Новый триумф "Нальмэса"! 0


Танцует НальмэсФеерическое гастрольное турне по Северному Кавказу совершил Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи "Нальмэс". Вместе с прославленным коллективом по маршруту Майкоп – Черкесск – Нальчик – Грозный – Владикавказ – Майкоп, преодолев свыше тысячи восьмисот километров, проехал и корреспондент газеты "Шапсугия".

В любом творческом деле без вдохновения никак не обойтись. Чтобы максимально полно выразить всю гамму чувств и переживаний, накопившихся на душе, описать переполняющие сердце яркие эмоции и впечатления необходимы сильный творческий порыв, особый внутренний настрой. Подчас "правильного" расположения звезд на небе или благосклонности музы приходится ждать довольно долго – подобное состояние хорошо знакомо всем, кто ходит под парусом: в полный штиль судно, как известно, даже не тронется с места. Так и для журналиста, берущегося за ту или иную тему – иногда включаешься в работу с пол-оборота, иногда – томительное ожидание длится сутками напролет. В случае с "Нальмэсом" настраивать себя на "нужную волну" нет никакой необходимости – все чувства и так обострены до предела, слова буквально сами просятся на бумагу. Нет дефицита и в разнообразной информации. Пять дней гастролей – это новые знакомства, живое общение, интересные путевые заметки. Добавьте к этому уникальную возможность заглянуть в святая святых – "за кулисы", чтобы воочию увидеть изнутри повседневную жизнь прославленного коллектива, поближе узнать артистов, познакомиться с особенностями рабочего процесса. Что уж говорить о самом главном – мне посчастливилось насладиться сразу четырьмя концертами ансамбля, которые всякий раз превращаются в феерическое действо, способное поразить воображение любого, даже самого искушенного зрителя!

К гастрольной поездке по Северному Кавказу "Нальмэс" готовился долго и очень серьезно. Специально к нынешнему турне тщательно шлифовалась обновленная концертная программа, два последних месяца ансамбль провел в репетиционном зале, отказавшись от всех предложений. Выступления перед кавказским зрителем, по мнению руководителей и артистов коллектива, ответственны вдвойне. Все просто. В Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Краснодаре, Сочи или в зарубежных странах публика, приходящая на концерты "Нальмэса", по сути своей очень непритязательна, поэтому больше обращает внимание внешние самобытные атрибуты – костюмы, народную музыку, яркий колорит адыгской культуры, нисколько не вникая в "технические" детали. Истинный же уровень ансамбля определяется как раз в ходе выступлений в республиках Северного Кавказа, где каждый знает толк в танце, а все увиденное на сцене оценивается практически с профессиональной точки зрения. Тут ошибок и недоработок, как правило, не прощают.

Собираясь в дорогу, артисты "Нальмэса" были предельно собраны, сосредоточены, но выглядели вполне уверенными в собственных силах. Коллектив, переживающий очередную непростую смену поколений, судя по всему, находится в великолепной физической форме и на большом творческом подъеме. Сегодня ему, похоже, все равно где выступать. Был лишь один повод для некоторых волнений: сколько зрителей придет на концерты ансамбля. Впрочем, и на этот счет можно было особенно не переживать – "Нальмэс" знают, "Нальмэс" любят, "Нальмэс" всегда ждут.

НЕЗАВИДНАЯ ДОЛЯ АРТИСТА

В турне отправился самый "боеспособный" состав коллектива: Айдамир Наниз, Тамара Схаплок, Мос Тхагапсо, Аскер Гучетль, Тамара Алибердова, Алик Сташ, Асланбий Гунажоков, Инна Донежук, Аскер Халаште, Саният Алибердова, Батурай Шагуч, Ирина Мамсирова, Схатбий Калабиев, Ирина Догбай, Адам Бахов, Анжела Хакуй, Мурат Гонежук, Алла Соловьева, Схатбий Берзегов, Елена Сергеева, Анзаур Сташ, Людмила Кирячок, Бислан Симбулетов, Эльвира Хаджимова, Рамазан Хагауджев, Азида Чундышко, Руслан Ашинов, Рита Хацац, Айдамир Кулов, Индира Яхутль, Адам Хакуринов, Марета Хагауджева, Мурат Алибердов, Диана Берзегова, Мурадин Кулов, Мадина Нагоева, Рустам Кумук, Сусанна Хут, Нальбек Тхакумашев, Суанда Меретукова и Джумальдин Хамерзоков.

