Черкесские сказки
ЧЕРКЕССКИЕ СКАЗКИ.
Мифы нашего прошлого и настоящего
( часть первая )
Заметная актуализация черкесского вопроса за последние 5 лет приняла неожиданные обороты. Никто тогда не мог себе представить, что "адыгейцы", "кабардинцы" и черкесы вдруг придут в себя, оправятся от " умиротворенческой русификации ", совершенно справедливо, осознавая, что мы - " Один народ – одно название – одно будущее " . Для некоторых " профессиональных " аналитиков - подобный рост национального самоосознания представляется в антироссийском русле, искусственно направленном адыгскими националистами и некими силами из вне. Реабилитация черкесского сознания преподносится, как агрессивная, националистическая и враждебная для народов, которые проживают уже несколько столетий бок о бок с нами. Подобная риторика, которая явно несет навязчивый характер, начинает доминировать над вполне объективным процессом национального черкесского самоосознания в развивающемся демократическом государстве.
В связи с , на мой взгляд, уже антиадыгской пропагандой, скоротечно рождаются так называемые " Чеpкесские сказки " . Основная их привлекательность в том, что они не являются достоянием фольклорного творчества самих черкесов, а скорее принадлежат к " идеологическому заказу " определенных теневых, да и не только сил. И вот здесь, хотелось бы сделать небольшое отступление, обозначив предполагаемые цели " таинственного ордена " :
- дискредитация адыгов перед другими народностями, проживающими в КБР, КЧР, РА и Краснодарском крае;
- подрыв стабильности в самом адыгском обществе.
Осмелюсь предположить, что дискредитация " народного имиджа " черкесов, обеспечивает, например, официальные российские власти средствами, которые именуются " контртеррористическими " . Это своего рода заготовка на предстоящие Олимпийские игры 2014 года. Ее роль - оправдаться, в случае, если якобы адыгские экстремисты вылезут из подполья. Но тут проблема не только в религиозных фанатиках, но и в том, что скорее всего " закричат " и простые адыги, которые имеют право требовать исторической справедливости. Не трудно догадаться, к кому их определят... А проблемы и противоречия в самом адыгском обществе, будут только способствовать углублению кризиса, который должен спровоцировать на всевозможные " пассионарные толчки " . Этим " толчкам " кремлевские политтехнологи предадут " зеленый " оттенок, которым уже давно пугают россиян. С возникновением в СМИ всевозможных публикаций с громкими названиями типа " Черкесский холокост» или «проект Тибет-2 " , " Черкесы претендуют на Сочи ", " За Единую Черкесию ", " Война в Чечне покажется шоколадом для Москвы! " ... будут так же играть, как бы предостерегающую от адыгского национализма роль.
Но Кремль, это лишь одни заинтересованные, а желающих разыграть " черкесскую партию " много. И то, как карты лягут сегодня, зависит, кто выиграет завтра. Вот только игроков не очень волнует, что играют они живыми людьми и даже целым народом ...
Ну а теперь о главном... Прежде, чем открыть первую главу " черкесских сказаний " стоить произнести пролог , направленный в сторону " летописцев " адыгского бытия :
История - процесс, который не терпит извинений, не раздает прощения и тем более их не просит. Она - отдельное, независимое явление, которое мы вынуждены принимать, как должное, в независимости от того, позорная она или нет...
I. " Разный народ - разное название - разное будущее "
Подобная " доктрина", испытывает всевозможные попытки реанимирования по отношения к единокровному адыгскому народу. В очередной раз нам пытаются напомнить о том, что мы якобы разные. Этнокультурное единство черкесского этноса не оспаривалось даже официальной российской историографией и этнологией, благодаря падению " железного занавеса " и строительству демократии в Новой России . Однако находятся авторы, которые умудряются, привлекая разные способы, прямо заявлять, что "Единочеркесской нации не было и нет ".
За основу подобного утверждения берется существование до IХХ века Черкесии, Малой и Большой Кабарды, что якобы говорит о наличии в этих регионах не родных, а двоюродных народах. Мало того, некоторые провокаторы смеют утверждать, что тогдашнее дробление региона обуславливается конфликтностью взаимоотношений между черкесскими племенами и князьями. Безусловно, проблемы были, но они не всегда обусловливались внутренними противоречиями. Очень часто их привносили из вне, как это было в период pусско - черкеcского противостояния. А с воплощением в жизнь политики " умиротворения Кавказа " попытки разжигания внутричеркесских конфликтов приняли методичный характер.
