Новый триумф "Нальмэса" II 0


В ходе недавнего гастрольного турне "Нальмэса" по республикам Юга России концерты в Грозном и Владикавказе изначально считались самыми сложными и ответственными. Почему – постарался выяснить корреспондент газеты "Шапсугия", специально отправившийся с прославленным коллективом в Чечню и Северную Осетию.

Танцует великолепный НальмэсДорога предстояла непростая. После успешных выступлений в Нальчике и Черкесске, где "Нальмэс" на хорошем уровне "обкатал" свою обновленную концертную программу, коллективу предстояли еще ответственные визиты в Грозный и Владикавказ. Какого-то особого волнения по данному поводу, как мне показалось, артисты из Адыгеи не испытывали – ансамбль в хорошей физической форме и на высоком творческом подъеме, хотя разговоры, так или иначе, невольно обязательно "переключались" на эту тему. Все в один голос говорили об особой специфике региона. Тут все иначе: повышенная эмоциональная атмосфера на концертах, более искушенные зрители, самые серьезные требования местных специалистов, оценивающих кавказскую хореографию, а она даже с учетом общих традиций и схожих путей развития народного искусства в каждой южной республике, несомненно, имеет свои многочисленные специфические особенности. Так что "Нальмэс", по праву считающийся одним из ведущих танцевальных коллективов страны, отправлялся в путь с особой миссией: ему предстояло вновь доказать свой высочайший – по-настоящему академический – уровень мастерства и профессионализма, а также в очередной раз наглядно продемонстрировать самобытную и ярчайшую красоту адыгской национальной культуры.

Было во всем этом еще одно немаловажное обстоятельство, заметно подогревавшее интерес к нынешним гастролям. Если в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии ансамбль бывает достаточно часто, а в Северную Осетию "Нальмэс" уже ездил в прошлом году, то в Чечню Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи отправился впервые за двадцать лет – последний концерт артисты из Майкопа давали перед местной публикой еще в конце 80-х.

ЛЮДИ НЕВИДИМОГО ФРОНТА

"Нальмэс", представляющий собой довольно крупное предприятие, живет по особому внутреннему распорядку и давно заведенным здесь правилам – все четко регламентировано, подчиненно строгой дисциплине, каждый занимается своим делом. Концерты, гастроли, съемки на телевидении, интервью – это лишь внешняя, видимая всем, часть повседневной деятельности коллектива, остальное, как правило, скрыто от посторонних глаз. Внутренняя "кухня" ансамбля, остающаяся за кулисами, всегда представляет для зрителей особый интерес, заглянуть сюда мечтает любой журналист. Корреспонденту "Шапсугии" в этом плане откровенно повезло: недавняя поездка "Нальмэса" по республикам Северного Кавказа позволила увидеть все воочию, дала возможность познакомиться и пообщаться не только с артистами ансамбля, которые в силу своей профессии постоянно на виду, но и с теми людьми, чей труд, как правило, всегда остается в "тени". О них пишут крайне редко, цветы они получают, в лучшем случае, по большим праздникам, впрочем, это нисколько не умаляет их заслуг, не делает их работу менее значимой – тут их любят, уважают, каждый танцор без них, как без рук…или без ног.

ВЕЗДЕСУЩАЯ НАЗИРЕТВ

"Нальмэсе", напоминающем собой большой человеческий организм, есть свой мозговой центр. Художественный руководитель Мухамед Кулов и главный балетмейстер Аслан Хаджаев занимаются творческим процессом. Кадровый состав, концертный репертуар, обеспечение физической и психологической "боеготовности" коллектива, реализация новых идей и проектов – сугубо их "вотчина". Азамат Басте и Зелимхан КозаевДиректор коллектива Азамат Басте – руки и ноги ансамбля. В круг его функций входят организация гастролей, концертов, ведение переговоров, заключение договоров, решение разного рода технических, юридических и бухгалтерских вопросов. Главный администратор Назирет Панеш, работающая здесь уже почти десять лет, учитывая специфику ее профессии, является своего рода пламенным мотором "Нальмэса": ей приходится заниматься буквально всем, поэтому, как шутят сами артисты, Назирет дремать некогда – утром она встает раньше всех, ложится спать последней.

