Избирательный марафон в Иордании: взгляд изнутри
Корреспондент газеты "Шапсугия" стал свидетелем затяжного и достаточно сложного процесса выборов лидера и членов Совета Центрального "Адыгэ Хасэ" Хашимитского Королевства


– Выборы считаются состоявшимися при явке более половины избирателей, а это тысяча восемьсот тридцать два человека из трех тысяч шестисот шестидесяти трех, внесенных в списки, – рассказывает он. – Опыт в организации и проведении избирательного процесса у нас наработан огромный, все продумано до мелочей, поэтому каких-то особых проблем, как правило, не возникает.
Должность председателя Черкесского благотворительного общества Иордании, где проживает порядка 120 тысяч этнических адыгов, является общественной, неоплачиваемой, тут значительно более ценно другое: статус лидера организации – многочисленной, влиятельной и экономически мощной, помимо всего прочего позволяет быть вхожим в Королевский дворец. Неудивительно, что выборы руководителя здесь не превращаются в формальность, как это зачастую случается у нас, а становятся очень важным событием в жизни всей диаспоры. В большинстве случаев, учитывая ответственность исторического момента, процесс изрядно затягивается, с первого раза определить имя нового руководителя удается крайне редко – конкуренция высочайшая. Так было и на этот раз: после первого дня голосования, прошедшего 15 июля, и окончившегося ничем – не было кворума, не хватило всего десять голосов, выборы были перенесены ровно на две недели.
Честно говоря, подобного серьезнейшего и крайне ответственного подхода к выборам в общественной организации, как в Иордании, я не видел нигде. В разные годы мне приходилось наблюдать за тем, как это происходит в Нальчике, Майкопе, Черкесске, Краснодаре, неоднократно участвовал в избрании президиума и лидера "Адыгэ Хасэ" в Шапсугии, поэтому, безусловно, есть с чем сравнивать. Тут все по-другому, на совершенно ином уровне. Выборы председателя Черкесского благотворительного общества ничем не уступают избирательному процессу государственного уровня: формируются избирательные объединения, выдвигаются кандидаты, идет полноценная информационная пропагандистская кампания, печатаются разнообразные агитационные материалы, претенденты на пост руководителя выступают перед электоратом со своими программами и т.д. Вообще эта тема становится главной на несколько месяцев, причем не только до дня голосования, но и после него.

… 29 июля, во второй день "икс", в здании Хасэ и на прилегающей территории собрались не менее четырех тысяч человек – старейшины, молодежь, люди шли голосовать целыми семьями. На фасаде здания Черкесского благотворительного общества – огромный портрет короля Абдаллы II, и яркие агитационные материалы – больших размеров фотографии кандидатов. Сделать отметку в бюллетене и уйти – никто, похоже, не торопился, народ был настроен на длительное ночное бдение: многие собирались лично дождаться торжественного оглашения результатов.

Сам процесс голосования проходит следующим образом. На входе избиратель, внесенный в список, получает бюллетень – это узкий длинный лист бумаги, в котором на арабском языке обозначены все кандидаты. Затем человек попадает в зал для голосования – мужчины и женщины "изъявляют" свою волю в разных помещениях, вход в которые строго охраняется сотрудниками полиции. Кстати, и секьюрити, и наблюдателей, а это более полусотни человек, причем не из числа черкесского населения, предоставляются государством. Наблюдатели, являющиеся сторонними людьми, лично не заинтересованными в итогах избирательного процесса, внимательно отслеживают соблюдение всех формальностей, чтобы впоследствии ни у кого не возникло сомнений в законности и легитимности выборов.
– Большинство из людей, пришедших на избирательный участок, уже твердо определились в вопросе, за кого они будут голосовать, – рассказывает бизнесмен Газий Тлебзу. – Остальные определятся на месте. Они-то, как правило, в конечном результате и могут существенно повлиять на исход выборов, иногда все решают несколько голосов.

Найти в этой огромной массе людей Мухаммеда Азыко, а ближе к полуночи народу становится еще больше, совсем непросто. Помогает Газий Тлебзу. Азыко, в отличие от своего главного конкурента – Кардана – и вовсе практически молчит: он не владеет адыгским. Даже здесь, в Иордании, где процесс ассимиляции особенно сильно ударил по родному языку, это значительный минус для человека, стремящегося возглавить диаспору.
На "мужской" части избирательного участка – целая очередь. Чтобы не допустить столпотворения, охранники на входе запускают людей внутрь небольшими группами – по пять человек. Избиратели и тут не торопятся: внимательно читают фамилии, неспешно делают отметки – из полусотни фамилий можно "выделить" только пятнадцать. Затем остается отправить бюллетень в урну для голосования.

– Сидеть дома, оставаясь в стороне от столь важного события, у нас не принято, поэтому и я пришла голосовать не одна, а вместе с дочерью, родными и близкими, – рассказала жительница Аммана Уазира Наплок. – Каждые очередные выборы – это надежда на улучшение общей ситуации в нашей диаспоре. Хочется больше реальных дел, особенно в области образования и культуры: мы теряем родной язык, а вместе с ним и нашу молодежь. Не могу сказать, что прежний состав Хасэ ничего не делал в этом плане, но предпринятых усилий явно недостаточно, нужно действовать более активно.
– Я прихожу на выборы не в первый раз, надеюсь, что мой голос будет полезен в выборе достойного лидера нашей организации, – говорит Дина Шаброко, дочь Уазиры.

Процесс голосования завершается ровно в полночь, сам же подсчет бюллетеней порой затягивается до утра: каждый бланк пересчитывается по нескольку раз под пристальным наблюдением представителей специальной государственной комиссии, поэтому результаты выборов мы узнали только на следующий день. Большинством голосов новым лидером Черкесского благотворительного общества Иордании на ближайшие три года избран Самир Кардан. Он имеет большой опыт общественной и административной работы, сейчас на пенсии.

Анзор НИБО.
Сочи – Амман – Сочи.
Фото автора.
Комментарии 0