Народные танцы Адыгов0

История и значение Адыгских танцев


Адыгейские танцы. Каждый из них, будь то "Зафак", "Загатлят" или "Исламей", удивителен по-своему. Когда в кругу танцуют девушки в прекрасных сае и джигиты в черкесках, невозможно оставаться равнодушным. Завораживают их виртуозность и плавные движения. Сегодня об истории адыгских танцев мы беседуем со старшим научным сотрудником Национального музея РА Асланом ТОВ.

– Аслан, что кроется в основе народного танца?

– Появление и развитие адыгских танцев имеют интересную и глубокую историю. В их основе лежат религиозно-культовые пляски. В седую древность пляски с участием больших масс людей являлись магическими актами, которые должны были обеспечить удачу в борьбе с силами природы, принести успех в труде, на охоте, в бою с врагами и т.д.

Пляски органически переплетались с обрядами. И как писал Хан-Гирей: "...предки нынешних черкесов со времен язычества, призывая благословение боготворимых ими предметов или изъявляя им свою признательность, плясали".

Древнейшей формой пляски была подражательность, но она не могла долго удовлетворять далеких предков адыгов. Усложнение обрядов порождало и другие магические акты. Процесс изменения танцев лучше всего прослеживается в культовых плясках "Шиблеудж" (танец в честь бога грома) и "Тхьашхоудж" (танец в честь великого бога), бытовавших у адыгов до недавнего прошлого. Посещавший часто Кавказ путешественник Ж.Б.Тавернье писал: "Когда гремит гром, все тотчас же выходят из селения, и вся молодежь обоего пола начинает петь и танцевать". Культовые танцы, в том числе "Шыблэудж" и "Тхьашхоудж", имеют общие черты с дошедшим до наших дней "Удж-хъураем" (круговым хороводным танцем). Современный "Удж-хъурай" также, как упоминали Л.Я. Люлье и В.В.Васильков, исполняется "вкруговую" и с однообразным притопыванием ногами. Эти особенности исполнения соответствовали старинному ритуальному танцу, где ритмически организованное действие в виде однообразных притопываний имело магическое значение. В дальнейшем появляются новые формы адыгского танцевального искусства. Это можно проследить на примере "чъэкъашъу" – танце козла, который исполнялся на больших празднествах и стал новым выражением народного искусства. "Этот традиционный образ воплощает в себе все виды древнего искусства: в нем легко обнаруживаются обрядовые истоки драмы, главным образом, непосредственной народной сатиры и элементы звукоподражания птицам и животным, а также начало театрализованного мимического и хореографического искусства".

– Менялось время – менялись и танцы?

– Со временем магические формулы с их обрядовыми ритуалами постепенно переплетаются с обрядами семейных, общинных, племенных и общенародных празднеств, приурочиваемых к различным событиям и памятным датам, к сельскохозяйственному календарю и так далее. Вот некоторые из них: "выход в поле" ("ЖъонэкIодэкI"), "конец пахоты" ("ЖъонэкIоух"), "начало молотьбы" ("Хьамтехь"), "стрижка овец" ("Цыупхъ") и другие. Танцы сопровождались песнями, мелодиями, где отчетливо слышится, например, клацанье ножниц и прослеживается четкое движение рук стригущего овцу чабана. В этом своеобразном песенно-танцевальном движении слились мелодия, слово и танец, формируя образно-художественное начало изображаемого явления.

– Если мы обратимся к сказаниям о нартах – героическому эпосу, мы увидим, что в них много сведений о танцах адыгов.

– В сказаниях о нартах, отражающих формы общественной жизни адыгов, их миропонимание, художественное творчество нескольких эпох, танец представлен как сравнительно самоопределившаяся форма искусства. Об этом повествует сказание о Батразе.

Собрались однажды нарты отважные
На Черной горе, на самой вершине.
На вершине горы пляску затеяли.