– Как бы ты ни старался все предусмотреть, во время многодневных гастрольных поездок непременно возникают какие-то сложности и непредвиденные ситуации, – рассказывает Назирет. – Поэтому помимо привычных, повседневных дел, связанных с обеспечением нормальной жизнедеятельности ансамбля, нужно уделять пристальное внимание оперативному решению неожиданно возникающих проблем.

Она держит в поле своего зрения самые мельчайшие детали: от своевременного выхода артистов на репетицию и их расселения в гостинице, до загрузки и разгрузки реквизита, досконально знает характер, вкусы и предпочтения каждого, кто, так или иначе, связан с "Нальмэсом". В нынешних успехах и достижениях коллектива, несомненно, есть и ее весомая доля.

– Признаться честно, в ансамбле я оказалась случайно, прежде никакого отношения к культуре не имела, – говорит Назирет Панеш. – Решила: попробую себя в новом деле, если понравится – останусь. "Нальмэс" сразу стал важной частью моей жизни, меня все здесь устраивает. Работать трудно, но очень интересно, так что в своем выборе я нисколько не ошиблась!

В ИХ ДЕЛЕ МЕЛОЧЕЙ НЕ БЫВАЕТ

В обычный иногородний вояж ансамбля отправляются в общей сложности шестьдесят человек. У каждого, естественно, своя сценическая одежда и реквизит, счет тут идет на сотни килограммов, поэтому в дорогу с коллективом обязательно отправляются сотрудники костюмерного цеха "Нальмэса" – Ирина Николаенко, Альбина Тхагапсо и Женя Тлехурай.

Во время концерта они трудятся не меньше артистов. Ответственность на их женских плечах лежит колоссальная, требующая полнейшей самоотдачи, максимального напряжения физических сил, а подчас и филигранного мастерства. Чтобы приготовить все это хозяйство к работе отводится ограниченное время – нужно успеть разгрузить, погладить, вывесить, разложить в строго определенном порядке. В паузах между танцевальными номерами, тут на все отводится менее пяти минут, они умудряются еще помочь артистам сменить костюмы и одеться.

– Конечно, наша работа требует определенных навыков и опыта, – говорит заведующая костюмерным цехом "Нальмэса" Ирина Николаенко. – В каждом концерте артисты используют по нескольку костюмов, они именные, наша задача – обеспечить их сохранность, содержать в надлежащем порядке. Приходится все делать быстро, чтобы не допустить задержек или срывов – артист должен за отведенное на это время подготовиться к выходу на сцену, а облачиться в адыгский костюм далеко не просто, он имеет немало аксессуаров и дополнительных деталей, которые должны быть на своем месте. Данный процесс, конечно, давно налажен, каждый занимается своим делом, поэтому каких-то особых сложностей у нас, как правило, не возникает.

Хватает работы у костюмеров и вне гастролей. Они занимаются тщательной профилактикой состояния сценической одежды, производят срочный ремонт обуви и костюмов, шьют новые. В их важном деле мелочей действительно не бывает.

НЕГРОЗНЫЙ ГРОЗНЫЙ

Путь на Грозный оказался значительно короче ожидаемого. От Нальчика до столицы Чечни всего каких-то двести километров, напрямую ехать часа три. Дороги ровные, хорошего качества, стояла великолепная весенняя погода, одним словом, путешествие обещало быть увлекательным.