Что на самом деле значит расхожая фраза "жизнь на колесах" начинаешь понимать только после подобного рода многодневных гастрольных поездок. Автобус, гостиница, репетиционный зал, раздевалка, сцена – во время турне будни артиста не представляют ничего примечательного, идут по давно привычному "замкнутому" циклу. Немного расслабиться удается только в жестких, почти "спартанских" условиях – в кресле автобуса: есть время почитать, поговорить друг с другом, вдоволь пообщаться с родными по телефону, вздремнуть. Новые впечатления о городе или стране, куда их "занесла" артистическая судьба, приходится черпать, как правило, только из "картинки", проносящейся за окном – редко удается что-то увидеть вживую. Но даже здесь, вдали от зрительских глаз, они все равно говорят о работе – о том, что удалось сделать, и что им только предстоит. "Мозговой штурм" идет в постоянном режиме – коллектив активно развивается, совершенствуется, ему нужны новые творческие идеи и проекты, интересные хореографические и музыкальные элементы, нетривиальные решения.

Быть артистом – доля действительно незавидная. Это внешне все красиво: ослепительный свет софитов, яркие костюмы, зажигательные танцы, цветы, овации зрителей. Для каждого из них сцена, прежде всего, – работа: репетиции "до седьмого пота", строжайший режим, твердый самоконтроль, огромнейшие физические нагрузки, высочайшая ответственность. В период гастролей у них нет права даже на маленькие слабости, выходить к публике приходится, не обращая внимания на болезнь, недомогание или просто плохое настроение.

Наблюдая за артистами "Нальмэса", не устаю удивляться их профессионализму: скольких сил стоит постоянно держать себя в нужном физическом и моральном тонусе, как непросто подчас максимально быстро "собраться" в нужный момент: после пяти-шести часов, проведенных в автобусе, выйти на сцену и станцевать так, словно делаешь это последний раз в жизни! И так каждый день.

В ПРОГРАММЕ – ВСЕ САМОЕ ЛУЧШЕЕ


Праздничный абхазский танец в исполнениии НальмэсаВ нынешнем репертуаре Государственного академического ансамбля народного танца Адыгеи "Нальмэс" собраны самые лучшие народные танцы и хореографические композиции, снискавшие коллективу широкую славу в России и за рубежом. Создавались они десятилетиями, долго шлифовались, доводились до совершенства. Основная часть программы составлена еще знаменитым Амербием Куловым, чей талант постановщика-балетмейстера признан на всем Северном Кавказе. "Приветственный танец с бурками", который традиционно открывает сольные выступления ансамбля, продолжает хореографический триптих, состоящий из "Тыргэтау", "Старинного "зафака" и "Молодежного танца". Затем следуют широко известные "В ритмах народного танца "Загатлят", "Исламей", хореографическая композиция "На сенокосе" и "Старинный "Зафак". Свое мастерство зрителю, как и много лет назад, демонстрируют оркестр коллектива, исполняющий "Попурри на темы адыгских народных мелодий", а также группа доулистов с "Кавказскими ритмами". Отдельным номером солирует заслуженный артист России Аскер Гучетль, танцующий с кинжалами. Ожерелье танцев адыгской диаспорыЕсть в программе и новые номера, подготовленные совсем недавно – "Праздничный абхазский танец" и "По мотивам народного танца "Тляпечас" в постановке художественного руководителя коллектива Мухамеда Кулова, а также масштабная хореографическая композиция "Сказание о Нартах", созданная главным балетмейстером "Нальмэса" Асланом Хаджаевым. Свое выступление ансамбль, как правило, завершает ударными номерами – "Ожерелье народных танцев адыгской диаспоры" и "Праздничный удж-хурай".

В ближайшее время поклонников "Нальмэса" ждут приятные сюрпризы, ансамбль активно работает над новыми композициями, шьются сценические костюмы, но об этом чуть позже.

В ГОСТЯХ У БРАТЬЕВ

Гастроли "Нальмэса" начались с сольных концертов в Черкесске и Нальчике. Артисты из Майкопа здесь бывают регулярно, их хорошо знают, на выступления гордости адыгского хореографического искусства местная публика всегда идет охотно, в зрительном зале сразу создается удивительная атмосфера большого праздника народной культуры. Особенно любит "Нальмэс" подрастающее поколение. Так было и на этот раз – в зале преобладала молодежная аудитория, парни и девушки бурно реагировали на каждое появление ансамбля на сцене.

