Мурат Дышек + Зара Дудар = творчество
После окончания института им. Сурикова он вернулся в Нальчик, три года преподавал в колледже дизайна. После персональной выставки в Национальном музее и жесткой критики в свой адрес от местного художественного сообщества решил уехать:
- Я понимал, что с московским дипломом я здесь персона нежелательная, поскольку являюсь конкурентом. Факт переезда считаю прекрасным явлением в моей жизни. Я оказался в таких жестких условиях, которые помогли мне внутренне возродиться и измениться. Я смог попасть в залы, где мои работы выставлялись рядом с Шагалом, Пикассо, Кандинским" Это позволило мне чувствовать себя таким же, как и они, а не убогим периферийным художником.
Изначально я работал на улице, затем открыл свою мастерскую, стал писать на заказ. Ажиотаж вокруг моей первой выставки не мог мне не польстить. Почти все работы были распроданы. Причем человек десять хотели купить одну и ту же работу, приходилось делать копии. То, что для нашего обывателя кажется мазней, там абстрактное искусство.
Веру в себя, стремление к индивидуальности зародила во мне педагог художественной школы Вера Витальевна Яскова. Мне бы хотелось ее поблагодарить за это, но, к сожалению, найти не могу. Она переехала в Ленинградскую область" Если кто-то знает, как с ней связаться, буду признателен.
На каждой выставке в Италии я пытался представить работы, отличающиеся технически колористическими формами от предыдущих. Однако сквозь все проходит объединяющая ниточка - традиции, которые я перенял от своих предков, и то, что во мне оставила родина моя. Но все-таки основным для меня являются мой внутренний мир, мои ощущения. А язык может быть любым"
Моя живопись построена на основе знаков и символов. Мой знаково-символический язык заключен в работе с цветом. Подобными задачами обременяли себя и Кандинский, и Миро, и Клее" Знак - это конечная форма, сжатая информация. Как, например, тавро. В памятниках, которые оставили нам наши предки, я вижу для себя какие-то формы, напрашивающиеся на холст.
Да, я опираюсь на национальные традиции, культуру, но не выдвигаю свои идеи в основу. Любая культура происходит от слияния прежде существовавших культур, поэтому не стоит ставить четких границ. Культура Кавказа - это синтез множества маленьких неизвестных культур. И понятию "адыгская" культура предпочитаю "кавказская", потому что Кавказ всегда был коридором, по которому проходили различные культуры, оставляя после себя след.
Моя мама была мудрая женщина, сохранила мои детские работы, которые мне помогли создать серию картин на их основе. Выставка состоялась в 2005 году в Анконе, где я жил до переезда в Милан три года назад. Это были работы на холсте, без пастозной структуры, а строились на базе цветовых пятен, линейных знаков и конструкций. Ставилась задача построить вибрирующее пространство, в котором ритм идет от гостического (спиритуалистического выдуманного языка) шрифта, который я обнаружил на своих детских холстах.
Несмотря на то, что мы с дизайнером Зарой Дудар, которая тоже творит в Милане, в разводе, наше творческое сотрудничество продолжается. Планируем представить выставку в апреле 2010 в Москве, Нальчике, Майкопе, Черкесске, Владикавказе и, если получится, в Сухуми. Мне хотелось бы выставить живописные работы, графику и скульптуру, а Зареме - работы в технике трикотарт, которую она придумала сама.
По словам Зары Дудар, именно благодаря Мурату Дышеку от одежды она перешла к декоративно-прикладному искусству:
- Если раньше я делала пальто, кардиганы, сумки, шапки, то сейчас панно, скульптуру, мягкую мебель, подсвечники.
Трикотарт - достаточно трудоемкий процесс: из искусственной шерсти крючком делаются вытянутые шнуры. В итоге получается интересная пышная фактура. На одной из своих персональных выставок по настоянию Мурата я выставила панно и подсвечники, которые неплохо вместе смотрелись, поэтому мы решили продолжить сотрудничество.
Один из совместных проектов - коллекция сумок и украшений из кожи дивана Бенито Муссолини под названием "Письма из прошлого":
- Однажды наш сосед-старичок в Милане поинтересовался, не нужен ли нам диван, который принадлежал дуче, потому что он собирается избавляться от старой мебели. Нас это предложение, конечно, заинтересовало.
Мы вырезали кожу дивана - она оказалась очень хорошего качества, толстой, - перевернули ее и стали творить.
Работали без швейной машинки: прокалывали отверстия, которые скрепляли кожаной тесьмой. Мурат сделал тавро в виде тамг и спиритуалистических знаков, оформил металлическими деталями. В коллекцию также вошли сумки из комбинации кожи и холста с печатью старинных фото адыгских женщин и сумки из стебля тростника - что-то между циновкой и мешковиной, где применили технику шелкографии, ксилографии, принты, аппликации из кусочков ткани и кожи.
Всегда удручает, когда просматриваешь в интернете товары, которые пытаются выдавать за символы Кавказа: майки с надписями, значки. А нам хотелось представить новое видение наших ценностей и традиций...
