Джем Оздемир: Наш долг - спасти черкесов от забвения.
Мы поговорили с Джемом Оздемиром о черкесской диаспоре Европы, организационных и языковых правах, а также о политике в отношении национальных меньшинств в Германии, риске культурного геноцида, экологическом кризисе и возможных решениях этих проблем.
Джем Оздемир – экс-депутат Бундестага Германии и Европейского парламента, сопредседатель Партии зеленых с 2008 по 2018 год, один из основателей Европейского совета по международным отношениям сегодня является влиятельным немецким политиком.
Он был избран в парламент Германии в 1994 году и стал первым его членом, известным как турок. В период с 1994 по 2002 год он два срока служил официальным представителем по внутренней политике Партии Зеленых.
Во время своего сопредседательства в партии «Немецкое единство 90 / Зеленые» Оздемир занимался экологическими и экономическими проблемами, реформами в сфере образования и иммиграционными вопросами.
Он был одним из первых, кто включил законопроект о геноциде армян в повестку дня Федерального собрания.
За свою деятельность Джем Оздемир был удостоен наград Рауля Валленберга, Дольфа Штернбергера и Игнаца Бубиза. Его борьба за права национальных меньшинств продолжается и сегодня.
Как депутат парламента Германии вы больше известны своей политической принадлежностью к Партии Зеленых. Вас знают как турка и ваша настоящая национальность редко упоминается. Не могли бы вы немного рассказать о своих черкесских корнях?
Мой отец - черкес из Турции. С момента подписания трудового договора между Турцией и Германией в 1961 года многие граждане Турции приехали в Германию в поисках работы. Среди них были и черкесы. В 1963 году мой отец тоже приехал в Германию и встретил здесь мою маму. К сожалению, долгое время рядом с отцом не было никого, кто говорил бы на его родном языке. Общаться по-черкесски он мог только, когда мы ездили в Турцию, в его деревню на каникулы. Но позже, благодаря моей политической деятельности и контактам в черкесских Хасэ, которые мы посещали вместе, он нашел людей, с которыми можно было разговаривать на родном языке.
Сохраняется ли черкесская культура в вашей семье?
К сожалению, в городе, где я родился и вырос в Германии, не с кем было говорить по-черкесски и негде было знакомиться с черкесской культурой. Я с большим любопытством пытался узнать как можно больше о черкесах, запоминая все, что слышал во время наших каникул, проведенных в деревне моего отца. Я удивлялся, почему мы должны выключать черкесскую музыку, пересекая границу при въезде в Турцию на машине. Только позже я понял, что черкесов и всех других нацменьшинств в Турции официально не существует. Будучи школьником, дважды в неделю я посещал турецкий класс, организованный турецким консульством. Однажды я услышал там что-то о Черкесе Этхеме, который якобы был предателем. Позже я понял, что в Турции меньшинство упоминают только тогда, когда с ним связано что-то негативное. Черкесы, без которых не было бы успешной освободительной войны, были турками. Только Этхем стал черкесом после разрыва с Ататюрком.
Вы лично интересуетесь черкесской культурой и самобытностью?
Во время работы в Европейском парламенте мы вместе с Ассоциацией черкесов Европы каждый год организовывали очень успешный «День черкесов». Мы не только приглашали черкесов из многих европейских стран, но прежде всего проинформировали моих коллег в Европарламенте об адыгах, их проблемах и заботах. Меня как «зеленого депутата», конечно, всегда очень интересовала исчезающая природа Республики Адыгея. Поэтому, я очень тесно сотрудничал с немецким Союзом охраны природы, который также открыл офис в Майкопе. Во время моих поездок в Израиль и Иорданию я встречался там с местными черкесами. В Израиле меня особенно впечатлила деревня Кфар-Кама, потому что там адыгам разрешено развивать свой язык. Государство поощряет дополнительные языковые уроки в двух черкесских деревнях (Кфар-Кама и Рихания - aheku.net), позволяет сохранять и развивать культуру. В Германии я тоже побывал во многих черкесских Хасэ и, конечно же, участвовал в некоторых фестивалях. Я бы тоже хотел танцевать по-черкесски. Может быть, что это когда-нибудь случится.