Выбираем самый короткий маршрут, но в любом случае дорога лежит через две соседние республики – Северную Осетию и Ингушетию, не объедешь. Первый пост на выезде из Кабардино-Балкарии преодолеваем достаточно быстро – за двадцать минут. Поток машин здесь растягивается на сотни метров, пограничный шлагбаум медленно открывается и закрывается перед каждым очередным автомобилем. Всем приходится проходить стандартную, крайне нудную и, по большому счету, унизительную для граждан страны, живущих в своем же государстве, процедуру регистрации, проверки документов и багажа. Для "Нальмэса" милиционеры делают некоторые послабления, ждать долго не пришлось – формальности благополучно улажены, дорога открыта, счастливого пути!

Едем быстро, без остановок – время дорого. За окном проносятся маленькие села и аулы с крепкими домами, минаретами мечетей, ухоженными родовыми кладбищами и засеянными пшеницей полями. Люди работают в огородах, дети играют в футбол, старики неспешно беседуют на лавке. Проезжаем Беслан. На границе Северной Осетии и Ингушетии новый блокпост. Тут все серьезно: БТРы с бойцами в масках, длинные колонны военной техники и гражданских легковых автомобилей. Опять проверка паспортов, регистрация, вызывающие тошноту безразличные вопросы – кто такие, куда едем, зачем?

Тут потратили еще почти час. Местные "пограничники", как видно, никуда не торопятся – у них свой менталитет, приходится терпеливо ждать разрешения на проезд. Дело порядком затягивается. Аэропорт Бен-Гуриона, знаменитый самой длительной и дотошной процедурой досмотра приезжающих в Израиль туристов – здесь тщательно "потрошат" всех и вся – на фоне ингушских милиционеров просто "отдыхает". Время стремительно "тает", а основная часть нашего пути только впереди. На границе Чечни нас будут встречать, но туда еще нужно добраться. Получив "добро", двигаемся дальше – Назрань, Газиюрт, Карабулак, позади остаются аулы, фруктовые сады, виноградники, поля, развалины средневековых сторожевых башен.

На чеченской границе – та же картина. Высланный министром культуры республики Дикалу Музакаевым экипаж ДПС сильно запаздывал – горцы, как известно, презирают время и прочие условности. Суровые бойцы в шлемах и с автоматами в руках, поначалу с подозрением осматривавшие наши автобусы, узнав, что едет знаменитый "Нальмэс", начинают радушно расспрашивать о житье-бытье, улыбаются, крепко жмут руки, о чем-то долго и эмоционально говорят с директором ансамбля Азаматом Басте. Позже выяснилось, что чеченцы поставили "ультиматум": или специально для нас объявите танец на предстоящем концерте в Грозном, или обратно не выпустим – будете танцевать прямо здесь, на посту! Мухамед Кулов с улыбкой вспоминает похожую историю, когда в середине 80-х после концерта "Нальмэса" в Тбилиси, ему и товарищам по ансамблю пришлось полчаса исполнять "Картули" на милицейском посту.

…Ехать в кортеже за машиной ДПС – просто сказка! Приличная скорость, никто не останавливает – огромная экономия времени и нервов. Даже прежде не бывая в Чечне, все названия местных городов, станиц и селений, встречающихся на пути, мне хорошо знакомы: Ассиновская, Самашки, Алхан-Юрт, Ачхой-Мартан, Шаами-Юрт, Урус-Мартан, Алхан-Кала… Конечно, сегодня тут все иначе, чем лет десять-пятнадцать назад. От жутких следов войны практически не остались и следа: республика бурно развивается, отстраивается, активно восстанавливается экономика, промышленность, сельское хозяйство, разительно изменилось и настроение людей. Каждый проезжающий туристический автобус тут встречают радостными улыбками: если люди без боязни едут в Чечню, значит, жизнь действительно налаживается.

