Интересно и познавательно

В последние годы объекты этнотуризма, расположенные в адыгейских аулах,
пользуются повышенным интересом у жителей и гостей Сочи.
Активно развивается эта сфера бизнеса и в черкесских селениях Израиля
На пестрой карте экскурсионных маршрутов Сочи туристические объекты, носящие этнографический характер, пользуются особым предпочтением у отдыхающих, не жалеющих ни времени, ни средств на изучение достопримечательностей города-курорта. Бум активности и повышенного интереса к традиционной культуре местного населения наблюдается и в адыгейских аулах Черноморского побережья – в последние годы здесь, похоже, дело поставлено на серьезную основу, что уже приносит вполне реальные результаты – сфера услуг постепенно приобретает цивилизованные формы, бизнес процветает, продолжает развиваться. Побывав в Израиле, корреспондент "Шапсугии" решил лично выяснить, каковы особенности современного этнотуризма в адыгских селения Кфар-Кама и Рихания, о котором прежде неоднократно приходилось слышать. Увиденное оказалось и интересным, и познавательным.

АЧМИЗ ИЛИ АШЕМЕЗ?
– Шолом, Ачемуз! – группа водителей междугородних автобусов в одинаковой светло синей униформе, за разговором и чашкой кофе коротавших время обеденного перерыва в небольшом кафе на автостанции городка Тибериас, расположенного на берегу озера Киннерет, громко и весело поприветствовали своего коллегу и давнего друга Нальчика Ачмиза. В этом возгласе "Ачемуз!" прозвучало значительно большее, чем просто радостный возглас товарищей – я услышал нечто древнее, близкое к "Ашемез", знакомое каждому адыгу с раннего детства.
Многие годы Нальчик возглавлял муниципалитет Кфар-Камы, активно занимался общественной работой, участвовал в политической жизни страны, принес немало пользы родному селению и соплеменникам, а сейчас, будучи уже пенсионером, вернулся к тому, с чего когда-то начинал.
– Вот мой автобус, – с улыбкой говорит Ачмиз, показывая на внушительных размеров новенький пассажирский "Мерседес", стоящий в длинном ряду таких же комфортабельных машин. – Здесь все компьютеризировано, процесс налажен до мелочей, масса удобств и для меня, и для людей. Нальчик, получающий от государства солидную пенсию, по его же собственному признанию, работает не ради денег – просто всегда хочется быть при деле, в событий, мол, рано еще уходить на покой – душа требует постоянного движения и общения.
В свое время Ачмиз и несколько увлеченных родной историей местных энтузиастов решили наладить в Кфар-Каме туристический бизнес. Особых природных достопримечательностей, вокруг которых можно было бы организовать прибыльное дело, как, например, на исторической родине – в шапсугских аулах Ахинтам, Большой Кичмай, Тхагапш, Калеж, Хаджико и Наджиго, где в разные годы он бывал неоднократно, в селении нет. Но есть "фишка" иного рода, не менее, нужно признать, привлекательная для жаждущих новых впечатлений и, в первую очередь, общения с историей людей.

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Сама Кфар-Кама состоит из современных и старых кварталов. Четкой границы между ними нет, что придает аулу поэтическую привлекательность. Своеобразная архитектура домов – один не похож на другой – подчеркивает внешнее отличие селения от всех соседних. Например, практически сразу привыкаешь к тому, что широкие чистые улицы с великолепно качества покрытием неожиданно переходят в узкие мощенные камнем проулки, с высокими стенами из природного материала. Ощущение такое, будто в течение мгновения сразу переносишься из 21-го века – в 19-ый, когда единственными способами передвижения для местных жителей были лошади и конные повозки.
На фоне остальных домов найти самые первые жилища черкесов, сохранившиеся до наших дней, непросто – без проводника не обойтись, хотя для упрощения этого процесса внутри селения установлены специальные таблички на трех языках. Одна из них, например, гласит, что на окраине селения расположен некогда знаменитый на всем Ближнем Востоке "Дом Шхалаховых", построенный еще в конце 19-го века. О нем прежде слышать доводилось неоднократно, поэтому прожить несколько дней в Кфар-Каме и не побывать здесь – посчитал для себя недопустимым.

