"Нарт-ТВ": Точка невозврата

Общение с представителями "Нарт-ТВ", минувшим летом побывавшими в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Причерноморской Шапсугии, требовало продолжения. Времени было, к сожалению немного – график у них был крайне насыщенный. Пользуясь случаем, мы говорили на общие профессиональные темы, обсуждали творческие идеи, делились впечатлениями. Телевизионщики – генеральный директор Маджид Абид, исполнительный директор Мухамед-Хамид Дугужоко и корреспондент, менеджер по внешним связям Сима Ансоко – были в восторге от приема, оказанного им на исторической родине. Они, похоже, не ожидали, что за короткое время существования "Нарт-ТВ", он станет настолько популярным – на Кавказе его аудитория растет стремительными темпами, трудно сегодня, пожалуй, встретить адыгский населенный пункт, где не было бы ни одного абонента первого в истории черкесского телеканала. Мне же не терпелось поподробнее узнать, чем живет творческий коллектив, кто работает на "Нарт-ТВ", в каких условиях делаются передачи – одним словом, хотелось заглянуть "по ту сторону" телеэкрана, увидеть то, что, как правило, скрыто от глаз рядового телезрителя, но интересно всем. Некоторую полезную информацию в разговоре с гостями из Иордании, мне "выудить" удалось, но ее было явно недостаточно, привычный журналистский зуд, не исчезающий до тех пор, пока любопытство не будет полностью удовлетворено, не давал покоя. Я себя успокаивал одним: буквально через месяц предстояла поездка в Израиль и Иорданию, поэтому был шанс окончательно расставить все точки в столь значимой теме, причем не просто с чьих-то слов, а все увидеть самому.

Буквально за неделю до нашего приезда "Нарт-ТВ" сменил прописку – коллектив перебрался в новое здание. Сегодня телеканал располагается в трехэтажном особняке, находящемся в оживленном микрорайоне Аммана под названием Баядер-Уадисир. Редакция занимает весь второй этаж в шесть просторных рабочих кабинетов. Первый "уровень" тоже наш – здесь работает небольшой уютный кулинарный магазинчик, где можно купить блюда адыгской кухни. Теперь накрыть стол для гостей тут совсем не проблема – на это достаточно и десяти минут.

Кроме Маджида Абида и самой Симы, с которыми я познакомился нынешним летом в ауле Агуй-Шапсуг Туапсинского района, куда они приезжали снимать сюжет о жизни причерноморских черкесов, все остальные сотрудники редакции для меня были людьми новыми. Сима, свободно владеющая родным и русским языками – она, как известно, уроженка Кабардино-Балкарии – подробно рассказывает о повседневной жизни телеканала, поочередно знакомит со своими коллегами. Несмотря на форс-мажорные обстоятельства, вызванные спешным переездом, жизнь "Нарт-ТВ", вещающего в круглосуточном режиме, идет в привычном темпе. Все на своих рабочих местах: одни уезжают на съемки, другие отсматривают материалы, третьи монтируют сюжеты, кто-то занимается "озвучкой" – творческий процесс не останавливается ни на минуту.
– На данный момент еще не все, к сожалению, готово, – говорит Сима Ансоко. – Мы долго мечтали о собственной студии, где можно было бы снимать программы и приглашать интересных людей, она обязательно будет, но ее еще только предстоит оборудовать. До последнего времени, не имея элементарных условий для полноценной работы, мы вынуждены были снимать интервью в домашних условиях. Приходилось просто "набиваться" в гости к какой-нибудь из адыгских семей, где в интерьере гостиной общались с людьми, прежде всего, конечно, с нашими собратьями, приехавшими с исторической родины, которые, на наш взгляд, могли быть интересны зрителям. Сейчас нам есть, где развернуться. Конечно, это еще не совсем то, что нужно, но уже, безусловно, большой прогресс.

