Черкесский шичепшин побывал в Японии
Известный музыкант из Адыгеи съездил в гости к айнам и сравнил традиционную черкесскую скрипку с местными музыкальными инструментами
В конце прошлого года народному адыгейскому мастеру Замудину Гучеву пришло приглашение из далекой Японии. Доктор филологии, профессор государственного Хоккайдского университета Ицудзи Тангику приглашал его с супругой в Страну восходящего солнца с лекциями.
Казалось бы, где Адыгея и где Япония? Оказывается, их познакомил и увлек разгадкой общей тайны... адыгский музыкальный инструмент.
Музыка свежего утра
Замудин Гучев долгие годы коллекционирует уникальные старинные музыкальные инструменты народов мира, а также исследует народные черкесские. Иногда названия даже произнести трудно: пхачич, пшинекаб, шичепщин. Людей, способных их создать, вообще единицы. Заслуженный художник Республики Адыгея Замудин Гучев показывает древнюю скрипку - шичепщин.
- Изготовлением музыкальных инструментов у адыгов занимаются только мужчины, - говорит он. - Многие инструменты по форме напоминают холодное оружие, например, лук с тетивой или шашку.
Действительно, некоторые шичепщины, например, похожи на кинжал. Но тронет мастер смычком струны, и рождается древняя музыка гор: свежего утра, величественного ущелья и быстрой речки, через которую перебирается джигит после военного похода.
Заставить такой инструмент "петь" совсем непросто. Чтобы изготовить шичепщин, требуется месяц кропотливой работы. А еще твердые породы древесины, которые заготавливают исключительно в феврале: клен, ясень, груша, самшит, серебристая ель и грецкий орех. Их твердость влияет на звучание инструмента. В идеале сырье должно "отлежаться" несколько лет в хорошо продуваемом ветром месте, защищенном от прямых солнечных лучей.
Иногда для шичепщина древесину даже варят! Ствол раскалывают на большие чурки, кладут в чан, наливают воду, кипятят, а потом томят два-три часа. После чего два дня ждут, когда стечет вода. По словам мастера, вываренная древесина становится чуть мягче по звучанию.
Корпус шичепщина напоминает лодочку с длинным продолговатым носом. Чтобы его сделать, в ход идут топор, скребок и стамеска. Затем наступает черед деки - самой доски. Корпус и деку соединяют костным или рыбным клеем. Потом инструмент шлифуют, а для защиты от влаги и придания глянца покрывают прозрачным лаком (в древние времена натирали жиром). Струны для инструмента делают из пучка конского волоса, а для смычка берут пучки с хвоста.
...И кто бы знал, что старинный адыгский шичепщин найдет родню за много тысяч километров?!
Загадка айнов
Ицудзи Тангику - лингвист, изучает языки, в том числе и наречие айнов - коренных жителей японского острова Хоккайдо. Его жена Чика Тангику - музыковед, специализирующийся на этнической музыке. Оба являются сотрудниками Центра исследования истории и культуры айнов при университете двухмиллионного города Саппоро.
Оказывается, айны - одна из самых загадочных и древних народностей Японии. Когда-то они жили также на Камчатке, Сахалине и Курильских островах, но после Второй мировой войны почти все немногочисленные представители айнов оказались на Хоккайдо. А сегодня их численность не превышает тридцати тысяч человек, причем родным языком владеют не более трехсот, в основном старики.
И вот однажды профессор Ицудзи Тангику с Хоккайдо случайно увидел в интернете видео с рассказом об адыгской скрипке и был поражен ее сходством с национальным музыкальным инструментом айнов - тонкорри. У обоих удлиненная кинжаловидная форма с заостренным концом и отсутствуют лады. Отличие в том, что шичепщин - смычковый инструмент, а тонкорри - щипковый. Неужто родственники?
Тогда Ицудзи и Чика постарались узнать больше об Адыгее, после чего решили приехать на историческую родину черкесов в надежде отыскать связь между адыгами и айнами. И в апреле 2016 года Хоккайдский университет командировал своих исследователей на российский юг, где их приняли по всем традициям адыгского гостеприимства.
