История под ногами

Тема сохранения и внимательного изучения богатейшего историко-культурного слоя Черноморского побережья становится все более актуальной. И не только в контексте бурного строительства в «олимпийской» зоне Сочи.

В начале июня из Туапсинского района пришла сенсационная новость: в пойме реки Шепси обнаружен уникальный дольмен. Находка оказалась действительно весьма необычной даже для Кавказа, богатого на эти древние сооружения. Во-первых, дольмен впервые был найден в русле реки, буквально под водой, чего никогда не встречалось раньше. Во-вторых, внутри испуна, как называют эти каменные рукотворные творения коренные жители края – адыги, археологи обнаружили не только разного рода предметы материальной культуры, но и останки человеческих тел – здесь, по разным оценкам, покоились около двух десятков древних людей. По мнению ученых, шепсинскому дольмену не менее четырех тысяч лет.

После раскопок дольмен перемещен в историко-краеведческий музей города Туапсе, человеческие останки изучают эксперты-криминалисты, а обнаруженные внутри сооружения предметы отправлены в Москву. На этом этапе возможность проследить их дальнейшую судьбу для местной общественности, как правило, заканчивается.

– Предметы, имеющие историческую и культурную ценность, будут изучаться учеными, а какова их дальнейшая судьба? – размышляет председатель «Адыгэ Хасэ» причерноморских адыгов-шапсугов Маджид Чачух. – Мы регулярно сталкиваемся с попытками откровенной фальсификации исторического прошлого нашей земли не только со стороны разных политических и общественных деятелей, а также нечистоплотных журналистов. Зачастую участвуют в этом процессе и представители научного сообщества. Исторические раритеты, обнаруженные в местах традиционного проживания черкесов, ученые связывают с кем угодно, но только не с адыгами. Причем, несостоятельность подобных выводов и суждений смехотворна, не выдерживает никакой критики. Это понимают даже простые обыватели.

По мнению Маджида Чачуха, рассматривать подобного рода находки нужно не только с научной точки зрения, тут важно учитывать и морально-нравственный аспект: что делать с останками? Материальные исторические ценности – предметы оружия, домашней утвари и прочее, – обнаруженные, в Сочи и Туапсинском районе, сразу «утекают» в столичные музеи, а с костями как поступят?

– Это очень важный вопрос, – считает лидер «Адыгэ Хасэ». – Необходимо соблюсти не только существующие сегодня формальности, но и действовать в соответствии с принятыми у нас обрядами и обычаями. Ведь речь идет не о ком-нибудь, а о наших далеких предках. И мы намерены серьезно изучить эту проблему.

Недавно тема получила новое продолжение.

… – Я копнул всего на лопату, а обнаружил вот это.., – житель города Туапсе Юрий Пичугин выглядит очень растерянным. Даже спустя несколько дней после страшной находки в подвале своего дома он не может спать спокойно, хотя пытается рассуждать о произошедшем философски. – На глубине двадцати сантиметров я нашел костные останки трех человек. Они лежали рядом друг с другом. Между нами увидел несколько предметов: саблю длиной больше метра, неплохо сохранившиеся наконечники копья и ножа, точило, элементы женских украшений. Продолжая копать, обнаружил еще один череп.

Дом старый, ему около полувека, рассказывает хозяин. Семья Пичугиных купила строение в 2000-м, недавно решили укрепить фундамент пристройки. То, что было обнаружено в земле, всех повергло в шок. Юрий и его супруга Любовь, сотрудница администрации Туапсинского района, сразу обратились в муниципальный отдел культуры. Оттуда сигнал о находке сразу «ушел» в Краснодар. Буквально на следующий день в дом Пичугиных приехали представители Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края.

– Специалисты внимательно осмотрели место «раскопок», долго изучали найденные предметы, все тщательно сфотографировали, – рассказывает Юрий. – Они увезли с собой самое ценное – один из черепов, несколько костей, саблю, нож, кресало, женские украшения, а что нам делать с остальным?

Люди, впервые столкнувшиеся с подобной находкой, находятся в полнейшей растерянности. Мало того, что они, сами того не подозревая, прожили более десяти лет буквально на костях, теперь их оставили один на один с проблемой. Выкопанные кости хранятся в обычной картонной коробке, но это неправильно, не по-человечески, считают Юрий и Любовь. В администрации кто-то посоветовал обратиться к адыгам. Теперь, подчеркивают Пичугины, вся надежда только на реальную помощь от «Адыгэ Хасэ».

– Мы серьезно займемся этим случаем, – пообещал Маджид Чачух. – Обязательно обратимся не только к местным и краевым властям, но и ученым-археологам в Адыгее и Кабардино-Балкарии. Не исключено, что здесь есть еще немало интересного. Для нас принципиально отследить дальнейшие действия специалистов, занимающихся изучением этих находок, чтобы избежать псевдонаучных выводов и всевозможных искажений. Кто-то из приезжих ученых уже озвучил не только «возраст» находок – это, предположительно, 9-12 века новой эры, но и их принадлежность… к аланской культуре!?

А эта тема становится все более актуальной не только в Туапсинском районе, но и, в первую очередь, в городе Сочи. Бурное олимпийское строительство, как известно, идет как раз в местах, которые хранят уникальный и богатейший – многотысячелетний – историко-культурный слой. Материальные свидетельства черкесской истории, безвозвратно исчезают под ковшами экскаваторов, а наше славное и трагическое прошлое подвергается массированной, откровенно наглой фальсификации. Политическая установка понятна: на территории Краснодарского края и конкретно здесь, в Сочи, жили все – греки, колхи, казаки, но только не черкесы. Способны ли мы реально противостоять этому?

Анзор НИБО.
Фото автора. 

Комментарии 0

      Последние публикации

      Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

      Подписаться

      Здравствуйте!
      Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

      Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.