Репатриация черкесов: десант отчаянных, новая политика России и преодоление Великой Депрессии
В наши дни произошло событие, которое по своей значимости можно назвать историческим, хотя оно для большинства жителей Черкессии и сторонних наблюдателей за происходящими в нашем регионе процессами осталось незамеченным. 27 черкесов (адыгов) – граждан Турецкой Республики обратились в органы внутренних дел Адыгеи с просьбой предоставить им разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации и в последующем намерены просить приема в российское гражданство.
Это событие историческое потому, что впервые за 145 лет со дня окончания русско-кавказской войны в 1864 году на историческую родину вернулась организованная группа потомков махаджиров, вернулась сама. Как помните, просто первая группа организованных репатриантов – косовских черкесов была эвакуирована МЧС России из зоны вооруженного конфликта. То есть первая группа состояла из беженцев, спасавших свою жизнь, и это нормальное явление, а вторая, "турецкая" группа, – это добровольные репатрианты, которые осознанно, в здравом уме и трезвой памяти предпочли жизни в относительно благополучной стране жизнь на не совсем обустроенной исторической родине.
Что это? Отчаянный марш-бросок группы патриотов-энтузиастов или знак свыше, первая ласточка, за которой потянется вереница, а затем и бурный поток? Сегодня никто не сможет ответить на этот вопрос, сделает это только время. Но каждый из нас должен осознать свое предназначение, что он может стать участником творения этого ответа. Безусловно, вся диаспора будет пристально следить за судьбой этого "десанта", призванного закрепиться и удержаться, несмотря на все трудности – тяжелые социально-экономические условия, нашу бюрократию, коррупцию, сложную криминогенную ситуацию и прочие проблемы, к которым мы сами настолько привыкли, что уже и не замечаем. Как эти люди – наши братья приживутся на родной земле, как обустроятся, как скоро станут полноценными гражданами новой для них страны, зависит, во многом, от каждого из нас, нашего к ним отношения.
Косовские черкесы прожили вместе с нами уже 10 лет. Подрастает поколение "косоваров", для которых Адыгея, земля черкесов – это не историческая родина, а просто родина, место рождения. Косовские черкесы обжились, трудятся, делят с нами радости и невзгоды. Проблемы у них все те же, что и у нас, только им немного сложнее, приходится привыкать к непривычному, но это цена возвращения на родину предков, которую судьба заставила их заплатить. Они обжились и стали частью нас потому, что им помогали всем черкесским миром, помогла Москва, помогла Россия. Та самая Россия, живущая под тем самым флагом и с тем самым гербом, под которыми жила Россия другая, имперская, которая изгнала их дедов и прадедов. "Косоварам" помогали, помогали, как умели. Спорили, ругались, иногда тащили домой кирпич с "всенародной стройки" Мафэхабля. Всякое было, чего уж греха таить.
Какие мы есть, такие есть, главное – меняться в лучшую сторону, осознавать плохое в себе и изживать его, не впадая в самоедство. И самолеты МЧС с российским флагом, с трапа которых сошли "косовары", - это и есть символ эпохи, символ того, что меняется жизнь, меняется мир, меняется Россия. Стоит заметить, что после Шестидневной войны 1967 года между Израилем и рядом арабских государств большая группа сирийских черкесов, в том числе и проживавшие на Голанских высотах, попросила о репатриации советские власти, но им было отказано, и тогда они эмигрировали в США.
Будем надеяться, что федеральная власть, сказав "А", скажет и "Б", наделив черкесов правом на получение российского гражданства в упрощенном порядке. Сейчас для его получения необходимо прожить в России по временному разрешению не менее года, потом получить вид на жительство и прожить на территории нашей страны еще 5 лет непрерывно. Срок проживания считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года. При этом необходимо владеть русским языком. В упрощенном порядке, то есть без соблюдения этих требований, российское гражданство могут получить иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. К сожалению, черкесская диаспора, вторая по численности после русской диаспора этнических россиян, до сих пор не включена в эту программу. Тем более что черкесы за рубежом - это диаспора не добровольных эмигрантов, а изгнанников – жертв политики геноцида Российской Империи. При этом преамбула Федерального Закона РФ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" гласит, что "Российская Федерация - есть правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики. Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР), а "институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности". Это означает, что современное Российское государство должно озаботиться судьбой черкесской диаспоры, поскольку она образовалась "благодаря" действиям Российского государства образца 19 века, правопреемником и правопродолжателем которого себя признает. Данные действия названы в Обращении Президента и Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея к Государственной Думе ФС РФ геноцидом еще в апреле 1996 года, но сегодня это слово боятся произнести многие, считая его крамольным и омрачающим межнациональные отношения. Однако их омрачают ложь и лицемерие, непродуманные подходы к национальной политике, к примеру, воздвижение на территории исторической Черкессии памятников организаторам и исполнителям геноцида черкесского народа. Нужно быть безответственным политиком, чтоб устанавливая памятники Лазареву, Зассу или Ермолову, не думать о том, какой будет реакция коренного народа, запомнившего этих царских офицеров в качестве палачей, а вовсе не героев.