Грозный теперь совсем негрозный. Большой город, в середине 90-х фактически уничтоженный до основания, теперь встречает гостей современными жилыми кварталами, новыми школами, больницами, детскими садами, благоустроенными парками и скверами – одна улица не похожа на другую. Строят тут, как видно, основательно, рачительно, качественно. Все продуманно, красиво, комфортно, с прицелом на будущее. На печально знаменитой площади Минутка, о которой знает весь мир, сейчас расположено автомобильное транспортное кольцо, тут же полным ходом идет строительство офисных зданий и торговых комплексов.

Главная улица Грозного теперь носит имя Владимира Путина – это административный, деловой и культурный центр столицы республики, по красоте и масштабам ничем не уступающий, скажем, проспекту Мира в Москве или Невскому проспекту в Санкт-Петербурге. Пока артисты "Нальмэса" готовятся к концерту, беру такси, еду осмотреть местные достопримечательности.

– Еще недавно мы даже мечтать не могли о том, что город будет восстановлен такими быстрыми темпами, – говорит таксист по имени Ваха. – После войны здесь собаки голодные стаями бегали, бывали случаи, когда обезумевшие животные на людей нападали. Спасибо Рамзану и Москве – у нас за последние несколько лет настоящее чудо свершилось. Сейчас тут стало красиво, а будет еще лучше!


С гостей республики, приезжающих сюда впервые, Ваха принципиально берет вдвое меньше, чем обычно – этого его принципиальнейшее правило. Словоохотливый и общительный парень долго рассказывает о разительных переменах – о том, как тут было вчера, что делается сегодня и еще предстоит сделать завтра, искренне радуется жизни, уверен в будущем своих детей.

В "СЕРДЦЕ ЧЕЧНИ"

Мечеть имени Ахмада КадыроваЧтобы увидеть это чудо, нужно специально побывать в Грозном. Мечеть имени Ахмада Кадырова, поражающая воображение своими размерами и великолепием, в республике называют не иначе как "Сердце Чечни". Внушительное культовое сооружение, заложенное еще в 80-х, продолжили строить только двенадцать лет назад, когда Кадыров-старший был муфтием Чечни. Завершать начатое отцом пришлось уже Рамзану Кадырову, что, как считают здесь, глубоко символично. На мечети, видно, не экономили. За два года тут сумели создать совершенное уникальное творение мусульманского зодчества – такого храма, как уверяют жители Грозного, нет нигде в мире. Он же считается и самым большим в Европе. Если знаменитая казанская мечеть "Кул Шариф", являвшаяся самой крупной в России, может одновременно вместить три тысячи человек, а древние стамбульские исламские святыни Ахмедийе и Сулейманийе, пользовавшиеся славой крупнейших в Европе, – более пяти тысяч верующих, мечеть в Грозном рассчитана на десять тысяч посетителей.

– Сооружение строили турецкие специалисты, – говорит фотограф Ибрагим. – Внешне она чем-то напоминает знаменитую мечеть Сулейманийе в Стамбуле, в остальном же просто неповторима. Не поверишь, но высота ее минаретов достигает шестидесяти двух метров! Расписывали храм лучшие турецкие мастера, которые постарались придать его внутреннему и внешнему облику особый колорит – посмотри, как красиво!

Как рассказывают здесь, в работе художников и оформителей применялись особые краски, а благодаря новым добавкам цветовая гамма росписей в мечети будет сохранена минимум на полвека. Стены сооружения отделаны редким природным камнем – травертином. При проектировании специалисты постарались учесть и такой немаловажный аспект, как повышенная сейсмостойкость здания.

Мечеть Кадырова, открывшаяся в октябре прошлого года, является центром большого Исламского комплекса, расположенного на площади в четырнадцать гектаров. Кроме нового храма здесь также находятся центральный офис Духовного управления мусульман республики, исламский университет имени Кунта-хаджи Кишиева, мусульманская библиотека, общежитие для студентов и гостиница. Вся территория вокруг мечети благоустроена и озеленена, представляет собой современную парковую зону с фонтанами, цветочными клумбами и многолетними насаждениями.