ДОМ ШХАЛАХОВЫХ СТАНЕТ МУЗЕЕМ
Двухэтажный каменный дом даже сегодня поражает своими размерами. Здесь, естественно, давно уже никто не живет, даже Шхалаховых в Кфар-Каме почти не осталось, но местечко, где некогда считали за честь побывать многие известные и знатные люди, например, видный деятель народного освободительного движения Черкес Этхем, заброшенным никак не назовешь. Здесь все хранит дух того времени – просторный двор, постройки, выполнявшие роль гостиных, фруктовый сад. Внутри комнат видны следы былого величия и достатка.
Некоторое время назад муниципалитет Кфар-Камы выкупил этот комплекс, которому уготована судьба исторического музея. Сейчас здесь работают несколько человек из числа местных жителей, приводящих дом в надлежащий порядок. Вмешательство во внешний облик и внутреннее убранство дома, выполненного в старинном адыгском стиле с использованием передовых в ту пору архитектурных достижений, будет минимальным – необходимо лишь приостановить процесс старения дома, подправить крышу, стены, пол и потолки.

ДОМ МАСТЕРА ТЛЕУЖА
В нескольких кварталах отсюда расположен еще один старинный дом, некогда принадлежавший знаменитому мастеру-ювелиру Мусе Тлеужу, кстати, первому адыгскому ребенку, родившемуся в Израиле в далеком 1873 году.
В то время нынешняя территория Израиля принадлежала Османской империи. Муса, став взрослым, отслужил в армии. Затем некоторое время работал в приморском городе Акко управляющим финансами и хозяйством у турецкого паши Рамзия Мостэко, этнического адыга. Там же Муса познакомился с ювелиром, адыгом, некогда жившем в Анатолии. Имя учителя Мусы история, к сожалению, не сохранила. Рассказывают, что мастер работал в своей мастерской в одиночку и никогда не допускал никого внутрь, что, впрочем, тогда считалось обыденным явлением. Адыги верили, что никто из посторонних не должен видеть изделие кузнеца или ювелира, пока оно не будет полностью готово, иначе – предмет потеряет свою силу и красоту. Проявляя интерес к этому древнему ремеслу, однажды Муса Тлеуж решил подсмотреть за работой знакомого мастера. Вскоре он стал учеником ювелира и был посвящен во все секреты его искусства. Приобретя огромный опыт, впоследствии Тлеуж сам стал непревзойденным мастером, слава о котором распространялась по всему Ближнему Востоку. Прожил он почти сто лет, оставив потомкам уникальные вещи собственной работы – предметы традиционных украшений мужской и женской одежды, оружие, изделия из золота и серебра. Часть из них сохранилась до сих пор.