Можно замалчивать, переписывать и даже запрещать историю, закрывать доступ в архивы, как это было до того времени, когда в Россию пришло время свободы и правды. Но, получив доступ к документам, мы всего лишь получили подтверждение того, о чем знали и так от своих родителей, дедов и прадедов, знали из песни-плача "ИстамбылакIуэ", знали от надрывного голоса, звучащего по сей день из глубинных недр нашей опустевшей земли. Каким еще словом можно назвать то, когда к тебе приходят домой, убивают и изгоняют твою семью, сжигают дом, уничтожают домашний скот и урожай в поле, лишая средств к пропитанию, сгоняют на берег Черного моря, на котором ждет голод, холод и тиф, и все это делается только потому, что ты принадлежишь к народу, не согласному с тем, что кто-то решил по-своему распорядиться землей, на которой твои предки жили тысячи лет?
В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него четко прописано, что под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу, как таковую:
a) убийство членов такой группы;
b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
Имеющихся документов более чем достаточно, чтоб установить в действиях зассов и ермоловых по "истреблению непокорных" наличие как минимум первых трех признаков преступления геноцида, тогда как достаточно установления хотя бы одного из них.
Понятно, что инерция и консерватизм мышления, возможно, элементарная лень мешают федеральным политикам серьезно взяться за решение вопросов, связанных с черкесской диаспорой, в том числе с репатриацией. Но вопрос назрел давно, и его актуальность будет только возрастать. Было бы лучше для всех работать на опережение, а не запоздало реагировать на текущие процессы. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров встречался с лидерами черкесской общины Турции сразу же после грузино-юго-осетинского конфликта в августе прошлого года. Таким образом, впервые за 145 лет после окончания РКВ начался диалог с диаспорой на самом высоком уровне, и это не может не обнадеживать, поскольку эта встреча – сигнал о готовности России решать черкесский вопрос.
Обращаясь же к своим соотечественникам, хотелось бы их призвать: невозможно жить с болью старых ран, раны надо лечить. А лечить боль Великого Исхода махаджиров можно только помощью их потомкам, желающим вернуться на родную землю и построить там дом, посадить дерево, вырастить детей. Пора уже встряхнуться, повернуть голову вперед и задать себе вопрос: "А что мы делаем здесь и сейчас для того, чтобы жертвы нашего народа оказались не напрасными?". Защищая Родину и уходя на чужбину, наши предки боролись, в первую очередь, за сохранение черкесского народа, его национального духа и Адыгэ Хабзэ. Времена плача и стенаний должны закончиться. "Никто не забыт и ничто не забыто" и надо идти вперед, а не находится в Великой Депрессии, в которую впал черкесский народ после русско-кавказской войны, пережив шок и потеряв веру в себя. И этот путь вперед у нас заключается в одном – в репатриации.
Наша земля зачахнет и наш народ растворится среди многочисленных народов, если будет и далее жить в рассеянии небольшими островками. Ведь только Родина - земля Кавказа может являться живительным источником моральных и физических сил, питающим наше тело и душу, дающим возможность для выживания и процветания. Только тогда, когда на свою родину вернется если не большая, то хотя бы существенная часть черкесов, можно будет спать спокойно, не переживая за будущее своего народа. Черкесы Кавказа выполнили свою миссию – сохранили огонь в национальном очаге, черкесы диаспоры свою – сохранили большую часть народа. Теперь осталась одна общая миссия – вернуть родине-матери ее сыновей и дочерей, так долго скитающихся по чужим углам.
И нам надо понять одну простую вещь – врата отворяют стучащим по ним, а не тем, кто, молча и тихо, стоит на крыльце. Нашим братьям, живущим на чужбине, надо идти и стучать в дверь. Им стоит вспомнить, в каких жутких условиях оказались их предки, когда сумели добраться до турецкого берега, и осознать, что сегодня противоположный берег Черного моря не столь страшен и ужасен для жизни, и это уже поняли все, кроме пока что самих черкесов диаспоры.
Нам же, живущим здесь, нужно добиваться того, чтобы двери для наших братьев были открыты всегда, и днем, и ночью, чтоб открытость этих дверей гарантировал российский закон, а когда их пустят домой, мы обязаны помогать им во всем. Это наш семейный долг и долг перед Родиной-матерью. Давайте для начала поможем "27 десантникам" и возьмем под общественный контроль их судьбу.