Хотя, на первый взгляд звучит убедительно - не единой территории, не единства. Но убедительно это для тех, кто не знает черкесской культуры, быта, понятий " Адыгагъэ ", " Адыгэ Хэку ", " Хабзэ"...; кто не чувствует того, что чувствовал черкес, когда ему говорили - " Ведь ты же адыг " и как сильно это на него действовало. Это сейчас легко назвать себя адыгом, а раньше, это надо было доказать.
Наличие единого самоназвания (адыгэ) у всех адыгских субэтносов, их языка (адыгабзэ) так же стирает в порошок псевдотеории о несуществующей черкесской нации ...Но не могут люди, принадлежащие к разным народностям по - одинаковому смотреть на мир и его процессы, иметь одну культуру, обычаи, традиции и наконец дух, именуемый " адыгство " (адыгагъэ) . Так же, невозможно было держать оборону своей родной земли против огромной царской армии на протяжении почти века, будучи разрозненными. Единочеркесская нация была и есть, только ее единение в ее самобытности и национальных чертах, которые могут принадлежать лишь одному уникальному этносу.
Стоит заметить, что даже имперско - русская историография практически не ставила под сомнение родственность черкесских племен, она лишь подчеркивала их княжескую раздробленность, которую в итоге использовали для дальнейшего " умиротворения " . Первые серьезные попытки разделения черкесского этноса относятся к работам советских историков и идеологов, работающих на " уничтожение теперешних национальных перегородок ", выражаясь более простым языком - русификацию. Тогдашним кремлевским специалистам по национальным вопросам , с особым успехом удалось произвести подмен понятий русификации на " советскую общность ", языком межнационального общения которой, будет русский.
В 1922 году, советская власть формирует новые административно - территориальные образования: Карачаево-Черкесскую , Кабардино - Балкарскую и Адыгейскую автономные области, входившие в Северо-Кавказский край. Каждую, из которых, для подавления " адыгейского " национализма смешали с балкарским, карачаевским, и русскими народностями. Начался жесткий процесс утраты национальных ориентиров адыгов, которых уже поделили на "адыгейцев", "кабардинцев" и "черкесов". Кремлевская мощная идеологическая машина хорошо постаралась на пути к достижению " нашего обезличивания ". В национальных адыгских школах, были проведены "красные мероприятия ", внесшие свои коррективы в правила черкесского языка, которые только углубляли разность диалектов "адыгабзэ". Цель очень проста - языковая близость субэтносов черкесов будет только консолидировать народ, а расхождение, наоборот вызывать потребность общения на межэтническом языке - русском. А к концу 60 - ыx годов, школы были практически упразднены, за ненужностью и якобы неспособностью " адыгагъэ " отражать реалии современности. На их месте построили новые, несущие "социалистическую правду " :
" Адыгея вписала славную страницу в историю культурной революции. Поразительное и небывалое явление! По аулам развернута густая сеть литпунктов и школ грамотности " - ратовала тогдашняя " Учительская газета " .
" Широкое просвещение масс может спасти горцев от вымирания и приобщить их к высшей культуре " , - заключали советские просветители...
Возникновение первых научных институтов, в которых ковались уже адыгские просветители русского социализма, стало очень значимым для победы " новой " культуры над традиционной черкесской. Сплошная фальсификация исторических фактов в русло интересов советской пропаганды победоносно била по раннее сложившимся ценностям адыгского мировоззрения. Кремлевские идеологи уже тогда хорошо понимали, что история это не только прошлое, но и будущее "советской общности".
Историкам того времени запрещалось касаться тем черкесского геноцида и методов со стороны Российской Империи. По-этому, в большинстве исторических изысканий даже адыгов, практически не встретишь объективных работ на данную тему. В них можно рассмотреть лишь попытки историков-черкесов заглянуть в прошлое сквозь призму политизированности. Работы данного периода в основном затрагивают вопросы культуры адыгов, их быта, взаимоотношений, фольклора...Позволялось писать о черкесской проблеме лишь в контексте "Большой Кавказской игры", в которой принимали участие Россия, Турция, Англия... И только в начале 60 - ых годов, во времена " Хрущевской оттепели ", перед адыгами открылась возможность немного глубже " копнуть в историю ".