Ирина Юдина
© "Газета Юга"
Фото с официального сайта Мурата Дышека
- Я понимал, что с московским дипломом я здесь персона нежелательная, поскольку являюсь конкурентом. Факт переезда считаю прекрасным явлением в моей жизни. Я оказался в таких жестких условиях, которые помогли мне внутренне возродиться и измениться. Я смог попасть в залы, где мои работы выставлялись рядом с Шагалом, Пикассо, Кандинским" Это позволило мне чувствовать себя таким же, как и они, а не убогим периферийным художником.
Изначально я работал на улице, затем открыл свою мастерскую, стал писать на заказ. Ажиотаж вокруг моей первой выставки не мог мне не польстить. Почти все работы были распроданы. Причем человек десять хотели купить одну и ту же работу, приходилось делать копии. То, что для нашего обывателя кажется мазней, там абстрактное искусство.
Веру в себя, стремление к индивидуальности зародила во мне педагог художественной школы Вера Витальевна Яскова. Мне бы хотелось ее поблагодарить за это, но, к сожалению, найти не могу. Она переехала в Ленинградскую область" Если кто-то знает, как с ней связаться, буду признателен.
На каждой выставке в Италии я пытался представить работы, отличающиеся технически колористическими формами от предыдущих. Однако сквозь все проходит объединяющая ниточка - традиции, которые я перенял от своих предков, и то, что во мне оставила родина моя. Но все-таки основным для меня являются мой внутренний мир, мои ощущения. А язык может быть любым"
Моя живопись построена на основе знаков и символов. Мой знаково-символический язык заключен в работе с цветом. Подобными задачами обременяли себя и Кандинский, и Миро, и Клее" Знак - это конечная форма, сжатая информация. Как, например, тавро. В памятниках, которые оставили нам наши предки, я вижу для себя какие-то формы, напрашивающиеся на холст.
Да, я опираюсь на национальные традиции, культуру, но не выдвигаю свои идеи в основу. Любая культура происходит от слияния прежде существовавших культур, поэтому не стоит ставить четких границ. Культура Кавказа - это синтез множества маленьких неизвестных культур. И понятию "адыгская" культура предпочитаю "кавказская", потому что Кавказ всегда был коридором, по которому проходили различные культуры, оставляя после себя след.
Моя мама была мудрая женщина, сохранила мои детские работы, которые мне помогли создать серию картин на их основе. Выставка состоялась в 2005 году в Анконе, где я жил до переезда в Милан три года назад. Это были работы на холсте, без пастозной структуры, а строились на базе цветовых пятен, линейных знаков и конструкций. Ставилась задача построить вибрирующее пространство, в котором ритм идет от гостического (спиритуалистического выдуманного языка) шрифта, который я обнаружил на своих детских холстах.
Несмотря на то, что мы с дизайнером Зарой Дудар, которая тоже творит в Милане, в разводе, наше творческое сотрудничество продолжается. Планируем представить выставку в апреле 2010 в Москве, Нальчике, Майкопе, Черкесске, Владикавказе и, если получится, в Сухуми. Мне хотелось бы выставить живописные работы, графику и скульптуру, а Зареме - работы в технике трикотарт, которую она придумала сама.
По словам Зары Дудар, именно благодаря Мурату Дышеку от одежды она перешла к декоративно-прикладному искусству:
- Если раньше я делала пальто, кардиганы, сумки, шапки, то сейчас панно, скульптуру, мягкую мебель, подсвечники.
Трикотарт - достаточно трудоемкий процесс: из искусственной шерсти крючком делаются вытянутые шнуры. В итоге получается интересная пышная фактура. На одной из своих персональных выставок по настоянию Мурата я выставила панно и подсвечники, которые неплохо вместе смотрелись, поэтому мы решили продолжить сотрудничество.
Один из совместных проектов - коллекция сумок и украшений из кожи дивана Бенито Муссолини под названием "Письма из прошлого":
- Однажды наш сосед-старичок в Милане поинтересовался, не нужен ли нам диван, который принадлежал дуче, потому что он собирается избавляться от старой мебели. Нас это предложение, конечно, заинтересовало.
Мы вырезали кожу дивана - она оказалась очень хорошего качества, толстой, - перевернули ее и стали творить.
Работали без швейной машинки: прокалывали отверстия, которые скрепляли кожаной тесьмой. Мурат сделал тавро в виде тамг и спиритуалистических знаков, оформил металлическими деталями. В коллекцию также вошли сумки из комбинации кожи и холста с печатью старинных фото адыгских женщин и сумки из стебля тростника - что-то между циновкой и мешковиной, где применили технику шелкографии, ксилографии, принты, аппликации из кусочков ткани и кожи.
Всегда удручает, когда просматриваешь в интернете товары, которые пытаются выдавать за символы Кавказа: майки с надписями, значки. А нам хотелось представить новое видение наших ценностей и традиций...
Ирина Юдина
© "Газета Юга"
Фото с официального сайта Мурата Дышека
Комментарии 0