Напсо Салим и Сыновья

При грамотной организации дела семейному бизнесу не страшны ни засуха, ни мировой финансовый кризис, убежден глава крупнейшего сельскохозяйственного предприятия в черкесском селении Кфар-Кама Кадри Напсо

Природа не ко всем милостива. Спорное утверждение? Или это такая же аксиома, как и то, что жизнь не менее избирательна по отношению к людям? Ни с тем, ни с другим 71-летний житель селения Кфар-Кама Кадри Напсо соглашаться не спешит, у него своя жизненная философия. Искать причину успехов и неудач нужно, прежде всего, в себе, любит повторять он. Покопайтесь, разберитесь, задумайтесь, сделайте выводы – глядишь, все и наладится, потечет совсем по-другому. Пенять на других, роптать на всякие иные неблагоприятные обстоятельства, себя жалеть, мол, одним все, а мне ничего – удел слабых, значит, скучно жить. Подобные мысли – сугубо от безделия, добавляет Кадри. Кому стало скучно и нечего делать – занимайтесь землей: она и прокормит, и уму-разуму научит, убежден он.

Напсо престижных университетов не оканчивал, научных диссертаций не писал – оттого и говорит, что думает, а поступает так, как считает нужным, ни на кого не оглядываясь. Да и философствовать любит только в свободное время, а оно у него в огромном дефиците. С юных лет Кадри живет по замкнутому круглогодичному циклу – каждый день "расписан".

Кадри Напсо– Любовь к земле мне привил отец, – рассказывает он. – Иногда мне кажется, что это передалось на генетическом уровне: черкесы с незапамятных времен привычны к тяжелому сельскохозяйственному труду, который спасал их в самые трудные времена и на исторической родине, и на чужбине.

Салим Напсо, отец Кадри, оставил своим детям огромное наследство: желание трудиться, стремление всегда и во всем полагаться только на собственные силы. Более тридцати лет назад он основал частную ферму, к работе в которой поочередно привлекал сыновей. Теперь четверо из них – Мухаммед, Махмуд, Аббас и Кадри – тесно связаны с землей и семейным бизнесом. Пятый, Ахмед, выбрал другую дорогу в жизни – стал агентом крупной страховой компании.

– После смерти отца мы решили назвать предприятие просто: "Напсо Салим и сыновья", – говорит Кадри. – Он всегда мечтал, чтобы мы держались вместе, помогали друг другу, чтобы его дело, в которое было вложено столько сил и времени, постоянно развивалось, "кормило" нас и наши семьи. Подходит время, когда название фирмы придется немного подкорректировать: уже внуки растут! Именно им предстоит продолжить традиции старших.

Фамильный бизнес Напсо "раскручен" по максимуму. Сегодня предприятие, находящееся километрах в семи от Кфар-Камы, в поселке под названием Илан, считается самым крупным в этих местах. Конкурентов много – сельскохозяйственная отрасль одна из самых высокоразвитых в Израиле, но черкесы твердо стоят на земле обетованной: Кадри со своей командой успевает обрабатывать и собственную пашню, и арендованные наделы. Основная специализация – выращивание пшеницы, кукурузы и подсолнечника, заготовка сена и силоса. Благодаря грамотному подходу к организации рабочего процесса хозяйство "Напсо Салим и сыновья" собирает рекордные урожаи.

– В свое время Кфар-Кама получила все прилегающие к селению земли, – рассказывает Напсо. – Сколько их на самом деле точно, наверное, не знает никто – это довольно большая территория. Она неоднородна, но в целом пригодна для сельхозработ. Каждый житель аула имеет свою земельную долю в общем "пироге", которой может распоряжаться по личному усмотрению: кто-то сдает ее в аренду, получая дивиденды, кто-то занимается делом сам. Мы в настоящий момент обрабатываем почти четыреста гектаров. Большая часть этой земли – у нас в долгосрочной аренде.

Начав когда-то с одного трактора и допотопной сеялки, сегодня хозяйство братьев Напсо превратилось в предприятие, имеющее собственную обширную производственную базу и солидный парк техники: трактора, уборочные машины, комбайны, грузовые автомобили. Все качественное, надежное, ведущих мировых марок. Работают здесь два десятка человек, все – жители Кфар-Камы. Зарплаты достойные, говорит Кадри, даже по общеизраильским меркам, как бы ни было тяжело, на этом нельзя экономить: любое дело держится, прежде всего, на людях. Крестьянский труд – самый тяжелый, поэтому должен достойно оплачиваться. Человеческий фактор здесь действительно приоритетный: средний заработок работника на ферме составляет … две с половиной тысячи долларов в месяц!

