Избирательный марафон в Иордании: взгляд изнутри

Корреспондент газеты "Шапсугия" стал свидетелем затяжного и достаточно сложного процесса выборов лидера и членов Совета Центрального "Адыгэ Хасэ" Хашимитского Королевства

У избирательной урныВ трехэтажном здании Центрального "Адыгэ Хасэ" Иордании есть несколько знаковых, особенно почитаемых мест. Сенатор Мунир Собар из фамильной династии Шаброко показывает своего рода Доску Почета с фотографиями всех руководителей организации от легендарного Закария Хурмэ, считающегося основателем Черкесского благотворительного общества в 1932 году, до Хайретдина Хэкужа – предшественника действующего лидера адыгской диаспоры Исхака Мола. Все фамилии известные, люди – уважаемые, каждый – особая страница в истории общины. Их здесь почти два десятка – Хабжоко, Мирза, Яхутль, Кандур, Шурдум, Шаброко, Хатхе, Бырмамыт, Тугуж, Хурмэ, Кардан, Гуттэ, Нагой и другие. В день, когда корреспондент "Шапсугии" оказался в головном Хасэ Иордании, на стенде должна была появиться еще одна фотография – завершался длительный избирательный марафон, в ходе которого предполагалось определить нового председателя "Адыгэ Хасэ". Исхак Мола, занимавший этот пост два срока подряд, на сей раз, решил не выставлять свою кандидатуру, поэтому сразу "автоматически" попал в пантеон славы: на смену ему должен был придти новый лидер. Так что мне откровенно повезло: появилась возможность детально изучить механизм избрания руководителя Хасэ в Иордании, воочию увидеть, как все происходит, по возможности не упустив мало-мальски интересное.

Ответственный момент голосованияВ отличие, скажем, от "Адыгэ Хасэ", действующих в северо-кавказских республиках – Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии или, например, в Причерноморской Шапсугии, где руководящие органы и лидер организации, как известно, определяются на съездах, в Иордании применяется совершенно другой механизм избрания председателя. У нас Хасэ имеют форму общественной организации или общественного движения, там – это своего рода национально-культурный клуб, членом которого может стать любой черкес, разделяющий цели и задачи объединения. Хотя стоит особо отметить главное "но". Правом голоса, возможностью определять политику развития и участвовать в деятельности Хасэ, объединяющей десять местных организаций, здесь обладают только те, кто оказывает ей регулярную финансовую помощь, кто непосредственно занимается реализацией тех или иных проектов – общественных, политических, экономических, культурных, образовательных, социальных, молодежных, – а их, естественно, не так много. Поэтому "Адыгэ Хасэ" здесь больше принято называть Черкесским благотворительным обществом, как это и было первоначально, в годы его основания. Таким образом, круг людей, наделенных, в частности, правом избирать лидера и состав Совета, насчитывающего 15 активистов, очень ограничен. Судите сами: это только половина из шести тысяч членов Хасэ. Хотя подобная схема, на первый взгляд, недемократичная, как уверяет генерал Хайретдин Хэкуж, возглавлявший организацию в начале 2000-х, эффективна, продуманна и неоднократно проверена временем.

– Выборы считаются состоявшимися при явке более половины избирателей, а это тысяча восемьсот тридцать два человека из трех тысяч шестисот шестидесяти трех, внесенных в списки, – рассказывает он. – Опыт в организации и проведении избирательного процесса у нас наработан огромный, все продумано до мелочей, поэтому каких-то особых проблем, как правило, не возникает.

Должность председателя Черкесского благотворительного общества Иордании, где проживает порядка 120 тысяч этнических адыгов, является общественной, неоплачиваемой, тут значительно более ценно другое: статус лидера организации – многочисленной, влиятельной и экономически мощной, помимо всего прочего позволяет быть вхожим в Королевский дворец. Неудивительно, что выборы руководителя здесь не превращаются в формальность, как это зачастую случается у нас, а становятся очень важным событием в жизни всей диаспоры. В большинстве случаев, учитывая ответственность исторического момента, процесс изрядно затягивается, с первого раза определить имя нового руководителя удается крайне редко – конкуренция высочайшая. Так было и на этот раз: после первого дня голосования, прошедшего 15 июля, и окончившегося ничем – не было кворума, не хватило всего десять голосов, выборы были перенесены ровно на две недели.

