Игры восточных престолов

Иорданские силы безопасности в марте арестовали пятерых палестинцев по обвинению в «попытке дестабилизировать Хашимитское Королевство». Об этом сообщил катарский телеканал «Аль-Джазира». Но похоже, что только арестами иорданские спецслужбы себя не ограничивают.

Недавно молодая палестинка из благополучной семьи, раскритиковавшая в своём блоге монархию, подверглась нападению неизвестных, исполосовавших её ножами. С тяжёлыми ранениями её доставили в больницу. Власти инцидент не расследовали, но заявили, что пострадавшая палестинка «вела аморальный образ жизни». В палестинском лагере беженцев, где проживает семья этой девушки, начались демонстрации в её защиту, вылившиеся в беспорядки.

Разумеется, эти спорадические и не очень массовые акции протеста не идут ни в какое сравнение с происходящим в Сирии, где идёт полномасштабная гражданская война. Однако в разных общинах Хашимитского Королевства наблюдается несомненная напряжённость, и никто не даст гарантии, что она не будет усиливаться.

«Король Абдалла II отдаёт себе отчёт в том, что в случае падения режима Башара Асада в Сирии наступит и его черёд», — заявил корреспонденту «Эхо» полковник Янив Рохов, многие годы прослуживший в аналитическом отделе министерства обороны Израиля. Именно поэтому, говорит Рохов, «король активно препятствует переброске оружия из Саудовской Аравии в Сирию тамошним повстанцам».

По меркам Ближнего Востока Абдаллу II вполне можно отнести к просвещённым и благоразумным монархам. Даже в сравнении со своим отцом, тоже отнюдь не чудовищем, в правлении нынешнего иорданского короля нет восточной жёсткости. Если исламистские радикалы захватят иорданскую улицу, то учинять бойню Абдалла II не будет. Трудно себе представить, что этот человек может отдать приказ давить танками демонстрантов. Поэтому если ситуация в стране примет оборот, подобный «арабской весне», то король Абдалла II предпочтёт бежать с семьёй в Лондон, где попросит политическое убежище. Денег на жизнь, и весьма безбедную, у него хватит.


Выпускать, но не впускать

Больше половины населения Иордании, если верить официальной статистике, составляют палестинцы. При этом относятся они к правящей в королевстве династии отнюдь не как верноподданные. И это несмотря на то, что монаршую семью Абдаллы II большинство правоверных мусульман признают вполне хашимитской, то есть ведущей своё происхождение по линии его дочери Фатимы от пророка Мухаммеда.

Король Абдалла фактически ведёт дело к «разводу» с палестинцами. Этот процесс начал ещё его отец король Хусейн в июле 1988 года. Тогда именно в Иудее и Самарии началась первая антиизраильская интифада. В последние годы король Абдалла получает немало обращений от иорданцев, в которых содержится просьба «действовать как можно активнее, чтобы завершить отделение от палестинцев». Тем более в истории страны уже были такие прецеденты: в 2009 году Амман, несмотря на протесты организаций по правам человека и пропалестинских групп во всём мире, начал процесс отмены иорданского гражданства у палестинцев.

Периодически возникающие в Израиле и ряде других государств Ближнего Востока разговоры о том, что Иордания со временем может стать палестинским государством, вызывают в душе главы Хашимитской иорданской династии тревогу за судьбу своей власти.

Весьма показательно, что недавно король Абдалла отказал во въезде в страну 1100 палестинским беженцам из Сирии, но в то же самое время весьма гостеприимно встретил 100 тысяч сирийцев, не связанных родственными узами с палестинцами.

«У иорданцев нет проблемы принять десятки тысяч иракцев, сирийцев или ливанцев, — заметил в газете The Jerusalem Post израильский обозреватель арабского происхождения Халед Абу-Томе. — Но когда речь заходит о палестинцах, дело принимает совершенно иной оборот». Абдалла прилагает максимум усилий, чтобы дистанцироваться от палестинцев. Он желает, чтобы они возвращались в Самарию, Иудею, Газу, но только не оставались в Иордании.


Черкесы и бедуины

Руководимые в своё время Ясиром Арафатом палестинские боевики, закрепившись в Иордании, много раз выступали против монархической власти в стране, пытаясь превратить королевство в террористическое палестинское государство, которое должно находиться в перманентной войне с Израилем. Нынешняя же ситуация в немалой степени сравнима с той, которая складывалась в Иордании летом 1970 года. Тогда в Аммане начались столкновения между черкесскими гвардейцами — элитой иорданской армии, надёжнейшим оплотом королевской власти, — и палестинскими боевиками. Спорадические столкновения в квартале Шапсуг, где проживали выходцы с Кавказа, переросли в полномасштабные военные действия с применением бронетехники и артиллерии. Арафат, выступая в эфире радиостанции Организации освобождения Палестины (ООП) из Дамаска, призвал офицеров и солдат палестинского происхождения дезертировать из королевской армии и присоединиться к его боевикам. Тогда Арафат, в частности, пригрозил: «Когда-нибудь мы предъявим счёт предателю Хусейну и его черкесским и бедуинским приспешникам за их преступления против палестинского народа».

На жизнь короля Хусейна всего покушались не менее двадцати раз. Первая пуля была выпущена в него 20 июля 1951 года, когда в результате атаки террористов был убит его дед король Абдалла I Бен Хусейн. Тогда 16-летний принц не пострадал, ибо пуля убийцы попала в медаль, которую на его мундир накануне прикрепил дед. Покушение было организовано членами палестинского отделения боевой организации «Аль-Джихад аль-Мукаддас» («Священная война»).