– Любое дело требует серьезного к себе отношения, все приходится неоднократно считать-пересчитывать, логически продумывать, – говорит Кадри. – Основная статья расходов предприятия – приобретение новой техники и зарплата. Часть заработанного мы отдаем хозяевам земли: их долю сельхозпродукции реализуем на рынке, поэтому люди получают свои дивиденды живыми деньгами.

Копейка никому легко не достается, особенно крестьянам. В Израиле это ощутимо буквально повсеместно: каждый клочок земли, приносящий урожай, тут полит не только горьким потом. Чтобы превратить эту выжженную на палящем солнце землю в цветущий оазис, где даже на камнях умудряются выращивать практически все, вплоть до киви и бананов, потребовался титанический труд многих поколений людей, грамотная государственная политика в этой сфере и постоянная финансовая поддержка отрасли. В сельское хозяйство власти вкладывают огромные средства: это необходимо и для повышения продовольственной безопасности страны, и для решения проблемы занятости населения. Профессия простого рабочего здесь почетна, достойно оплачивается, а уж если ты хлебороб или занимаешься, скажем, животноводством и садоводством, одним словом, занят в реальном секторе экономики, то и вовсе, наряду военными, имеешь полное право пользоваться безграничным уважением в обществе. Это у нас, в России, традиционно богатейшей аграрной державе, еще не так давно кормившей себя и полмира, теперь все перевернуто вверх дном и сведено до уровня банальных советских лозунгов и партийных отчетов: по цифрам все нормально, а будет еще лучше, правильной дорогой идем в будущее! Между тем, отечественное сельское хозяйство, где человек-трудяга остался в полнейшем одиночестве, обречено на полнейшее запустение и вымирание. Чего говорить: посмотрите, как бедствуют села и аулы в районах, где иного выбора, кроме как выживать за счет личного сада или огорода у людей попросту нет…

– Негативное влияние финансового кризиса мы на себе никак не ощутили, – признается Кадри. – Государство, считающее сельское хозяйство приоритетной отраслью, в этом плане сделало максимум возможного для поддержки своих производителей: цены на ГСМ постоянные, есть реальные программы по поддержке частных предприятий, выделяются субсидии и выгодные банковские кредиты – было бы только желание трудиться! Продовольствие пользуется устойчивым спросом, поэтому с его реализацией у нас тоже особых сложностей не возникает. Единственная нерешенная пока проблема – острый дефицит воды. Но это субъективный фактор, поэтому с ним нужно считаться. В свое время именно нехватка воды заставила Израиль придумать технологию воздушно-капельного орошения, получившую распространение во всем мире, так что нет худа без добра…

… В обеденный перерыв на ферме собралась главная ударная рабочая бригада: механизаторы Исмаил и Муса Напсо, техник-ремонтник Хейро Цей, тракторист Амжед Напсо. На столе – ароматный чай, а с ним, как известно, и беседа веселее. Даже в сорокаградусную жару.

– Я как пилигрим-путешественник, – рассказывает о себе Цей. – Родился на Голанских высотах, жил в Америке, не так давно перебрался в Кфар-Каму. Нигде так легко и свободно, как здесь, себя не чувствовал. Работа сложная, но трудности меня никогда не пугали: я привык зарабатывать на хлеб собственным трудом. В нашем деле, главное – землю любить, всегда ведь приятно видеть реальные плоды своего труда.

Самый молодой за столом – Амжед. Он долго не засиживается, быстро вскакивает, начинает что-то грузить в машину. "Жить торопится", – по-дружески "подначивают" парня товарищи по бригаде, но с уважением подчеркивают: он – самый творческий среди них человек. Пару лет назад Напсо, великолепный гармонист, принимал участие во Всемирном фестивале адыгской культуры, проходившем в Майкопе, готовится приехать на Кавказ снова. Так что труд и творчество вполне гармонично сосуществуют везде.

– Не думать о будущем, значит, топтаться на одном месте, – продолжает "центральную" тему нашего разговора хозяин предприятия. – Сохранить семейный бизнес – это святое, но после недавней поездки на Кавказ, в Причерноморскую Шапсугию, я пришел к выводу, что необходимо параллельно создавать что-то новое. Например, в сфере туризма, подобно тому, что я увидел в ауле Хаджико, где я гостил у родственников. Танцевальные вечерние шоу, ставшие очень популярными среди жителей и гостей Сочи, получили распространение во многих адыгских селениях побережья. Думаю, они будут иметь успех и у нас – это очень перспективный проект. А что? Кфар-Кама постепенно превращается в туристический центр, люди с удовольствием едут к нам, теперь они будут восторгаться не только красотами аула, укладом нашего быта, национальной кухней, но и танцами. А уж танцевать – страстно, весело, подобно огню и ветру, у нас умеют!


Анзор НИБО.
Сочи – Кфар-Кама – Сочи.
Фото автора. 

Комментарии 0

      Последние публикации

      Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

      Подписаться

      Здравствуйте!
      Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

      Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.