Линда из рода Сокур, хотя ее фамилию здесь произносят на местный манер – Сокар. Она родилась в Сирии. Родители девушки некогда жили в ауле Сальмонийе, располагавшемся на израильской территории Голанских высот. В ходе израильско-сирийского конфликта в 1967 году, вошедшего в историю под названием Шестидневной войны, это селение и еще одиннадцать черкесских аулов перестали существовать. Местное население практически целиком ушло в Сирию, а на месте жилищ кое-где сохранились только старые полузаброшенные кладбища…
Линда, окончившая Кабардино-Балкарский государственный университет, как выяснилось, оказалась в Иордании далеко не случайно: не так давно она вышла замуж за черкеса из рода Колобатовых, теперь живет в Аммане. Как только узнала о вакансии на "Нарт-ТВ" сразу сюда устроилась на работу. Решила начать с этой специальности, хотя мечтает о большем. Ее привлекает творческий процесс на телевидении.
– Еще живя в Сирии, я мечтала попасть на "Нарт-ТВ" – мы смотрели его передачи всей семьей, – признается Линда. – Коллектив у нас молодой, дружный, сплоченный, поэтому работается в удовольствие. Есть ощущение того, что все мы сообща делаем очень нужное нашему народу дело. Хочется быть полезным, внести свой вклад в развитие адыгского телевидения, которое духовно объединяет всех черкесов мира.

– Сегодня в штате телеканала – шестнадцать человек, – рассказывает Сима. – Четыре сотрудника, занимающиеся приемом и обработкой СМС-сообщений, трудятся в домашних условиях, их постоянное присутствие в студии не требуется. Остальные, кроме, занятых на съемках Умара Елдара, Айана Хатукая, Тамира Абида, Барины Абаза и Фараха Бжедуга, практически все здесь. Вот – Ранди Тугуж, а это – Недаль Тлебзу…

Самый молодой сотрудник телеканала – Жанна Огурлиева. Она на "Нарт-ТВ" всего месяца три. Жанна родилась в Аммане, но вполне свободно говорит по-русски – 15 лет прожила в Нальчике, закончила там школу, училась в университете.
– Вернувшись недавно в Иорданию, я узнала, что черкесскому телеканалу требуется специалист со знанием русского и адыгского языков, – говорит Жанна. – Пришла, попробовала, меня взяли на работу. Так сбылась моя заветная мечта – я просто счастлива! С готовностью берусь за любую работу – занимаюсь монтажом, переводами. На телевидении я новичок, поэтому всему приходится учиться уже по ходу дела.
Жанна в этом плане тут не исключение. Подавляющее большинство нынешних сотрудников "Нарт-ТВ" – не являются профессиональными телевизионщиками. Например, Маджид Абид – дипломированный инженер-компьютерщик. Мухамед-Хамид Дугужоко, помимо основных обязанностей, ведущий авторскую программу, посвященную родному языку – бывший военный в звании полковника. Сима Ансоко – в недавнем прошлом – школьный преподаватель родной словесности. Нет опыта работы на телевидении и у президента телеканала Самира Дагестани, а также вице-президента Ганди Нагоя.
Единственный, кто является здесь дипломированным специалистом с большим практическим опытом работы – директор "Нарт-ТВ" Фераз Валентайн, он же – Валентин Патов. Патов – уроженец аула Хабез Карачаево-Черкесии, уже почти четверть века живет в Аммане, успешно совмещая работу на черкесском телеканале с должностью музыкального продюсера иорданского ТВ.


Здесь, думаю, нужно сделать небольшое отступление. Точка невозврата телеканалом, мечта о котором еще недавно казалась черкесам несбыточной, благополучно пройдена, и это несомненно: он состоялся, работает, худо-бедно, но развивается. Справедливости ради хочется поблагодарить всех, кто, так или иначе, сопричастен к реализации данного масштабного проекта, имеющего огромное духовно-консолидирующее значение для нашего этноса. Между тем, эйфория – у нас, наконец-то, есть свое телевидение! – постепенно проходит. Мы все чаще предъявляем к "Нарт-ТВ" более серьезные требования – и, безусловно, имеем на это право. Нельзя, чтобы он топтался на месте по принципу "и так сойдет" или "это лучше, чем ничего". Нельзя смириться с происходящим, равнодушно махнуть рукой и принимать все как есть, без критического взгляда на эту тему. Распространенный сейчас житейский подход, мол, ребята работают как могут, в данном случае, считаю, неуместным, а раз так, без определенной доли "перца" тут никаклучае,е уместен, а раз так,ь, без критического взгляда на эту тему. он топтался на месте по принципу "и так хорошо", м не обойтись.

Так, постепенно одно накладывается на другое. Разнести все в пух и прах – и успокоиться, пожалуй, самое простое в данной ситуации. Но без критического взгляда любая, даже самая важная идея рано или поздно превращается в формализм на грани фарса. Нам необходим мощный, эффективный, интересный телеканал, который будет по-настоящему общенародным. В любом случае, нужно работать, искать, действовать, стремиться к развитию. Мы на правильном пути.
Анзор НИБО.
Сочи – Амман – Сочи.
Фото автора.
Комментарии 0