Сделать лук - все равно что сделать скрипку0

Лук во многом превосходил огнестрельное оружие.


Парвиз Баширов живет и работает в Санкт-Петербурге. Профессия у него самая обыкновенная - он системный администратор. Своей работе он уделяет ровно столько времени, сколько положено по трудовому законодательству. Все остальное время Парвиз посвящает своему хобби, которое у него весьма необычное - он делает исторические луки и арбалеты.

- Откуда взялось ваше увлечение?

- Когда я еще учился на 1-м курсе в Питере, мой однокашник взял меня на историческую реконструкцию. Знаете, есть всякие люди: одни увлекаются ролевыми играми, другие досконально, по мелочам восстанавливают исторические события - сражения всякие, битвы и тому подобное. Шьют костюмы, изображения которых и даже крой выискивают в музеях, изготовляют оружие... И делают все это настолько грамотно, что к ним даже эксперты-криминалисты и киношники за консультациями приходят. В общем, попал я в настоящее прошлое. Вокруг люди бегают в каких-то непривычных одеждах, с топорами и луками, стреляют, кричат... Как в кино, только лучше. Потому что никаких камер, никаких криков "Снято", никаких софитов... Все взаправду. Потом, когда все закончилось, я попросил у своего друга лук пострелять. До этого я никогда в жизни не стрелял из лука. Как-то у нас, в Азербайджане, мальчишки луками не увлекаются... Выстрелил и понял, что я влип. Это такая заразительная штука - лук! Пошел в секцию стрельбы из лука. Там мне дали современную штуковину, крутую, навороченную, наверное, клевую. Но меня этот современный лук не вдохновил как-то... И я опять пошел на реконструкцию - зрителем, потом решил поучаствовать. А чтобы участвовать, нужно подобрать или сделать себе и одежду, и амуницию, и оружие. С помощью друзей я все это сделал, поучаствовал и понял, что все эти прыжки по лугам - это, конечно, зрелищно, интересно, но мне больше понравилось возиться с оружием - делать его самостоятельно. К тому времени мне было двадцать. Сейчас мне тридцать один и у меня своя мастерская по изготовлению луков. В реконструкциях я не участвую, я так сказать профессиональный зритель. И консультант. Потому что я так глубоко погрузился в историю, что всерьез подумываю о втором образовании - историческом.

- Реконструкции касаются только раннего средневековья?

- Отнюдь! Огнестрельное оружие стало появляться в XIII веке, но вплоть до XVII лук и арбалет у многих народов сохраняют огромную популярность. Это было связано с низкой скорострельностью первого стрелкового оружия: на перезарядку некоторых ружей уходило до семи минут, а скорострельность лука - несколько десятков выстрелов в минуту. Кроме этого лук - оно и надежнее, и легче по массе, и дешевле в производстве - ведь технология производства этого вида вооружения была прекрасно отлажена. Вообще лук - он во многом превосходил огнестрельное оружие: можно стрелять бесшумно, скрытно - никакого тебе дыма, пламени, выхлопов, запаха пороха... Можно было стрелять в сырую и дождливую погоду. Дальность стрельбы из арбалета с сохранением убойной силы иной раз превышала дальность стрельбы из мушкета. Конечно, со временем лук был вытеснен, но самое интересное - почему. Не из-за того, что ружье лучше по своим характеристикам - дальше и лучше стреляло, вовсе нет. Ружьями стали оснащать, прежде всего, пехоту, и, значит, нужно было быстро обучать большое количество новобранцев, а на обучение лучника уходило до трех лет.

- А какие сражения реконструируют ваши друзья?

- Европы практически не касаются, хотя там богатейшие традиции. Зачем Европа, если в России и на Кавказе луки использовались аж до XIX века?! Официально луки сняты с вооружения при Петре Первом, однако у казаков и ополченцев они использовались еще очень долго. Вместе с огнестрельным оружием, разумеется. А Кавказ - это вообще отдельная история. Турецкий путешественник Эвлия Челеби в 1666 году пишет, например, о черкесах: "Воины были обязаны иметь по одной чистокровной лошади, щит, лук со стрелами, меч, копье. Их пешие воины все имеют ружья". Любопытно, что в концу XVII века произошло своеобразное разделение: огнестрельным оружием воевали крестьяне, дворяне же по-прежнему использовали луки. Голландский путешественник Стрейс, побывавший на Кавказе в 1668 году, пишет о тех же черкесах, что у них было и огнестрельное, и метательное оружие: "Они почти все время сидят на лошадях, которыми прекрасно управляют. Их оружие составляют стрелы и лук, у некоторых также и ружья". Ян Потоцкий, польский путешественник, даже через сто с лишним лет, в 1798 году, пишет: "Крестьяне совершенно не имеют права носить кольчугу, колчан и стрелы; на войну они отправляются в повозках и сражаются пешком". Русский академик Клапрот после посещения Северного Кавказа в 1807-1808 годах писал, что "черкес никогда не выйдет из своего дома невооруженным, по меньшей мере он носит обычно саблю или кинжал у пояса... Если они выезжают в поле или наносят визиты, то бывают вооружены луком и колчаном со стрелами". Гербер, объездивший весь Дагестан в 1728 году, рассказывал, что табасаранцы и ногайцы используют лук и стрелы без огнестрельного оружия.

- Вы сказали, что лук использовался до XIX века. Неужели такое может быть?

