Напсо Салим и Сыновья
При грамотной организации дела семейному бизнесу не страшны ни засуха, ни мировой финансовый кризис, убежден глава крупнейшего сельскохозяйственного предприятия в черкесском селении Кфар-Кама Кадри Напсо

Напсо престижных университетов не оканчивал, научных диссертаций не писал – оттого и говорит, что думает, а поступает так, как считает нужным, ни на кого не оглядываясь. Да и философствовать любит только в свободное время, а оно у него в огромном дефиците. С юных лет Кадри живет по замкнутому круглогодичному циклу – каждый день "расписан".

Салим Напсо, отец Кадри, оставил своим детям огромное наследство: желание трудиться, стремление всегда и во всем полагаться только на собственные силы. Более тридцати лет назад он основал частную ферму, к работе в которой поочередно привлекал сыновей. Теперь четверо из них – Мухаммед, Махмуд, Аббас и Кадри – тесно связаны с землей и семейным бизнесом. Пятый, Ахмед, выбрал другую дорогу в жизни – стал агентом крупной страховой компании.
– После смерти отца мы решили назвать предприятие просто: "Напсо Салим и сыновья", – говорит Кадри. – Он всегда мечтал, чтобы мы держались вместе, помогали друг другу, чтобы его дело, в которое было вложено столько сил и времени, постоянно развивалось, "кормило" нас и наши семьи. Подходит время, когда название фирмы придется немного подкорректировать: уже внуки растут! Именно им предстоит продолжить традиции старших.

– В свое время Кфар-Кама получила все прилегающие к селению земли, – рассказывает Напсо. – Сколько их на самом деле точно, наверное, не знает никто – это довольно большая территория. Она неоднородна, но в целом пригодна для сельхозработ. Каждый житель аула имеет свою земельную долю в общем "пироге", которой может распоряжаться по личному усмотрению: кто-то сдает ее в аренду, получая дивиденды, кто-то занимается делом сам. Мы в настоящий момент обрабатываем почти четыреста гектаров. Большая часть этой земли – у нас в долгосрочной аренде.

– Любое дело требует серьезного к себе отношения, все приходится неоднократно считать-пересчитывать, логически продумывать, – говорит Кадри. – Основная статья расходов предприятия – приобретение новой техники и зарплата. Часть заработанного мы отдаем хозяевам земли: их долю сельхозпродукции реализуем на рынке, поэтому люди получают свои дивиденды живыми деньгами.

– Негативное влияние финансового кризиса мы на себе никак не ощутили, – признается Кадри. – Государство, считающее сельское хозяйство приоритетной отраслью, в этом плане сделало максимум возможного для поддержки своих производителей: цены на ГСМ постоянные, есть реальные программы по поддержке частных предприятий, выделяются субсидии и выгодные банковские кредиты – было бы только желание трудиться! Продовольствие пользуется устойчивым спросом, поэтому с его реализацией у нас тоже особых сложностей не возникает. Единственная нерешенная пока проблема – острый дефицит воды. Но это субъективный фактор, поэтому с ним нужно считаться. В свое время именно нехватка воды заставила Израиль придумать технологию воздушно-капельного орошения, получившую распространение во всем мире, так что нет худа без добра…
… В обеденный перерыв на ферме собралась главная ударная рабочая бригада: механизаторы Исмаил и Муса Напсо, техник-ремонтник Хейро Цей, тракторист Амжед Напсо. На столе – ароматный чай, а с ним, как известно, и беседа веселее. Даже в сорокаградусную жару.
– Я как пилигрим-путешественник, – рассказывает о себе Цей. – Родился на Голанских высотах, жил в Америке, не так давно перебрался в Кфар-Каму. Нигде так легко и свободно, как здесь, себя не чувствовал. Работа сложная, но трудности меня никогда не пугали: я привык зарабатывать на хлеб собственным трудом. В нашем деле, главное – землю любить, всегда ведь приятно видеть реальные плоды своего труда.
Самый молодой за столом – Амжед. Он долго не засиживается, быстро вскакивает, начинает что-то грузить в машину. "Жить торопится", – по-дружески "подначивают" парня товарищи по бригаде, но с уважением подчеркивают: он – самый творческий среди них человек. Пару лет назад Напсо, великолепный гармонист, принимал участие во Всемирном фестивале адыгской культуры, проходившем в Майкопе, готовится приехать на Кавказ снова. Так что труд и творчество вполне гармонично сосуществуют везде.
– Не думать о будущем, значит, топтаться на одном месте, – продолжает "центральную" тему нашего разговора хозяин предприятия. – Сохранить семейный бизнес – это святое, но после недавней поездки на Кавказ, в Причерноморскую Шапсугию, я пришел к выводу, что необходимо параллельно создавать что-то новое. Например, в сфере туризма, подобно тому, что я увидел в ауле Хаджико, где я гостил у родственников. Танцевальные вечерние шоу, ставшие очень популярными среди жителей и гостей Сочи, получили распространение во многих адыгских селениях побережья. Думаю, они будут иметь успех и у нас – это очень перспективный проект. А что? Кфар-Кама постепенно превращается в туристический центр, люди с удовольствием едут к нам, теперь они будут восторгаться не только красотами аула, укладом нашего быта, национальной кухней, но и танцами. А уж танцевать – страстно, весело, подобно огню и ветру, у нас умеют!
Анзор НИБО.
Сочи – Кфар-Кама – Сочи.
Фото автора.
Комментарии 0