Горская люлька, кроватка или слинги?
Деревянные (или очень редко - кованные) кавказские люльки – «первый домик» ребенка – сегодня хранятся в каждой кавказской семье. С ними связаны самые теплые воспоминания, из которых у каждого человека складывается собственная история своей родины, большой семьи, словом, своя ментальная карта.
Скромные, без особых украшений, или пафосные, инкрустированные и лакированные, сделанные на заказ у знаменитых мастеров из дорогих пород дерева, они передаются из поколения в поколение и являются не только объектом пристального внимания ученых-антропологов, но и, пожалуй, самым живым из традиционных предметов горского быта.
Дагестанский этнограф М.К. Мусаева считает, что туго запелёнутый в люльке ребёнок с младенчества приучался к необходимости подчиняться определённому порядку, поскольку жизнь людей была в большой степени регламентирована.
Мусаева пишет, что привитие ребёнку с первых дней дисциплины понималось родителями как своего рода подготовка его к взрослой жизни, а потому сбой на ранней стадии воспитания считался недопустимым. Психологи, изучающие этнокультурные особенности воспитания, считают, что обычай тугого пеленания информирует ребенка с самого раннего детства о необходимости починяться сильной власти. Мне кажется, это очень спорная версия…
Архаичная по своему внешнему виду люлька на самом деле лишена всякой архаики. Люльку, за исключением декора, обошли всякого рода инновации, и сегодня, в XXI веке, она выполняет те же функции, что и столетия назад – она вместе с оберегами (кораническими сурами, веточками боярышника, айвы и др.) дает ребенку чувство защищенности и покоя. При покачивании же, как говорят ученые, возникают ритмы, идеально соответствующие ритмам маленького человечка.
Моя собеседница на фейсбуке черкешенка Милана из Москвы (хотя она и не является сторонницей люльки) тонко отметила и невольно развила эту мысль: «Новорожденные детки еще плохо владеют своим телом, движения ручек и ножек непроизвольные и первое время пугают ребенка, в спеленутом виде некоторым деткам первое время спокойнее, они лучше спят. Ограниченное пространство плюс плавное покачивание как бы возвращают младенца туда, где ему было безопаснее всего».
В середине ХХ века ученик Зигмунда Фрейда психоаналитик Абрам Кардинер обратил внимание ученых не столько на особенности воспитания, сколько на особенности ухода за маленькими детьми в разных культурах. Кардинер считал, что регулярность кормления, способы пеленания, купание, приучение к гигиене, вообще переживания человека в младенческом возрасте формируют склад личности ребенка. И хотя его теория, иронически названная «пеленочным детерминизмом», сегодня вызывает у его критиков иронию, возможно, она не лишена здравого смысла…
Кавказская люлька в советское время стала объектом критики врачей и пропагандистов – в 1920-1930-е о ней писали примерно следующее: «Систематическими разъяснениями было, наконец, поколеблено вредное обыкновение держать ребенка в неподвижном положении, туго спеленатого и притянутого лямками ко дну колыбели, что нередко приводило к деформациям черепа».
Однако люлька пережила все исторические катаклизмы и сегодня именно ее, а не кроватку с балдахином, для ребенка предпочитают большинство жителей Северного Кавказа. При этом удивительно, что самыми последовательными адвокатами люльки оказались мужчины.
Не только самыми большими адвокатами, но и самыми большими знатоками устройства и сакрального смысла люльки. На мой вопрос в фб первым ответил Аслан из Нальчика: «Люлька сама по себе идёт как сакральный предмет, очень ценится, когда есть старая сохранившаяся люлька, которую можно передавать из поколения в поколение. В семьях остались многие поверья, например нельзя качать пустую люльку, взрослому нельзя садиться или присаживаться на неё, матрасик должен быть заполнен просяной шелухой-хуэнсап1э».
Зураб из Нальчика с гордостью рассказал такую историю: «Как- то отвез на Баксанский рынок свою маму, и пока ждал ее в машине, а это было около часа, я насчитал, что из хозяйственного павильона вышли семь мужчин, выносивших новенькие люльки! Это были настоящие люльки, с узорами. Мне было очень приятно на это смотреть, особенно забавно смотреть, как взрослые мужики погружают это творение в багажники Мерседесов и БМВ. Люльки очень плохо помещаются в машины, по себе знаю».
Заур из Майкопа говорит о почти что детективной истории, когда ему приходилось, переодевшись врачом, ругаясь с медперсоналом, заносить люльку к лежавшим в больнице детям, потому что они не могли без нее заснуть.