Вы боретесь за права человека и общечеловеческие ценности. Как на этой борьбе отразилось ваше черкесское происхождение?
В дополнение к уже сказанному я прилагаю все усилия, чтобы черкесская история и проблема ассимиляции, были более известны и услышаны в немецком обществе. Например, благодаря директору Гамбургского этнографического музея нам удалось организовать в нем большую выставку о черкесах. К сожалению, сегодня желание Москвы и Анкары использовать адыгов в своей повседневной политике затрудняет эффективные действия в этой сфере. Фактически, черкесское общество все больше вовлекается в радикальную политику Путина и Эрдогана. Каждый разумный человек понимает, как они используют кавказские народы. Например, Россия использует Абхазию против Грузии. А Грузию интересует судьба черкесских народов и других народов Северного Кавказа пока она может использовать их против Москвы. Эрдоган то борется за права меньшинств, то выбирает крайний турецкий национализм как путь развития страны. Таким образом, черкесам очень сложно занять независимую позицию в регионах, где они проживают.
Является ли Кавказ частью вашего личного представления о доме? У вас была возможность побывать на Кавказе и выучить свой родной язык?
Я обещал отцу, и я рад, что смог сдержать свое обещание хотя бы раз съездить в республику Адыгея с ним и друзьями из Союза охраны природы Германии. Что я могу сказать? Я никогда в жизни этого не забуду. Будь то танцоры ансамбля Нальмэс, репетиции которых мне разрешили посмотреть, или экскурсия в горы и леса. Алчность мафиозных структур в сегодняшней России, к сожалению, представляют огромную угрозу этой уникальной красоте.
Что можно сказать о черкесской диаспоре в Европе и ее деятельности?
В Германии черкесская община насчитывает более 10 000 человек. В 1968 году здесь было основано первое Хасэ. Сегодня есть землячества в Вуппертале, Кельне, Мюнхене, Нюрнберге, Гамбурге и, конечно, в моем избирательном округе в Штутгарте. Для многих черкесов демократия и политика культурного разнообразия в Германии стали возможностью публично обозначать свою национальную принадлежность и развивать свою культуру. Вот почему в Германии появляется все больше и больше северокавказских культурных объединений, в т.ч. черкесских. Их цель - передать свою культуру и язык своим детям. Черкесы хотят, чтобы их знали в Германии не только благодаря красивым фольклорным танцам, но и как представителей древней культуры, находящейся под угрозой исчезновения.
С тех пор, как всплыла информация о моем этническом происхождении, все больше моих друзей и знакомых находят свои черкесские корни. В том числе Шермин Лангхофф, известный директор Берлинского театра Максима Горького.
Как вы оцениваете отношения черкесов с родиной?
Для черкесов всего мира 21 мая - день печальных воспоминаний о геноциде и депортации 1864 года. Это день, напоминающий обо всех страданиях, которые последовали за поражением на Кавказе. Но эта дата также напоминает им, что адыгам до сих пор удалось сохранить свою культуру и историю, несмотря на все несчастья. Черкесы быстро стали лояльными гражданами во всех странах, где они нашли защиту, признание и новый дом, не забывая при этом о своем происхождении. Это меня впечатляет.
Какова политика федерального правительства в отношении меньшинств с точки зрения языка, идентичности и самоорганизации? Считаете ли вы эту политику успешной?
Германия сегодня обозначает себя как страну иммиграции и имеет либеральный закон о гражданстве. В нашей либеральной демократии любое меньшинство может самоорганизоваться, как ему хочется. В отличие от Турции проблема здесь не в запрете, а в отсутствии структур поддержки для волонтеров-черкесов, которые, помимо семьи и работы, должны поддерживать свою культуру в свободное время.
В Германии каждый может построить свой молитвенный дом для любой религии или, конечно, полностью отказаться от ее принятия. Любой язык можно использовать для общения и учить. Если язык не преподается в государственной школе, каждый волен открыть свою частную школу в соответствии с нашей конституцией и законами. Но и здесь проблемы не в законах, а в недостатке ресурсов. Волонтёрство требует много времени, энергии и денег. Это не безгранично.