Республика покорила гостей просторами, природой и культурным наследием. К тому же переводчик не потребовался - Ицудзи Тангику хорошо владеет русским языком, который изучил во время командировок на Сахалин. В Адыгейском госуниверситете состоялся "круглый стол", посвященный двум инструментам - шичепщину и тонкорри. Организатором выступил Центр адыговедения НИИ комплексных проблем АГУ и его руководитель профессор Раиса Унарокова. Японские ученые также выступили в национальном музее в колледже искусств, представив традиционное песнопение и инструментальную музыку айнов. А группа адыгского аутентичного песнопения и инструментальной музыки "Жъыу" под руководством Замудина Гучева показала, как звучит их древний инструмент.
Родственники или нет?
Позже в мастерской Гучева ученые внимательно разглядывали шичепщин и сравнивали его с тонкорри, который привезли с собой. И действительно, они похожи. Удлиненной формой, заостренным концом и отсутствием ладов. Но могут ли эти инструменты иметь общие корни?
- Безусловно, сходство шичепщина и тонкорри есть, чего нельзя сказать о японских, китайских или традиционных инструментах Центральной Азии. Теоретически вполне можно допустить, что племена с Кавказа могли добраться до Дальнего Востока и принести туда свои инструменты. Но это сложно подтвердить или опровергнуть, - говорит Ицудзи Тангику.
Замудин Гучев уверен: культура адыгов и культура айнов на самом деле во многом схожи.
- Помимо музыкальных инструментов, идентично плетение циновок, для них используют похожие орнаменты и материал - рогоз. Есть даже гипотеза о том, что айны пришли с Кавказа. И за многие века они ассимилировались и стали выглядеть как типичные японцы. Национальный язык айнов не похож ни на один другой в мире. - Вы будете сильно удивлены, но японский кодекс самураев во многом совпадает с дворянским кодексом черкесов, - поясняет Гучев. - Несмотря на дальние расстояния, в настоящее время японцы и черкесы тоже встречаются. Причем более чем регулярно... На татами. Ведь хорошо известно, что школа дзюдо легендарного майкопского тренера Якуба Коблева практически не уступает знаменитому институту дзюдо Японии "Кодокан". Нам есть чем гордиться - и в спорте, и в культуре, и в деле сохранения нашей истории и традиций.
Японцы признались, что были восхищены богатством традиционной культуры адыгов и пригласили своих коллег Замудина Гучева и Раису Унарокову с ответным визитом на Хоккайдо. (Жена Гучева - профессор, доктор филологических наук, фольклорист.) И вот в середине января эта поездка состоялась.
- Япония - совсем незнакомая для нас страна, - вспоминают гости из Адыгеи свои первые впечатления от увиденного. - Профессор Тангику и его жена сделали все возможное, чтобы мы погрузились в их культуру, проявив гостеприимство на высочайшем уровне. Каждая минута визита оказалась полезной.
Вот таким образом музыкальный инструмент стал мостиком, соединившим две далекие географические точки - Адыгею и Японию, доказав, что расстояния не могут помешать культурному сближению. Российские ученые посетили не только университет Хоккайдо, но также и музей айнов "Поротокатан" в городе Сираой. В японской столице в этнографическом музее узнали о быте японцев XVII - XIX веков.
В Центре изучения айнов и коренных народов Японии россияне прочитали лекции, посвященные черкесским музыкальным инструментам, традиционному песнопению, искусству плетения циновок. А еще подарили привезенные с собой шичепщин, трещотки и адыгскую флейту. Также была организована презентация книги "Атлас черкесского (адыгского) шичепщина". Раиса Унарокова познакомила коллег с особенностями фольклорной культуры черкесов и своей книгой "Фольклор адыгской диаспоры в Турции".
Разумеется, исследователи из Адыгеи посетили мастерские по изготовлению тонкорри, по плетению айнских циновок - читарапэ. Глядя на старинные рисунки японских художников, заметили, что большеглазые айны похожи на черкесов. Но как древние народы могут быть связаны между собой?
...Адыгейский госуниверситет и университет Хоккайдо теперь будут сотрудничать, чтобы вместе раскрыть как можно больше подобных исторических тайн.
Комментарии 0