Хамид Бжахо
http://bzhaho.livejournal.com/
Это событие историческое потому, что впервые за 145 лет со дня окончания русско-кавказской войны в 1864 году на историческую родину вернулась организованная группа потомков махаджиров, вернулась сама. Как помните, просто первая группа организованных репатриантов – косовских черкесов была эвакуирована МЧС России из зоны вооруженного конфликта. То есть первая группа состояла из беженцев, спасавших свою жизнь, и это нормальное явление, а вторая, "турецкая" группа, – это добровольные репатрианты, которые осознанно, в здравом уме и трезвой памяти предпочли жизни в относительно благополучной стране жизнь на не совсем обустроенной исторической родине.
Что это? Отчаянный марш-бросок группы патриотов-энтузиастов или знак свыше, первая ласточка, за которой потянется вереница, а затем и бурный поток? Сегодня никто не сможет ответить на этот вопрос, сделает это только время. Но каждый из нас должен осознать свое предназначение, что он может стать участником творения этого ответа. Безусловно, вся диаспора будет пристально следить за судьбой этого "десанта", призванного закрепиться и удержаться, несмотря на все трудности – тяжелые социально-экономические условия, нашу бюрократию, коррупцию, сложную криминогенную ситуацию и прочие проблемы, к которым мы сами настолько привыкли, что уже и не замечаем. Как эти люди – наши братья приживутся на родной земле, как обустроятся, как скоро станут полноценными гражданами новой для них страны, зависит, во многом, от каждого из нас, нашего к ним отношения.
Косовские черкесы прожили вместе с нами уже 10 лет. Подрастает поколение "косоваров", для которых Адыгея, земля черкесов – это не историческая родина, а просто родина, место рождения. Косовские черкесы обжились, трудятся, делят с нами радости и невзгоды. Проблемы у них все те же, что и у нас, только им немного сложнее, приходится привыкать к непривычному, но это цена возвращения на родину предков, которую судьба заставила их заплатить. Они обжились и стали частью нас потому, что им помогали всем черкесским миром, помогла Москва, помогла Россия. Та самая Россия, живущая под тем самым флагом и с тем самым гербом, под которыми жила Россия другая, имперская, которая изгнала их дедов и прадедов. "Косоварам" помогали, помогали, как умели. Спорили, ругались, иногда тащили домой кирпич с "всенародной стройки" Мафэхабля. Всякое было, чего уж греха таить.
Какие мы есть, такие есть, главное – меняться в лучшую сторону, осознавать плохое в себе и изживать его, не впадая в самоедство. И самолеты МЧС с российским флагом, с трапа которых сошли "косовары", - это и есть символ эпохи, символ того, что меняется жизнь, меняется мир, меняется Россия. Стоит заметить, что после Шестидневной войны 1967 года между Израилем и рядом арабских государств большая группа сирийских черкесов, в том числе и проживавшие на Голанских высотах, попросила о репатриации советские власти, но им было отказано, и тогда они эмигрировали в США.
Будем надеяться, что федеральная власть, сказав "А", скажет и "Б", наделив черкесов правом на получение российского гражданства в упрощенном порядке. Сейчас для его получения необходимо прожить в России по временному разрешению не менее года, потом получить вид на жительство и прожить на территории нашей страны еще 5 лет непрерывно. Срок проживания считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года. При этом необходимо владеть русским языком. В упрощенном порядке, то есть без соблюдения этих требований, российское гражданство могут получить иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. К сожалению, черкесская диаспора, вторая по численности после русской диаспора этнических россиян, до сих пор не включена в эту программу. Тем более что черкесы за рубежом - это диаспора не добровольных эмигрантов, а изгнанников – жертв политики геноцида Российской Империи. При этом преамбула Федерального Закона РФ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" гласит, что "Российская Федерация - есть правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики. Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР), а "институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности". Это означает, что современное Российское государство должно озаботиться судьбой черкесской диаспоры, поскольку она образовалась "благодаря" действиям Российского государства образца 19 века, правопреемником и правопродолжателем которого себя признает. Данные действия названы в Обращении Президента и Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея к Государственной Думе ФС РФ геноцидом еще в апреле 1996 года, но сегодня это слово боятся произнести многие, считая его крамольным и омрачающим межнациональные отношения. Однако их омрачают ложь и лицемерие, непродуманные подходы к национальной политике, к примеру, воздвижение на территории исторической Черкессии памятников организаторам и исполнителям геноцида черкесского народа. Нужно быть безответственным политиком, чтоб устанавливая памятники Лазареву, Зассу или Ермолову, не думать о том, какой будет реакция коренного народа, запомнившего этих царских офицеров в качестве палачей, а вовсе не героев.
