Земля обетованная и адыги
Контакты между адыгами Кавказа и их братьями и сестрами, живущими в Израиле, имеют всего двадцатилетнюю историю. Зарождению их способствовал проходивший в Нальчике Первый международный конгресс черкесов, на котором присутствовала и делегация израильских соотечественников.
После окончания его работы гости из стран Ближнего Востока, Европы, Турции, США посетили населенные пункты Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Карачаево-Черкесии, побывали в Шапсугии, нашли своих родственников. С тех пор в КБР, Адыгею, КЧР и Причерноморскую Шапсугию постоянно приезжают адыги с земли обетованной.
В Израиле, в районе Верхняя Галилея, находятся две черкесские деревни - Кфар-Кама и Рихания. Здесь гостили президент Международной Черкесской Ассоциации Юрий Калмыков и заслуженный артист Российской Федерации Заур Тутов, выступали ансамбли танца Адыгеи «Нальмес» и «Исламей», певицы Тамара Нехай и Анжелика Начесова, композиторы Альберт Тлячев и Аслан Тлебзу. А совсем недавно, 4-10 августа в Адыгском фестивале в деревне Рихания приняли участие заслуженные артисты КБР и КЧР Асият Черкесова и Али Ташло. Вместе с ними в Израиль были приглашены глава министерства по делам молодежи КБР Борис Паштов, тхамада общественной организации «Пэрыт» Мажид Утиж и автор этих строк. Делегация из Кабардино-Балкарии побывала на Голанских высотах, в городах Иерусалим, Хайфа, Кармиель, Тиберия, Тель-Авив, на Тивериадском озере и Средиземном море. Гостей из далекого Нальчика приняли мэр Иерусалима, министр внутренних дел, по делам малых народов Государства Израиль, главы администраций Верхней Галилеи, Кфар-Камы и Рихании.
Теперь о самих черкесских селениях. В Кфар-Каме проживает более 2500 человек. В основном это шапсуги. Встречаются семьи хатукаевцев, бжедугов, абадзехов. Живут здесь и две кабардинки из рода Моловых. Родились они в Сирии, на Голанских высотах, вышли замуж.
Кафар-Каму без преувеличения можно назвать самым ухоженным и опрятным селением во всем Израиле. Тхамаду-мэра зовут Нисим Бакир. В конкурсах среди сельских населенных пунктов страны в течение многих лет подряд Кфар-Кама занимает призовые места.
Основанная в 1876 году, деревня находится на севере древнего еврейского государства. Своеобразно ее расположение: в центре - солидное здание мечети, от нее лучами расходятся улицы. Неподалеку от Кфар-Камы высится гора Тавор. «Тавор» по-еврейски означает «пуп». От Тивериадского озера селение отдалено всего лишь на 30 километров. Черкесской общине Кфар-Камы принадлежит 850 гектаров пахотной земли. Выращивают здесь яблоки, оливки, огурцы, помидоры, арбузы, всякую зелень. Многие участки сдаются в аренду.
Улицы в Рихании и Кфар-Каме ровные и чистые. Электроэнергия появилась здесь 50 лет назад. Адыгские жилища светлы и просторны. Из выходцев двух черкесских селений в городах проживают около 50 человек. Для черкесов оседлый образ жизни привлекательней, это у них в крови. Объясняется это еще и тем, что до воссоздания Государства Израиль адыги и евреи жили рядом с арабами с некоторой опаской, не имея твердых гарантий безопасности. Поэтому многие предпочитали жить в сельской местности, превращая свои дома в крепости.
Я побывал в одном из таких домов в Кфар-Каме. Дому этому более 100 лет. Здесь уже никто не живет, но стены сохранили дух ушедшей эпохи, традиции бывших хозяев. Ими были Шхалаховы, в свое время самые знатные и богатые люди Верхней Галилеи.
Мне поведали о том, что не было в Оттоманской империи дипломата, министра, генерала, купца, который, бывая в Кфар- Каме, не посчитал бы за честь посетить гостиную Шхалаховых. После турецкой революции 1918-1923 гг. два ссыльных адыга, два брата - Эдхем-паша и Рашид из рода Дипшоу (они были ближайшими сподвижниками самого Ататюрка) - в течение двух лет находили приют в этом доме.
