Мурат Сиюхов: Я оставил свое сердце в "Нальмэс"!
О буднях и перспективах ансамбля "Нальмэс" рассказывает экс-солист нашего прославленного танцевального коллектива Мурат Сиюхов.
Я встретил Мурата в Москве, где он является руководителем и главным балетмейстером школы адыгского танца "Шагди". Буквально с первых минут наш разговор перешел к обсуждению перспектив ансамбля "Нальмэс". Было очевидно, что мой собеседник искренне переживает за судьбу ансамбля и сожалеет о том, что ему пришлось покинуть коллектив в поисках лучшей доли. Но, увы, этим он лишь повторил путь тысяч молодых адыгов, вынужденных добиваться самореализации далеко за пределами Родины, бегущих от безысходности, безработицы и безденежья.
Мурат Сиюхов занимается танцами с семи лет - с тех самых пор, когда родители отдали его, ученика первого класса, в школьный ансамбль танца "Насып". После этого были "Зори Майкопа", покорявшие зрителя черкесскими танцами во время своих европейских турне.
Следующим шагом Мурата на пути профессионального танцора стал переход в "Нальмэс" по приглашению худрука ансамбля Мухамеда Кулова. Было это в 2003 году.
Стать участником этого великолепного коллектива до сих пор является вершиной мечты любого профессионального танцора Адыгеи. Не был исключением и Мурат - его мечта сбылась. И более того, он стал солистом.
Мурат проработал в "Нальмэс" до 2008 года и ушел из ансамбля артистом балета 14й категории. Сейчас он признается, что расставание с ансамблем далось ему очень тяжело и он еще целый год продолжал выступать с "Нальмэс" по просьбе своего уже бывшего руководства. То, что на официальном языке называется "ушел из личных соображений" для Мурата Сиюхова имеет гораздо более глубокий смысл. Но об этом лучше всего расскажет он сам.
Портал "Адыгэ Хэку" (А.Х.): Мурат, как же ты решился уйти из "Нальмэс"?
Мурат Сиюхов: Решиться было тяжело, но мне нужно было выбирать между привязанностью и перспективами, нужно было зарабатывать на жизнь. Я все долго обдумывал и ушел.
А.Х.: В "Нальмэс" тяжело заработать на жизнь?
М.С.: Не тяжело - невозможно. Артисты ансамбля получают очень низкую зарплату, 8-9000 руб, а нагрузки огромные. Летом многие выезжают на заработки на побережье, где танцуют по кафешкам. В это время можно заработать больше, чем за весь год в ансамбле. Бывало так, что мы не могли собрать состав вовремя, т.к. наши танцоры оставались на побережье "до последнего туриста", готовясь к денежной диете.
А.Х.: Сейчас многие критикуют знаменитую "Кабардинку", говорят о том, что качество танца упало. Я не эксперт по танцам и признаюсь, что не видел "Кабардинку" уже много лет. Как ты считаешь, не будет ли в итоге подобная критика звучать и в адрес нашего "Нальмэс"?
М.С.: Я бы не хотел комментировать "Кабардинку", но увы, тенденция с нашим ансамблем не вселяет оптимизма. Боюсь, что мы неизбежно деградируем, если поддержка со стороны соответствующих республиканских ведомств будет оставаться на существующем уровне. И дело не только в низких зарплатах артистов, а значит в отсутствии мотивации, но и в общем подходе к ансамблю.
А.Х.: А вот с этого момента хотелось бы услышать поподробнее о том, что тебя беспокоит.
М.С.: Раньше в каждом районе Адыгеи существовали детские танцевальные ансамбли, откуда лучшие молодые танцоры набирались в "Нальмэс". Что бы получить полноценного профессионального танцора, достойного выступать в нашем прославленном ансамбле, нужно его воспитывать почти "с пеленок". Но это воспитание - не коммерческий бизнес. Это - затратная статья расходов для республиканского бюджета, которую фактически упразднили. И теперь у ансамбля в лучшем случае есть выбор из молодых кадров Майкопа. Все это вместе с отсутствием мотивации у коллектива может добить "Нальмэс".
А.Х.: Очень печально. Лично у меня нет никакой уверенности в то, что руководству Республики есть какое то дело до дотационного "Нальмэса". А ведь этот ансамбль вполне можно назвать знаком отличия Адыгеи, да и всего адыгского народа. Не пробовало ли руководство ансамбля встать на коммерческие рельсы? Существую же "Ривер денс" и знаменитые грузинские ансамбли кавказского танца?
М.С.: Для этого тоже нужна серьезная финансовая поддержка. Только на то, что бы раскрутить ансамбль для широкой публики нужны оборудование, реклама, промоушен, соответствующие кадры и т.д. Все это стоит немалых денег. Сейчас Кавказ на танцевальных площадках мира представляет грузинский ансамбль "Легенды Грузии". В свое время это был обычный добротный, но ничем не выдающийся, ансамбль. Пришли спонсоры, в т.ч. компания Microsoft, приобрели для ансамбля оборудование, свет, звук, сшили хорошие костюмы, подняли зарплаты, запустили качественную рекламу по всему миру. Одним словом дали старт ансамблю, как коммерческому проекту. И это сработало! Сейчас их контракт со спонсорами истек и они самостоятельно гастролируют по всему миру. И теперь любой кавказский танец, любая кавказская мелодия для мирового зрителя - это грузинский танец и грузинская мелодия, даже если они адыгские, чеченские или дагестанские.