Ряд сказаний о Сосруко и Бадыноко свидетельствует о том, что танец у нартов является в известной мере средством физического воспитания и закалки. Он готовил юношей к подвигам, к борьбе с врагом. Например, нарта Бадыноко – сурового воина, богатыря – не влекут игры и веселье, боевые доспехи он надел для ратных дел. Однако мастерство, изобретательность и ловкость в танцах ценились адыгами не меньше чем мужество и отвага в бою. "На одном из нартских собраний (хасэ) первый танец предложили Бадыноко, который прыгнул на стол и протанцевал по краю круглого столика, не пошатнув его и не опрокинув деревянные чашки с подливой. Вслед за ним станцевал Сосруко, но уже не по краю стола, а по краю чаши, стоящей на столе. Так же искусно танцевал и нарт Хамыш". После танца Батраза и Сосруко на лезвиях мечей Бадыноко показывает невозможное: он вбивает свой меч рукоятью в землю и на острие лезвия пляшет на носках.

На протяжении длительного исторического периода танцы адыгов выполняли комплекс функций в жизни общества. Разнообразные игры, военная гимнастика и джигитовка воспитывали физическую силу, ловкость и выносливость. Протяжные, заунывные песни, игра на камыле, шичепшине, темпераментные танцы выражали характер народа, отношение к жизни. Танцами и песнями были насыщены свадебные обряды, обряды взаимопомощи, куначества, воинские обряды, начало и конец сельскохозяйственного года, победы и неудачи в сражениях и т.д.

Наиболее распространенные танцы "Удж", "Зафак", "Зыгъэлъат", "Исламей", "ЛъэпэкIас", "Удж-хъурай" дошли до наших дней. Как правило, традиционным народным танцам массового исполнения предшествует индивидуальный танец мужчин – "ЛъэпэкIас", который постепенно переходит в своеобразное состязание. "ЛъэпэкIас", как и другие танцы, исполнялся на праздниках, чаще всего – на праздниках урожая. Молодежь заявляла о своей зрелости, готовности наравне со старшими трудиться и состязаться в играх. Как только раздавались звуки шоторып, отхачич и пщынэ, молодежь подхватывала их ритм, начинала бить в ладоши и петь. Всегда находился смельчак, который выскакивал в центр круга, за ним второй, третий – так начинались пляски-состязания. После своеобразного представления – ритуала, означающего начало состязания в танцах, начинался танец, в котором танцовщик демонстрировал свою ловкость и грацию. Такие танцы способствовали разработке техники танца.

Одним из древнейших хороводных танцев адыгского народа является "Удж-хъурай" – танец-воспевание, гимн женщине. И где бы он ни исполнялся – на праздниках, свадьбах, гуляниях – традиционной остается мелодия. Традиционен и смысл танца, в нем раскрывается почтение, уважение к женщине, предельное внимание и учтивость. Для исполнения выбирается самая красивая, грациозная девушка. Выбирает ее совет старейшин.

Если говорить о сегодняшних адыгских танцах, то они прекрасны в исполнении "Нальмэса". Зажигательные и искрометные, танцы так и зовут каждого в круг. Рукоплескали "Нальмэсу" не только в городах, селах, аулах Адыгеи, во многих городах России, но и в Турции, Сирии, Бельгии, Арабских Эмиратах, Польше, Германии, Болгарии, Швеции, на Кипре.

И везде адыгсие танцы удивляли и восхищали каждого зрителя. Адыгские танцы! Они прекрасны. Вчера, сегодня и завтра.

09.02.2005

Советская Адыгея (Майкоп)

Автор статьи :Мариета Богус




Отрывки из концерта Адыго-Турецкого ансамбля "Эльбрус" вы можете скачать <a href="http://www.elbruz.org.tr/main.php?fname=video">Здесь</a> ,а также <a href="http://www.elbruz.org.tr/main.php?fname=muzik">Музыку</a>

Комментарии / 0 из 0


    Уважаемый, посетитель!
    1. Обязательно укажите свое имя и поставьте галочку в графе "Я не робот".
    2. Публикация комментария может занимать несколько секунд. Пожалуйста, дождитесь подтверждающего сообщения после его отправки.
    3. Зарегистрированные пользователи могут получать уведомления об ответах и новых комментариях.