Доган Думан: "Чтобы показать, что черкесы есть, мы вступили на этот путь"
Один из черкесских кандидатов, участвовавших в муниципальных выборах в Турции, был избран мэром района Анталии - Коньяалты
В Турции 31 марта прошли муниципальные выборы в 81 муниципалитете, включая все крупнейшие города страны. По их итогам общую победу одержала правящая Партия справедливости и развития во главе с нынешним президентом Реджепом Эрдоганом в 44% голосов избирателей. Оппозиционная Республиканская партия получила более 30% голосов, ей удалось одержать победу на выборах мэров в крупных городах Турции - Стамбуле, Анкаре и Измире.
На нынешних выборах в Турции участвовали и кандидаты-черкесы в одном из районов Анкары, а также - в городах Пинарбаши, Балыкесир, Самсун. В борьбе за пост мэра прибережного и популярного среди туристов района Анталии, Коньяалты победил кандидат черкесского происхождения от оппозиционной Народной республиканской партии (CHP) Семихь Эсен (Бидов) - местный активист и политолог, набравший 50,62%.
За пост мэра Стамбула также боролся черкес Доган Думан, кандидат от "Плюралистической демократической партии", основанной в Турции в 2014 году. Хотя подсчет голосов еще не завершился, о своей победе уже заявил кандидат от правящей партии Бинали Йылдырым (бывший премьер-министр Турции).
Доган Думан отметил, что его главной целью было не набрать голоса, а дать сигнал: здесь живут черкесы и нужно считаться с их интересами.
"Было понятно, что из проголосовавших 11 миллионов и половину голосов набрать было бы сложно в первый раз", - рассказал нам Доган Думан.
По его словам, в предыдущие годы выборы в стране проходили более честно, а в этом году "многое было запутано". Он отметил, что в связи с этим несколько партий подали в суд, в их числе и его "Плюралистическая демократическая партия", которая продвигает интересы черкесов.
В турецкой столице Стамбуле проживают около 15 миллионов человек, из них проголосовало около 11 миллионов.
"Сейчас черкесы в Турции составляют 7-8% об общего населения Турции. Это около 5-6 миллионов человек. А в самом Стамбуле проживает примерно миллион черкесов. Среди этнических групп, живущих в Турции, черкесы третьи по численности, после турков и курдов", - рассказывает наш собеседник.
Но, как он поясняет, не все они помнят свой язык, свою культуру. И для того, чтобы "разбудить" черкесов, и была создана пять лет назад "Плюралистическая демократическая партия", основной целью которой также является обеспечение и защита прав черкесов, а также других этнических меньшинств в турецком государстве.
Доган Думан напоминает, что число черкесов, выселенных в Османскую империю в 19 веке, достигало миллиона человек, что составляло тогда 10% от общего населения Турции.
"Черкесы забывают, что они адыги, и другие народы забывают, кто есть адыги, и чтобы показать, что черкесы есть – мы и вступили на этот путь", - заключает Доган Думан.
Кавказовед из Грузии Алеко Квахадзе, наблюдавший за выборами в Турции, отметил, что на западе Турции черкесы проголосовали за различные оппозиционные партии, а на востоке, в Анатолии - за правящую.
"В западных провинциях Турции с большой концентрацией черкесских поселений, а также в регионе Узуняйла избиратели склонны были к поддержке оппозиционной 'Республиканской народной партии', тогда как более консервативные и религиозные жители центральной Анатолии (провинции Чорум, Токат, Амасья) и Причерноморья (провинции Самсун и Синоп) предпочитали голосовать за правящую партию. По моему личному наблюдению, черкесы, проживающие в этих регионах, в основном следовали общей тенденции".
Руководитель общественной организации "Кабардинский конгресс" в Кабардино-Балкарии Аслан Бешто отметил, что в проигрыше большинства кандидатов черкесского происхождения виноваты два фактора.
"В первую очередь, это разрозненное расселение самих черкесов, которые после окончания деревенского этапа их жизни расселялись в те города, где могли пристроиться. Из-за этого разброс самих черкесов по Турции достаточно высок. Вторым фактором, конечно же, является, как сам по себе государственный национал-патриотизм турков, так и интернационализм самих черкесов", - считает черкесский общественник.
По его словам, в Турции, при всем уважении к черкесам, все же предосудительно относятся к тем, кто, помимо непосредственно турецкой идентичности, заявляет громко о какой-либо другой. И поэтому, считает Аслан Бешто, черкесу, заявляющему о первичности своей национальности, достаточно трудно набрать большинство голосов.
"Конечно, эта тенденция уменьшается - раньше даже нельзя было выражать открыто свою национальность. Но вина, в частности, в Стамбуле, лежит также и на самих избирателях - черкесах, которые все же предпочли в данном случае какие-то свои политические или корпоративные интересы этнической солидарности", - заключает собеседник.
Отметим, что представители черкесской диаспоры активно участвовали и участвуют в политической жизни Турции в целом. К примеру, политик черкесского (убыхского) происхождения Лейла Атакан стала первой женщиной-мэром в истории Турции, когда в 1968 году была избрана на пост мэра города Измита. А этнический черкес Юсуф Зия Йылмаз в 2000-х годах трижды избирался на пост мэра города Самсуна.
Комментарии 0