И ныне по своему гостеприимству население Рихании и Кфар-Камы выгодно отличается от других наших соотечественников в разных странах, где мне довелось побывать. Я не встречал черкесов, равных жителям двух израильских селений по своему радушию, открытости, красивым манерам, богатой эпитетами адыгской речи. Здесь люди рождаются, живут, стареют и умирают со своим родным языком. Никакой примеси чужого языка, все разговаривают на чистейшем адыгейском - и дома, и на улице, и в школе, и на работе.
Как удалось добиться этого? Зная о том, что евреи без исповедания иудаизма не примут их в свою среду, а арабы навяжут свои порядки, черкесы сомкнули небольшие свои ряды и защитили самое дорогое - язык, адыгэ хабзэ, традиции.
Сегодня в Рихании проживает свыше 100 арабов. Но, что интересно, все они считают себя адыгами. Живут там и татары, и боснийцы, и турки. Все в совершенстве знают черкесский язык, учатся в местной школе.
Я присутствовал на уроке Риада Гиша, автора первых учебников адыгейского языка. Дети внимательно слушали его. В конце учитель предложил текст для чтения черкешенке Сине. Но она справилась с этим плохо. Тогда взялась за дело ее соседка по парте - арабка Назират, которая блестяще прочитала текст.
Расскажу чуть подробнее о Рихании. Она меньше Кфар-Камы, проживают здесь 1250 человек. Из них около тысячи - адыги, в основном абадзехи. В селении 225 семей, 203 из них имеют личные автомобили.
Вот еще несколько интересных цифр. Из девушек Рихании 90 стали невестами джигитов из Кфар-Камы, а 75 молодых риханийцев взяли себе в жены молодых кфаркамок. Из Рихании в Кфар-Каму переехали 15 семей.
Еще одна деталь из жизни местных черкесов. С 1948 г. Израиль был закрыт для адыгов, живущих в других государствах. Поэтому жители Кфар-Камы и Рихании не имели возможности общаться с черкесами, живущими в арабских странах. Отсюда случаи скрепления семейных уз между родственниками, что не поощряется у адыгов. За последние годы положение кардинально изменилось. Теперь в Рихании и Кфар-Каме можно встретить невест из Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Шапсугии... Так, Шокуй Бжедуг женился на Анжеле Гулежиновой из Малой Кабарды.
Со всей уверенностью могу сказать: вернутся ли черкесы на свою историческую родину, останутся ли в Израиле, в любом случае они всегда будут адыгами - со знанием родного языка, традиций, обычаев.
В Кфар-Каме и Рихании работают Дома культуры. Свадьбы, другие торжественные мероприятия проводятся и в них. В спортивных залах тренируются юные борцы, баскетболисты, волейболисты, на стадионах - футболисты. Стадион в Кфар-Каме напоминает амфитеатр: трибуны, оборудованные удобными креслами, полукольцом окружают арену.
Недалеко от Рихании находится гора Джебль-Шейх, контуры которой похожи на величавый Ошхамахо. Потому, наверное, и поселились здесь адыги. Джебль-Шейх напоминает им образы далекой родины.
Рихания располагает 4000 гектаров пастбищ и пашни. Но используют их не полностью. Чем же тогда занимаются жители селения? Руководят школами, птице- и овцефермами, другими объектами. В Рихании работает Институт истории и традиции черкесов. В местной школе трудятся 20 учителей. 10 человек являются подрядчиками, 182 - рабочими, 8 заведуют магазинами. В селении 25 шоферов, 6 сторожей, 28 госслужащих, на фермах заняты 42 человека, в сельском хозяйстве - 19. В армии и полиции служат 69 риханийцев, среди них около 50 офицеров и один генерал.
Деревня расположена всего в двух километрах от ливанской границы. В интересах безопасности и с целью предотвращения вылазок террористов она обнесена надежной проволочной оградой. Но Кфар-Кама в подобной предосторожности не нуждается. Все израильские селения имеют городскую инфраструктуру: асфальтированные улицы и дороги, тротуары, вымощенные плитами, телефоны-автоматы и ночное освещение, бытовые учреждения. Нигде не увидишь грязи и хлама. Личные автомобили не прячут в гаражах: для них оборудованы стоянки и навесы.
