Два берега черкесской трагедии
Знаменитый скульптор из Нальчика Арсен Гушапша представил в Сочи свою новую работу - проект мемориального комплекса, посвященного адыгам, изгнанным с исторической родины в годы Кавказской войны XIX века.
Всякий раз я невольно заглядываю в глаза подростков, ежегодно 21 мая приходящих к берегу Черного моря в поселке Головинка, расположенного между Лазаревским и Сочи. В день исторической даты окончания самой жестокой и кровопролитной войны в истории Кавказа – 21 мая 1864 года, который вот уже более двадцати лет во всем черкесском мире отмечается как День памяти, скорби и духовного единения, они не такие как обычно – по взрослому серьезные, задумчивые, сострадающие. Склонив в молчании головы, молодежь аула Большой Кичмай опускает двенадцать самшитовых венков в воды моря, ставшего для нашего народа по-настоящему черным…
...В это же самое время в десятках черноморских городов Турции – Стамбуле, Самсуне, Кефкене, Синопе и других – проходят такие же траурные мероприятия, собирающие тысячи потомков черкесских махаджиров, изгнанных с родной земли. Адыги съезжаются со всех уголков бывшей Османской империи, в том числе Сирии, Израиля и Иордании, чтобы почтить память предков. Люди собираются большими семьями, особенно много здесь молодежи. Пусть в большинстве своем они уже не знают материнского языка, но великолепно помнят о судьбе народа, вынужденного уйти на чужбину, чтобы обязательно вернуться…
– Несколько лет назад, когда в Нальчике решили установить мемориал жертвам Кавказской войны, я представил на творческий конкурс два своих авторских проекта, – рассказывает скульптор Арсен Гушапша. – Один из них – под названием "Древо жизни" – был тогда признан лучшим и установлен в одном из скверов столицы Кабардино-Балкарии. Второй – терпеливо дожидался своей очереди…
Гушапша, выпускник знаменитого Московского государственного художественного института имени Сурикова – человек, мыслящий творчески, а значит образно и масштабно. Он видит окружающий мир в трехмерном изображении, поэтому наряду с вечными морально-нравственными категориями добра и зла, умеет находить во всем оптимистическое начало. Неудивительно, что его работы, в том числе, посвященные наиболее трагичным страницам истории черкесского народа, пронизаны идеей созидания и развития, устремлены из прошлого в будущее. Они просты по своей форме, но содержат понятные всем символы духовного единения. К слову, "Древо жизни" Арсена Гушапша – опаленные огнем войны ветви кавказского дерева-исполина, тянущиеся вверх, к небу и солнцу. Таким же – масштабным, по-философски мудрым, консолидирующим общество – обещает стать и второй его проект.
– Идея этого мемориала возникла у меня много лет назад, когда я впервые побывал в Турции, – вспоминает скульптор. – Однажды я стал свидетелем того, как наши собратья, проживающие на чужбине, отмечают день Памяти и скорби. В Кефкене, мне показали старое черкесское кладбище, возникшее прямо на берегу моря. Здесь полтора века назад хоронили адыгов, не сумевших пережить голод, болезни и тяготы изгнания с родной земли. Я поднялся на скалистый холм и долго смотрел в сторону Кавказа…
Под впечатлением от испытанного в Турции эмоционального потрясения Арсен создал проект крупного мемориального комплекса. Он состоит из двух массивных скульптурных композиций. Одна каменная фигура – черкесского всадника на коне, – по замыслу автора, должна быть установлена на Черноморском побережье Кавказа, в районе Сочи, вторая – матери-черкешенки с детьми – на Черноморском побережье Турции. Внутренние пространства скульптур, а они будут достигать 20-30 метров в высоту, предполагается использовать под исторические музеи, посвященные периоду Кавказской войны и ее последствиям.
– В этом мемориале заключен особый смысл, – подчеркивает Гушапша. – Море, как природная стихия, и глобальная трагедия, постигшая адыгов в XIX веке, разделили простую адыгскую семью, каких было тысячи. Воин-защитник остался на родной земле, а его жена и дети, как символы продолжения жизни, ушли на чужбину, чтобы сохранить народ от полного физического уничтожения. Они, вопреки своей воле оказавшиеся на двух противоположных берегах, устремлены лицами и взглядами друг к другу в томительном ожидании…
И в этом талантливый скульптор, презентовавший свой проект перед участниками и зрителями фестиваля документального кино тележурналистов Юга России "Кунаки", прошедшего недавно в Лазаревском, Большом Кичмае, Тхагапше, Хаджико, Лоо и Дагомысе, оптимистичен: рано или поздно разделенная несправедливой судьбой семья обязательно должна воссоединиться…
Анзор НИБО.