Впервые в 1961 году черкесы начали отмечать трагическую дату окончания русско-кавказской войны. Перед ними открылись некоторые факты, о которых раньше умалчивали. Безусловно, это было недостаточно для детального понимания прошлого, однако барьер вынужденного долгого молчания был преодолен. Hо даже такое "потепление" политического режима безусловно контролировалась, и тех маленьких доз " свобод " ни на что не хватало. Советской власти удалось достичь огромных результатов в " умиротворении " черкесов. Увеличивалось кол-во адыгов, мыслящих категориями " советской общности ". С практическим упразднением национальных школ, увеличилось число, не говорящих на родом языке, утрачивающих свою идентичность и национальные корни. Идею ненужности всех наиважнейших черт уникальности, подчеркивающей единственную и неповторимую принадлежность к черкесскому этносу начали поддерживать и сами адыги. Провозглашенная доктрина "...уничтожения теперешних национальных перегородок..." взяла верх над национальным самоосознанием единокровного адыгского этноса.
Особенно ярко " адыгейцы ", " черкесы " и " кабардинцы " ощутили это на себе в первые годы 90 - х годов. Во времена, когда вся Россия погрязла в очередной " гражданской войне" , со всеми ее мерзостями . Черкесов не обошли все те процессы, которые способствовали упадку морали и культурных ценностей в обществе. Возведенные искусственные перегородки между единым народом, только укреплялись в адыгском сознании, углубляя чувство " свой - чужой " внутри этноса:
- Мам, он кабардинец - сказала дочка на очередном семейном совете, заочно знакомя с родителями своего будущего мужа
- Как?!- возмутилась мать - ведь они совсем другие !!!
Отец, как не странно для адыга, не встревал в разговор, но не потому, что ему безразлична судьба дочери, а потому, что глава в семье - женщина.
И это уже не сказки, а обыденная реальность, в существовании , которой виноваты и мы сами. Однако сегодня, на очередном цикле национального подъема , у адыгов есть все шансы назначить векторы, направленные на консолидацию народа вокруг единой культуры, традиций и прошлого. Адыги - один народ, и пусть никто не заблуждается !
Мы должны бережно относиться к своей истории, иначе к ней будут " относиться " другие ...
Мифы нашего прошлого и настоящего
( часть первая )
Заметная актуализация черкесского вопроса за последние 5 лет приняла неожиданные обороты. Никто тогда не мог себе представить, что "адыгейцы", "кабардинцы" и черкесы вдруг придут в себя, оправятся от " умиротворенческой русификации ", совершенно справедливо, осознавая, что мы - " Один народ – одно название – одно будущее " . Для некоторых " профессиональных " аналитиков - подобный рост национального самоосознания представляется в антироссийском русле, искусственно направленном адыгскими националистами и некими силами из вне. Реабилитация черкесского сознания преподносится, как агрессивная, националистическая и враждебная для народов, которые проживают уже несколько столетий бок о бок с нами. Подобная риторика, которая явно несет навязчивый характер, начинает доминировать над вполне объективным процессом национального черкесского самоосознания в развивающемся демократическом государстве.
В связи с , на мой взгляд, уже антиадыгской пропагандой, скоротечно рождаются так называемые " Чеpкесские сказки " . Основная их привлекательность в том, что они не являются достоянием фольклорного творчества самих черкесов, а скорее принадлежат к " идеологическому заказу " определенных теневых, да и не только сил. И вот здесь, хотелось бы сделать небольшое отступление, обозначив предполагаемые цели " таинственного ордена " :
- дискредитация адыгов перед другими народностями, проживающими в КБР, КЧР, РА и Краснодарском крае;
- подрыв стабильности в самом адыгском обществе.
Осмелюсь предположить, что дискредитация " народного имиджа " черкесов, обеспечивает, например, официальные российские власти средствами, которые именуются " контртеррористическими " . Это своего рода заготовка на предстоящие Олимпийские игры 2014 года. Ее роль - оправдаться, в случае, если якобы адыгские экстремисты вылезут из подполья. Но тут проблема не только в религиозных фанатиках, но и в том, что скорее всего " закричат " и простые адыги, которые имеют право требовать исторической справедливости. Не трудно догадаться, к кому их определят... А проблемы и противоречия в самом адыгском обществе, будут только способствовать углублению кризиса, который должен спровоцировать на всевозможные " пассионарные толчки " . Этим " толчкам " кремлевские политтехнологи предадут " зеленый " оттенок, которым уже давно пугают россиян. С возникновением в СМИ всевозможных публикаций с громкими названиями типа " Черкесский холокост» или «проект Тибет-2 " , " Черкесы претендуют на Сочи ", " За Единую Черкесию ", " Война в Чечне покажется шоколадом для Москвы! " ... будут так же играть, как бы предостерегающую от адыгского национализма роль.