Хасан Кудаев, Мухамед Кулов и Игорь Атабиев"Нальмэс" предстал перед зрителями во всей своей красоте. Двухчасовую программу коллектив отработал великолепно – в хорошем темпе, красиво, эмоционально, публика, судя по многочисленным аплодисментам, была довольна увиденным. Каждый приезд ансамбля собирает его друзей, знакомых, земляков, коллег по профессиональному цеху. После концерта за кулисами не протолкнуться. Дети прибегают за автографами. Кто-то подходит лично поблагодарить за подаренное эстетическое наслаждение, активно работают журналисты, одним словом, здесь всегда шумно и весело. Не обходится, конечно, и без памятных подарков. В Черкесске "Нальмэс" от имени зрителей на сцене благодарил директор государственного ансамбля "Эльбрус" Хусен Хубиев, в Нальчике – художественные руководители хореографических коллективов "Кабардинка" и "Балкария" – Игорь Атабиев и Хасан Кудаев.

– Что тут говорить – "Нальмэс" есть "Нальмэс"! – признался в интервью газете "Шапсугия" Игорь Атабиев. – Наблюдать за выступлениями наших друзей и коллег из Адыгеи одно удовольствие. "Нальмэс" – это высокая планка искусства, это ориентир для других ансамблей.

"Кабардинка" готовится отметить 70-летие, рассказал его художественный руководитель. Торжества пройдут в середине мая в Нальчике. Недавно коллектив вернулся с гастролей по Италии, в конце апреля ансамбль приедет в Майкоп, где даст совместный концерт с "Нальмэсом". Планируется также поездка в Абхазию и Причерноморскую Шапсугию.

– "Нальмэс" великолепен, многолик, неповторим! – считает популярный артист Мурадин Думанов, в паузе между отделениями концерта исполнивший свои знаменитые юмористические монологи. – Я всякий раз смотрю на его выступление, затаив дыхание…

ВАЛЕНТИН МАНЬШИН: "ТРАДИЦИИ "НАЛЬМЭСА" – СВЯТОЕ!"

Галим Зубаил-справа с молодым коллегой Муратом Ачох"Нальмэс" всегда отличался самобытными артистами, талантливой хореографией и оркестром. В музыкальном мире это своего рода знак серьезного профессионального качества: если ты родом из "Нальмэса" – значит специалист высочайшего уровня. В прежние годы в составе инструментальной группы ансамбля выступали легендарные музыканты Ким Тлецерук, Виктор Переверзев, Юрий Чирг, Мурат Шханчебасов, Геннадий Самогов и многие другие. Сегодня эти традиции продолжают главный дирижер Нафисет Ашинова (гармонь), Анзор Жудов (гармонь), Елена Марьенко (флейта), Фатима Духу (щичепшин), Мурат Ачох (доул), Эдуард Абидов (пхачич), Арсен Хапиштов (гармонь), Заур Тлехурай (пхачич), Денис Домовец (ударные) и универсал Аслан Цеев, играющий на нескольких инструментах.

Валентин МаньшинЕсть в группе и старожилы, представители славного старшего поколения музыкантов "Нальмэса" – доулист Галим Зубаил и кларнетист Валентин Маньшин. О Зубаиле "Шапсугия" уже как-то рассказывала читателям. Человек непростой творческой судьбы, профессионал до "мозга костей", ответственный и очень опытный в своем деле человек, он не один десяток лет отдал родному коллективу. Сегодня Галим помимо своей основной деятельности много занимается с талантливыми детьми, готовит молодое поколение барабанщиков. Их пока всего восемь, главное – начало положено.

– Они делают первые шаги в искусстве, но у каждого большое будущее, – убежден специалист. – Им нравится народная культура, они стараются, поэтому прогресс очевиден. В скором времени будут и реальные результаты.

В дни гастролей мы много общались, разговаривали обо всем: нынешнем состоянии народной культуры и перспективах ее развития, об острейших общественно-политических проблемах адыгов и возможных путях их решения.