Кфар-Каму и Риханию разделяют 70 километров. Это немного, но из-за гористой местности и частых поворотов дорога кажется чересчур длинной.
За 17 лет до воссоздания еврейской государственности в Палестине, в семи километрах от города Хадера, располагалась шапсугская деревня Кирбет Черкасс (Адыгский лес). Название произошло от леса, который находился поблизости. В 1931 г. эпидемия малярии унесла жизни почти всех жителей. Оставшиеся в живых переселились в Кфар-Каму и Риханию.
С 1517 г., когда произошло истребление черкесских мамлюков (они 135 лет правили Египтом, Сирией, Палестиной), в Галилее обитали потомки храбрых адыгских рыцарей, спасшиеся от геноцида. Смешавшись с арабами, они постепенно исчезли, но дети их детей, зная о своем происхождении, не раз обращались к черкесам с просьбой принять их в свою общину. Но израильские адыги отказали им, сославшись на то, что они «на черкесов не похожи и забыли свой язык и обычаи».
Я спросил у израильских соотечественников, почему они не устанавливают тесные связи с адыгами, проживающими в Сирии, Иордании, Турции, чтобы молодые ребята из Кфар-Камы и Рихании не были вынуждены обручаться с двоюродными и троюродными сестрами. Они ответили, что «черкесы из арабских стран тяготеют к арабам, они арабизированы и по языку, и по мышлению, и по обычаям. Связавшись с ними, мы скорее потеряемся, поэтому их девушкам мы предпочитаем собственных или с Кавказа».
Адыги в Израиле пользуются уважением и популярностью. Правительство держит в поле зрения все их проблемы. Построены прекрасные дороги, больницы, школы. Достаточно сказать, что ежегодно на нужды Кфар-Камы выделяется из бюджета страны до 18 млн. долларов. Используя помощь государства, адыги стали проявлять инициативу и предприимчивость, направленные на улучшение благосостояния селян. В Государстве Израиль 21 мая официально отмечается как день памяти адыгов - жертв Кавказской войны 1763-1864 гг.
Жителям Рихании и Кфар-Камы посвящены монографии, о них часто пишут в еврейских, арабских и русскоязычных газетах, журналах, рассказывают по телевидению и радио. В основном это публикации и репортажи о нестандартной жизни адыгов, оказавшихся вдали от исторической родины.
© Северный Кавказ
После окончания его работы гости из стран Ближнего Востока, Европы, Турции, США посетили населенные пункты Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Карачаево-Черкесии, побывали в Шапсугии, нашли своих родственников. С тех пор в КБР, Адыгею, КЧР и Причерноморскую Шапсугию постоянно приезжают адыги с земли обетованной.
В Израиле, в районе Верхняя Галилея, находятся две черкесские деревни - Кфар-Кама и Рихания. Здесь гостили президент Международной Черкесской Ассоциации Юрий Калмыков и заслуженный артист Российской Федерации Заур Тутов, выступали ансамбли танца Адыгеи «Нальмес» и «Исламей», певицы Тамара Нехай и Анжелика Начесова, композиторы Альберт Тлячев и Аслан Тлебзу. А совсем недавно, 4-10 августа в Адыгском фестивале в деревне Рихания приняли участие заслуженные артисты КБР и КЧР Асият Черкесова и Али Ташло. Вместе с ними в Израиль были приглашены глава министерства по делам молодежи КБР Борис Паштов, тхамада общественной организации «Пэрыт» Мажид Утиж и автор этих строк. Делегация из Кабардино-Балкарии побывала на Голанских высотах, в городах Иерусалим, Хайфа, Кармиель, Тиберия, Тель-Авив, на Тивериадском озере и Средиземном море. Гостей из далекого Нальчика приняли мэр Иерусалима, министр внутренних дел, по делам малых народов Государства Израиль, главы администраций Верхней Галилеи, Кфар-Камы и Рихании.
Теперь о самих черкесских селениях. В Кфар-Каме проживает более 2500 человек. В основном это шапсуги. Встречаются семьи хатукаевцев, бжедугов, абадзехов. Живут здесь и две кабардинки из рода Моловых. Родились они в Сирии, на Голанских высотах, вышли замуж.
Кафар-Каму без преувеличения можно назвать самым ухоженным и опрятным селением во всем Израиле. Тхамаду-мэра зовут Нисим Бакир. В конкурсах среди сельских населенных пунктов страны в течение многих лет подряд Кфар-Кама занимает призовые места.