МНОГОВЕКОВАЯ ГОРСКАЯ ДРУЖБА

Выступает ансамбль ВайнахВ тот вечер на сцене Государственного театрально-концертного зала города Грозного выступили два творческих коллектива – компанию "Нальмэсу" составил госансамбль танца Чечни "Вайнах". Зрители увидели настоящий феерический "Концерт Дружбы" – коллективы, естественно, показали только все лучшее.

– Я часто с удовольствием пересматриваю видеозаписи с концертами "Нальмэса" – таким ансамблем можно только гордиться, просто глаз не могу отвести! – признался один из зрителей по имени Асхаб Межидов. – Я давно слежу за этим коллективом, хорошо знаю его репертуар. Да и вообще с Адыгеей меня связывает очень многое.

Асхаб вырос в творческой семье. В детском ансамбле "Даймохк" многие годы работал его отец, Сахиб. Более десяти лет танцевал в этом коллективе и сам Асхаб. В последние годы он сотрудничает с молодежным ансамблем "Ловзар", играет на доуле в оркестре. Объездил всю республику, не раз выезжал в разные регионы страны.

– Десять лет назад вместе с юными артистами "Даймохка" я побывал в Адыгее, – рассказал Асхаб. – Время в Чечне тогда было неспокойное, поэтому коллектив отправили в Майкоп. Несколько месяцев мы прожили на турбазе Лаго-Наки. Дети учились, отдыхали, занимались творчеством. Я часто посещал репетиции и выступления "Нальмэса", многому научился, так что на концерт пришел с особым настроением, как к своим братьям и друзьям.

Большой группой в зале была представлена хореографическая студия при Государственном ансамбле "Вайнах", ребята горячо поддерживали гостей, остались под большим впечатлением от увиденного на сцене.

– Я привела наших воспитанников на выступление "Нальмэса", чтобы они воочию увидели настоящий профессиональный коллектив, – рассказала руководитель студии, народная артистка Чечено-Ингушской АССР Асет Асхабова. – Я сорок лет в искусстве, многое повидала, но ваш коллектив, считаю, просто вне конкуренции. Думаю, наши мальчишки и девчонки запомнят этот концерт надолго.

Лично встречавший гостей из Майкопа министр культуры Чеченской Республики Дикалу Музакаев весь концерт сидел в зрительском зале, поэтому, выйдя поблагодарить артистов на сцену, не мог скрыть своих эмоций.

– Нас, адыгов и чеченцев, связывает многовековая дружба и крепкие братские узы, которые мы трепетно передаем из поколения в поколение, – отметил он. – Большой вклад в укрепление добрых человеческих отношений и развитие культурных связей между нашими народами и республиками вносят работники искусства, много делают для этого и артисты двух прославленных коллективов "Нальмэс" и "Вайнах". Пусть так и будет! Мы сообща должны ценить главное, что даровано нам Аллахом – мир, дружбу, братство.

Потом было много цветов, дружеских объятий, поздравлений, фото на память. "Нальмэс" уезжал из Грозного в прекрасном настроении – концерт удался, публика осталась довольной, хозяева в полной мере продемонстрировали свое природное радушие и гостеприимство, а что еще нужно творческой душе артиста?

АСЛАН ХАДЖАЕВ: "МЫ ТОЛЬКО В НАЧАЛЕ ПУТИ"