Честно говоря, подобного серьезнейшего и крайне ответственного подхода к выборам в общественной организации, как в Иордании, я не видел нигде. В разные годы мне приходилось наблюдать за тем, как это происходит в Нальчике, Майкопе, Черкесске, Краснодаре, неоднократно участвовал в избрании президиума и лидера "Адыгэ Хасэ" в Шапсугии, поэтому, безусловно, есть с чем сравнивать. Тут все по-другому, на совершенно ином уровне. Выборы председателя Черкесского благотворительного общества ничем не уступают избирательному процессу государственного уровня: формируются избирательные объединения, выдвигаются кандидаты, идет полноценная информационная пропагандистская кампания, печатаются разнообразные агитационные материалы, претенденты на пост руководителя выступают перед электоратом со своими программами и т.д. Вообще эта тема становится главной на несколько месяцев, причем не только до дня голосования, но и после него.

Агитационные предвыборные материалыВ нынешнем году на пост председателя Черкесского благотворительного общества претендовали семь человек. Двое из них представляли интересы крупных избирательных групп: Самир Кардан, в прошлом занимавший министерский пост в правительстве Иордании и уже руководивший Хасэ в середине 90-х, был выдвинут во главе списка из пятнадцати человек объединением под названием "Обновление и развитие", Мухаммед Азыко – известный в среде диаспоры общественный деятель, автор недавно изданной в Аммане книги, посвященной актуальным проблемам черкесского народа, возглавил избирательный список от объединения "Будущее". Еще пять кандидатов участвовали в выборах в качестве самовыдвиженцев.

… 29 июля, во второй день "икс", в здании Хасэ и на прилегающей территории собрались не менее четырех тысяч человек – старейшины, молодежь, люди шли голосовать целыми семьями. На фасаде здания Черкесского благотворительного общества – огромный портрет короля Абдаллы II, и яркие агитационные материалы – больших размеров фотографии кандидатов. Сделать отметку в бюллетене и уйти – никто, похоже, не торопился, народ был настроен на длительное ночное бдение: многие собирались лично дождаться торжественного оглашения результатов.

Мунир Собар у фотографии основателя Черкесского благотворительного общества Закария Хурмэ– Подобная система выборов, поначалу кажущаяся сложной, дает каждому участнику осознание серьезной собственной роли в общем процессе, здесь каждый голос на счету, – говорит Мунир Собар. – Поэтому прежде чем принять окончательное решение в отношение того или иного кандидата, люди тщательно взвешивают все "за" и "против", горячо обсуждают личности претендентов, оговаривают любой нюанс.

Сам процесс голосования проходит следующим образом. На входе избиратель, внесенный в список, получает бюллетень – это узкий длинный лист бумаги, в котором на арабском языке обозначены все кандидаты. Затем человек попадает в зал для голосования – мужчины и женщины "изъявляют" свою волю в разных помещениях, вход в которые строго охраняется сотрудниками полиции. Кстати, и секьюрити, и наблюдателей, а это более полусотни человек, причем не из числа черкесского населения, предоставляются государством. Наблюдатели, являющиеся сторонними людьми, лично не заинтересованными в итогах избирательного процесса, внимательно отслеживают соблюдение всех формальностей, чтобы впоследствии ни у кого не возникло сомнений в законности и легитимности выборов.

– Большинство из людей, пришедших на избирательный участок, уже твердо определились в вопросе, за кого они будут голосовать, – рассказывает бизнесмен Газий Тлебзу. – Остальные определятся на месте. Они-то, как правило, в конечном результате и могут существенно повлиять на исход выборов, иногда все решают несколько голосов.

Прежний руководитель Хасэ Исхак Мола и новый лидер организации Самир КарданСами претенденты на пост главы Центрального "Адыгэ Хасэ" в разговоре с журналистами немногословны, прежде всего, чтобы не оказывать моральное давление на "не определившихся". Да и адыгский этикет не позволяет особенно громко говорить о себе в таких ситуациях: все должно быть достойно. Исхак Мола желающий успехов всем кандидатам радостно жмет руку улыбающемуся Самиру Кардану, мол, важно, чтобы победил наиболее уважаемый. Тот, в свою очередь, тоже говорит общие фразы: пусть каждый сделает свободный выбор, мы в любом случае, несмотря на результат голосования, работали и будем работать на благо своего народа, проблем много, самоустраняться нельзя, любая помощь придется кстати.

