Нужно все делать по уму

В Израиле, обладающем самыми современными технологиями в области сельского хозяйства, бурное развитие научно-технического прогресса стимулируют не только государство, но и консервативные религиозные традиции

Амир ШапсугВ разгар рабочего дня животноводческая ферма жителя селения Рихания Амира Шапсуга – самая крупная во всей округе – выглядела безлюдной, ни души: только из-за высокого железного забора раздавалось негромкое, словно скучающее, блеяние коз и лай собаки.

– Вы уже приехали? Буду ровно через пять минут, – сразу сообщил по телефону владелец хозяйства, словно наблюдавший за нами откуда-то сверху.

Глава муниципального Хасэ Рихании Самир Гиш, выступивший в роли гида, поясняет: постоянное присутствие людей на территории фермы вовсе необязательно, везде расставлены видеокамеры, так что за происходящим здесь можно следить, не выходя из дома, а это пара километров отсюда – очень удобно и практично.

Амир Шапсуг приехал не один. Сын Нух в дни летних школьных каникул его главный помощник, да и вдвоем, как говорится, веселее. Мальчишка не отстает от отца: ловит каждое слово, старается в точности повторять то, что делает родитель – достойная смена растет.

Юный Нух - главный помощник отца– Пять лет назад мы с братьями решили заняться выращиванием коз не от хорошей жизни –ситуация тогда была очень непростая, нужно было семьи как-то кормить, – рассказывает Амир. – Поначалу все делали по старинке, буквально выбивались из сил: рабочих рук не хватало, с утра до вечера пропадали на ферме. Теперь я и один легко справляюсь со всем процессом, а уж с таким помощником, как Нух, и вовсе проблем нет…

Начинать приходилось с нуля, вспоминает Шапсуг. Вскладчину купили пару десятков коз, на небольшой территории постепенно построили загоны для животных, приобрели технику, закупили корма. Все зарабатываемые средства практически целиком вкладывались в развитие хозяйства, но дела все равно шли "не ахти", тогда-то и пришли к выводу: нужно что-то кардинально менять, необходим совершенно новый подход к организации семейного бизнеса.

– Посовещавшись, решили на свой страх и риск попробовать применить на своей ферме новый технологический процесс, – вспоминает Амир. – Пару лет назад в Израиле только-только начинали внедрять компьютеризированные автоматические линии по производству козьего молока. Конечно, были и сомнения – это совсем недешевое удовольствие, да и уверенности в том, что все получится, не было никакой. Мы все равно пошли на риск – и не прогадали.

Государство погасило братьям Шапсуг половину всех затрат на приобретение и установку новой системы в виде безвозмездного сельскохозяйственного банковского кредита.

– Нам даже никуда ехать не пришлось, – восторженно говорит Амир. – Специалисты фирмы-поставщика приехали в селение, сами все установили, смонтировали, наладили, запустили, рассказали, как управляться со всем этим хитрым оборудованием. Теперь у нас настоящий рай! Да, что говорить, сейчас сами все увидите!

Откуда-то доносились негромкие звуки классической музыки, потом зазвучали знакомые аккорды популярной рок-мелодии – радио не выключается круглые сутки. Оказалось, это привычный здесь фон, не только поднимающий настроение работникам, но и благотворно влияющий на основной процесс.

– Музыка звучит тут постоянно, – рассказывает хозяин фермы, показывая помещения, в которых содержатся животные. – Ученые говорят, это способствует хорошим надоям и приросту, да и у животных создается эффект постоянного присутствия человека – так им спокойнее.

Сегодня в хозяйстве у Шапсуга более двухсот коз. Часть особей на развод были закуплены в австрийских Альпах, часть – во Франции. Есть здесь и местные породы. Поголовье разновозрастное, поэтому животные содержатся в отдельных вольерах. Везде чистота, порядок, ничего лишнего. О том, что это все-таки животноводческая ферма, напоминает только специфический запах, да и то еле уловимый – так что, судя по расслабленному поведению питомцев, довольно жующих и стремительно набирающих вес, жить здесь вполне можно.

– Создатели компьютерной системы серьезно продумали буквально все нюансы, связанные с технологическим процессом ухода за животными, – поясняет Амир. – Информация о каждой особи содержится в микрочипах, которые вживлены в уши козам. Мужские и женские особи легко различить по цвету чипа. Компьютер внимательно следит за развитием животного, учитывает, сколько корма оно получило в день, сколько прибавило в весе, сколько дало молока. Там же есть сведения о состоянии здоровья – любое изменение в организме животного не останется без внимания умной машины. Все это настолько упростило мой труд, что я приезжаю на ферму всего пару раз в день – во время кормления и доения.