В разразившейся на фб дискуссии («люлька или нет») сильный пол стоял до конца. Азамат был особенно категоричен: « По- моему, не любят люльку из тех же соображений, из-за которых стесняются говорить на своем языке, стесняются показаться "сельскими". Нужно показать какие мы супер- пупер современные, крутые. Это просто понт. Косят под виденные фильмы, в которых видели кроватку и балдахинчик над ней. Потом сюсюкают и бегают за ребенком, потом защищают и выгораживают его везде и всегда и вырастает у них самовлюбленный эгоист, этакий идол, который может только требовать».
«Лично я предпочел бы люльку, - продолжал Азамат, - не просто традиционную, но и сделанную из тех пород дерева, которые раньше считали предпочтительными. Не нужно забывать о воспетой многими авторами красоте черкешенок, о том, что описанию здорового образа жизни черкесов уделено немало строк в исторической литературе».
«Вы нигде не найдете описаний кривоногих черкешенок с плоскими затылками в гаремах турецких султанов», - Азамат выложил свой последний и бесспорный аргумент. «Наши предки не были лишены мудрости, и поэтому укладывали младенца в люльку (гущэ)», - солидарен с ним Залим.
На мой вопрос об устойчивом стереотипе, что якобы у ребенка, лежавшего в люльке, формируется плоский затылок, зато не будет кривых ног, мой собеседник Арсен ответил: ««Нас четверо-все прошли через люльку и плоский затылок у себя не заметил...младший брат то же был в люльке, ноги от этого прямей не стали. Вот бы еще люлька как то нос меньше делала» ..
Ауэс из Черкесска поделился с нами очень трогательной историей: «Был в нашем селении случай с люлькой. Один мальчик, переросший люльку по росту, не мог уснуть без оной, поэтому ему приставляли табуретку к люльке для ног. Даже в первом классе он ещё спал в люльке».
Женский взгляд
Разброс мнений о люльке более широк у молодых мам. Хотя большинство все же предпочитает не кроватку, а люльку.
Халимат говорит: «Я за люльку, ребенок спит спокойнее, когда не просыпается от движения собственных ручек и ножек, это мое мнение. Кстати, про плоский затылок от люльки - моя нана (бабушка), искусно массируя мою голову еще в детстве, замечательно исправила этот дефект».
Мадина, кабардинка, сейчас живущая в Москве, говорит, что «у нас была и есть и люлька (сделали на заказ), и обычная кроватка. Я начала завязывать дочку где-то через 1.5 месяца после рождения (после того как моя гуащэ (свекровь) показала мне, как это делать, и устроила сначала внутри семьи небольшой праздник с дэлэн и молитвой; позже, когда ребенок окреп, мы устроили гущэхэпхэ (день укладывания в люльку) в ресторане с родственниками с обеих сторон и с самыми старшими женщинами обоих родов. Дочка спала в люльке до 1 года. Всегда засыпала там, а в середине ночи я ее всегда переносила в кроватку».
Марианна на мой вопрос о том, что предпочтительнее - люлька или кроватка - ответила:!Во многих семьях хотели бы пользоваться черкесской люлькой, но врачи стращают всякими дисплазиями, неврозами и т.д. На самом деле, люлька, если её обустроить по всем правилам, очень разумный, практичный и удобный инструмент".
Некоторые молодые кавказские женщины, не отвергая традиций, тем не менее, считают, что можно обойтись без люльки, которая, как они считают, уже выполнила свою культурную роль. Дана, московская черкешенка, художница, говорит, что «современная педиатрия и ортопедия на месте не стоят, ребенок должен двигаться свободно и больше ничего. Не надо за кого-то домысливать. Когда женщина готовится стать матерью, она читает гору литературы, общается с врачами, никто своему ребенку плохого не хочет, дело не в моде».
Ее поддерживает и москвичка Милана: «Ни меня, ни брата в люльке не держали, мама что в 80-ые, что в 90-е считала это устаревшим девайсом, который мешает ребенку естественно развиваться, к тому же приводит к "квадратной" голове». И Дана, и Милана говорят, что для них были очень комфортны слинги.
Одним словом, сегодня у молодых родителей есть выбор. И даже если люлька и не будет кем-то из них использоваться, она никогда не будет выброшена, а перейдет по наследству в надежные руки. Не исключено, что ее, став родителями, предпочтут те, кто сегодня растет в мягких кроватках под нарядными балдахинами.
Из блога "Северный Кавказ сквозь столетия".
Комментарии 0