Доулисты Нальмэса– Мы зачастую не замечаем очевидного – утери традиций и лучших элементов обрядовой культуры нашего народа, – размышлял как-то в ходе беседы Галим. – Я очень внимательно наблюдаю за нашими свадьбами, вижу, как все намеренно упрощается, сужается музыкальный репертуар, старинные танцы ныне умеют исполнять, к сожалению, только единицы. Например, где сегодня на свадьбах танцуют "Тляпечас"? А ведь в свое время без него не обходилось ни одно адыгское джэгу! Истинное мастерство танцора проявлялось как раз в исполнении этого народного танца. Последний раз я видел "Тляпечас" на свадьбе в Большом Псеушхо, у причерноморских шапсугов, еще в середине 80-х. В центр круга вышел старик, ему было не меньше семидесяти. Он, естественно, не был профессиональным танцором, но все исполнял виртуозно, красиво, быстро. Верхняя часть его тела до колен была неподвижной, двигались только лодыжки и ступни, он выделывал такие па, что я был просто поражен! С того дня минуло всего каких-то тридцать лет…

Интересным собеседником для меня стал и ветеран "Нальмэса", заслуженный артист Республики Адыгея Валентин Маньшин, работающий в ансамбле уже почти сорок лет. В оркестр коллектива он пришел еще в начале 70-х, до этого закончил Майкопское училище искусств, некоторое время выступал в составе концертно-эстрадного бюро вместе со знаменитым певцом Казбеком Хейшхо и другими, не менее легендарными, артистами республики.

– Это было время становления коллектива – очень непростой, но чрезвычайно интересный и насыщенный событиями период в истории "Нальмэса", – вспоминает он свои первые годы в ансамбле. – После большого перерыва буквально по крупицам собирали по аулам талантливую молодежь, создавали оркестровую группу, готовили концертный репертуар. Непросто было и с финансовой точки зрения, но работалось легко, в охотку, каждому хотелось чего-то добиться в жизни. Мы много гастролировали по республике, часто бывали в самых разных уголках страны – скучать не приходилось.

Главным достижением "Нальмэса" последних лет Валентин Николаевич считает твердое следование традициям, заложенным прежними поколениями артистов. Это как раз та благодатная основа, которая позволяет коллективу преодолевать любые трудности, а без них, как известно, в искусстве не обходится. Верными хранителями достижений прежних лет являются художественный руководитель ансамбля Мухамед Кулов, директор коллектива Азмет Басте, более двадцати лет танцевавшие в его составе, и главный балетмейстер Аслан Хаджаев, продолживший творческую семейную династию Хаджаевых, судьба которой многие годы неразрывно связана именно с "Нальмэсом". Для всех них ансамбль давно стал важной и дорогой частью собственной жизни, а это дорогого стоит.

О, ЭТОТ БОЖЕСТВЕННЫЙ "ИСЛАМЕЙ"!

При всем богатстве адыгской народной музыкальной культуры величественный "Исламей" – отдельная статья для гордости. Старинная мелодия, отличающаяся ярким мелодизмом, тончайшим лиризмом и глубиной душевных переживаний, до сих пор остается вне всякой конкуренции – сегодня без нее трудно представить традиционную черкесскую свадьбу, молодежное джэгу или торжественный вечер, посвященный рождению ребенка.

В репертуаре "Нальмэса" эта композиция в постановке Амербия Кулова появилась еще в 70-х и сразу полюбилась зрителям. Одинаково горячо встречают "Исламей" в родной республике, в разных регионах России и зарубежных странах – язык танца и тончайшие душевные переживания героев понятны каждому без слов и каких-либо дополнительных пояснений. Долгое время танец исполняли ведущие солисты ансамбля Адам Алибердов и Римма Намитокова, которым удалось довести его буквально до совершенства. После их ухода со сцены эстафету приняли Адам Бахов и Ирина Догбай, сумевшие дополнить "Исламей" новыми нотками.

– Танец, безусловно, яркий, красивый, эффектный и запоминающийся, – считает Ирина. – Он непрост для исполнения, как, впрочем, любая сольная партия, но всякий раз заставляет заново переживать все чувства и эмоции, заложенные в его суть.

Ирина Догбай и Адам БаховСама Ирина родилась… в Братске. Ее родители, родом из аула Казанукай Республики Адыгея, многие годы трудились на Севере. На малую родину Ирина Беретарь вернулась в 1985 году, закончила хореографическое отделение Майкопского училища искусств, где в ту пору преподавал Амербий Кулов, по его же приглашению пришла в "Нальмэс", в котором выступает уже почти двадцать лет. Вышла замуж – поклонники ансамбля больше знают ее как Ирину Абдокову, сейчас у нее другая звучная фамилия – Догбай…

Партнер Ирины по "Исламею" Адам Бахов тоже не новичок в "Нальмэсе", танцует здесь не первый год, солирует и в других номерах концертной программы ансамбля. Он, как и многие артисты коллектива, выпускник Майкопского училища искусств, воспитанник нынешнего директора "Нальмэса" Азмета Басте. Очень скромный, порядочный и искренний человек, веселый парень и балагур.

ЭПИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ТЫРГЭТАУ

Анжела Хакуй в образе ТыргатауПосле заглавной хореографической композиции "Нальмэса" под названием "Приветственный танец с бурками" на сцене неожиданно гаснет свет и перед взором публики в свете софитов из тьмы веков возникает эпическая черкесская амазонка Тыргэтау. Этот образ появился в репертуаре ансамбля семь лет назад и считается знаковым, олицетворяющим древние корни адыгской истории, является незримой нитью, связывающей прошлое и настоящее нашего народа. Сегодня в образе Тыргэтау перед зрителями предстает солистка "Нальмэса" Анжела Хакуй. У нее непростая задача – необходимо не столько станцевать, сколько подобно настоящей характерной актрисе сыграть роль мифической воительницы, вставшей на защиту родной земли.

– Образ Тыргэтау многоплановый, поэтому выразить его совсем нелегко, – признается Анжела.

– В душе моей героини борются две стихии – женское начало и чувство гражданского долга, требующее от нее взять в руки оружие. Она мучается, страдает, храбро сражается с врагами, но мечтает только об одном – вновь стать женщиной, матерью и хранительницей домашнего очага…

Красоту сценического образа Тыргэтау подчеркивает костюм амазонки, сделанный по специальному эскизу знаменитой Асей Еутых.

– При всей сложности этой хореографической композиции, я очень люблю ее, – говорит Анжела. – Всегда достойно встречают Тыргэтау и зрители, независимо от того, где нам приходится выступать. Это вечный образ, вечная дилемма, с которой рано или поздно сталкивается любой человек…

Анжела Хакуй оказалась в "Нальмэсе" в середине 90-х. Она из творческой династии танцоров –ее родители, Нурбий и Лариса Хасиновы, отдали ансамблю более двадцати лет своей творческой биографии. Детство Анжелы прошло в репетиционном зале "Нальмэса", где сутками напролет "пропадали" мать и отец, часто она ездила с ними и на гастроли коллектива.

– Я своими глазами видела, насколько нелегка доля артиста, – рассказывает собеседница. – Поэтому могла представить себя в любой профессии, но только не танцовщицы. Еще в школьные годы меня приглашали в училище искусств, я наотрез отказывалась – не хочу и все! Родители не настаивали, советами не давили – я должна была сама определить свою дальнейшую судьбу. Однажды, будучи старшеклассницей, просто из любопытства пошла в училище искусств, записалась на занятия, потом поступила на хореографическое отделение, а когда вновь увидела на сцене великолепный "Нальмэс", твердо сказала себе: моя жизнь – в танце!

"ОГНЕННЫЙ" БАТУРАЙ

Неподражаемый Батурай ШагучПятнадцать лет назад Езбей Исмаил Батурай Саадэттин неожиданно для всех стал… Батураем Шагучем. В начале 90-х семнадцатилетний паренек из адыгского аула Хакуринохабль, расположенного в окрестностях турецкого города Афион, принял непростое, но жизненно важное для себя решение – вернуться на историческую родину в Майкоп. Этот шаг кардинально изменил его дальнейшую судьбу.

– Двумя годами ранее в Адыгею переехал мой дядя, – рассказывает Батурай. – Он легко прижился здесь, настойчиво звал и меня. К тому времени я оканчивал школу, нужно было определяться с жизненными планами. Мне было известно, что в Майкопе учится большая группа молодых адыгов из Турции, они тоже здесь не затерялись – это обстоятельство в конечном итоге и помогло мне окончательно решиться на переезд.

Родители Батурая к решению старшего сына отнеслись с пониманием, поддержали. Младший, Корай, графический дизайнер по образованию, остался в Турции, но тоже определенным образом связан с "Нальмэсом" – он автор афишных баннеров ансамбля, а также создатель интернет-сайта коллектива.