Фото автора.
Всякий раз я невольно заглядываю в глаза подростков, ежегодно 21 мая приходящих к берегу Черного моря в поселке Головинка, расположенного между Лазаревским и Сочи. В день исторической даты окончания самой жестокой и кровопролитной войны в истории Кавказа – 21 мая 1864 года, который вот уже более двадцати лет во всем черкесском мире отмечается как День памяти, скорби и духовного единения, они не такие как обычно – по взрослому серьезные, задумчивые, сострадающие. Склонив в молчании головы, молодежь аула Большой Кичмай опускает двенадцать самшитовых венков в воды моря, ставшего для нашего народа по-настоящему черным…
...В это же самое время в десятках черноморских городов Турции – Стамбуле, Самсуне, Кефкене, Синопе и других – проходят такие же траурные мероприятия, собирающие тысячи потомков черкесских махаджиров, изгнанных с родной земли. Адыги съезжаются со всех уголков бывшей Османской империи, в том числе Сирии, Израиля и Иордании, чтобы почтить память предков. Люди собираются большими семьями, особенно много здесь молодежи. Пусть в большинстве своем они уже не знают материнского языка, но великолепно помнят о судьбе народа, вынужденного уйти на чужбину, чтобы обязательно вернуться…
– Несколько лет назад, когда в Нальчике решили установить мемориал жертвам Кавказской войны, я представил на творческий конкурс два своих авторских проекта, – рассказывает скульптор Арсен Гушапша. – Один из них – под названием "Древо жизни" – был тогда признан лучшим и установлен в одном из скверов столицы Кабардино-Балкарии. Второй – терпеливо дожидался своей очереди…
Гушапша, выпускник знаменитого Московского государственного художественного института имени Сурикова – человек, мыслящий творчески, а значит образно и масштабно. Он видит окружающий мир в трехмерном изображении, поэтому наряду с вечными морально-нравственными категориями добра и зла, умеет находить во всем оптимистическое начало. Неудивительно, что его работы, в том числе, посвященные наиболее трагичным страницам истории черкесского народа, пронизаны идеей созидания и развития, устремлены из прошлого в будущее. Они просты по своей форме, но содержат понятные всем символы духовного единения. К слову, "Древо жизни" Арсена Гушапша – опаленные огнем войны ветви кавказского дерева-исполина, тянущиеся вверх, к небу и солнцу. Таким же – масштабным, по-философски мудрым, консолидирующим общество – обещает стать и второй его проект.
– Идея этого мемориала возникла у меня много лет назад, когда я впервые побывал в Турции, – вспоминает скульптор. – Однажды я стал свидетелем того, как наши собратья, проживающие на чужбине, отмечают день Памяти и скорби. В Кефкене, мне показали старое черкесское кладбище, возникшее прямо на берегу моря. Здесь полтора века назад хоронили адыгов, не сумевших пережить голод, болезни и тяготы изгнания с родной земли. Я поднялся на скалистый холм и долго смотрел в сторону Кавказа…
Под впечатлением от испытанного в Турции эмоционального потрясения Арсен создал проект крупного мемориального комплекса. Он состоит из двух массивных скульптурных композиций. Одна каменная фигура – черкесского всадника на коне, – по замыслу автора, должна быть установлена на Черноморском побережье Кавказа, в районе Сочи, вторая – матери-черкешенки с детьми – на Черноморском побережье Турции. Внутренние пространства скульптур, а они будут достигать 20-30 метров в высоту, предполагается использовать под исторические музеи, посвященные периоду Кавказской войны и ее последствиям.
– В этом мемориале заключен особый смысл, – подчеркивает Гушапша. – Море, как природная стихия, и глобальная трагедия, постигшая адыгов в XIX веке, разделили простую адыгскую семью, каких было тысячи. Воин-защитник остался на родной земле, а его жена и дети, как символы продолжения жизни, ушли на чужбину, чтобы сохранить народ от полного физического уничтожения. Они, вопреки своей воле оказавшиеся на двух противоположных берегах, устремлены лицами и взглядами друг к другу в томительном ожидании…
И в этом талантливый скульптор, презентовавший свой проект перед участниками и зрителями фестиваля документального кино тележурналистов Юга России "Кунаки", прошедшего недавно в Лазаревском, Большом Кичмае, Тхагапше, Хаджико, Лоо и Дагомысе, оптимистичен: рано или поздно разделенная несправедливой судьбой семья обязательно должна воссоединиться…
Анзор НИБО.
Фото автора.
Комментарии 0