Российская Академия Наук о Канжальской битве: «В отношении достоверности битвы нет никаких сомнений»

Институт Российской истории РАН признал, что битва у горы Канжал «имеет важнейшее значение в национальной истории кабардинцев, балкарцев и осетин».

В июне 2013 более 230 представителей политики, науки, культуры, искусства и бизнеса, среди которых были Феликс Хараев, Петр Иванов, Каншоби Ажахов, Мадина Хакуашева, Мухарби Кумышев, Наталья Гасташева, Желяби Калмыков, Руслан Цримов, Касболат Дзамихов, Хазретали и, Мурат Хоконовы обратились к главе КБР в связи с ситуацией вокруг памятника 300-летию Канжальской битвы.

Они подчеркивали, что в 2008, когда отмечалось 300-летие битвы, руководством республики было принято решение об открытии памятников на месте сражения и в столице республики. В Нальчике было определено место для монумента «предводителю кабардинского войска - князю » и заложен камень. Авторы письма обращали внимание, что прошло пять лет, а памятника так и нет. Они предлагали, «если проблема в финансировании», построить мемориал «на народные деньги».

В августе 2013 из администрации главы республики пришел ответ, в котором говорилось, что «имеются вопросы исторического и научного характера, которые необходимо решить с привлечением научного сообщества, в том числе Российской Академии наук».

В сентябре 2013 Координационный совет адыгских общественных объединений обратился в Институт гуманитарных исследований, а руководство последнего - в Институт Российской истории РАН с просьбой о предоставлении экспертного заключения по Канжальской битве.

В последних числах декабря директор академического института Юрий Петров направил в Нальчик подготовленное Центром военной истории ИРИ РАН заключение.

В документе, подписанном директором центра, академиком Г. Куманевым, отмечается, что в 1708 войско крымского хана Каплан-Гирея I было «наголову разбито ополчением, возглавляемым выдающимся военным и политическим деятелем - кабардинским князем Кургоко Хатахшоковичем, которому удалось объединить народ на пространстве от р. Кубань до р. Сунжа»: «Канжальское сражение - одно из важнейших в военной истории Северного Кавказа в XVIII в. - положило конец зависимости народов Кабардино-Балкарии от турецкой и крымской военной силы».

В экспертном заключении подчеркивается, что битва «существенным образом сказалась и на международных отношениях в Восточной Европе»: «В 1708 г., когда армия шведского короля Карла XII надвигалась на Москву с запада, русскому правительству приходилось считаться с вероятностью удара крымско-татарских войск с юга. Разгром хана Каплан-Гирея I снял эту угрозу. В переломный период Великой Северной войны войска Крымского ханства не были посланы на помощь шведам под Полтаву. Канжальская битва в сентябре 1708, битва при деревне Лесной 28 сентября 1708 и Полтавская 27 июня 1708 привели к кардинальному изменению международной обстановки в Восточной и Северной Европе».

Академик Куманев указывает, что «в отношении достоверности битвы нет никаких сомнений»: «О ней существует множество реальных источников восточноевропейского (русского, турецкого, крымско-татарского, калмыцкого, молдавского) и западноевропейского (французского и немецкого) происхождения».

В экспертном заключении говорится о возможности участия в Канжальской битве и «соседей кабардинских князей, находившихся от них в зависимости, в том числе - дигорцев (осетин), абазин, балкарцев»: «События, связанные с нашествием крымцев, отражены в фольклоре этих народов. Битва у подножья Эльбруса изменила судьбу горцев, которые с этого времени окончательно и определенно стали ориентироваться на Россию».

Говоря о подробностях сражения, академик Куманев сообщает, что «приводить к покорности Кабарду отправилось несколько десятков тысяч человек»: «До места битвы татарам пришлось пройти 700-800 км. преодолевая завалы кабардинцев в теснинах. Дисциплина у крымцев была слабая. В ночь перед сражением боеготовность полностью отсутствовала. У кабардинцев, напротив, было чувство всеобщего подъема и единения. Храбрость, отличное владение холодным оружием, военная хитрость и неожиданность ночной атаки предопределили сокрушительный разгром воинства Каплан-Гирея, которое преследовалось вплоть до «земли ногаев». Потери среди кабардинцев были ничтожны».

Институт Российской истории РАН считает «вполне обоснованным решение увековечить память военного и политического предводителя князя Кургоко Хатокшоковича и саму геройскую битву достойным мемориалом».


© Газета Юга

Комментарии 0

      Последние публикации

      Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

      Подписаться

      Здравствуйте!
      Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

      Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.