Но Кремль, это лишь одни заинтересованные, а желающих разыграть " черкесскую партию " много. И то, как карты лягут сегодня, зависит, кто выиграет завтра. Вот только игроков не очень волнует, что играют они живыми людьми и даже целым народом ...
Ну а теперь о главном... Прежде, чем открыть первую главу " черкесских сказаний " стоить произнести пролог , направленный в сторону " летописцев " адыгского бытия :
История - процесс, который не терпит извинений, не раздает прощения и тем более их не просит. Она - отдельное, независимое явление, которое мы вынуждены принимать, как должное, в независимости от того, позорная она или нет...
I. " Разный народ - разное название - разное будущее "
Подобная " доктрина", испытывает всевозможные попытки реанимирования по отношения к единокровному адыгскому народу. В очередной раз нам пытаются напомнить о том, что мы якобы разные. Этнокультурное единство черкесского этноса не оспаривалось даже официальной российской историографией и этнологией, благодаря падению " железного занавеса " и строительству демократии в Новой России . Однако находятся авторы, которые умудряются, привлекая разные способы, прямо заявлять, что "Единочеркесской нации не было и нет ".
За основу подобного утверждения берется существование до IХХ века Черкесии, Малой и Большой Кабарды, что якобы говорит о наличии в этих регионах не родных, а двоюродных народах. Мало того, некоторые провокаторы смеют утверждать, что тогдашнее дробление региона обуславливается конфликтностью взаимоотношений между черкесскими племенами и князьями. Безусловно, проблемы были, но они не всегда обусловливались внутренними противоречиями. Очень часто их привносили из вне, как это было в период pусско - черкеcского противостояния. А с воплощением в жизнь политики " умиротворения Кавказа " попытки разжигания внутричеркесских конфликтов приняли методичный характер.
Хотя, на первый взгляд звучит убедительно - не единой территории, не единства. Но убедительно это для тех, кто не знает черкесской культуры, быта, понятий " Адыгагъэ ", " Адыгэ Хэку ", " Хабзэ"...; кто не чувствует того, что чувствовал черкес, когда ему говорили - " Ведь ты же адыг " и как сильно это на него действовало. Это сейчас легко назвать себя адыгом, а раньше, это надо было доказать.
Наличие единого самоназвания (адыгэ) у всех адыгских субэтносов, их языка (адыгабзэ) так же стирает в порошок псевдотеории о несуществующей черкесской нации ...Но не могут люди, принадлежащие к разным народностям по - одинаковому смотреть на мир и его процессы, иметь одну культуру, обычаи, традиции и наконец дух, именуемый " адыгство " (адыгагъэ) . Так же, невозможно было держать оборону своей родной земли против огромной царской армии на протяжении почти века, будучи разрозненными. Единочеркесская нация была и есть, только ее единение в ее самобытности и национальных чертах, которые могут принадлежать лишь одному уникальному этносу.
Стоит заметить, что даже имперско - русская историография практически не ставила под сомнение родственность черкесских племен, она лишь подчеркивала их княжескую раздробленность, которую в итоге использовали для дальнейшего " умиротворения " . Первые серьезные попытки разделения черкесского этноса относятся к работам советских историков и идеологов, работающих на " уничтожение теперешних национальных перегородок ", выражаясь более простым языком - русификацию. Тогдашним кремлевским специалистам по национальным вопросам , с особым успехом удалось произвести подмен понятий русификации на " советскую общность ", языком межнационального общения которой, будет русский.