А.Х.: У меня складывается такое впечатление, что судьбы "Нальмэс" повторят судьбу Республики Адыгея.
М.С.: Да. К сожалению, это так.
А.Х.: Давай от этой печальной темы перейдем к чему-нибудь позитивному. Расскажи, чем ты сейчас занят.
М.С.: Сейчас я являюсь главным художественным руководителем и главным балетмейстером школы адыгского танца "Шагди" в Москве.
А.Х.: Т.е. ты приехал в Москву и сразу открыл школу танца?
М.С.: Нет. Я приехал в Москву в 2010 году и успел поработать главным балетмейстером школы кавказского танца "Кавказ-Денс". Я искал зал для своей школы и случайно наткнулся на "Кавказ-Денс". Там мне предложили у них поработать и примерно год я обучал кавказским танцам в этой школе. Но там было общекавказское направление, а мне все таки ближе адыгские танцы. Естественно, что мне хотелось обучать людей нашим черкесским танцам. И очень вовремя на меня вышли представители Продюсерского центра "АЛМ" (Адыги люди мира), с которыми я подписал договор. По этому договору я являюсь руководителем и главным балетмейстером школы адыгского танца "Шагди".
А.Х.: И как успехи школы? Наши танцы пользуются спросом?
М.С.: Главный наш успех - это ажиотаж, который наблюдается вокруг наших занятий. Желающих заниматься много, идет постоянный набор и детей и молодежи, с подготовкой и без. Но этот успех привел к тому, что мы уже не помещаемся в зале. Сейчас меня просят создать группу для взрослых. Я бы с удовольствием, но просто нет места. Был бы свободный зал в пределах Садового кольца, что бы всем было удобно добираться, было бы здорово. Но пока не можем найти.
А.Х.: Вот это хорошая новость. Планируешь ли ты что то на будущее?
М.С.: Сейчас я увлечен школой. Здесь я в своей среде, занимаюсь своим любимым делом. В будущем, конечно, хотелось бы создать свой ансамбль из учеников школы. Пока об этом говорить рано, но думать уже можно, тем более, что талантливых учеников достаточно.
А.Х.: Мурат, большое спасибо за интервью! От себя лично и от читателей нашего портала aheku.net желаю тебе дальнейших творческих успехов!
М.С.: Спасибо!
© aheku.net
Школа аыдгского танца "Шагди" работает по адресу
Берсеневский пер. д.5 стр.3, комплекс «Красный Октябрь».
Школа ведет постоянный набор учеников.
Справочный телефон: 8 985 997 51 33.
Подробности...
Мурат Сиюхов занимается танцами с семи лет - с тех самых пор, когда родители отдали его, ученика первого класса, в школьный ансамбль танца "Насып". После этого были "Зори Майкопа", покорявшие зрителя черкесскими танцами во время своих европейских турне.
Следующим шагом Мурата на пути профессионального танцора стал переход в "Нальмэс" по приглашению худрука ансамбля Мухамеда Кулова. Было это в 2003 году.
Стать участником этого великолепного коллектива до сих пор является вершиной мечты любого профессионального танцора Адыгеи. Не был исключением и Мурат - его мечта сбылась. И более того, он стал солистом.
Мурат проработал в "Нальмэс" до 2008 года и ушел из ансамбля артистом балета 14й категории. Сейчас он признается, что расставание с ансамблем далось ему очень тяжело и он еще целый год продолжал выступать с "Нальмэс" по просьбе своего уже бывшего руководства. То, что на официальном языке называется "ушел из личных соображений" для Мурата Сиюхова имеет гораздо более глубокий смысл. Но об этом лучше всего расскажет он сам.
Портал "Адыгэ Хэку" (А.Х.): Мурат, как же ты решился уйти из "Нальмэс"?
Мурат Сиюхов: Решиться было тяжело, но мне нужно было выбирать между привязанностью и перспективами, нужно было зарабатывать на жизнь. Я все долго обдумывал и ушел.
А.Х.: В "Нальмэс" тяжело заработать на жизнь?
М.С.: Не тяжело - невозможно. Артисты ансамбля получают очень низкую зарплату, 8-9000 руб, а нагрузки огромные. Летом многие выезжают на заработки на побережье, где танцуют по кафешкам. В это время можно заработать больше, чем за весь год в ансамбле. Бывало так, что мы не могли собрать состав вовремя, т.к. наши танцоры оставались на побережье "до последнего туриста", готовясь к денежной диете.
А.Х.: Сейчас многие критикуют знаменитую "Кабардинку", говорят о том, что качество танца упало. Я не эксперт по танцам и признаюсь, что не видел "Кабардинку" уже много лет. Как ты считаешь, не будет ли в итоге подобная критика звучать и в адрес нашего "Нальмэс"?