Можно замалчивать, переписывать и даже запрещать историю, закрывать доступ в архивы, как это было до того времени, когда в Россию пришло время свободы и правды. Но, получив доступ к документам, мы всего лишь получили подтверждение того, о чем знали и так от своих родителей, дедов и прадедов, знали из песни-плача "ИстамбылакIуэ", знали от надрывного голоса, звучащего по сей день из глубинных недр нашей опустевшей земли. Каким еще словом можно назвать то, когда к тебе приходят домой, убивают и изгоняют твою семью, сжигают дом, уничтожают домашний скот и урожай в поле, лишая средств к пропитанию, сгоняют на берег Черного моря, на котором ждет голод, холод и тиф, и все это делается только потому, что ты принадлежишь к народу, не согласному с тем, что кто-то решил по-своему распорядиться землей, на которой твои предки жили тысячи лет?
В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него четко прописано, что под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу, как таковую:
a) убийство членов такой группы;
b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
Имеющихся документов более чем достаточно, чтоб установить в действиях зассов и ермоловых по "истреблению непокорных" наличие как минимум первых трех признаков преступления геноцида, тогда как достаточно установления хотя бы одного из них.
Понятно, что инерция и консерватизм мышления, возможно, элементарная лень мешают федеральным политикам серьезно взяться за решение вопросов, связанных с черкесской диаспорой, в том числе с репатриацией. Но вопрос назрел давно, и его актуальность будет только возрастать. Было бы лучше для всех работать на опережение, а не запоздало реагировать на текущие процессы. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров встречался с лидерами черкесской общины Турции сразу же после грузино-юго-осетинского конфликта в августе прошлого года. Таким образом, впервые за 145 лет после окончания РКВ начался диалог с диаспорой на самом высоком уровне, и это не может не обнадеживать, поскольку эта встреча – сигнал о готовности России решать черкесский вопрос.
Обращаясь же к своим соотечественникам, хотелось бы их призвать: невозможно жить с болью старых ран, раны надо лечить. А лечить боль Великого Исхода махаджиров можно только помощью их потомкам, желающим вернуться на родную землю и построить там дом, посадить дерево, вырастить детей. Пора уже встряхнуться, повернуть голову вперед и задать себе вопрос: "А что мы делаем здесь и сейчас для того, чтобы жертвы нашего народа оказались не напрасными?". Защищая Родину и уходя на чужбину, наши предки боролись, в первую очередь, за сохранение черкесского народа, его национального духа и Адыгэ Хабзэ. Времена плача и стенаний должны закончиться. "Никто не забыт и ничто не забыто" и надо идти вперед, а не находится в Великой Депрессии, в которую впал черкесский народ после русско-кавказской войны, пережив шок и потеряв веру в себя. И этот путь вперед у нас заключается в одном – в репатриации.
Наша земля зачахнет и наш народ растворится среди многочисленных народов, если будет и далее жить в рассеянии небольшими островками. Ведь только Родина - земля Кавказа может являться живительным источником моральных и физических сил, питающим наше тело и душу, дающим возможность для выживания и процветания. Только тогда, когда на свою родину вернется если не большая, то хотя бы существенная часть черкесов, можно будет спать спокойно, не переживая за будущее своего народа. Черкесы Кавказа выполнили свою миссию – сохранили огонь в национальном очаге, черкесы диаспоры свою – сохранили большую часть народа. Теперь осталась одна общая миссия – вернуть родине-матери ее сыновей и дочерей, так долго скитающихся по чужим углам.
И нам надо понять одну простую вещь – врата отворяют стучащим по ним, а не тем, кто, молча и тихо, стоит на крыльце. Нашим братьям, живущим на чужбине, надо идти и стучать в дверь. Им стоит вспомнить, в каких жутких условиях оказались их предки, когда сумели добраться до турецкого берега, и осознать, что сегодня противоположный берег Черного моря не столь страшен и ужасен для жизни, и это уже поняли все, кроме пока что самих черкесов диаспоры.
Нам же, живущим здесь, нужно добиваться того, чтобы двери для наших братьев были открыты всегда, и днем, и ночью, чтоб открытость этих дверей гарантировал российский закон, а когда их пустят домой, мы обязаны помогать им во всем. Это наш семейный долг и долг перед Родиной-матерью. Давайте для начала поможем "27 десантникам" и возьмем под общественный контроль их судьбу.
Хамид Бжахо
http://bzhaho.livejournal.com/
Комментарии 0