Это уже клинический диагноз...

Город Сочи, в последние годы превратившийся в настоящую "Вавилонскую башню" с многими десятками этносов и национальных языков, намешанных здесь, судя по происходящим в последнее время событиям, глубоко поражен язвами национализма и великодержавного шовинизма.

Все началось с безобидных, на первый взгляд, частных объявлений в местных газетах, типа "чистоплотная славянская семья снимет квартиру" или "бригада строителей-славян ищет работу". Потом в разных уголках Сочи, откуда ни возьмись, стали появляться крупные надписи "Слава России" с неизменным атрибутом отечественных ультра-патриотов (одну из них мне удалось запечатлеть на обочине дороги у моста через реку Чемитоквадже в Лазаревском районе. – А.Н.) – фашистской свастикой. Многие хотели закрыть на них глаза, но как это сделать, если "художники" настойчиво стремились оставить рисунки именно в общественных местах и на опорных стенках вдоль федеральной трассы – мимо не проедешь. Вскоре ничего не понимавшие горожане уже находили в своих почтовых ящиках листовки сомнительного содержания и печатные издания, взывавшие к русским сынам и дочерям. Власти сразу поспешили списать все безобразие на скинхедов, которые, в общем-то, не опасны, успокаивали людей чиновники, потому что сами по себе не являются серьезной политической силой, а просто "балуются". Но что-то, видимо, "щелкнуло" в умах и сознании сочинцев – запущенные в массы снаряды, что называется, попали точно в цель. Места для баловства уже не осталось.

12 июня 2002 года в Лазаревском был установлен памятник адмиралу Лазареву, в годы Кавказской войны огнем корабельной эскадры, которой он командовал, без сочувствия кромсавший мирное адыгское население. Многонациональное сообщество Сочи молча проглотило этот факт, оставшись "глухо" ко всем доводам и обращениям коренного адыгского населения. Памятник до сих пор стоит на железнодорожном вокзале под бдительной охраной милиции. Помнится фраза, которую бросил в интервью газете "Шапсугия", состоявшемся буквально несколько дней спустя после торжественной церемонии демонстрации имперской политики в Лазаревском, губернатор Краснодарского края Ткачев. "Что вам, шапсугам, вечно не хватает?! – искренне удивлялся он, возмутившись моему прямому вопросу. – Вам что, хлеб в магазине по другой цене, чем остальным, продают? У нас есть немало достойных героев прошлого, память о которых мы будем и впредь увековечивать!".

Власти, поняв, что перемудрили с демонстрацией любви к историческому прошлому, которое почему-то всегда связано с войной (тем более, сразу поднялась большая волна недовольства этим шагом краевого руководства со стороны адыгского сообщества), кинулись всеми способами тушить разгоравшийся пожар. Но это, как позже убедились адыги Причерноморья, были настоящие "крокодиловы слезы" – вскоре в Армавире появился мемориал генералу Зассу, в свое время – в период колонизации Кавказа – коллекционировавшему головы черкесов.

Несколько лет назад в ту же "воронку" благополучно упал еще один снаряд. На обочине автомобильной дороги Лазаревское-Тхагапш на южном въезде в небольшой поселок Алексеевка, названный в честь царевича Алексея, сына Николая II, неожиданно появился православный крест. Шапсуги отнеслись к этому факту насторожено, но особого беспокойства не проявили, продемонстрировав природное уважение к религиозным чувствам жителей соседнего селения. Тем более, что все было сделано по закону. В позапрошлом году алексеевцы, не долго сомневаясь, решили пойти еще дальше. Не поставив никого в известность – районные власти до последнего всячески открещивались от всего произошедшего (ничего не видели, ничего знаем, никому не скажем) – установили еще один крест с "охранной надписью" уже с северной стороны поселка – "под самым носом" у аула Тхагапш. На этот раз, аульчане вполне резонно возмутились, начали собственное расследование. Вскоре выяснилось, что "явление" креста животворящего народу – чистой воды самодеятельность, попахивающая провокацией. Никто на право верующих не посягает, объясняли свою позицию местные адыги, но если мы живем в правовом государстве, все необходимо делать по закону (никаких разрешений, полученных в установленном порядке у организаторов данной акции не было), а то получается какая-то однобокая у нас демократия… Тушить пожар пришлось сообща, к тому моменту нашелся еще один повод – крест был поврежден неустановленными лицами, что, естественно, вызвало здесь немалый общественный резонанс.

