Золотой Лев отправился в Северную Венецию

Жюри Мостры наградило Александра Сокурова за фильм, способный изменить человека. «Резня» Романа Полански осталась без призов.

Финальный день 68-го международного фестиваля в Венеции прошел под знаком «Фауста». Утром Александру Сокурову вручили приз католического жюри. Вечером он стал обладателем Золотого Льва.

Католическая награда называется Signis и была присуждена российской экранизации «Фауста» с формулировкой «за грандиозную художественную интерпретацию классического произведения». Поблагодарив своих друзей в Ватикане, которые, по словам Сокурова, его всегда поддерживали, режиссер сказал, что, наверное, только в наше время, в XXI веке, «Фауст» может быть удостоен приза от католиков.

Католическая церковь в Италии, надо заметить, чрезвычайно лояльна к современному искусству в самых разных его проявлениях. Во многих венецианских соборах развернуты сейчас экспозиции арт-биеннале. Так что награждение радикального сокуровского «Фауста» в этом контексте выглядит вполне логично.

То, что именно «Фауст» получит и «Золотого Льва», стало ясно примерно в середине финальной церемонии награждения, когда стал понятен принцип отбора, которого придерживается жюри. Преимущество отдавалось фильмам либо достаточно радикальным по форме, либо социально и политически заостренным, либо происходящим из удаленных от Старого и Нового Света территорий.

Единственным традиционным, к тому же англоязычным фильмом, попавшим в число лауреатов, стал британский «Грозовой перевал» (режиссер Андреа Арнольд). Награду присудили оператору Робби Райану, сумевшего, по мнению жюри, снять картину так, что вересковые холмы Йоркшира, вся эта удивительная неброская природа стала едва ли не главным героем. Райан признался, что когда проходил роман Эмили Бронте в школе, он ему очень не нравился. И только получив предложение и перечитав «Грозовой перевал», он понял какой это выдающийся материал для кино.

Награду Венеции за сценарий увозят с собой греки. Как и предполагали «Известия», фильм «Альпы» (режиссер Йоргос Лантимос), герои которого разыгрывают роли умерших людей, чтобы облегчить горе родных, вызвал симпатии жюри под председательством Даррена Аронофски, большого специалиста по психическим отклонениям. Впрочем, как полагает Энтимос Филиппоу, который наряду с Лантимосом писал сценарий, в картине лишь доводится до логического конца вполне обыденная ситуация: почти все мы играем в жизни не свойственные нам роли.

Людям, играющим роли не в жизни, а на экране, в Венеции присуждают награду, которая называется Кубок Вольпи. Внешне это действительно большой золотой кубок. Майкл Фассбендер на пресс-конференции победителей даже сделал вид, что пьет из него. Награда Фассбендеру, если судить по реакции аудитории, была единственной, угодившей всем.

После объявления имени лауреата восторженно зааплодировал не только большой зал Дворца кино, где шла церемония награждения, но и зал для прессы, где велась трансляция. Даррен Аронофски позже признался, что Фассбендер в «Стыде» (снятая режиссером Стивом МакКвином драма о тридцатилетнем мужчине, который не знает, что делать со своей жизнью) произвел на него такое же впечатление, как в юности Джульетта Мазина в «Ночах Кабирии».

Если по поводу лучшей мужской роли особых сомнений не было, то о женской гадали, как на кофейной гуще. В высшей степени достойны ее были Кейт Уинслет и Джуди Фостер - за работу в «Резне» Полански. Некоторые журналисты ставили на Киру Найтли в «Опасном методе» Кроненберга, но произошло неожиданное: награду получила актриса из Гонконга Дина Йип - за роль в фильме режиссера Анн Хьюй «Простая жизнь». Ее героиня – женщина, попадающая в дом престарелых.

