Единый народ - единая культура
Более тысячи зрителей собрал первый сольный концерт народного ансамбля "Шапсугия" в столице Кабардино-Балкарии.
Они выглядели очень уставшими, но искреннее довольными поездкой. Преодолев почти восемьсот километров пути через Краснодарский край, Адыгею и Ставрополье, артисты народного ансамбля "Шапсугия" совершили недавно трехдневный визит в Кабардино-Балкарию. Главным событием нового большого совместного проекта Адыгэ Хасэ причерноморских шапсугов и Центра адыгской культуры Лазаревского ЦНК обещало стать сольное выступление коллектива на одной из лучших концертных площадок Нальчика – в Государственном музыкальном театре. Почти две недели общественность столицы братской республики, в первую очередь, конечно, местная молодежь, жила в томительном ожидании приезда адыгов из Сочи. Повышенный интерес к мероприятию подогревало одно значимое обстоятельство – это был первый в истории концерт "Шапсугии" в Кабардино-Балкарии, а значит, аншлаг в зрительном зале был гарантирован.
В последние два-три года гастрольный график ансамбля "Шапсугия" стал значительно более разнообразным. Наряду с насыщенным будничным режимом деятельности коллектива, который хорошо знают в городе Сочи и Краснодарском крае, заметно расширилась география его концертных выступлений. С повышенными нагрузками молодые артисты справляются вполне успешно – ансамбль находится в хорошей физической форме и переживает эмоциональный подъем, что, безусловно, определяет его активное развитие – в репертуаре подопечных Руслана Хейшхо появляются новые интересные хореографические номера, основанные на самобытных элементах традиционной обрядовой культуры причерноморских шапсугов. Мастерство исполнения сложнейших танцевальных номеров оттачивается постоянно – коллектив много работает в репетиционном зале, серьезную подготовку проходит подрастающее поколение талантливых мальчишек и девчонок, которым уже в скором времени предстоит пополнить основной состав "Шапсугии".
Ансамбль достиг того уровня, который позволяет ему уверенно чувствовать себя на любой сцене – в Сочи, Краснодаре, Майкопе, – убежден председатель "Адыгэ Хасэ" причерноморских шапсугов Маджид Чачух. – Это позволяет нам планировать крупные гастрольные поездки в регионы исторического проживания адыгов. Весной прошлого года данный общественно-культурный проект, рассчитанный на длительную перспективу, начался с визита в Адыгею. Затем мы занялись подготовкой очень ответственной поездки в Кабардино-Балкарию. Идея получила всестороннюю поддержку в братской республике, благодаря чему все сложные организационные вопросы были решены максимально быстро.
Первой, как и следовало ожидать, откликнулась местная молодежь – активисты общественной организации "Всемирное адыгское братство" и культурный центр "Джегуако", который возглавляют Замир Шухов и Марина Кунижева. Им удалось организовать полномасштабную рекламную компанию на региональном телевидении и в прессе – в течение двух-трех суток о приезде шапсугов узнала вся республика. Не было проблем и с концертным залом – в этом вопросе серьезную помощь оказали Министерство культуры КБР и руководство Государственного музыкального театра – второй по вместимости концертной площадки в Нальчике, рассчитанной почти на 1200 зрителей. Сразу активно "забурлил" адыгский интернет – молодежь бурно обсуждала предстоящее событие, считая его во всех отношениях историческим, способным послужить тесной духовной консолидации народа.
После экскурсионной поездки по столице Кабардино-Балкарии, позволившей артистам ансамбля ознакомиться с местными достопримечательностями, коллектив все остальное свободное время посвятил тщательной подготовке к концерту. В программу были включены самые лучшие номера "Шапсугии" – "Удж", "Горский", "Тляпарыш", "Зэфак", "Загатлят", "Молодость Шапсугии", "Дети гор", "Абхазский", "Дочь шапсугов", "Танец с кинжалами", "Соло на доуле" и другие. Колоссальные нагрузки выпали в этот день на ведущего солиста ансамбля – Вартана Манучаряна, имеющего кабардинские корни. Посмотреть на своего сочинского родственника в Нальчик из города Чегем II специально приехали многочисленные представители рода Мулаевых во главе с Алиханом Мулаевым – известным в республике хореографом. Большими группами шли на выступление молодежь, представители творческой и научной интеллигенции, активисты общественных организаций, рядовые жители столицы республики – зал был заполнен до отказа.