Секрет успеха нынешнего "Нальмэса", на мой взгляд, кроется в крепких традициях, заложенных многими поколениями артистов. Случайные люди сюда не попадают, равнодушные – долго не задерживаются. Даже совсем юные таланты, только делающие первые серьезные шаги в искусстве, сразу проникаются особым духом, царящим в ансамбле, ощущают огромную личную ответственность за его богатейшую историю и судьбу. Чего уж тогда говорить о ветеранах коллектива или представителях семейных фамильных династий, жизнь которых давно и тесно переплелась с родным "Нальмэсом"? Например, художественный руководитель коллектива, заслуженный артист России, народный артист Адыгеи Мухамед Кулов отдал ансамблю более двадцати лет. Здесь же не один год танцевала его супруга, Мира, пару лет назад пришел в ансамбль и сын, Мурадин. Директор "Нальмэса" Азамат Басте начинал тут танцором, выступал на сцене два десятка лет, долгое время преподавал на хореографическом отделении Майкопского училища искусств и вот уже семь лет трудится на административной должности в руководстве ансамбля. Он тоже здесь человек свой, проверенной жизнью и временем, имеющий в активе звания заслуженного артиста России и народного артиста Республики Адыгея. Без малого двадцать лет танцует в коллективе заслуженный артист Кабардино-Балкарии и Республики Адыгея Айдамир Наниз, не мыслящий своего существования без "Нальмэса". Двадцать четыре года на сцене заслуженная артистка Адыгеи Тамара Схаплок. Девятнадцать лет в коллективе заслуженный артист Адыгеи Схатбий Берзегов, исполнитель уникальных по сложности и красоте танцевальных "трюков". Таких судеб здесь десятки – Аскер Гучетль, Тамара Алибердова, Аскер Халаште, Ирина Догбай, Алла Соловьева и другие.

Своя тропа привела в "Нальмэс" и нынешнего главного балетмейстера Аслана Хаджаева. Он продолжатель славной семейной династии танцоров и хореографов Хаджаевых, работавших в ансамбле в разные годы. Здесь трудился его дед, Юсуф, в составе коллектива долгое время выступала мать, Марзиет, кстати, первая из женщин-танцовщиц в Адыгее получившая звание заслуженной артистки России, большую часть творческой жизни отдал "Нальмэсу" и отец, Мурадин. Сам Аслан, закончивший Майкопское училище искусств, начинал здесь с самых азов – четыре года был танцором, затем одиннадцать лет выступал в Кубанском казачьем хоре, окончил Краснодарский университет культуры и искусства, получив диплом балетмейстера-постановщика и чуть позже звание заслуженного артиста Кубани. Талантливый парень, проявивший себя неутомимой творческой натурой, сразу нашел применение и за пределами кавказского региона – в компании "Росгосцирк". Четыре года Хаджаев выступал джигитом-наездником в составе конного аттракциона народного артиста России Юрия Мерденова.

Закончив активную карьеру артиста, Аслан начал пробовать себя в новом профессиональном качестве – постановщика. Свои первые шоу он сделал для знаменитого токийского "Grand Circus", пользующегося популярностью во всем мире. Дебютным его творением в Японии стал эстрадно-цирковой номер с элементами хореографии на скифскую тему. Вскоре появились и другие интересные работы, поэтому в "Нальмэс" Хаджаев вернулся, уже имея определенный опыт в своем деле и новые творческие идеи.

Сказание о НартахСразу включившись в работу, Аслан поставил для "Нальмэса" масштабную батальную хореографическую композицию "Сказание о Нартах", в которой постарался передать древних дух адыгской истории, глубину народной мифологии, а также безграничное стремление черкесов к свободе. Здесь все замешано на ярком символизме, глубинной философии, четко прослеживаются традиции адыгской хореографии и элементы старинных боевых искусств. Получилось красиво, вдохновенно, образно – новый номер уже оценили и зрители.

– Работа над постановкой "Сказания о Нартах" заняла ровно год, – рассказал Аслан. – Хотелось сделать ее запоминающейся, необычной, чтобы увиденное сразу "брало" за живое. Идея возникла сама собой. "Нарты" стали общекавказским эпосом, но миру его подарили именно адыги. В нем – наши традиции, характер, менталитет, национальный колорит, этническая самобытность, красота языка и культуры. Эскизы костюмов выполнила мастер Ольга Плетнева из Национального музея Республики Адыгея. Мелодию "Танца света и огня", с которой начинается композиция, написал Анзор Увижев из Кабардино-Балкарии. Звучат здесь и старинные нартские мелодии.