Компьютер внимательно контролирует буквально всю производственную цепочку. Информация о происходящем на ферме Шапсуга в режиме реального времени "уходит"… в Тель-Авив, расположенный в полутора сотнях километрах от Рихании. Там же дежурный благодаря системе видеонаблюдения имеет возможность отслеживать другие важные детали: какие корма идут на питание животным, в каких санитарных условиях они содержатся, производится ли регулярный ветеринарный осмотр, как хранится молоко и прочее.

Хозяйство ШапсугаКаждое животное имеет свой паспорт, который зарегистрирован в министерстве сельского хозяйства Израиля. Если этого своевременно не сделать, поясняет Амир, в случае чего официально продать козу не удастся – она будет считаться ворованной, можно и под статью "загреметь". Так что Шапсуг предпочитает работать открыто и прозрачно: козье мясо, произведенное в его хозяйстве, в полном объеме закупает соседняя Палестина, молоко же остается внутри страны.

– Для любого сельхозпредприятия важно не только произвести продукцию, но и выгодно реализовать ее, – рассуждает Амир. – И в этом плане проблем нет никаких. Все козье молоко, а это в среднем шестьсот литров в день, у меня приобретает одна из крупнейших в Израиле компаний "Тнува", специализирующаяся на производстве кошерной продукции. Условия предлагаются хорошие, но и требования предъявляются высочайшие. Так что современный технический прогресс очень тесно связан с консервативными религиозными традициями, а это очень важная здесь сфера – одно "подстегивает" другое.

Кошерное молоко, произведенное на ферме Шапсуга, используется для производства более двух десятков видов сыров, йогуртов, ряженки, диетического и детского питания, которые реализуются не только в Израиле.

– Процесс сцеживания молока в среднем занимает около часа, – рассказывает Амир, попутно наблюдая за тем, как умело управляется с трубочками и проводами аппарата машинного доения шустрый Нух. – Распорядок у нас строгий, выполняется неукоснительно, это уже как рефлекс: все нужно делать в одно и то же время.

Со стороны наблюдать за происходящим не просто интересно – увлекательно, все как в цирке: животные по команде человека партиями заходят в помещение, плотно становятся ровными рядами, тесно прижимаясь боками, в нетерпеливом ожидании продолжения. Дальнейший процесс идет вручную: Амир и Нух присоединяют к каждому вымени специальные приспособления для сцеживания – на все манипуляции уходит не больше минуты. Включается оборудование – молоко сразу поступает во вместительную цистерну, где поддерживается постоянная температура, поэтому даже в сорокаградусную жару оно целиком сохраняет свои качества и свойства. Каждый литр добытой продукции учитывается системой: "на пульте" в Тель-Авиве точно знают, сколько именно молока поступило в резервуар и сколько вывезено. Процесс давно налажен: закупочная машина ежедневно приезжает в одно и то же время, поэтому владельцу хозяйства совсем не обязательно бывать здесь постоянно: компьютер не обманешь, учет очень строгий. В конце каждой недели фирма перечисляет на счет Шапсуга деньги за молоко – срывов в поставках и прочих недоразумений между деловыми партнерами не бывает, подчеркивает Амир, здесь все построено на полнейшем доверии, сотрудничество осуществляется уже не первый год.

Кстати, компьютерная система может своевременно исправлять возможные ошибки со стороны человека, говорит владелец фермы. Например, в случае, если животное только что переболело, машина не позволит брать у него молоко в течение трех дней: информация считывается с чипа, находящегося в ухе козы, и аппаратура для доения автоматически выключается.

– Сейчас я понимаю, насколько мы были правы тогда, пять лет назад, решившись на рискованный эксперимент и купив дорогостоящее оборудование, – признается Амир. – Благодаря современным технологиям, внедренным на ферме, был заметно облегчен не только наш труд, но и упрощен весь процесс производства мяса и молока. Все нужно учиться делать по уму, не жалея средств на перспективное развитие. Теперь у меня появились новые идеи. Например, есть желание заняться еще разведением овец – несколько голов я уже приобрел. Так что будет работать дальше!


Анзор НИБО.
Сочи – Рихания – Сочи.
Фото автора. 

Комментарии 0

      Последние публикации

      Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

      Подписаться

      Здравствуйте!
      Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

      Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.