От номера к номеру концертной программы градус эмоциональной активности зрителей нарастал. Причерноморские шапсуги танцевали на фоне величественного Эльбруса – сценическая площадка была оформлена местными художниками в традиционном кабардинском стиле, подчеркивающем особое уважительное отношение коренного народа к древнему символу республики, что, безусловно, придавало всему действу более глубокий идейный смысл. Публика живо откликалась на выступление ансамбля из Сочи, бурно реагируя, прежде всего, именно на характерные для шапсугов элементы древней обрядовой культуры, выраженные в музыке и танце. Особенно ярко это продемонстрировал выход на сцену инструментального дуэта – гармониста Халида Гвашева и Рашида Чачуха, игравшего на пхачиче. Первые же аккорды знаменитого шапсугского "Загатлят", сохранившегося только у адыгов Причерноморья, вызвали громогласные овации публики. Уже после концерта зрители признавались: многое из увиденного на сцене стало для них настоящим откровением.
Действительно, в этот день "в ударе" были все без исключения: опытные танцоры – Вартан Манучарян, Салим Гербо, Фатима Хушт, Биба Хейшхо, Махмуд Чачух, Фатима Басто, Юнус Хейшхо, Анастасия Новикова, Мурат Ачегу, Русет М. Чачух, Мурат Напсо, Зарина Гербо, Бакир Ачегу, Тамара Напсо, Русет Д. Чачух, Мурат Напсо, Аминет Шагуджева, Мурат Хахо, Зарема Шхалахова, Саид Харту, Зарет Напсо, Рамазан Чунтыжев, певица Мариет Хейшхо, музыканты – Халид Гвашев, Марина Турчина, Рашид и Мадин Чачух, а также совсем юное поколение ансамбля – Сурет Хейшхо и Дато Иосава. И по эмоциональной атмосфере, и по общему настрою артистов, выкладывавшихся "стопроцентно", но, главным образом, конечно, по восторженным отзывам самих зрителей, концерт "Шапсугии" в Нальчике стал одним из лучших выступлений в многолетней истории коллектива.
Я был много наслышан о вашем ансамбле, но в деле видел его впервые, – признался самый, пожалуй, "пристрастный" зритель Алихан Мулаев. – Меня впечатлило трепетное отношение коллектива к истокам народной культуры, видно, что все это кропотливо создавалось годами. Для меня важнее сам факт существования ансамбля такого уровня у причерноморских адыгов – это большая удача и победа для всех нас.
Концерт "Шапсугии" продемонстрировал главное: все мы, адыги, независимо от места проживания, были и остаемся единым народом, с общей историей, культурой и судьбой, – отметил президент Международной черкесской ассоциации Касбулат Дзамихов. – Данный тезис сегодня имеет, безусловно, первостепенное значение, особенного для народа, рассеянного буквально по всему миру…
– Мы ехали в Кабардино-Балкарию с одной целью – показать, что культура причерноморских шапсугов активно развивается, что у нас есть талантливая и ответственная молодежь, что несмотря ни на что, мы имеем право смотреть в будущее с оптимизмом, – подчеркнул Маджид Чачух. – Первые серьезные шаги к сближению и духовной консолидации благодаря поездкам в Адыгею и Кабардино-Балкарию мы уже сделали. Обязательно будут и другие – в наших планах значатся культурные визиты "Шапсугии" в Карачаево-Черкесию и Успенский район Краснодарского края. Так что останавливаться на достигнутом мы не собираемся…
Анзор НИБО.
Сочи – Нальчик – Сочи.