В 1970 году на короля Хусейна покушались дважды. И опять же палестинцы. Когда 7 июня кортеж иорданского монарха направлялся из загородного дворца Рагдан в Амман, на одном из перекрёстков колонну автомашин обстреляли из пулемётов, гранатомётов и автоматических винтовок. Черкесская гвардия короля приняла бой, спасла Хусейна, но при этом потеряла более сорока своих бойцов. Никто не сомневался, что за организацией покушения стоит Арафат. Однако как только палестинский лидер узнал, что король остался жив, послал ему «поздравительную» телеграмму. В ней утверждалось, что «покушавшиеся принадлежат к врагам палестинской революции».

1 сентября того же года покушение на короля совершили боевики «марксистско-ленинского» Демократического фронта освобождения Палестины, входившего в ООП. При этом один черкесский гвардеец погиб и несколько получили ранения. Сам монарх не пострадал. В тот же день вооружённые отряды ООП атаковали регулярные войска королевства. Палестинские террористы не оставили Хусейну выбора, и он отдал приказ 3-й бронетанковой бригаде, в которой не было ни одного палестинца, а только черкесы и бедуины, занять стратегически важные позиции в Аммане. В ответ палестинские боевики с целью отвлечь общественное внимание от своих счётов с иорданским монархом начали захватывать и взрывать гражданские самолёты западных авиакомпаний. Одновременно полевые палестинские командиры «под шумок» принялись объявлять район за районом на севере королевства «освобождённой территорией Палестины».

В этой ситуации король вынужден был объявить в стране военное положение и, соответственно, сформировать военное правительство. В него вошли 12 генералов и высших офицеров, преимущественно черкесов и бедуинов. С немалым трудом королю удалось сдержать вмешательство на стороне Арафата иракских войск, с 1967 года размещённых в Иордании.

Особую опасность представляли правители Дамаска, которые могли воспользоваться ситуацией и попытаться присоединить к себе Иорданию, осуществив, таким образом, свои притязания на создание «Великой Сирии».

И в самом деле, сирийцы бросили на помощь Арафату 5-ю пехотную дивизию, а также 9-ю и 88-ю бронетанковые бригады, в составе которых насчитывалось 250 танков. Это был трагический момент начавшегося палестино-иорданского противостояния. Хусейн запросил помощь у англичан, но они, не желавшие портить отношения с Арафатом, решительно отказали. Тогда король обратился к американцам. Те поступили хитрее, переадресовав его просьбу израильтянам.

Возглавлявшая в то время правительство еврейского государства Голда Меир выразила готовность прийти на помощь иорданцам, но в этом случае трудно было предугадать реакцию Москвы, всегда принимавшей сторону палестинцев.

И тем не менее израильские ВВС провели несколько демонстрационных полётов над вторгшимися на иорданскую территорию сирийскими войсками. Подействовало! Сирийцы, опасаясь удара со стороны евреев, продвижение приостановили. Этого времени хватило, чтобы Хусейн успел развернуть навстречу сирийцам 40-ю бронетанковую бригаду, которая совместно с иорданскими ВВС остановила продвижение войск коварного соседа.

Королевские танки и артиллерия били по палестинским лагерям беженцев, не делая различий между жилыми домами и позициями боевиков. Жертв было много. По иорданским данным, погибло более трёх тысяч человек, большинство которых составляли палестинцы. Несомненно, эта цифра занижена. Палестинцы сообщали о двадцати тысяч погибших. Многие арафатовские боевики, спасаясь от разъярённых иорданских солдат, переплывали Иордан и сдавались израильским военным.

И всё-таки победа 60-тысячной хорошо вооружённой королевской армии над 15 тысячами палестинских боевиков, вооружённых стрелковым оружием, миномётами и лёгкой артиллерией, была предрешена. В распоряжении Арафата оказалось только несколько бронеавтомобилей и ни одного танка. Его расчёт на вмешательство в конфликт других арабских стран не оправдался. Хусейн удержался у власти. Разбитое арафатовское воинство бежало в Ливан, где через несколько лет они по старой памяти вновь спровоцировали гражданскую войну.


Где зарыта собака

В слухи о том, что палестинцы, несмотря на численное преимущество, якобы поднимут вооружённый бунт против короля, верится с трудом. Хотя, конечно, искушение для мятежа может быть очень сильным. Ведь при захвате Иордании они получают шанс создать «Великую Палестину», присоединив территорию королевства к нынешней ПНА, включая и сектор Газа.

Вот тут собака и зарыта. Нынешние лидеры ПНА, признанные вменяемыми не только мировым сообществом, но и израильскими властями, не желают признавать Израиль еврейским государством. И понятно почему — они претендуют также на территорию этой страны. Тем не менее ПНА в обозримом будущем останется союзником Хашимитской династии, ибо им обеим угрожают исламистские радикалы. Подмяв под себя Иорданию, радикально настроенные лидеры некоторых палестинских организаций — прежде всего ХАМАС и «Исламского джихада» — надеются стереть «сионистское образование» с лица земли, а заодно они мечтают разгромить своих политических противников в Рамалле, административном центре ПНА. При таком раскладе «Великая Палестина» станет отнюдь не маленьким арабским государством.

Но опять же евреи — трудный орешек. В бою они постоянно побеждают, а израильско-палестинские переговоры давно и прочно зашли в тупик.


© Эхо планеты
Фото (Mario Testino): Ее Величество королева Рания в окружении группы черкесских гвардейцев. 

Комментарии 0

      Последние публикации

      Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

      Подписаться

      Здравствуйте!
      Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

      Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.