Черкесский мир Америки

– Ты знаешь, что недалеко от Аммана есть гора Нибо? – Кадыр Натхо оказался человеком с юмором. Для знакомства нам понадобилось всего несколько фраз и сразу возникло ощущение, будто мы из одного аула – земляки. Такое, согласитесь, нечасто в жизни бывает, чтобы вот так быстро и искренне, тем более, учитывая немалую разницу в возрасте: через пару лет Натхо отметит 85-летие. Но этой границы не было: Кадыр оказался милейшим, обаятельным и очень интеллигентным собеседником, без какого-либо пафоса и апломба, зачастую свойственного знаменитым людям из бомонда. Мы виделись практически каждый день, и я всякий раз поражался, насколько мудр, многогранен, душевно богат и талантлив этот человек с яркой творческой жилкой. Точно такое же впечатление на меня произвела его супруга Суад, ставшая верной спутницей, единомышленником и помощником Натхо. Позже выяснилось, что расположенная в тридцати километрах от столицы Иордании гора, носит название Небо. Она считается священной еще с библейских времен. Говорят, с ее вершины Моисей, сорок лет водивший евреев по пустыне, однажды увидел реку Иордан и изрек, что на ее берегах появится иудейское государство. Неудивительно, что сюда стремятся христианские паломники со всего света, поэтому, судя по всему, к моей родовой фамилии все это отношение имеет весьма далекое. Но Кадыр, между тем, совсем не лукавил: иорданские черкесы называют это место на свой манер и именно – Нибо, так что тут все по-честному…

С моей стороны интерес к личности Натхо был вполне предметным. Прожив чрезвычайно богатую и насыщенную событиями жизнь, Кадыр успел проявить свои таланты в самых разных ипостасях: он – известный писатель, историк, литературовед, выдающийся общественный деятель, великолепный организатор. Его имя стало легендарным в черкесском мире: адыги, проживающие в Соединенных Штатах, вот уже многие годы считают его своим истинным лидером, доверие к нему безгранично. Впрочем, авторитет Натхо непререкаем и на Ближнем Востоке – в Турции, Сирии, Иордании, где его хорошо знают, и на исторической родине – на Кавказе он бывает регулярно. Годы не мешают ему оставаться мобильным – Кадыр, не обращая внимания на подобные условности, много путешествует, встречается с соотечественниками, проводит разного рода культурные акции, ведет активную творческую жизнь. Так что это неожиданное знакомство на открытии выставки адыгских художников в Аммане стало для меня настоящим подарком судьбы.

Писатель Кадыр Натхо с супругой СуадЕго сердце – в Хатрамтуке

Первую книгу Кадыра Натхо я прочел еще в студенческие годы. В начале 90-х в Майкопе вышел его роман на русском языке "Отчужденные". Это романтическое повествование о трогательной любви, о непредвиденных зигзагах судьбы, о проблемах, с которыми приходится сталкиваться главным героям – Николасу и Надюше – на пути к взаимному счастью. Впечатление было настолько сильным, что хотелось поделиться своими эмоциями и размышлениями с другими – так родилась одна из пробных моих газетных заметок, опубликованных в "Шапсугии". Тогда же я начал искать все, что связанно с Натхо. Сведений о нем в ту пору было немного. Это сейчас – в век глобального Интернета – при помощи нескольких манипуляций клавишами компьютера и мышкой найдешь все, что захочешь, а тогда, лет пятнадцать назад, выуживать биографические данные писателя, живущего в далекой Америке, приходилось буквально по крупицам. Много интересного во время встречи в Аммане рассказал и сам Кадыр.

Его корни – в легендарном натухаевском ауле Хатрамтук, находившемся в окрестностях Анапы. После переселения местных жителей на территорию Адыгеи, произошло это в начале прошлого века, на месте адыгского чилэ возник поселок Суворово-Черкесский. Кадыр был одним из одиннадцати детей в семье Исхака и Гошмаф Натхо. В годы Второй мировой войны он оказался в Европе, а в 1948 году осел в Иордании. Получил блестящее образование. В 56-ом Натхо перебрался в Нью-Йорк, занимался литературой, просветительством, переводами, издавал журнал "Черкесская звезда".

В 70-е Кадыр первым предпринял настойчивую попытку объединить адыгскую диаспору в США, насчитывающую порядка десяти тысяч человек, это в основном черкесы, изгнанные с Голанских высот. Именно при Натхо было построено здание Черкесского благотворительного Хасэ и мечеть в Нью-Джерси, ставшие местом духовного единения людей самых разных возрастов. Будучи человеком весьма обеспеченным, Кадыр не жалел личных средств на общественные дела, поддерживая культурные, образовательные, издательские и молодежные проекты, оказывал существенную материальную помощь студентам, многодетным и малообеспеченным семьям.