Общество "Адыгэ Хасэ" и артисты народного ансамбля "Шапсугия" выражают искреннюю благодарность Министерству культуры КБР, общественной организации "Всемирное адыгское братство" и лично ее президенту Замиру Шухову, культурному центру "Джегуако" в лице Марины Кунижевой и Рустама Апшева, заместителю директора Государственного музыкального театра Кабардино-Балкарии Мухадину Кумыкову, а также начальнику санатория "Лебедь" (г.Нальчик) Мурату Идгулову за помощь в организации этой поездки и радушный прием.
В последние два-три года гастрольный график ансамбля "Шапсугия" стал значительно более разнообразным. Наряду с насыщенным будничным режимом деятельности коллектива, который хорошо знают в городе Сочи и Краснодарском крае, заметно расширилась география его концертных выступлений. С повышенными нагрузками молодые артисты справляются вполне успешно – ансамбль находится в хорошей физической форме и переживает эмоциональный подъем, что, безусловно, определяет его активное развитие – в репертуаре подопечных Руслана Хейшхо появляются новые интересные хореографические номера, основанные на самобытных элементах традиционной обрядовой культуры причерноморских шапсугов. Мастерство исполнения сложнейших танцевальных номеров оттачивается постоянно – коллектив много работает в репетиционном зале, серьезную подготовку проходит подрастающее поколение талантливых мальчишек и девчонок, которым уже в скором времени предстоит пополнить основной состав "Шапсугии".
Ансамбль достиг того уровня, который позволяет ему уверенно чувствовать себя на любой сцене – в Сочи, Краснодаре, Майкопе, – убежден председатель "Адыгэ Хасэ" причерноморских шапсугов Маджид Чачух. – Это позволяет нам планировать крупные гастрольные поездки в регионы исторического проживания адыгов. Весной прошлого года данный общественно-культурный проект, рассчитанный на длительную перспективу, начался с визита в Адыгею. Затем мы занялись подготовкой очень ответственной поездки в Кабардино-Балкарию. Идея получила всестороннюю поддержку в братской республике, благодаря чему все сложные организационные вопросы были решены максимально быстро.
Первой, как и следовало ожидать, откликнулась местная молодежь – активисты общественной организации "Всемирное адыгское братство" и культурный центр "Джегуако", который возглавляют Замир Шухов и Марина Кунижева. Им удалось организовать полномасштабную рекламную компанию на региональном телевидении и в прессе – в течение двух-трех суток о приезде шапсугов узнала вся республика. Не было проблем и с концертным залом – в этом вопросе серьезную помощь оказали Министерство культуры КБР и руководство Государственного музыкального театра – второй по вместимости концертной площадки в Нальчике, рассчитанной почти на 1200 зрителей. Сразу активно "забурлил" адыгский интернет – молодежь бурно обсуждала предстоящее событие, считая его во всех отношениях историческим, способным послужить тесной духовной консолидации народа.
После экскурсионной поездки по столице Кабардино-Балкарии, позволившей артистам ансамбля ознакомиться с местными достопримечательностями, коллектив все остальное свободное время посвятил тщательной подготовке к концерту. В программу были включены самые лучшие номера "Шапсугии" – "Удж", "Горский", "Тляпарыш", "Зэфак", "Загатлят", "Молодость Шапсугии", "Дети гор", "Абхазский", "Дочь шапсугов", "Танец с кинжалами", "Соло на доуле" и другие. Колоссальные нагрузки выпали в этот день на ведущего солиста ансамбля – Вартана Манучаряна, имеющего кабардинские корни. Посмотреть на своего сочинского родственника в Нальчик из города Чегем II специально приехали многочисленные представители рода Мулаевых во главе с Алиханом Мулаевым – известным в республике хореографом. Большими группами шли на выступление молодежь, представители творческой и научной интеллигенции, активисты общественных организаций, рядовые жители столицы республики – зал был заполнен до отказа.
