Новый сборник адыгских и абхазских народных мелодий
Вышел в свет новый сборник адыгских и абхазских народных мелодий, а значит, на кавказском музыкальном Олимпе поселился новый житель. Его имя Аслан Дударов. Первым же альбомом, который Аслан назвал «Гухэлъ», он заявил о себе как талантливый, яркий исполнитель и неординарный аранжировщик. Он не побоялся выплеснуть свет своей души на клавиатуру национальной гармоники.
Аслан родился и вырос в Нальчике. У него безупречное чувство юмора, проницательный взгляд и светлая улыбка. А еще его отличает любовь к своему народу, его самобытной культуре. Адыгский этикет для Аслана – норма жизни, а музыка – сама жизнь.
Богатый песенный фольклор, героический эпос и инструментальная музыка сопровождали многовековую историю адыгов. И чтобы малая толика оставшегося нам от предков не исчезла совсем, Аслан обратил свой талант на возрождение адыгского музыкального искусства.
«Ген творчества» передался Аслану по наследству. Его дедушка, Хаути Дударов, учился в Ленинградской консерватории, хотя остался в литературных энциклопедиях как известный писатель, драматург, журналист, один из основоположников сатиры и юмора в кабардинской литературе. Тетя Аслана - Зарема Дудар – дизайнер одежды, сейчас живет в Италии, мама – Фатима Дударова – журналист, работает в Нальчике.
Аслан выбрал для себя музыкальную стезю, поступив после школы в Кабардино-Балкарское училище культуры и искусств на отделение народных инструментов. Окончив класс национальной гармоники и аккордеона, Аслан недолгое время работал в таких известных ансамблях, как «Бжьэмий» и «Кабардинка». Позже поехал в Москву, где устроился аккомпаниатором в ансамбль «Адыги» при Московском обществе черкесской культуры «Хасэ».
Еще в 2001 году Аслан задумал записать альбом адыгской музыки. И люди, которые протянули руку помощи, нашлись именно в столице. Можно сказать, что продюсером проекта выступил известный московский адвокат Альберт Кажаров. Он поддержал музыканта и морально, и материально. Аслан благодарен также за спонсорскую помощь Арсену Канокову, Мурату Исакову, Мухарбию Черкесову, Альберту Назранову.
Участников и помощников проекта было много, как и тех, кто поддерживал музыканта добрым словом. Профессионализм проявили исполнители на народных инструментах - Анзор и Мурат Увижевы, Зубер Евазов, Заур Чилов, ливанский адыг БланэгъапIцэ Нарт, многие сильные голоса Кабарды. Оригинальные работы, использованные в оформлении альбома, принадлежат кисти талантливого кабардинского художника Мурата Дышекова, который живет сейчас в городе Анкона (Италия). Дизайн – заслуга сирийского адыга Ерокъуэ Бишера.
Не случайно французский писатель Ромен Роллан называл музыку «песнью веков и цветком истории». Словно ожившие картинки нартского эпоса, сменяются треки на альбоме Аслана Дударова, возвращая нас к преданьям старины глубокой, напевам бабушек, сказкам и легендам, услышанным в детстве.
Вот непобедимый воин Сосруко состязается в силе и ловкости с другими нартами, танцует на треножном столике – аIнэ… Вот Тлепш, повелитель железа, стучит молотом по наковальне… А это светлорукая Адиюх спустилась к реке и та вторит ее грустным напевам. А вот бог лесов Мазитха благословляет Бадиноко на добрую охоту.
Даже известные мелодии в исполнении Аслана и его друзей звучат по-новому, вызывая новые ассоциации, образы.
Инструментальным наигрышам вторит музыка природы – птичьи трели, шум реки.
Всего в альбом вошло 15 композиций. Аслан, как истинный собиратель музыкального фольклора, обратился к мелодиям различных племен: от моздокских кабардинцев до причерноморских адыгов, не забыв и сохраненное турецкими мухаджирами. Шапсугский удж «Хъурашэ» и абадзехский «Лъапэлъэф» привез из Турции бывший солист ансамбля «Кабардинка» Анзор Битоков.