Основанная в 1876 году, деревня находится на севере древнего еврейского государства. Своеобразно ее расположение: в центре - солидное здание мечети, от нее лучами расходятся улицы. Неподалеку от Кфар-Камы высится гора Тавор. «Тавор» по-еврейски означает «пуп». От Тивериадского озера селение отдалено всего лишь на 30 километров. Черкесской общине Кфар-Камы принадлежит 850 гектаров пахотной земли. Выращивают здесь яблоки, оливки, огурцы, помидоры, арбузы, всякую зелень. Многие участки сдаются в аренду.
Улицы в Рихании и Кфар-Каме ровные и чистые. Электроэнергия появилась здесь 50 лет назад. Адыгские жилища светлы и просторны. Из выходцев двух черкесских селений в городах проживают около 50 человек. Для черкесов оседлый образ жизни привлекательней, это у них в крови. Объясняется это еще и тем, что до воссоздания Государства Израиль адыги и евреи жили рядом с арабами с некоторой опаской, не имея твердых гарантий безопасности. Поэтому многие предпочитали жить в сельской местности, превращая свои дома в крепости.
Я побывал в одном из таких домов в Кфар-Каме. Дому этому более 100 лет. Здесь уже никто не живет, но стены сохранили дух ушедшей эпохи, традиции бывших хозяев. Ими были Шхалаховы, в свое время самые знатные и богатые люди Верхней Галилеи.
Мне поведали о том, что не было в Оттоманской империи дипломата, министра, генерала, купца, который, бывая в Кфар- Каме, не посчитал бы за честь посетить гостиную Шхалаховых. После турецкой революции 1918-1923 гг. два ссыльных адыга, два брата - Эдхем-паша и Рашид из рода Дипшоу (они были ближайшими сподвижниками самого Ататюрка) - в течение двух лет находили приют в этом доме.
И ныне по своему гостеприимству население Рихании и Кфар-Камы выгодно отличается от других наших соотечественников в разных странах, где мне довелось побывать. Я не встречал черкесов, равных жителям двух израильских селений по своему радушию, открытости, красивым манерам, богатой эпитетами адыгской речи. Здесь люди рождаются, живут, стареют и умирают со своим родным языком. Никакой примеси чужого языка, все разговаривают на чистейшем адыгейском - и дома, и на улице, и в школе, и на работе.
Как удалось добиться этого? Зная о том, что евреи без исповедания иудаизма не примут их в свою среду, а арабы навяжут свои порядки, черкесы сомкнули небольшие свои ряды и защитили самое дорогое - язык, адыгэ хабзэ, традиции.
Сегодня в Рихании проживает свыше 100 арабов. Но, что интересно, все они считают себя адыгами. Живут там и татары, и боснийцы, и турки. Все в совершенстве знают черкесский язык, учатся в местной школе.
Я присутствовал на уроке Риада Гиша, автора первых учебников адыгейского языка. Дети внимательно слушали его. В конце учитель предложил текст для чтения черкешенке Сине. Но она справилась с этим плохо. Тогда взялась за дело ее соседка по парте - арабка Назират, которая блестяще прочитала текст.
Расскажу чуть подробнее о Рихании. Она меньше Кфар-Камы, проживают здесь 1250 человек. Из них около тысячи - адыги, в основном абадзехи. В селении 225 семей, 203 из них имеют личные автомобили.
Вот еще несколько интересных цифр. Из девушек Рихании 90 стали невестами джигитов из Кфар-Камы, а 75 молодых риханийцев взяли себе в жены молодых кфаркамок. Из Рихании в Кфар-Каму переехали 15 семей.
Еще одна деталь из жизни местных черкесов. С 1948 г. Израиль был закрыт для адыгов, живущих в других государствах. Поэтому жители Кфар-Камы и Рихании не имели возможности общаться с черкесами, живущими в арабских странах. Отсюда случаи скрепления семейных уз между родственниками, что не поощряется у адыгов. За последние годы положение кардинально изменилось. Теперь в Рихании и Кфар-Каме можно встретить невест из Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Шапсугии... Так, Шокуй Бжедуг женился на Анжеле Гулежиновой из Малой Кабарды.