От номера к номеру концертной программы градус эмоциональной активности зрителей нарастал. Причерноморские шапсуги танцевали на фоне величественного Эльбруса – сценическая площадка была оформлена местными художниками в традиционном кабардинском стиле, подчеркивающем особое уважительное отношение коренного народа к древнему символу республики, что, безусловно, придавало всему действу более глубокий идейный смысл. Публика живо откликалась на выступление ансамбля из Сочи, бурно реагируя, прежде всего, именно на характерные для шапсугов элементы древней обрядовой культуры, выраженные в музыке и танце. Особенно ярко это продемонстрировал выход на сцену инструментального дуэта – гармониста Халида Гвашева и Рашида Чачуха, игравшего на пхачиче. Первые же аккорды знаменитого шапсугского "Загатлят", сохранившегося только у адыгов Причерноморья, вызвали громогласные овации публики. Уже после концерта зрители признавались: многое из увиденного на сцене стало для них настоящим откровением.
Действительно, в этот день "в ударе" были все без исключения: опытные танцоры – Вартан Манучарян, Салим Гербо, Фатима Хушт, Биба Хейшхо, Махмуд Чачух, Фатима Басто, Юнус Хейшхо, Анастасия Новикова, Мурат Ачегу, Русет М. Чачух, Мурат Напсо, Зарина Гербо, Бакир Ачегу, Тамара Напсо, Русет Д. Чачух, Мурат Напсо, Аминет Шагуджева, Мурат Хахо, Зарема Шхалахова, Саид Харту, Зарет Напсо, Рамазан Чунтыжев, певица Мариет Хейшхо, музыканты – Халид Гвашев, Марина Турчина, Рашид и Мадин Чачух, а также совсем юное поколение ансамбля – Сурет Хейшхо и Дато Иосава. И по эмоциональной атмосфере, и по общему настрою артистов, выкладывавшихся "стопроцентно", но, главным образом, конечно, по восторженным отзывам самих зрителей, концерт "Шапсугии" в Нальчике стал одним из лучших выступлений в многолетней истории коллектива.
Я был много наслышан о вашем ансамбле, но в деле видел его впервые, – признался самый, пожалуй, "пристрастный" зритель Алихан Мулаев. – Меня впечатлило трепетное отношение коллектива к истокам народной культуры, видно, что все это кропотливо создавалось годами. Для меня важнее сам факт существования ансамбля такого уровня у причерноморских адыгов – это большая удача и победа для всех нас.
Концерт "Шапсугии" продемонстрировал главное: все мы, адыги, независимо от места проживания, были и остаемся единым народом, с общей историей, культурой и судьбой, – отметил президент Международной черкесской ассоциации Касбулат Дзамихов. – Данный тезис сегодня имеет, безусловно, первостепенное значение, особенного для народа, рассеянного буквально по всему миру…
– Мы ехали в Кабардино-Балкарию с одной целью – показать, что культура причерноморских шапсугов активно развивается, что у нас есть талантливая и ответственная молодежь, что несмотря ни на что, мы имеем право смотреть в будущее с оптимизмом, – подчеркнул Маджид Чачух. – Первые серьезные шаги к сближению и духовной консолидации благодаря поездкам в Адыгею и Кабардино-Балкарию мы уже сделали. Обязательно будут и другие – в наших планах значатся культурные визиты "Шапсугии" в Карачаево-Черкесию и Успенский район Краснодарского края. Так что останавливаться на достигнутом мы не собираемся…
Анзор НИБО.
Сочи – Нальчик – Сочи.
Общество "Адыгэ Хасэ" и артисты народного ансамбля "Шапсугия" выражают искреннюю благодарность Министерству культуры КБР, общественной организации "Всемирное адыгское братство" и лично ее президенту Замиру Шухову, культурному центру "Джегуако" в лице Марины Кунижевой и Рустама Апшева, заместителю директора Государственного музыкального театра Кабардино-Балкарии Мухадину Кумыкову, а также начальнику санатория "Лебедь" (г.Нальчик) Мурату Идгулову за помощь в организации этой поездки и радушный прием.
Комментарии 0