МУЗЕЙ БРАТЬЕВ ТХАУХО
Буквально в двадцати метрах от дома Мусы Тлеужа не так давно появился этнографический музей, созданный руками молодых жителей Кфар-Камы – братьями Зухером и Закерием Тхаухо. Они привели в порядок некогда заброшенный дом, принадлежащий одной из местных семей, и за короткое время, всего за год, смогли собрать уникальную коллекцию предметов старины, выставленные в нескольких комнатах. Сейчас здесь содержится несколько сотен экспонатов, имеющих несомненную историческую и культурную ценность.
– Многие вещи люди просто выбрасывали, нисколько не задумываясь о том, что когда-нибудь они будут считаться ценными предметами адыгской старины, по-настоящему раритетными вещами, – рассказывает Зухер. – Мы решили не только сохранить эти свидетельства нашего прошлого, но и, выставив их на всеобщее обозрение, создать здесь музей.
Сегодня интерес к черкесской культуре как никогда повышенный, говорит другой смотритель музея – Закерий Тхаухо. Сюда обязательно заходят гости Кфар-Камы, приезжают экскурсионные группы со всего Израиля.
– Музей выполняет важную функцию по широкой пропаганде нашей этнической культуры, – убежден Зухер. – Многие жители страны считают нас, адыгов, – арабами, но, хотя бы раз побывав здесь, признают свою ошибку, не скрывают искреннего удивления, что рядом с ними живут носители столь уникальной и самобытной культуры, восторгаются героическим прошлым черкесов, сопереживают трагическим страницам нашей древней истории.
Братья, вдохновленные первыми успехами – популярностью музея и бизнесом, приносящим прибыль, – продолжают развивать начатое дело. Недавно они создали каталог предметов, хранящихся в их музее, продолжают собирать материалы, так или иначе связанные с адыгской тематикой.
Во время посещения музея юными артистами народного ансамбля "НЭФ" привычный разговор о музее перерос в многочасовое общение, участие в котором приняли не только хозяева экспозиции, но и гости. Особенно эмоционально говорили о черкесском оружии, знаменитом на весь мир.
Предметам, собранным братьями Тхаухо, могут позавидовать многие крупные музеи, специализирующиеся на истории и культуре народов Кавказа. Здесь детально воссозданы элементы традиционного уклада жизни и быта черкесов, широко представлены народные ремесла и свидетельства разных эпох.
– Рассказывая посетителям о своем народе, я стараюсь убедить их и в красоте далекой родины предков, которую видел только на фотографиях, – говорит на прощание Зухер. – Я никогда не бывал на Кавказе, но очень мечтаю об этом…

В ГОСТЯХ У АЗМИ ТХАУХО
На другой окраине Кфар-Камы живет Азми Тхаухо. С ним мы познакомились в первые же минуты нашего приезда в селение. Азми, отец пятерых детей, работает секретарем в муниципалитете Кфар-Камы, серьезно интересуется адыгской историей. После короткого общения с ним я уже успел убедиться, насколько это интересный собеседник и великолепный рассказчик. В один из дней Азми пригласил всю делегацию из Адыгеи к себе в гости.
В полуподвальном помещении двухэтажного, привлекательного внешне и очень уютного внутри, особняка семьи Тхаухо, оборудован частный этнографический музей. Посетителей здесь тоже бывает немало, но хозяин занялся этим делом не ради денег. Летом 1996 года в одном из боев с палестинцами погиб брат Азми – Аслан, служивший тогда в действующей армии Израиля. В память о нем и появился здесь музей.
– Брат погиб, желая помочь боевым товарищам, – вспоминает Азми. – В израильский танк попал вражеский снаряд. Аслан, пытаясь спасти людей, оставшихся в горящей боевой машине, был смертельно ранен разорвавшейся рядом бомбой.
На самом видном месте – вырезки из крупнейших израильских газет, рассказавших о подвиге черкеса Аслана Тхаухо – на них молодой, весело улыбающийся парень, не задумываясь, отдавший свою жизнь за страну, ставшую для него второй родиной.
– Экспонаты, выставленные здесь, я коллекционировал не один год, – рассказывает Азми. – Поначалу материалов было немного, но в последние годы стало значительно проще – недостатка в информации, связанной с жизнью адыгов, проживающих в разных странах мира, практически нет.
Сам хозяин считает, что все предметы его музея, собранные в родном селении, служат главной задаче – рассказывать посетителям, в первую очередь, жителям Земли Обетованной о Кавказе и черкесах, их судьбе, культуре, языке и традициях.
В книге посетителей музея семьи Тхаухо – записи на самых разных языках. Есть здесь пожелания, оставленные, например, министром культуры Адыгеи Адамом Тлецери, побывавшим недавно в Кфар-Каме в составе официальной делегации республики. Трогательные слова благодарности хозяевам вписали сюда на русском языке дети из ставшего печально знаменитым североосетинского города Беслана, проходившие в Израиле курс реабилитации. Теперь тут есть и автографы юных артистов ансамбля "НЭФ", оставшихся под большим впечатлением от увиденного.