Следует особо отметить музыкальное «ноу хау» Аслана - экскурс в историю исполнительского искусства. Эпиграфом к композиции «Удж хэш» звучит старая гармошка знаменитой Кураци Каширговой, выставленная в краеведческом музее Кабардино-Балкарии.
Таким образом, альбом получился музыкально и художественно изысканный. Здесь мы найдем и къафэ, и удж, и гъыбзэ, и джэгу во всем их многообразии. Аслан Дударов оказался не только одаренным музыкантом, но и приятным собеседником. Для читателей Kavkazweb.net наш герой ответил на несколько вопросов.
Где можно купить твой диск?
Пока только в музыкальных салонах Нальчика, в ближайшее время планируется распространение на территории Адыгеи и Карачаево-Черкесии. Также в планах создание веб-сайта.
Что для тебя Интернет?
Интернет для меня это, в первую очередь, информация по любому интересующему вопросу - от профессионального до бытового. Описания различных программ, музыка в МР3, виртуальные библиотеки, магазины, словари... В общем, куча разных полезных моментов. Ну, и плюс общение, электронная почта стала в последнее время просто незаменимой, а чаты и ISQ - это зачастую друзья и родственники, которые не потерялись в расстояниях. Потому как материально не всегда есть возможность позвонить другу, скажем, в Америку.
А в каких чатах ты бываешь?
Иногда я люблю зайти в чат какого-нибудь другого города, пообщаться с людьми, «просканировать» их менталитет, завести новое знакомство. Но чаще я бываю на Chat.Kavkazweb.net и в "Шашлычной".
Что ты думаешь о портале KavkazWeb.net?
На этом сайте всегда можно узнать обо всех происходящих в наших регионах событиях, не говоря уже про море самой разной информации, прямо или косвенно касающейся Кавказа. Когда есть время, люблю «побродить» по сайту часок-другой.
Ты с детства хотел стать музыкантом?
Не совсем. Когда я был маленький, на вопрос: «Кем ты хочешь стать?», ответил: «Когда я вырасту, я буду хорошим папой!» Ну, а если серьёзно, как и все дети, я ходил практически во все кружки на территории нашего микрорайона - от зоокружка до фотодела. Когда стал учиться в музыкальной школе, поиски себя были приостановлены, так как занятия музыкой в сочетании с уроками в средней школе «съедали» всё время.
А какую музыку ты сам слушаешь?
Стилистических предпочтений нет, с одинаковым удовольствием слушаю джаз, классику, фолк, попсу, рок во всех его проявлениях. В общем, в музыке я практически всеяден, лишь бы она была качественной и исполненной от души.
По-твоему, музыкальный фольклор нуждается в возрождении или просто тебя притягивают этнические мотивы?
Народная музыка не нуждается в возрождении, в этом нуждаемся мы.
С какими трудностями ты столкнулся при создании альбома?
Весь процесс создания оказался одной большой трудностью, если учесть, что я являлся и исполнителем на нескольких музыкальных инструментах, и звукорежиссёром, и аранжировщиком. Даже сводить весь материал пришлось самому, и на это был ряд причин. Но на всех этапах работы мне помогали мои родные, друзья и единомышленники, кто-то морально и добрым советом, а кто-то и делом. Пользуясь случаем, в очередной раз хочу выразить им благодарность. Все музыканты оказались на высоте, с полуслова понимая всё, что от них требовалось. Все фамилии и фотографии исполнителей и участников проекта находятся на вкладыше диска.
Студия, насколько я поняла, была у тебя дома, а соседи не жаловались?
Да, на самом деле почти весь объём работ проведён у меня дома в моей студии. Да здравствуют мои соседи, самые гуманные соседи в мире.
От чего зависит вдохновение: настроение, погода или, например, улыбка девушки?
Да от чего угодно. На то оно и вдохновение, его невозможно вызвать искусственно.
Ты влюбчивый человек?
О, да!
Еще в III-II веке до н.э. на Востоке считали, что «все музыкальные звуки идут от человеческого сердца, музыка связана с отношением человека к человеку». Магическая сила альбома «Гухэлъ» как раз в том, что нам передается состояние эмоционального мира создателей и исполнителей прекрасной народной музыки, и мы постигаем язык ее души.
