводу, белое население города разгромило и разворовало Гринвуд, в результате десятки погибших, сотни раненных и тысячи оставшихся без крова и бизнеса.
Из более свежего примера можно взять ЮАР, где политика сегрегации (апартеид) просуществовала влоть до 1994 года. Если отойти от тонкости терминологий, то ЮАР самая развитая и передовая страна на африканском континенте, сильно просевшая в экономическом плане, когда белое население страны (африканеры) частично были отстранены от власти, а апартеид предан анафеме всем мировым сообществом. Белые доминанты целенаправленно не предпринимали попытки по улучшению и финансированию системы образования среди темнокожего населения, среди которого уровень образованности был крайне низок. В результате те города и районы, где на смену африканерам пришло темнокожее население, сильно пришли в упадок. Основная причина случившегося – низкий уровень образования.
В современных США, конечно, больше нет сегрегации и за одну подобную мысль можно угодить за решетку, но «белый человек» остается главным, при всей этой видимости «угнетенности». Не секрет, что в афроамериканских коммьюнити, районах и городах с преимущественным афроамериканским населением экономика существенно проседает, преступность выше, а уровень образования значительно ниже, чем в белых коммьюнити и городах с преимущественным белым населением. На мой взгляд, нежелание кардинально решать проблему с образованием, как школьным, так и профессиональным, а также поощрение иждивенческих настроений в афроамериканских коммьюнити – есть своего рода дискриминация по рассовому признаку. Если эту проблему не решать, а создавать видимость решения, то депрессивные афроамериканские коммьюнити продолжат свое существование. А если к данному вопросу подойти со всей ответсвенностью, то в США появятся новые Гринвуды.
Есть некая параллель здесь и с этническими меньшинствами России. Под видом промышленного развития, на Северном Кавказе в совесткие времена строились бюджетоформирующие заводы-гиганты, на которых численность работников достигала нескольких тысяч человек. Плохого в этом, конечно, ничего, за исключением небольшого нюанса. Вместо того, чтобы развивать на местах профильные училища, где местное население могло бы обучиться и работать на этих заводах, на места свозились тысячи работников с их семьями со всей европейской части СССР, разбавляя таким образом «местных аборигенов».
Выводы. Черкесы, как и коренные американцы, подверглись геноциду, лишились родины, близки к полной ассимиляции. Сложно переоценить значение того опыта, который помог взглянуть на альтернативную реальность тех, кто пережил в прошлом похожий опыт. Мы смогли наглядно убедиться в том, что в цивилизованных обществах принято переоценивать свое прошлое, а это ведет к исправлению тех последствий, которые еще не стали необратимыми.
По части политических и экономических преференций, мы в России даже не можем мечтать о том, что получили коренные американцы. Это обуславливается незрелостью политической системы, закоренелостью стереотипов и убеждений у основной массы населения страны, а также свежестью памяти развала Советского союза, и как следствие, наличием опасения сепаратизма. Возможно, последний фактор и является причиной движения России в сторону централизации, превращения в унитарное государство. Мы вынуждены констатировать, что политический истеблишмент страны, в стремлении перестраховаться от развала, зажимает этнические меньшинства в тиски.
По культурной и языковой части, не смотря на то, что наше положение выглядит лучше чем у коренных американцев, если оценить историческую динамику, нет никаких сомнений в том, что мы язык и культуру тоже потеряем, если не будет политической воли и достаточной пассионарной энергии, работающей на сохранение уникальной этнической идентичности.
Комментарии 0