ЧЕРКЕССКИЙ РЕСТОРАН
На самом въезде в Кфар-Каму видна большая яркая вывеска на иврите. Долгое время я на нее не обращал особого внимания. Позже мне подсказали, что это реклама единственного здесь ресторана с адыгской национальной кухней, принадлежащего местному жителю Пашу Тхаухо. Уже этот факт заставил меня поближе познакомиться с хозяином и его семьей.
К созданию собственного дела Паш шел несколько лет. Некоторое время, в середине 90-х, он перебрался в Майкоп, занялся бизнесом. Дела шли не столь успешно, как того хотелось, но на жизнь хватало, вспоминает собеседник. Здесь он познакомился со своей будущей супругой Нафсет Шашевой из аула Джамбечий. Молодая семья долго пыталась организовать прибыльное предприятие, но вскоре решила вернуться в Израиль. Сегодня они живут "на два дома" – Паш и Нафсет часто бывают на исторической родине, хотя большую часть года проводят в Кфар-Каме.
– Когда у нас появились дети, стало понятно – необходим стабильный заработок, – рассказывает Паш. – В ту пору я решил строить дом, нужно было всерьез подумать о будущем.
Как-то само собой возникла идея заняться ресторанным бизнесом. Нафсет – профессиональный технолог приготовления пищи, а какая настоящая хозяйка не умеет готовить блюда традиционного адыгского стола?
– Мне во многом повезло, – вспоминает Тхаухо. – Не имея ни шекеля, благодаря помощи друзей за короткое время в долг построил дом. Первый этаж мы отвели под небольшой ресторан, на втором – находятся гостиная и жилые комнаты.
Взявшейся за новое дело семье пришлось непросто – на первых порах, пока не пришел опыт, Паш и Нафсет до всего доходили сами, искали собственный, привлекательный стиль для своего детища, пришлось преодолевать и пессимизм односельчан.
– Когда в Кфар-Каме узнали, что мы собираемся открыть ресторан с черкесской кухней, многие смеялись, мол, кто туда будет ходить, для кого вы станете готовить еду? – с улыбкой рассказывает Паш. – Сегодня, конечно, все по-другому – дело налажено, приносит стабильный доход, а жители селения нарадоваться не могут – самим готовить не нужно.
В последние годы в Кфар-Каме успешно действует интересный экскурсионный маршрут. Приезжающие сюда группы делают вояж по улицам селения, посещают музей братьев Зухера и Закерия Тхаухо, а затем заезжают в семейный ресторан Паша и Нафсет. Выбор блюд, предлагаемых посетителям, достаточно обширный, да и по вкусовым качествам видно не уступает конкурентам, что и привлекает сюда жителей страны и зарубежных туристов.
– Наш график работы устоялся давно, – вступает в разговор Нафсет. – Три дня в неделю – в пятницу, субботу и воскресенье – ресторан открыт для всех. В течение недели мы готовим по договоренности с турфирмами – к приезду экскурсантов. В будние дни по утрам раздаем еду по магазинчикам Кфар-Камы – она всегда пользуется спросом, особенно адыгейский сыр, и приносит некоторую прибыль. Помимо всего прочего выполняем заказы на обслуживание вечеринок и свадеб – так что без работы не сидим.

СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС ХУНОВЫХ
Еще до первого визита в Риханию я знал, что у меня здесь есть знакомые. В прошлом году в Шапсугию приезжали супруги Шаукий и Асмахан Хунэ. Гости побывали в лазаревском офисе Адыгэ Хасэ, а затем поехали в поселок Ахинтам – к Ачмизовым. Уже в дороге Шаукий рассказал, что бывал здесь и прежде – в начале 90-х. Тогда же, признался он, обратил внимание на новый бизнес, только-только организованный Айсой Ачмизовым. Это сегодня его фирма "Джегош" широко известна в России, а тогда мало кто верил, что этнотуризм когда-нибудь станет популярным и прибыльным делом. Вскоре Хуновы решили использовать опыт Ачмизовых – так в Рихании появился первый настоящий музей адыгской истории и культуры. Постепенно удалось реализовать и другую мечту – наладить экскурсионный бизнес: Шаукий встречает и сопровождает группы, Асмахан – угощает их блюдами национальной кухни собственного приготовления. Так что и здесь, в Рихании, теперь научились не только пропагандировать лучшие достижения родной культуры, но и деньги зарабатывать.
В отличие от своих коллег из Кфар-Камы и Причерноморской Шапсугии, прибегающих к традиционным формам подачи материала, Шаукий активно использует в процессе работы с посетителями современные информационные технологии, что в значительной степени повышает эффективность восприятия всей экскурсии. Рассказывая гостям о вехах истории черкесов, элементах быта, традициях и укладе жизни предков, нынешней жизни адыгов на исторической родине и за рубежом, Хунэ берет в руки пульт мультимедийной установки, как бы иллюстрируя свой рассказ кадрами кинохроники, видеосъемками, редкими и красочными, цифрового качества фотографиями, географическими и историческими картами, музыкальными зарисовками, проецируемыми на большой экран. В нескольких помещениях музея выставлена достаточно редкая экспозиция предметов прошлого, вызывающая повышенный интерес у посетителей.

БИЗНЕС МАГЕРА УБЫХА
Свои серьезные проекты на длительную перспективу готовит и молодежь. Например, наш гостеприимный хозяин, житель Рихании Магер Убых, у которого в течение трех дней жила взрослая часть мужского коллектива делегации, довольно успешно занимается развитием собственного экскурсионного бизнеса. Во дворе дома он построил два комфортабельных типовых коттеджа, в которых могут переночевать или отдохнуть несколько дней, как гости селения, так и проезжающие мимо аула автолюбители. Во дворе уютно, прохладно, много зелени и цветов – рай, да и только!
– Я решил начать с малого, – рассказывает Магер, много лет отслуживший в полиции Израиля. – Доход пока пусть и небольшой, но есть перспектива для его развития дела – решил построить еще пару коттеджей, благо земля есть. Места у нас красивые, селение чистое, тихое и спокойное. Очень эффективно "работает" реклама в Интернете, но важнее всего, считаю, необходимо создать такие условия для посетителей, чтобы люди каждый раз стремились приехать к нам и только к нам. Тогда и реклама не понадобится.

Анзор НИБО.

На фото:

1. - Азми Тхаухо.



2 и 3 – музей Азми Тхаухо.


4 – дом семьи Тхаухо.


5 – дом Мусы Тлеужа.


6 – Зухер и Закерий Тхаухо.


7 – вывеска у дома Шхалаховых.


8 – дом Шхалаховых.


9 – вывеска ресторана семьи Тхаухо.


10 – Паш и Нафсет Тхаухо.


11 – Азми Тхаухо и юные танцоры "НЭФа".


12 – в музее братьев Тхаухо. Слева – направо – эфенди аула Кфар-Кама Юсуф Ачмиз, Мугдин Чермит и хореограф ансамбля "НЭФ" Инвер Юнух.



13 и 14 – экспонаты музея братьев Тхаухо.


15 – старый квартал Кфар-Камы.


16 – Магер Убых.


17 – экспонат музея семьи Хунэ.


18 – Шаукий и Асмахан Хунэ.

Фото автора.

Комментарии 0

      Последние публикации

      Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

      Подписаться

      Здравствуйте!
      Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

      Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.