В самом скором времени поклонников "Нальмэса" ждут новые приятные сюрпризы. Мухамед Кулов завершает работу над постановкой "Исламея", который, по замыслу автора, будет массовым. Аслан Хаджаев вынашивает свои проекты – одним словом, творческий процесс идет полным ходом.

– В "Нальмэсе" мне сегодня работается очень комфортно и свободно, – признается Аслан. – Здесь любая творческая мысль сразу воплощается в жизнь. Руководство ансамбля готово к переменам, с интересом воспринимают новшества и артисты, так что мы будем регулярно обновлять свою концертную программу. "Нальмэс" еще не раз сможет удивить и порадовать зрителей. Мы только в самом начале пути.

У Хаджаева и его единомышленников обязательно все получится. Они находятся в постоянном творческом поиске, не боятся критики и злословия скептиков. Дорогу, как известно, обретает только идущий. В любом случае, начало успешно положено – будет и продолжение. Обязательно.

В ГОСТЯХ У АЛАНОВ

Твердую точку в гастролях по республикам Юга России "Нальмэс" поставил во Владикавказе. Просторный концертный зал Северо-Осетинского государственного университета был практически полон. Посмотреть на прославленный коллектив из Адыгеи пришли артисты Государственного ансамбля "Алан", представители творческой интеллигенции, студенческая молодежь. Среди зрителей было много и друзей "Нальмэса", воспринявших этот визит, как личный большой праздник.

Нодар Плиев и Аслан Хаджаев– Я не раз бывал в Адыгее, у меня там много хороших друзей и знакомых, – рассказал легендарный танцор Нодар Плиев. В богатейшей творческой биографии этого знаменитого на весь Кавказ артиста, активно выступающего даже в свои 60 лет, – работа в ведущих хореографических коллективах Грузии, Абхазии, Чечни, Дагестана. Два года он успешно танцевал и в "Кабардинке". – Каждый приезд "Нальмэса" в Северную Осетию становится ярким культурным событием. Я давно не видел коллектив в деле, признаться, был приятно поражен великолепной формой ансамбля.

Высокую оценку выступлению "Нальмэса" дал и народный артист России Зелимхан Козаев. Он тоже, как выяснилось, тесно связан с Адыгеей.

– В семьдесят пятом году я вместе со своей супругой Азой почти год танцевал в "Нальмэсе" – это был очень запоминающийся период в моей жизни, – отметил Зелимхан. – Очень приятно видеть, что традиции прежних лет сохранены. Годы идут, на смену одному поколению артистов приходят другие, а "Нальмэс" все так же великолепен, неповторим и легко узнаваем. Видно, что коллектив успешно развивается, активно работает, а это главное.

Юрий Магкаев, Мухамед Кулов и художественный руководитель Кабардинки Игорь Атабиев– "Нальмэс" – наш братский коллектив, поэтому подобные встречи всегда перерастают не только в праздник танца, но и в живое дружеское общение, – говорит директор и художественный руководитель Государственного ансамбля танца "Алан" Юрий Магкаев. – У нас много совместных планов и проектов, направленных на укрепление культурных связей между республиками Северного Кавказа. Мы живем на одной благодатной земле, значит, и хранить мир здесь нам нужно только сообща…

Анзор НИБО.
Сочи – Майкоп – Черкесск – Нальчик – Грозный – Владикавказ – Сочи.

Автор выражает искреннюю благодарность министру культуры Республики Адыгея Адаму Тлецери, заместителю министра культуры РА Светлане Шхалаховой, художественному руководителю ГААНТА "Нальмэс" Мухамеду Кулову и директору ГААНТА "Нальмэс" Азмету Басте за помощь в организации этой поездки. 


Комментарии (0)



    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Вход Зарегистрироваться