Современное звучание древней гармони
Традиционный, четвертый по счету, фестиваль "Звучи, адыгская гармонь!", прошедший в поселке Лазаревское, подтвердил высочайший потенциал самобытных исполнителей на национальных музыкальных инструментах и активное развитие народной культуры.
Давняя мечта собрать на одной большой сцене перед внушительным числом зрителей наиболее интересных музыкантов-гармонистов Причерноморской Шапсугии поначалу, лет десять-пятнадцать назад, многим казалась несбыточной, практически нереальной. Слишком уж специфично инструментальное искусство адыгов, тесно связанное с древней обрядовой культурой народа. Национальная музыка звучит по-настоящему виртуозно только в камерном исполнении – в узком кругу публики, в атмосфере праздничного гуляния или в антураже свадебных церемоний, а как это ярко продемонстрировать в иных, более широких масштабах? Да и стоит ли вообще загонять древнее самобытное инструментальное искусство, развивающееся по собственным специфическим законам, далеким от строгих академических требований и норм, в жесткие рамки музыкального фестиваля? Так что совместный проект "Адыгэ Хасэ" причерноморских шапсугов и Центра адыгской культуры Лазаревского ЦНК изначально был сопряжен с серьезными размышлениями и определенными сомнениями. Но плюс во всем этом был один – и он, в конечном итоге, перевесил остальные доводы. Вывести виртуозных музыкантов-гармонистов разных возрастов на фестивальную сцену означало придать новый импульс в развитии народной культуры, значительно обогатить ее, продемонстрировать глубочайший потенциал инструментального адыгского искусства, который так и не раскрыт в полной мере.
Первый фестиваль "Звучи, адыгская гармонь!", прошедший в 2002 году, стал настоящим откровением для всех – участников, зрителей, специалистов и самих организаторов. Праздник народной культуры, посвященный памяти прославленного шапсугского гармониста Махмуда Шагуджева, получился насыщенным, ярким, зрелищным, эмоциональным. На сцену вышли несколько поколений музыкантов, объединенных безграничной любовью к древнему национальному инструменту, без которого у черкесов не обходится ни одно народное торжество. В тот год было много гостей. Первым в Сочи из Майкопа приехал знаменитый гармонист Ким Тлецерук – живая легенда адыгской инструментальной культуры. Его авторитетное мнение сыграло тогда ключевую роль в определении дальнейшей судьбы фестиваля. Ким остался искренне довольным увиденным, поддержал идею проведения подобного форума, а также его самодеятельную направленность и демократичность – дорога на сцену была открыта для любого музыканта.
Все эти принципы организаторы в полной мере сохранили и в последующие годы. Фестиваль заметно прибавил в уровне организации, более зрелищной и разнообразной стала его программа, значительно возросла степень престижа участия в нем. Звание лауреата теперь является своего рода знаком качества и показателем всенародного признания мастерства исполнителя. Не стал исключением и очередной фестиваль, прошедший недавно в Лазаревском Центре национальных культур.
Сегодня очень трудно чем-либо удивить зрителя, тем более, в Сочи, где ежегодно проходит большое количество культурных мероприятий самого разного уровня, – считает один из организаторов фестиваля, председатель Адыгэ Хасэ Маджид Чачух. – Мы постарались сделать ставку, прежде всего, на самобытную национальную культуру коренного малочисленного народа, имеющую свой неповторимый, совершенно уникальный колорит – и это принесло свои плоды. Фестиваль состоялся – стал регулярным, имеет собственные традиции, историю, а также постоянных и многочисленных поклонников, среди которых люди самых разных поколений.
Нынешний, четвертый по счету, фестиваль, который открыл старейшина поселка Шхафит Мурдин Шугаюбович Тешев – единственный на сегодняшний день в Причерноморской Шапсугии музыкант, играющий на шичепщине, собрал гармонистов из Лазаревского и Туапсинского районов. Если основную группу участников – опытных Мадина и Рустама Тешевых (Наджиго), Руслана Хейшхо (Тхагапш), Руслана Хурума (Большой Кичмай), Марину Турчину (Лазаревское) – местная публика хорошо знает – они неоднократно выступали здесь в прежние годы, то совсем юный исполнитель, 10-летний Азамат Нехай, представлявший поселок Джубга, стал дебютантом форума народной культуры.
С особым нетерпением ждала публика выступления молодого таланта-самородка Халида Гвашева из аула Малый Кичмай – лучшего гармониста Причерноморской Шапсугии последних лет, имеющего в своем активе почетное звание лауреата Всемирного фестиваля адыгской культуры, состоявшегося недавно в Майкопе. В его репертуаре – старинные народные и обрядовые мелодии, исполняемые в совершенно неповторимом, свойственном только ему, виртуозном стиле, который легко узнаваем из сотни других. Но уникальность игры Халида, по мнению специалистов, выгодно подчеркивает раритетный инструмент – старинная, истинно адыгская, гармонь, имеющая великолепное по своей тональности звучание. Подобные экземпляры сегодня, без преувеличения, ценятся на вес золота, это своего рода редчайшая штучная вещь… Неудивительно, что и на этот раз мнение жюри было единогласным: главная награда – Гран-При фестиваля – вновь было отдано Халиду Гвашеву.