Как заявила Дина Йип, сама она в богадельню пока не собирается, и надеется, что венецианская награда поможет ей задержаться в профессии. Впрочем, выглядит Йип лет на двадцать младше своего реального возраста, отлично говорит по-английски, и карьера ее, видимо, еще очень далеко от завершения.

Еще одна картина производства Китай-Гонконг - «Люди гор, люди моря» - принесла ее автору, Шанджину Чай, "Серебряного Льва" за режиссуру. В Венеции эта картина о человеке, который хочет отомстить за убийство брата, шла как фильм-сюрприз. По информации Variety, фильм оказался на фестивале в обход официальному Китаю, и, возможно, налет скандала мог повлиять на решение жюри присудить Чай награду за режиссуру.

Кстати, во время пресс-показа «Людей гор, людей моря» произошла самая серьезная за время фестиваля накладка: в зале пошел дым, зрителей эвакуировали, сеанс прервали и возобновили лишь через полчаса. Но для фильма это не стало плохим предзнаменованием.

Итальянская картина Terraferma (режиссер Эмануэль Криалесе) – о семье рыбаков, которая, как может, помогает эмигрантам из Африки, получила специальный приз жюри. Ходят упорные слухи, что вплоть до последнего момента предполагалось разделить этот приз между Terrafermaи «Резней». Аронофски эти информацию комментировать отказался, и факт остается фактом: блистательный фильм Романа Полански, фаворит критики и публики, остался вообще без наград. Утешает, правда, то, что таким картинам, как «Резня», для привлечения к себе внимания зрителей награды не нужны.

Лауреат главной венецианской награды - Золотого Льва Святого Марка - Александр Сокуров заявил на пресс-конференции, что не будет использовать приз, чтобы на волне фестивального успеха выпустить картину на экраны России. И вообще категорически запретит тратить деньги на какую-либо размашистую рекламную кампанию. Впрочем, тут же сообщил, что «пять минут назад» разговаривал по телефону с премьер-министром страны и, возможно, речь пойдет о демонстрации «Фауста» по одному из главных каналов.

«Не фильму нужна публика, а публике – фильм», - повторил Сокуров в Венеции давно знакомую его поклонникам формулу. И международная пресса встретила ее аплодисментами. Вообще же участие Александра Николаевича в пресс-конференции победителей превратилось в программную речь режиссера о том, как важно Старому Свету защитить свою культуру, а правительствам европейских стран не отказываться от ее поддержки.

Принимая же награду из рук Аронофски, Сокуров благодарил всех, кто работал вместе с ним над фильмом - в первую очередь автора сценария Юрия Арабова и продюсера и композитора Андрея Сигле. А директора фестиваля Марко Мюллера он назвал «самым удивительным из всех европейцев», которых когда-либо встречал - потому что Мюллер «показывает, как надо любить и уважать друг друга».

Сокуров и Марко Мюллер знакомы очень давно, и Мюллер, еще будучи директором фестиваля в Локарно, очень многое делал для популяризации творчества российского режиссера в Европе. Как ни странно, но лауреатом награды такого масштаба Сокуров стал впервые. Юрий Ханин получил в свое время первый «Еврооскар» (тогда награда Европейской киноакадемии называлась «Феликс») - за музыку к сокуровским «Дням затмения». Юрий Арабов стал лауреатом специального приза Каннского фестиваля за сценарий к фильму «Молох». И вот теперь золото одного из главных фестивалей мира в руках самого режиссера.

По словам Даррена Аронофски, произнесенным им со сцены большого зала Дворца кино, есть фильмы, которые заставляют людей смеяться. Есть те, что вызывают слезы. И есть кино, способное изменить человека – «Фауст» как раз из категории таких фильмов. А поэтому – подчеркнул председатель жюри – присуждение Александру Сокурову высшей награды фестиваля было единодушным решением.

©Известия
Фото: РИА Новости

Комментарии 0

      Последние публикации

      Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

      Подписаться

      Здравствуйте!
      Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

      Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.