М.С.: Я бы не хотел комментировать "Кабардинку", но увы, тенденция с нашим ансамблем не вселяет оптимизма. Боюсь, что мы неизбежно деградируем, если поддержка со стороны соответствующих республиканских ведомств будет оставаться на существующем уровне. И дело не только в низких зарплатах артистов, а значит в отсутствии мотивации, но и в общем подходе к ансамблю.
А.Х.: А вот с этого момента хотелось бы услышать поподробнее о том, что тебя беспокоит.
М.С.: Раньше в каждом районе Адыгеи существовали детские танцевальные ансамбли, откуда лучшие молодые танцоры набирались в "Нальмэс". Что бы получить полноценного профессионального танцора, достойного выступать в нашем прославленном ансамбле, нужно его воспитывать почти "с пеленок". Но это воспитание - не коммерческий бизнес. Это - затратная статья расходов для республиканского бюджета, которую фактически упразднили. И теперь у ансамбля в лучшем случае есть выбор из молодых кадров Майкопа. Все это вместе с отсутствием мотивации у коллектива может добить "Нальмэс".
А.Х.: Очень печально. Лично у меня нет никакой уверенности в то, что руководству Республики есть какое то дело до дотационного "Нальмэса". А ведь этот ансамбль вполне можно назвать знаком отличия Адыгеи, да и всего адыгского народа. Не пробовало ли руководство ансамбля встать на коммерческие рельсы? Существую же "Ривер денс" и знаменитые грузинские ансамбли кавказского танца?
М.С.: Для этого тоже нужна серьезная финансовая поддержка. Только на то, что бы раскрутить ансамбль для широкой публики нужны оборудование, реклама, промоушен, соответствующие кадры и т.д. Все это стоит немалых денег. Сейчас Кавказ на танцевальных площадках мира представляет грузинский ансамбль "Легенды Грузии". В свое время это был обычный добротный, но ничем не выдающийся, ансамбль. Пришли спонсоры, в т.ч. компания Microsoft, приобрели для ансамбля оборудование, свет, звук, сшили хорошие костюмы, подняли зарплаты, запустили качественную рекламу по всему миру. Одним словом дали старт ансамблю, как коммерческому проекту. И это сработало! Сейчас их контракт со спонсорами истек и они самостоятельно гастролируют по всему миру. И теперь любой кавказский танец, любая кавказская мелодия для мирового зрителя - это грузинский танец и грузинская мелодия, даже если они адыгские, чеченские или дагестанские.
А.Х.: У меня складывается такое впечатление, что судьбы "Нальмэс" повторят судьбу Республики Адыгея.
М.С.: Да. К сожалению, это так.
А.Х.: Давай от этой печальной темы перейдем к чему-нибудь позитивному. Расскажи, чем ты сейчас занят.
М.С.: Сейчас я являюсь главным художественным руководителем и главным балетмейстером школы адыгского танца "Шагди" в Москве.
А.Х.: Т.е. ты приехал в Москву и сразу открыл школу танца?
М.С.: Нет. Я приехал в Москву в 2010 году и успел поработать главным балетмейстером школы кавказского танца "Кавказ-Денс". Я искал зал для своей школы и случайно наткнулся на "Кавказ-Денс". Там мне предложили у них поработать и примерно год я обучал кавказским танцам в этой школе. Но там было общекавказское направление, а мне все таки ближе адыгские танцы. Естественно, что мне хотелось обучать людей нашим черкесским танцам. И очень вовремя на меня вышли представители Продюсерского центра "АЛМ" (Адыги люди мира), с которыми я подписал договор. По этому договору я являюсь руководителем и главным балетмейстером школы адыгского танца "Шагди".
А.Х.: И как успехи школы? Наши танцы пользуются спросом?
М.С.: Главный наш успех - это ажиотаж, который наблюдается вокруг наших занятий. Желающих заниматься много, идет постоянный набор и детей и молодежи, с подготовкой и без. Но этот успех привел к тому, что мы уже не помещаемся в зале. Сейчас меня просят создать группу для взрослых. Я бы с удовольствием, но просто нет места. Был бы свободный зал в пределах Садового кольца, что бы всем было удобно добираться, было бы здорово. Но пока не можем найти.
А.Х.: Вот это хорошая новость. Планируешь ли ты что то на будущее?
М.С.: Сейчас я увлечен школой. Здесь я в своей среде, занимаюсь своим любимым делом. В будущем, конечно, хотелось бы создать свой ансамбль из учеников школы. Пока об этом говорить рано, но думать уже можно, тем более, что талантливых учеников достаточно.
А.Х.: Мурат, большое спасибо за интервью! От себя лично и от читателей нашего портала aheku.net желаю тебе дальнейших творческих успехов!
М.С.: Спасибо!
© aheku.net
Школа аыдгского танца "Шагди" работает по адресу
Берсеневский пер. д.5 стр.3, комплекс «Красный Октябрь».
Школа ведет постоянный набор учеников.
Справочный телефон: 8 985 997 51 33.
Подробности...
Комментарии 0