Власти, занявшие странную политику невмешательства, тихо наблюдали "за схваткой" – в Лазаревское разруливать конфликт с местным православным духовенством пришлось специально приезжать муфтию Духовного управления мусульман Нурбию Емижу из Майкопа. Крест до сих пор стоит на своем месте.

Еще один пример из той же "оперы". Назначение на должность исполняющего главы города Сочи черкеса Джамбулата Хатуова, вызвало тихое роптание в многонациональных массах. Проглотить "пилюлю" смогли заставить себя далеко немногие. Внушительное число недовольных было, судя по всему, и в местной чиновничьей среде, увидевшей в новом руководителе муниципалитета опытного управленца, грамотного хозяйственника, работоспособного, порядочного и эрудированного человека. Я стараюсь оценивать происходящее здраво – все эти дни Хатуов был на моих глазах, я не раз писал о его поездках в Лазаревский район, имел возможность общаться лично, слышал мнения "не для прессы" сторонних людей. Отдаю себе отчет в главном –Хатуов, в первую очередь, чиновник и глубоко преданный человек губернатора, что, в первую очередь, определяет его слова и поступки, но он, в отличие от многих наших собратьев, находящихся на руководящих постах и всячески стыдливо избегающих любой намек на свою национальность, не раз проявлял настоящий адыгагъэ, гордо подчеркивал свое этническое происхождение.

Спустя неделю городская газета "Черноморская здравница", известная своей негативной позицией по отношению к адыгской теме, опубликовала письмо некой гражданки "Т.Александровой", озаглавленное "Где Обама, а где Сочи?". В новом "эпистолярии", вынесенном на суд общественности, открыто прозвучали не только аналогии "свежего" кадрового назначения в главном курорте России с вновь избранным чернокожим президентом Америки, но и вполне красноречивые фразы, выдающие истинные умонастроения читательницы газеты. Работа, надо признать, блестящая, принадлежащая перу профессионального журналиста, но никак не рядовой горожанки – все красиво, грамотно и, на первый взгляд, безобидно – частное мнение, не более того. Хотя под этим письмом с радостью подписались бы многие нынешние "новосочинцы". Перлы типа "не каждый житель сегодня назовет фамилию исполняющего обязанности главы города" – использованы только для затравки. Далее – все более чем ясно. "Однако есть одно но, о котором нельзя не сказать, – пишет далее г-жа "Александрова". – Я сейчас о том, с чем сочинцы сталкиваются впервые: о вероисповедании и национальной принадлежности нового армавирского претендента на кресло сочинского мэра". (Напомню, нынешний глава госкорпорации "Олимпстрой" Виктор Колодяжный, ранее три года занимавший пост градоначальника Сочи, до этого, как и Хатуов, работал в Армавире. – Прим. А.Н.). "Плох или хорош был Советский Союз, но в ту пору существовало правило, впрочем, это был почти закон: на территории России люди НЕТИТУЛЬНОЙ (выделено мной. – А.Н.) нации и представители МАЛЫХ (и здесь выделено мной. – А.Н.) народов не могли быть назначены на подобные высокие руководящие должности, они могли быть только ВТОРЫМИ" (на этом особо заостряю ваше внимание. – А.Н.).