– К сожалению, мы не научились использовать и сотую часть нашего реального потенциала, – подчеркнул как-то в ходе беседы Кадыр. – Ориентируясь на отдельных людей, которым удалось добиться каких-то серьезных успехов, из поля общественного зрения выпадает огромный слой интеллигенции, бизнесменов, творческих личностей. Пусть их достижения, на первый взгляд, не столь глобальны, но они тоже способны внести определенный вклад в развитие народа, в решение существующих проблем. Это как строительство дома: необходимо старательно укладывать один кирпич к другому, тут все важно.

Частный взгляд на историю народа

Он досконально изучил историю черкесской диаспоры в Америке. Этой теме Натхо посвятил не одну публикацию. Не так давно из отдельных статей родилось целое исследование о прошлом и современной жизни адыгов за океаном. Оно было включено большим разделом в новую книгу Кадыра под названием "Черкесская история". Этот масштабный труд, охватывающий весь период зарождения и становления адыгской цивилизации, издан недавно на английском языке в Нью-Йорке. Планируется выпустить его и в других странах – книга уже переведена на русский, турецкий и арабский.

В одну из встреч, состоявшуюся в здании Черкесского благотворительного общества Иордании, Кадыр подарил мне свою еще пахнущую типографской краской "Черкесскую историю", над которой он работал более десяти лет. Было видно, насколько книга дорога автору и выстрадана им: Кадыр очень бережно перелистывал страницы, комментировал наиболее важные моменты, показывал редкие рисунки и фотографии. Это не просто частный взгляд на многотысячелетний, весьма сложный и тернистый исторический путь, пройденный черкесами, больше, на мой взгляд, попытка подчеркнуть огромный вклад нации в развитие общечеловеческой цивилизации. И еще одно несомненное достоинство научного труда Натхо: он собрал вместе все, что знал о наиболее видных представителях адыгского мира, с которыми был лично знаком, а это, безусловно, уникальные сведения, сохраненные для потомков. С исторической родины Кадыр увез на чужбину непримиримый дух свободы, жажду жизни, стремление к созиданию. Оптимизм Натхо виден во всем, что он делает – от литературных героев, созданных его воображением, до глубоких исследований, которым посвятил свою жизнь.

О людях Кадыр Натхо пишет с особым уважением – в "Черкесской истории", насчитывающей более семисот страниц, помимо серьезного научного блока, есть десятки публицистических очерков, посвященных соплеменникам, проживающим в разных странах мира. Для себя я сразу сделал в ней несколько важных "закладок". И не случайно.

Нью-Йорк – Шапсугия

Буквально за неделю до моей поездки на Ближний Восток, в начале июля, в Сочи побывала большая группа черкесов из США. Они совершали двухнедельный туристический вояж по исторической родине. Финишной точкой маршрута, пролегавшего по Кабарде, Карачаево-Черкесии, Адыгее и Краснодарскому краю, стала Причерноморская Шапсугия. В Большом Кичмае заокеанские адыги, а такой крупной делегацией из пятнадцати человек они посещают Кавказ впервые, провели неполные сутки. Успели, конечно, не так много, но впечатлений увезли домой предостаточно. Их встречали в гостином дворе семьи Заура Хушта – ночлег, экскурсии по окрестностям, купание в море и реке Шахе, вечернее танцевальное шоу "Кавказское застолье". Там же появилась возможность познакомиться поближе.

Все члены группы – жители Нью-Джерси: бизнесмены, активисты Хасэ, студенты, школьники. Аллен Пшихиж взял с собой на родину предков двух своих сыновей – Аллена и Гупсе. Ребята уже достаточно взрослые, учатся в университете, танцуют в ансамбле Хасэ. Родным языком не владеют, но к путешествию по Кавказу, первому в их жизни, отнеслись очень серьезно: о собственных впечатлениях расскажут в Интернете. У Пшихижа в Нью-Йорке частный бизнес – небольшая фирма по продаже автомобилей, на ногах стоит крепко. Его земляк Хаджу Шан – человек тоже весьма преуспевающий: доктор, владелец медицинской клиники в Нью-Йорке. Они много рассказали о том, чем живет сегодня черкесская община в Америке, живо интересовались повседневными буднями причерноморских адыгов. Принципиально сторонясь политики, Хаджу и Пшихиж акцентировали внимание на общих культурных и социальных проблемах, актуальных для всего черкесского мира – ассимиляции, утере родного языка, низкой демографии, духовной разобщенности.

Немало интересного поведали в беседе с корреспондентом "Шапсугии" супруги Уалид Сташ и Зарема Якутеч. Глава семьи родом из Сирии, в Нью-Йорке живет уже больше двадцати лет, инженер медицинского оборудования в одной из частных клиник. Его жена – уроженка Майкопа, врач-уролог. Они познакомились в Америке, где Зарема проходила стажировку, поженились, воспитывают 12-летнего сына Озермеса. Паренек растет в патриотичном духе: свободно разговаривает по-адыгски, великолепно танцует, изучает историю своего народа.