В нынешнем году организаторы приготовили для зрителей сразу несколько приятных сюрпризов. Совершенно неожиданным для всех стало появление на сцене председателя общественного парламента шапсугов Маджида Чачуха, но не в качестве официального лица, как это бывает обычно, а… с адыгской гармошкой в руках. Лидер Хасэ дебютировал на сцене "вне программы", но легко вписался в общую эмоциональную атмосферу фестиваля, мастерски исполнив несколько "классических" народных мелодий.
С импровизацией выступил перед зрителями и гость праздника – руководитель отдела по вопросам культуры администрации Лазаревского района Крикор Мазлумян, прочитавший отрывок из своей новой поэмы "Убыхи" и продемонстрировавший самобытное искусство игры на армянской кемянче, высоко оцененное публикой. Его "Лезгинка" вызвала бурные овации зала.
Не обходится фестиваль и без участия коллег музыкантов по творческому цеху – ведущих танцевальных коллективов Центра адыгской культуры – народного ансамбля "Шапсугия" под руководством Руслана Хейшхо, образцового ансамбля "Адыги" (худ. рук. – Ф.Хушт), а также хореографического коллектива Детской школы искусств №4 аула Хаджико (худ. рук. – С.Аллало). Так же совместно они отмечают окончание длительного музыкального марафона зажигательным танцевальным джэгу, в которое обязательно вовлекаются и зрители.
– Для нас фестиваль важен по многим причинам, – признается организатор мероприятия, директор Центра адыгской культуры Руслан Хейшхо. – Он дает возможность для дружеского общения, позволяет увидеть, как развивается сегодня наша инструментальная культура, а Причерноморская Шапсугия традиционно знаменита своими гармонистами, сохранившими уникальную в своем роде школу игры на национальных инструментах. Каждый новый фестиваль объединяет вокруг себя талантливую молодежь, дает нам стимул работать еще лучше, подсказывает новые интересные идеи и проекты. Например, мы готовы поддержать инициативу, зародившуюся в братских республиках – Кабардино-Балкарии и Адыгее, где регулярно, практически еженедельно, проходят молодежные встречи с национальной музыкой и танцами. Убежден, что уже в скором времени подобные праздники народной культуры станут традиционными и в Сочи.
Анзор НИБО.
Фото автора.
Давняя мечта собрать на одной большой сцене перед внушительным числом зрителей наиболее интересных музыкантов-гармонистов Причерноморской Шапсугии поначалу, лет десять-пятнадцать назад, многим казалась несбыточной, практически нереальной. Слишком уж специфично инструментальное искусство адыгов, тесно связанное с древней обрядовой культурой народа. Национальная музыка звучит по-настоящему виртуозно только в камерном исполнении – в узком кругу публики, в атмосфере праздничного гуляния или в антураже свадебных церемоний, а как это ярко продемонстрировать в иных, более широких масштабах? Да и стоит ли вообще загонять древнее самобытное инструментальное искусство, развивающееся по собственным специфическим законам, далеким от строгих академических требований и норм, в жесткие рамки музыкального фестиваля? Так что совместный проект "Адыгэ Хасэ" причерноморских шапсугов и Центра адыгской культуры Лазаревского ЦНК изначально был сопряжен с серьезными размышлениями и определенными сомнениями. Но плюс во всем этом был один – и он, в конечном итоге, перевесил остальные доводы. Вывести виртуозных музыкантов-гармонистов разных возрастов на фестивальную сцену означало придать новый импульс в развитии народной культуры, значительно обогатить ее, продемонстрировать глубочайший потенциал инструментального адыгского искусства, который так и не раскрыт в полной мере.
Первый фестиваль "Звучи, адыгская гармонь!", прошедший в 2002 году, стал настоящим откровением для всех – участников, зрителей, специалистов и самих организаторов. Праздник народной культуры, посвященный памяти прославленного шапсугского гармониста Махмуда Шагуджева, получился насыщенным, ярким, зрелищным, эмоциональным. На сцену вышли несколько поколений музыкантов, объединенных безграничной любовью к древнему национальному инструменту, без которого у черкесов не обходится ни одно народное торжество. В тот год было много гостей. Первым в Сочи из Майкопа приехал знаменитый гармонист Ким Тлецерук – живая легенда адыгской инструментальной культуры. Его авторитетное мнение сыграло тогда ключевую роль в определении дальнейшей судьбы фестиваля. Ким остался искренне довольным увиденным, поддержал идею проведения подобного форума, а также его самодеятельную направленность и демократичность – дорога на сцену была открыта для любого музыканта.