Найти в этой огромной массе людей Мухаммеда Азыко, а ближе к полуночи народу становится еще больше, совсем непросто. Помогает Газий Тлебзу. Азыко, в отличие от своего главного конкурента – Кардана – и вовсе практически молчит: он не владеет адыгским. Даже здесь, в Иордании, где процесс ассимиляции особенно сильно ударил по родному языку, это значительный минус для человека, стремящегося возглавить диаспору.

На "мужской" части избирательного участка – целая очередь. Чтобы не допустить столпотворения, охранники на входе запускают людей внутрь небольшими группами – по пять человек. Избиратели и тут не торопятся: внимательно читают фамилии, неспешно делают отметки – из полусотни фамилий можно "выделить" только пятнадцать. Затем остается отправить бюллетень в урну для голосования.

Активно голосовали и женщиныУ женщин тоже многолюдно. "На дверях" две смуглые дамы-полицейские внимательно регулируют весь процесс: мужчинам сюда вход заказан, пройти могут только представители оргкомитета и, конечно, гости. Тут непривычно тихо – за этим тоже следят: ничто не должно мешать человеку в ходе голосования.

– Сидеть дома, оставаясь в стороне от столь важного события, у нас не принято, поэтому и я пришла голосовать не одна, а вместе с дочерью, родными и близкими, – рассказала жительница Аммана Уазира Наплок. – Каждые очередные выборы – это надежда на улучшение общей ситуации в нашей диаспоре. Хочется больше реальных дел, особенно в области образования и культуры: мы теряем родной язык, а вместе с ним и нашу молодежь. Не могу сказать, что прежний состав Хасэ ничего не делал в этом плане, но предпринятых усилий явно недостаточно, нужно действовать более активно.

– Я прихожу на выборы не в первый раз, надеюсь, что мой голос будет полезен в выборе достойного лидера нашей организации, – говорит Дина Шаброко, дочь Уазиры.
Возраст выборам не помеха– Мама стопроцентно права: главная забота сегодня – наши дети, растущие и будущие поколения. Это общее дело. И не только семьи, но и той среды, в которой ребенок воспитывается. Многое в этом плане зависит от Хасэ, где мы проводим немало времени. Мои родители получили знание родного языка от своих родителей и научили меня, я пытаюсь приобщить к нему своих детей, но это в идеале. Если ребенок будет выпадать из этой системы, результата не будет. Наш древний язык стремительно исчезает, уступая место арабскому и английскому, которые все чаще используются в обиходе, в том числе в Хасэ. Скажите, вы часто сегодня слышали здесь родную речь?

Процесс голосования завершается ровно в полночь, сам же подсчет бюллетеней порой затягивается до утра: каждый бланк пересчитывается по нескольку раз под пристальным наблюдением представителей специальной государственной комиссии, поэтому результаты выборов мы узнали только на следующий день. Большинством голосов новым лидером Черкесского благотворительного общества Иордании на ближайшие три года избран Самир Кардан. Он имеет большой опыт общественной и административной работы, сейчас на пенсии.

У здания Центрального Адыгэ Хасэ– Не хочется говорить банальные слова, но доверие соотечественников для меня и моих единомышленников очень почетно и крайне ответственно, – признался Кардан в интервью газете "Шапсугия". – В любом случае, все мы – и те, кто победил на этих выборах, и те, кому повезло меньше – занимаемся одним общим делом. Мы не соперники, не идейные противники, просто у нас разное видение путей и механизмов решения острейших проблем народа. Их много, они сложные, но заниматься ими нужно, не опуская рук, не теряя оптимизма – иначе ничего не получится. Особенно это актуально для нас, живущих вдали от родины предков…

Анзор НИБО.
Сочи – Амман – Сочи.
Фото автора. 

Комментарии 0

      Последние публикации

      Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

      Подписаться

      Здравствуйте!
      Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

      Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.