– На Кавказ мы приезжаем практически ежегодно, – говорит Зарема. – В Адыгее у меня родственники, друзья. Да и Озермеса тянет на родину предков, так что поводов регулярно бывать здесь у нас предостаточно. В Шапсугии мы впервые, приятно поражены увиденным. Сюда надо приезжать на несколько дней, всех впечатлений просто не передать словами!

Время, проведенное в Сочи, запомнится и молодежи – Кахтану Барасби, Зиуару Хаджу, Ясиру Пшихижу, Гишану Куш, Азамату Сташ, Рене Барасби, Шану Сташ, Юнусу Тамби, Натай Чигун, Язану Рудж, Симе Барасби и другим.

– Такие поездки необходимы не только для того, чтобы увидеть землю предков, они духовно сближают старшее и молодое поколение, – считает Уалид Сташ. – В нашей группе люди разных возрастов, но нам очень интересно вместе. В обыденные дни у всех столько забот и проблем, что собраться вместе, спокойно пообщаться получает крайне редко, а в ходе подобных совместных визитов времени предостаточно. Мы все делаем вместе, обсуждаем интересующие нас темы, а это очень важный аспект сегодня.

– Мы познакомились на одном из вечеров черкесской культуры в Хасэ Нью-Джерси, – вспоминает Зарема. – Я приехала в Америку по делам на несколько месяцев и оказалась одна в огромной чужой стране. Начала искать соплеменников, узнала, где находится здание адыгской диаспоры. В тот день был намечен концерт местного черкесского ансамбля, куда я пошла не задумываясь. Встретила Уалида, мы разговорились…

Легендарный Шапсуг

Другом их семьи все эти годы является легендарный в среде наших заокеанских соотечественников Ридуан Шапсуг – уникальнейший врач-уролог, один из ведущих специалистов в этой области медицины, возглавляющий Всемирную Ассоциацию урологов. У него свои клиники по всей Америке, доктора Шапсуга хорошо знают в научном сообществе.

Спустя несколько дней, уже в Аммане, листая книгу Кадыра Натхо, я нашел очерк о Ридуане. Даже моих школьных познаний в английском языке было вполне достаточно, чтобы узнать о нем побольше.

Уроженец Сирии Ридуан Шапсуг из рода Натхо. Он получил великолепное образование, серьезно занимается наукой, имеет несколько ученых степеней крупнейших университетов США, автор множества научных книг и публикаций. Ридуан при всей своей занятости активно занимается благотворительностью, участвует в мероприятиях, проходящих под эгидой "Адыгэ Хасэ" Нью-Джерси. Более десяти лет назад Шапсуг создал личный фонд по поддержке адыгских студентов в США, ежегодно выплачивает именные гранты талантливой молодежи.

– Будучи президентом "Адыгэ Хасэ" Нью-Джерси Кадыр Натхо объединил вокруг себя самых уважаемых, влиятельных и патриотичных представителей диаспоры, – рассказала во время беседы в Большом Кичмае Зарема Якутеч. – Его авторитет настолько огромен, что черкесская община быстро завоевала влияние в Америке, имеет большой "вес". Мы все очень благодарны Кадыру за его усилия в деле консолидации черкесов, проживающих в США. То, что он смог сделать, просто бесценно для народа…

Счастливый "Паркер" Кадыра Натхо

После концерта ансамбля "Нэф" в Аммане растроганный Натхо настойчиво приглашал всю делегацию из Адыгеи в гости, хотел отблагодарить юных артистов за их искусство и любовь к родной культуре. Учитывая насыщенный график гастролей коллектива, принять это приглашение, к сожалению, не получилось, но Кадыр и Суад не отступились от своего: от имени четы Натхо талантливые мальчишки и девчонки из Энема получили специальные денежные премии…

… Надписав экземпляр "Черкесской истории", Кадыр протянул мне свой личный "паркер". Им он создавал "Медею", по мотивам которой в апреле 2009 года Национальный театр Адыгеи поставил великолепный спектакль на родном языке, сразу полюбившийся зрителям. Герои знаменитой древнегреческой трагедии, перенесенные воображением Натхо на "черкесскую почву", очень гармонично вписались в реалии древнего Кавказа – получилось ярко, масштабно, талантливо.

– Тебе эта ручка обязательно пригодится: она приносит удачу, – сказал на прощание Кадыр Натхо. – А главное – у нее очень острое перо…

Анзор НИБО.
Сочи – Амман – Сочи.
Фото автора.

Комментарии 0

      Последние публикации

      Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

      Подписаться

      Здравствуйте!
      Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

      Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.