Далее вообще хоть в хрестоматию современных добрососедских отношений в многонациональном российском обществе заноси. "У нашего народа всегда был дефицит чувства меры, – продолжает свои тирады автор письма. – Мы большие любители крайностей, мы отчего-то не можем вовремя остановиться. И новое поспешное назначение в Сочи – еще одно тому подтверждение".

В конце материала "Александрова" пытается как-то неуклюже сгладить острые углы, выпирающие из ее опуса. "И последнее, – завершает она свои размышления. – Меня трудно упрекнуть в предвзятости, я сама принадлежу к малым народам".

Вот так-то. Не в бровь, а в глаз. Между тем, Хатуов отработал в новой для себя должности не полных три месяца. Ушел гордо, с высоко поднятой головой. Губернатор Ткачев, почувствовавший, что Сочи – это действительно не Армавир, где черкес Хатуов дважды блестяще побеждал на выборах, классически вышел из непростой ситуации, назначив Джамбулата Хизировича своим первым заместителем. И то дело. Говорят, свое несогласие с перспективой получить мэра-адыга в Сочи еще до нового года высказали крупные этнические диаспоры города, мол, было даже некое письмо-обращение от их имени в вышестоящие федеральные инстанции с требованием принять меры, одуматься, не допустить… Бог им судья. Настораживает другое. Отсутствие внятной системности в государственной национальной политике приводит к появлению у тех или иных сил чувства безнаказанности и вседозволенности. В отдельно взятом городе Сочи негативные факты, подтверждающие это наблюдение, сыплются, как из рога изобилия и почему-то именно по отношению к коренному малочисленному народу – шапсугам. Наиболее вопиющий случай произошел совсем недавно. 22 февраля в канун Дня защитника Отечества в сочинском Зимнем театре прошел большой праздничный концерт. На сцену наряду с ведущими творческими коллективами города вышел народный ансамбль "Шапсугия" Центра адыгской культуры Лазаревского Центра национальных культур. В одном из традиционных номеров, исполняемых нашими артистами, перед публикой появляется солист с общеадыгским флагом в руках – этот хореографический элемент используется многими ансамблями. После концерта разразился форменный скандал. Чиновница управления культуры администрации города в "серьезном" разговоре с руководителем коллектива Русланом Хейшхо поспешила высказать недовольство этой частью программы, мол, на подобном – общегородском – мероприятии подобные вещи, как демонстрация национального флага отдельной народности, просто недопустимы – неэтично и политически неправильно это. Прозвучало даже требования в дальнейшем убрать этот элемент из концертной программы ансамбля. Беседа, естественно, сразу переросла в конфликт. На следующий день "Шапсугия" в знак несогласия с подобной постановкой вопроса и неуважением к своей национальной святыне в полном составе проигнорировала праздничный концерт, состоявшийся в Лазаревском ЦНК. Молодые артисты, вполне резонно посчитавшие себя оскорбленными, в знак протеста не вышли на сцену. Впервые традиционное выступление коллективов района прошло без адыгов. Резонанс получился нешуточным. Твердую гражданскую позицию ансамбля, не уступившего нажиму чиновников, целиком поддержали активисты "Адыгэ Хасэ" причерноморских шапсугов.

– Мы всецело на стороне ребят, – подчеркнул председатель общественного парламента шапсугов Маджид Чачух. – В данной ситуации наша молодежь проявила принципиальность и национальную гордость – и права стопроцентно. Сегодня кому-то не понравился национальный адыгский флаг, завтра не понравится черкеска, послезавтра – папаха. Зеленый флаг с двенадцатью звездами – часть истории нашего народа, элемент этнического самосознания черкесов. Адыги – такие же полноправные граждане России, как и другие народы ее населяющие, а значит, их святыня достойна быть представлена на любом общественно-культурном мероприятии, тем более проходящем в родном Сочи. Мы будем твердо и до конца стоять на своей позиции.

Анзор НИБО.
Фото автора. 

Комментарии 0

      Последние публикации

      Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

      Подписаться

      Здравствуйте!
      Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

      Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.