Со всей уверенностью могу сказать: вернутся ли черкесы на свою историческую родину, останутся ли в Израиле, в любом случае они всегда будут адыгами - со знанием родного языка, традиций, обычаев.
В Кфар-Каме и Рихании работают Дома культуры. Свадьбы, другие торжественные мероприятия проводятся и в них. В спортивных залах тренируются юные борцы, баскетболисты, волейболисты, на стадионах - футболисты. Стадион в Кфар-Каме напоминает амфитеатр: трибуны, оборудованные удобными креслами, полукольцом окружают арену.
Недалеко от Рихании находится гора Джебль-Шейх, контуры которой похожи на величавый Ошхамахо. Потому, наверное, и поселились здесь адыги. Джебль-Шейх напоминает им образы далекой родины.
Рихания располагает 4000 гектаров пастбищ и пашни. Но используют их не полностью. Чем же тогда занимаются жители селения? Руководят школами, птице- и овцефермами, другими объектами. В Рихании работает Институт истории и традиции черкесов. В местной школе трудятся 20 учителей. 10 человек являются подрядчиками, 182 - рабочими, 8 заведуют магазинами. В селении 25 шоферов, 6 сторожей, 28 госслужащих, на фермах заняты 42 человека, в сельском хозяйстве - 19. В армии и полиции служат 69 риханийцев, среди них около 50 офицеров и один генерал.
Деревня расположена всего в двух километрах от ливанской границы. В интересах безопасности и с целью предотвращения вылазок террористов она обнесена надежной проволочной оградой. Но Кфар-Кама в подобной предосторожности не нуждается. Все израильские селения имеют городскую инфраструктуру: асфальтированные улицы и дороги, тротуары, вымощенные плитами, телефоны-автоматы и ночное освещение, бытовые учреждения. Нигде не увидишь грязи и хлама. Личные автомобили не прячут в гаражах: для них оборудованы стоянки и навесы.
Кфар-Каму и Риханию разделяют 70 километров. Это немного, но из-за гористой местности и частых поворотов дорога кажется чересчур длинной.
За 17 лет до воссоздания еврейской государственности в Палестине, в семи километрах от города Хадера, располагалась шапсугская деревня Кирбет Черкасс (Адыгский лес). Название произошло от леса, который находился поблизости. В 1931 г. эпидемия малярии унесла жизни почти всех жителей. Оставшиеся в живых переселились в Кфар-Каму и Риханию.
С 1517 г., когда произошло истребление черкесских мамлюков (они 135 лет правили Египтом, Сирией, Палестиной), в Галилее обитали потомки храбрых адыгских рыцарей, спасшиеся от геноцида. Смешавшись с арабами, они постепенно исчезли, но дети их детей, зная о своем происхождении, не раз обращались к черкесам с просьбой принять их в свою общину. Но израильские адыги отказали им, сославшись на то, что они «на черкесов не похожи и забыли свой язык и обычаи».
Я спросил у израильских соотечественников, почему они не устанавливают тесные связи с адыгами, проживающими в Сирии, Иордании, Турции, чтобы молодые ребята из Кфар-Камы и Рихании не были вынуждены обручаться с двоюродными и троюродными сестрами. Они ответили, что «черкесы из арабских стран тяготеют к арабам, они арабизированы и по языку, и по мышлению, и по обычаям. Связавшись с ними, мы скорее потеряемся, поэтому их девушкам мы предпочитаем собственных или с Кавказа».
Адыги в Израиле пользуются уважением и популярностью. Правительство держит в поле зрения все их проблемы. Построены прекрасные дороги, больницы, школы. Достаточно сказать, что ежегодно на нужды Кфар-Камы выделяется из бюджета страны до 18 млн. долларов. Используя помощь государства, адыги стали проявлять инициативу и предприимчивость, направленные на улучшение благосостояния селян. В Государстве Израиль 21 мая официально отмечается как день памяти адыгов - жертв Кавказской войны 1763-1864 гг.
Жителям Рихании и Кфар-Камы посвящены монографии, о них часто пишут в еврейских, арабских и русскоязычных газетах, журналах, рассказывают по телевидению и радио. В основном это публикации и репортажи о нестандартной жизни адыгов, оказавшихся вдали от исторической родины.
© Северный Кавказ
Комментарии 0