К сожалению, фанатизм и расизм теперь также поселились в наших парламентах. Ультранационалистическая АдГ присутствует в Бундестаге и отравляет климат нашей страны, усиливает раскол нашего общества. Понятно, что у этой партии нет проблем с Путиным и его политикой. Выступая в Бундестаге, я включил Эрдогана, Путина и Трампа в их коалицию ненависти и фанатизма.
Черкесской диаспоре грозит культурный геноцид. Каковы ваши рекомендации по этому поводу?
Поскольку черкесы сейчас расселены по многим странам мира и больше не имеют общего языка общения, их культура часто сводится к знаменитым танцам и легендарным черкесским свадьбам. Поэтому, вырвать черкесов из забвения и сделать всю их историю и культуру всемирно известными - это сложная задача.
В диаспоре языку и культуре угрожает исчезновение еще более остро. Диаспора пытается продвигать свой язык и культуру с помощью различных мероприятий. Это проще там, где государство ценит разнообразие своих культур. Там же, где господствуют идеология фанатичного национализма и политика ассимиляции, это очень сложно.
Каковы предложения «Альянса 90 / Зеленые» в отношении политики диаспоры?
Моя партия - это партия, которая активно продвигает и приветствует культурное разнообразие. В дополнение к немецкому официальному языку, который, насколько это возможно, должен изучать каждый, наша страна обогащается, когда её граждане изучают и говорят на других языках. Политики могут и должны сделать в этом направлении значительно больше, чтобы не дать исчезнуть языкам иммигрантов и беженцев.
Предел толерантности определен нашей конституцией. Угнетение женщин, насилие в воспитании и религиозная нетерпимость по отношению к другим конфессиям или неверующим, а также к сексуальным меньшинствам не должны приниматься никем и ни при каких обстоятельствах.
Какие есть варианты для черкесских детей получать уроки на родном языке? Работают ли над этим ассоциации или фонды?
Как я уже сказал, в отличие от Турции, наши законы не запрещают национальные языки. Здесь проблема более практичная. Прежде всего: достаточно ли детей для черкесского класса? Где взять учителей? Кто будет издавать учебники? Кто будет его финансировать? Даже у гораздо большей диаспоры курдов в Германии нет возможности общаться на своем родном языке из-за этих утилитарных проблем.
Бывает так, что дома не один, а два родных языка, как у моих родителей. Странно, но мы думаем, что образованы и вежливы и при этом часто забываем, что раньше в деревне было нормально говорить на нескольких языках. В дополнение к своему родному черкесскому языку мой отец, естественно, говорил на официальном языке - турецком. Но также достаточно хорошо знал курдский. Многоязычие обогащает.
Часто можно услышать, что дети, чей родной язык не немецкий, испытывают трудности с изучением немецкого языка, что они сталкиваются с дискриминацией и что их трудности в обучении не признаются. Если эти утверждения верны, стоит ли этот вопрос в повестке дня зеленых?
Вы должны быть осторожны, чтобы не воспринимать серьёзно пропаганду Путина-Эрдогана. Когда я смотрю Russia Today или TRT иногда для развлечения, а иногда из любопытства, даже я удивляюсь тому, сколько лжи они говорят о Германии и Европе.
Политика в области образования в Германии находится в ведении 16 федеральных земель. Там очень разные образовательные системы. Согласно традиционной модели, после четвертого или шестого класса дети делятся на школы, которые предлагают разные степени в зависимости от их успеваемости. Эту модель критикует в первую очередь моя партия, но также и многие эксперты, потому что она часто сортирует детей по их социальному происхождению. Дети из семей, в которых родители не могут помочь с домашним заданием, потому что им не хватает для этого знаний или языковых навыков, оказываются в невыгодном положении Дети из семей, родители которых получили высшее образование, независимо от того, являются они немцами или нет, могут легче поступить в среднюю школу, что откроет им путь к поступлению в университет. В федеральных землях, где мы находимся в коалиционном правительстве вместе с другими партиями, мы стремимся развивать школы, которые охватывали бы всех детей, независимо от дохода их родителей, социального сегмента детей или их происхождения. Но это долгий и трудный путь, который мы только начали.
Аканда Таштекин
© Jineps
Комментарии 0