Мума Будищева
Источник: KavkazWeb.net
Аслан родился и вырос в Нальчике. У него безупречное чувство юмора, проницательный взгляд и светлая улыбка. А еще его отличает любовь к своему народу, его самобытной культуре. Адыгский этикет для Аслана – норма жизни, а музыка – сама жизнь.
Богатый песенный фольклор, героический эпос и инструментальная музыка сопровождали многовековую историю адыгов. И чтобы малая толика оставшегося нам от предков не исчезла совсем, Аслан обратил свой талант на возрождение адыгского музыкального искусства.
«Ген творчества» передался Аслану по наследству. Его дедушка, Хаути Дударов, учился в Ленинградской консерватории, хотя остался в литературных энциклопедиях как известный писатель, драматург, журналист, один из основоположников сатиры и юмора в кабардинской литературе. Тетя Аслана - Зарема Дудар – дизайнер одежды, сейчас живет в Италии, мама – Фатима Дударова – журналист, работает в Нальчике.
Аслан выбрал для себя музыкальную стезю, поступив после школы в Кабардино-Балкарское училище культуры и искусств на отделение народных инструментов. Окончив класс национальной гармоники и аккордеона, Аслан недолгое время работал в таких известных ансамблях, как «Бжьэмий» и «Кабардинка». Позже поехал в Москву, где устроился аккомпаниатором в ансамбль «Адыги» при Московском обществе черкесской культуры «Хасэ».
Еще в 2001 году Аслан задумал записать альбом адыгской музыки. И люди, которые протянули руку помощи, нашлись именно в столице. Можно сказать, что продюсером проекта выступил известный московский адвокат Альберт Кажаров. Он поддержал музыканта и морально, и материально. Аслан благодарен также за спонсорскую помощь Арсену Канокову, Мурату Исакову, Мухарбию Черкесову, Альберту Назранову.
Участников и помощников проекта было много, как и тех, кто поддерживал музыканта добрым словом. Профессионализм проявили исполнители на народных инструментах - Анзор и Мурат Увижевы, Зубер Евазов, Заур Чилов, ливанский адыг БланэгъапIцэ Нарт, многие сильные голоса Кабарды. Оригинальные работы, использованные в оформлении альбома, принадлежат кисти талантливого кабардинского художника Мурата Дышекова, который живет сейчас в городе Анкона (Италия). Дизайн – заслуга сирийского адыга Ерокъуэ Бишера.
Не случайно французский писатель Ромен Роллан называл музыку «песнью веков и цветком истории». Словно ожившие картинки нартского эпоса, сменяются треки на альбоме Аслана Дударова, возвращая нас к преданьям старины глубокой, напевам бабушек, сказкам и легендам, услышанным в детстве.
Вот непобедимый воин Сосруко состязается в силе и ловкости с другими нартами, танцует на треножном столике – аIнэ… Вот Тлепш, повелитель железа, стучит молотом по наковальне… А это светлорукая Адиюх спустилась к реке и та вторит ее грустным напевам. А вот бог лесов Мазитха благословляет Бадиноко на добрую охоту.
Даже известные мелодии в исполнении Аслана и его друзей звучат по-новому, вызывая новые ассоциации, образы.
Инструментальным наигрышам вторит музыка природы – птичьи трели, шум реки.
Всего в альбом вошло 15 композиций. Аслан, как истинный собиратель музыкального фольклора, обратился к мелодиям различных племен: от моздокских кабардинцев до причерноморских адыгов, не забыв и сохраненное турецкими мухаджирами. Шапсугский удж «Хъурашэ» и абадзехский «Лъапэлъэф» привез из Турции бывший солист ансамбля «Кабардинка» Анзор Битоков.
Следует особо отметить музыкальное «ноу хау» Аслана - экскурс в историю исполнительского искусства. Эпиграфом к композиции «Удж хэш» звучит старая гармошка знаменитой Кураци Каширговой, выставленная в краеведческом музее Кабардино-Балкарии.