Все эти принципы организаторы в полной мере сохранили и в последующие годы. Фестиваль заметно прибавил в уровне организации, более зрелищной и разнообразной стала его программа, значительно возросла степень престижа участия в нем. Звание лауреата теперь является своего рода знаком качества и показателем всенародного признания мастерства исполнителя. Не стал исключением и очередной фестиваль, прошедший недавно в Лазаревском Центре национальных культур.
Сегодня очень трудно чем-либо удивить зрителя, тем более, в Сочи, где ежегодно проходит большое количество культурных мероприятий самого разного уровня, – считает один из организаторов фестиваля, председатель Адыгэ Хасэ Маджид Чачух. – Мы постарались сделать ставку, прежде всего, на самобытную национальную культуру коренного малочисленного народа, имеющую свой неповторимый, совершенно уникальный колорит – и это принесло свои плоды. Фестиваль состоялся – стал регулярным, имеет собственные традиции, историю, а также постоянных и многочисленных поклонников, среди которых люди самых разных поколений.
Нынешний, четвертый по счету, фестиваль, который открыл старейшина поселка Шхафит Мурдин Шугаюбович Тешев – единственный на сегодняшний день в Причерноморской Шапсугии музыкант, играющий на шичепщине, собрал гармонистов из Лазаревского и Туапсинского районов. Если основную группу участников – опытных Мадина и Рустама Тешевых (Наджиго), Руслана Хейшхо (Тхагапш), Руслана Хурума (Большой Кичмай), Марину Турчину (Лазаревское) – местная публика хорошо знает – они неоднократно выступали здесь в прежние годы, то совсем юный исполнитель, 10-летний Азамат Нехай, представлявший поселок Джубга, стал дебютантом форума народной культуры.
С особым нетерпением ждала публика выступления молодого таланта-самородка Халида Гвашева из аула Малый Кичмай – лучшего гармониста Причерноморской Шапсугии последних лет, имеющего в своем активе почетное звание лауреата Всемирного фестиваля адыгской культуры, состоявшегося недавно в Майкопе. В его репертуаре – старинные народные и обрядовые мелодии, исполняемые в совершенно неповторимом, свойственном только ему, виртуозном стиле, который легко узнаваем из сотни других. Но уникальность игры Халида, по мнению специалистов, выгодно подчеркивает раритетный инструмент – старинная, истинно адыгская, гармонь, имеющая великолепное по своей тональности звучание. Подобные экземпляры сегодня, без преувеличения, ценятся на вес золота, это своего рода редчайшая штучная вещь… Неудивительно, что и на этот раз мнение жюри было единогласным: главная награда – Гран-При фестиваля – вновь было отдано Халиду Гвашеву.
В нынешнем году организаторы приготовили для зрителей сразу несколько приятных сюрпризов. Совершенно неожиданным для всех стало появление на сцене председателя общественного парламента шапсугов Маджида Чачуха, но не в качестве официального лица, как это бывает обычно, а… с адыгской гармошкой в руках. Лидер Хасэ дебютировал на сцене "вне программы", но легко вписался в общую эмоциональную атмосферу фестиваля, мастерски исполнив несколько "классических" народных мелодий.
С импровизацией выступил перед зрителями и гость праздника – руководитель отдела по вопросам культуры администрации Лазаревского района Крикор Мазлумян, прочитавший отрывок из своей новой поэмы "Убыхи" и продемонстрировавший самобытное искусство игры на армянской кемянче, высоко оцененное публикой. Его "Лезгинка" вызвала бурные овации зала.
Не обходится фестиваль и без участия коллег музыкантов по творческому цеху – ведущих танцевальных коллективов Центра адыгской культуры – народного ансамбля "Шапсугия" под руководством Руслана Хейшхо, образцового ансамбля "Адыги" (худ. рук. – Ф.Хушт), а также хореографического коллектива Детской школы искусств №4 аула Хаджико (худ. рук. – С.Аллало). Так же совместно они отмечают окончание длительного музыкального марафона зажигательным танцевальным джэгу, в которое обязательно вовлекаются и зрители.
– Для нас фестиваль важен по многим причинам, – признается организатор мероприятия, директор Центра адыгской культуры Руслан Хейшхо. – Он дает возможность для дружеского общения, позволяет увидеть, как развивается сегодня наша инструментальная культура, а Причерноморская Шапсугия традиционно знаменита своими гармонистами, сохранившими уникальную в своем роде школу игры на национальных инструментах. Каждый новый фестиваль объединяет вокруг себя талантливую молодежь, дает нам стимул работать еще лучше, подсказывает новые интересные идеи и проекты. Например, мы готовы поддержать инициативу, зародившуюся в братских республиках – Кабардино-Балкарии и Адыгее, где регулярно, практически еженедельно, проходят молодежные встречи с национальной музыкой и танцами. Убежден, что уже в скором времени подобные праздники народной культуры станут традиционными и в Сочи.
Анзор НИБО.
Фото автора.
Комментарии 0