В Майкопе Батурай стал полноправным гражданином России, взял родовую фамилию – Шагуч и практически сразу поступил на подготовительное отделение факультета иностранных языков Адыгейского госуниверситета

– Я приехал в Адыгею, совершенно не зная ни родного, ни русского языка, не имея никакой информации о том, как здесь живут люди, какова общая обстановка и экономическая ситуация, – вспоминает он. – На первых порах, конечно, приходилось очень трудно, да и время тогда было совсем непростым. Быстро адаптироваться помогли друзья-студенты из Турции, которые уже хорошо освоились здесь, практически сразу появились знакомые из местных адыгов. Для меня во всем этом главным было другое обстоятельство: я вернулся на родину предков, поэтому трудности нисколько не пугали!

В Майкопе Батурай сразу привлек к себе внимание, удивив специалистов великолепным знанием всех хореографических композиций знаменитого коллектива, тонким чувством самобытного стиля знаменитого ансамбля.

– Я с детства любил танцевать, – рассказывает он. – В годы учебы в Турции несколько лет выступал в составе школьного ансамбля, в репертуаре которого были только турецкие танцы. Когда открылся "железный занавес" и в диаспору стали попадать видеокассеты с исторической родины, дома учился танцевать по записям "Нальмэса", "Кабардинки" и "Исламея". В Майкопе поначалу искренне удивлялись: откуда ты знаешь все движения? Мне действительно было проще осваиваться в "Нальмэсе", имея некоторые навыки народной хореографии.

Год спустя он стал артистом основного состава Государственного академического ансамбля народного танца Адыгеи, толком еще не зная родного языка и не имея специального хореографического образования! Русский язык он постепенно выучил в университете, адыгский – в хореографической студии "Нальмэса", куда попал в 95-ом. На обоих изъясняется свободно, практически без акцента.

Привыкнув всего добиваться собственным упорством и трудом, он не позволяет себе расслабляться, живет очень насыщенной творческой жизнью, весь рабочий день расписан буквально поминутно. Помимо репетиций и концертов в составе "Нальмэса" заслуженный артист Республики Адыгея Батурай Шагуч последние пять лет работает репетитором в муниципальном ансамбле "Зори Майкопа". Недавно он стал активно сотрудничать с фольклорным коллективом "Жъыу" Замудина Гучева, научился играть на шичепщине, успешно осваивает старинные героические и обрядовые народные песни.

– Работа в "Нальмэсе" отличается своей особой спецификой – это высочайший академический уровень народной культуры, требующий полнейшей самоотдачи физических и духовных сил, – признается Батурай. – К тому же я солист ансамбля, а это особая ответственность, необходимо постоянно работать над собой, поддерживать оптимальную форму. В "Жъыу" все иначе. Этот коллектив ориентирован на небольшую зрительскую аудиторию, его репертуар рассчитан на камерное исполнение, поэтому мы, главным образом, поем и играем в собственное удовольствие, словно для самих себя, своих друзей и знакомых. Исполняя народные мелодии, я отдыхаю душой, заряжаюсь новой позитивной энергией, что очень важно для меня.

Нынешний "Нальмэс", безусловно, очень трудно представить без Батурая. Он быстро влился в коллектив, стал его важной составной частью. Главный хит ансамбля – знаменитую хореографическую композицию "Ожерелье танцев адыгской диаспоры", горячо полюбившуюся зрителям, в свое время Амербий Кулов словно создавал именно "под Шагуча", настолько гармонично, легко и свободно он чувствует себя в этой стихии. На сцене солирующий артист Батурай Шагуч действительно просто великолепен – легкий, подвижный, прыгучий, есть в его осанке какая-то особая гордая стать, свойственная только черкесам. Он напоминает собой необузданные природные силы – огонь и воду, лед и пламя. Как в нем, очень скромном, обаятельном и немногословном в повседневной жизни человеке, уживаются все эти несовместимые, противоборствующие друг другу вещи – остается только удивляться. Хотя, по большому счету, кто как не Батурай, родившийся и выросший на чужбине, способен выразить в пластике танца самое глубинное и сокровенное, что переполняет душу каждого горца, оказавшегося вдали от исторической родины, но всем сердцем рвущемся на землю своих предков?

(продолжение следует).

Анзор НИБО.
Сочи – Майкоп – Черкесск – Нальчик – Грозный – Владикавказ – Майкоп – Сочи.
Фото автора.

Автор выражает искреннюю благодарность министру культуры Республики Адыгея Адаму Тлецери, заместителю министра культуры РА Светлане Шхалаховой, художественному руководителю ГААНТА "Нальмэс" Мухамеду Кулову и директору ГААНТА "Нальмэс" Азмету Басте за помощь в организации этой поездки. 


Комментарии (0)



    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Вход Зарегистрироваться