Таким образом, альбом получился музыкально и художественно изысканный. Здесь мы найдем и къафэ, и удж, и гъыбзэ, и джэгу во всем их многообразии. Аслан Дударов оказался не только одаренным музыкантом, но и приятным собеседником. Для читателей Kavkazweb.net наш герой ответил на несколько вопросов.
Где можно купить твой диск?
Пока только в музыкальных салонах Нальчика, в ближайшее время планируется распространение на территории Адыгеи и Карачаево-Черкесии. Также в планах создание веб-сайта.
Что для тебя Интернет?
Интернет для меня это, в первую очередь, информация по любому интересующему вопросу - от профессионального до бытового. Описания различных программ, музыка в МР3, виртуальные библиотеки, магазины, словари... В общем, куча разных полезных моментов. Ну, и плюс общение, электронная почта стала в последнее время просто незаменимой, а чаты и ISQ - это зачастую друзья и родственники, которые не потерялись в расстояниях. Потому как материально не всегда есть возможность позвонить другу, скажем, в Америку.
А в каких чатах ты бываешь?
Иногда я люблю зайти в чат какого-нибудь другого города, пообщаться с людьми, «просканировать» их менталитет, завести новое знакомство. Но чаще я бываю на Chat.Kavkazweb.net и в "Шашлычной".
Что ты думаешь о портале KavkazWeb.net?
На этом сайте всегда можно узнать обо всех происходящих в наших регионах событиях, не говоря уже про море самой разной информации, прямо или косвенно касающейся Кавказа. Когда есть время, люблю «побродить» по сайту часок-другой.
Ты с детства хотел стать музыкантом?
Не совсем. Когда я был маленький, на вопрос: «Кем ты хочешь стать?», ответил: «Когда я вырасту, я буду хорошим папой!» Ну, а если серьёзно, как и все дети, я ходил практически во все кружки на территории нашего микрорайона - от зоокружка до фотодела. Когда стал учиться в музыкальной школе, поиски себя были приостановлены, так как занятия музыкой в сочетании с уроками в средней школе «съедали» всё время.
А какую музыку ты сам слушаешь?
Стилистических предпочтений нет, с одинаковым удовольствием слушаю джаз, классику, фолк, попсу, рок во всех его проявлениях. В общем, в музыке я практически всеяден, лишь бы она была качественной и исполненной от души.
По-твоему, музыкальный фольклор нуждается в возрождении или просто тебя притягивают этнические мотивы?
Народная музыка не нуждается в возрождении, в этом нуждаемся мы.
С какими трудностями ты столкнулся при создании альбома?
Весь процесс создания оказался одной большой трудностью, если учесть, что я являлся и исполнителем на нескольких музыкальных инструментах, и звукорежиссёром, и аранжировщиком. Даже сводить весь материал пришлось самому, и на это был ряд причин. Но на всех этапах работы мне помогали мои родные, друзья и единомышленники, кто-то морально и добрым советом, а кто-то и делом. Пользуясь случаем, в очередной раз хочу выразить им благодарность. Все музыканты оказались на высоте, с полуслова понимая всё, что от них требовалось. Все фамилии и фотографии исполнителей и участников проекта находятся на вкладыше диска.
Студия, насколько я поняла, была у тебя дома, а соседи не жаловались?
Да, на самом деле почти весь объём работ проведён у меня дома в моей студии. Да здравствуют мои соседи, самые гуманные соседи в мире.
От чего зависит вдохновение: настроение, погода или, например, улыбка девушки?
Да от чего угодно. На то оно и вдохновение, его невозможно вызвать искусственно.
Ты влюбчивый человек?
О, да!
Еще в III-II веке до н.э. на Востоке считали, что «все музыкальные звуки идут от человеческого сердца, музыка связана с отношением человека к человеку». Магическая сила альбома «Гухэлъ» как раз в том, что нам передается состояние эмоционального мира создателей и исполнителей прекрасной народной музыки, и мы постигаем язык ее души.
Мума Будищева
Источник: KavkazWeb.net
Комментарии 0