В 1922 году, советская власть формирует новые административно - территориальные образования: Карачаево-Черкесскую , Кабардино - Балкарскую и Адыгейскую автономные области, входившие в Северо-Кавказский край. Каждую, из которых, для подавления " адыгейского " национализма смешали с балкарским, карачаевским, и русскими народностями. Начался жесткий процесс утраты национальных ориентиров адыгов, которых уже поделили на "адыгейцев", "кабардинцев" и "черкесов". Кремлевская мощная идеологическая машина хорошо постаралась на пути к достижению " нашего обезличивания ". В национальных адыгских школах, были проведены "красные мероприятия ", внесшие свои коррективы в правила черкесского языка, которые только углубляли разность диалектов "адыгабзэ". Цель очень проста - языковая близость субэтносов черкесов будет только консолидировать народ, а расхождение, наоборот вызывать потребность общения на межэтническом языке - русском. А к концу 60 - ыx годов, школы были практически упразднены, за ненужностью и якобы неспособностью " адыгагъэ " отражать реалии современности. На их месте построили новые, несущие "социалистическую правду " :
" Адыгея вписала славную страницу в историю культурной революции. Поразительное и небывалое явление! По аулам развернута густая сеть литпунктов и школ грамотности " - ратовала тогдашняя " Учительская газета " .
" Широкое просвещение масс может спасти горцев от вымирания и приобщить их к высшей культуре " , - заключали советские просветители...
Возникновение первых научных институтов, в которых ковались уже адыгские просветители русского социализма, стало очень значимым для победы " новой " культуры над традиционной черкесской. Сплошная фальсификация исторических фактов в русло интересов советской пропаганды победоносно била по раннее сложившимся ценностям адыгского мировоззрения. Кремлевские идеологи уже тогда хорошо понимали, что история это не только прошлое, но и будущее "советской общности".
Историкам того времени запрещалось касаться тем черкесского геноцида и методов со стороны Российской Империи. По-этому, в большинстве исторических изысканий даже адыгов, практически не встретишь объективных работ на данную тему. В них можно рассмотреть лишь попытки историков-черкесов заглянуть в прошлое сквозь призму политизированности. Работы данного периода в основном затрагивают вопросы культуры адыгов, их быта, взаимоотношений, фольклора...Позволялось писать о черкесской проблеме лишь в контексте "Большой Кавказской игры", в которой принимали участие Россия, Турция, Англия... И только в начале 60 - ых годов, во времена " Хрущевской оттепели ", перед адыгами открылась возможность немного глубже " копнуть в историю ".
Впервые в 1961 году черкесы начали отмечать трагическую дату окончания русско-кавказской войны. Перед ними открылись некоторые факты, о которых раньше умалчивали. Безусловно, это было недостаточно для детального понимания прошлого, однако барьер вынужденного долгого молчания был преодолен. Hо даже такое "потепление" политического режима безусловно контролировалась, и тех маленьких доз " свобод " ни на что не хватало. Советской власти удалось достичь огромных результатов в " умиротворении " черкесов. Увеличивалось кол-во адыгов, мыслящих категориями " советской общности ". С практическим упразднением национальных школ, увеличилось число, не говорящих на родом языке, утрачивающих свою идентичность и национальные корни. Идею ненужности всех наиважнейших черт уникальности, подчеркивающей единственную и неповторимую принадлежность к черкесскому этносу начали поддерживать и сами адыги. Провозглашенная доктрина "...уничтожения теперешних национальных перегородок..." взяла верх над национальным самоосознанием единокровного адыгского этноса.
Особенно ярко " адыгейцы ", " черкесы " и " кабардинцы " ощутили это на себе в первые годы 90 - х годов. Во времена, когда вся Россия погрязла в очередной " гражданской войне" , со всеми ее мерзостями . Черкесов не обошли все те процессы, которые способствовали упадку морали и культурных ценностей в обществе. Возведенные искусственные перегородки между единым народом, только укреплялись в адыгском сознании, углубляя чувство " свой - чужой " внутри этноса:
- Мам, он кабардинец - сказала дочка на очередном семейном совете, заочно знакомя с родителями своего будущего мужа
- Как?!- возмутилась мать - ведь они совсем другие !!!
Отец, как не странно для адыга, не встревал в разговор, но не потому, что ему безразлична судьба дочери, а потому, что глава в семье - женщина.
И это уже не сказки, а обыденная реальность, в существовании , которой виноваты и мы сами. Однако сегодня, на очередном цикле национального подъема , у адыгов есть все шансы назначить векторы, направленные на консолидацию народа вокруг единой культуры, традиций и прошлого. Адыги - один народ, и пусть никто не заблуждается !
Мы должны бережно относиться к своей истории, иначе к ней будут " относиться " другие ...
Комментарии 0