- Считается, что последний официально зарегистрированный случай применения луков на полях сражений - это Отечественная война 1812 года. Выжившие французские гусары, которые на Бородинском поле столкнулись с иррегулярной калмыцкой и башкирской конницей, долго потом рассказывали, как они чуть с седел от хохота не попадали, когда увидели вооружение этой конницы. Но смеялись несколько секунд, потому что тут же погибла треть гусарского полка - от стрел.

- Это не байка, случайно?

- Может, насчет Бородинского поля и байка, но есть документальные подтверждения использования в тот период луков 1-м Башкирским полком. Он весной 1812 года осуществлял переход в Вильно, и газета "Литовский курьер" сообщала: "В этом году мы видели, с какой поспешностью стягивались полки из отдаленной Азии и собирались на границах Варшавского герцогства. Еще в апреле пришли орды калмык и башкир, вооруженных луками". Насчет того, что французское командование смеялось над таким архаичным вооружением, тоже не байка. Оно иронично называло башкирские полки "скифскими всадниками", но ирония та была недолгой. Например, французский генерал Комб в своих мемуарах за сентябрь 1812 года пишет, что "Русская армия прикрывала свое отступление частой цепью стрелков, составленной из казаков, калмыков и башкир. Последние были вооружены луками и стрелами, свист которых для нас был нов, и ранили нескольких из наших стрелков. Шея лошади капитана Депену, из моего полка, была пронзена под гривой одной из этих стрел, имевших приблизительно четыре фунта в длину". Поэт-партизан Денис Васильевич Давыдов в своих записках тоже отмечал, что башкиры были вооружены луками и стрелами. Ему вторил английский офицер Роберт Вильсон, служивший в русской армии: "Башкирские воины вооружены длинной пикой, украшенной флажком, по которому они определяют офицера; саблей, луком и колчаном с двадцатью стрелами. Луки у них небольшие, имеют типичную азиатскую форму и, как правило, грубо выделаны. На концах стрел мало перьев. Однако стреляют они отлично, с удивительной легкостью". Французский генерал де Марбо в своих мемуарах писал о башкирах: "Настигнуть их было очень трудно, атаки постоянно повторялись... С громкими криками они пускали тучи своих стрел". Он отмечал удивительную маневренность "северных амуров": "Они двигались без всякого построения и никакая дорога их не затрудняла, они носились вокруг наших войск точно рои ос, прокрадываясь повсюду". Луки, кстати, изготовляли сами воины.

- И как выглядели те луки?

- Они имели сложную конструкцию. Лук состоял из двух частей, сделанных из березы и ели. Эти части склеивали между собой, а снаружи лук обклеивали берестой. Лук имел длину метр - полтора. Вообще луки традиционно делились на длинные и короткие. Границей разделения служит способ натягивания лука. Короткий лук держали перед собой и тетиву натягивали к груди, а у длинного лука тетива натягивалась сбоку от лучника, за "ухо". Длинный лук обладал большой силой и с близкого расстояния пробивал деревянные двери и даже закованного в броню всадника. Причем насквозь. Стрелы были с железными ромбовидными или широколопастными наконечниками, с глубокими вырезами на конце для тетивы лука и два-три пера. Колчаны были деревянными, обшитыми кожей. В них помещалось от пятнадцати до тридцати стрел. Роберт Вильсон описал способ стрельбы: "В сражении воин передвигает колчан со спины на грудь, берет две стрелы в зубы, а другие две кладет на лук и пускает мгновенно одну за другой".

- Как вы думаете, сколько лет луку? Точнее веков?

- О, ответа на этот вопрос никто точно не знает. Однозначно одно: лук и копье - самое первое оружие человека, возникло предположительно сорок тысяч лет назад, во времена мезолита. Сначала это была обычная палка, стянутая жилой, однако в бронзовом веке существовали уже целые школы "лукостроения". Уже тогда луки делали не из чего попало, а стали выбирать специальные породы дерева: береза, клен, тис, ясень, можжевельник... Выбирали дерево для лука в еще живом состоянии - присматривали деревце, чтобы без сучков, чтобы имело определенный изгиб, обращенный к солнцу. Для тетивы брали сухожилия животных, кожу, растительные волокна - типа крепкой бечевки из конопли, позднее использовались шелковые нити. Тетиву, кстати воины хранили в специальных шкатулках, предохраняя от растяжения, высыхания и сырости. Со временем лук начинают делать из двух кусков древесины, соединенных в середине под небольшим углом. Потом появляются луки с добавлением сухожилий и костяных накладок. Интересно, что первыми в регулярной армии применять луки начали древние египтяне: в из гробницах часто находили сложносоставные - композитные - луки. Арбалет - оружие гораздо более молодое, он появился в IV веке нашей эры. В принципе, это тот же лук, только укрепленный на специальном прикладе - ложе - с механизмом натяжения тетивы. И дуги при стрельбе располагаются не вертикально, а горизонтально. И они гораздо меньше.

- Как отличались луки у разных народов?

- Сильно отличались. В Китае, к примеру, луки делали из нескольких слоев бамбука, кочевники из Центральной Азии - из дерева и многочисленных костяных накладок, скифы насаживали на свои луки роговые наконечники. В Древней Руси луки состояли их двух планок - березовой и можжевеловой, усиленной сухожилиями. В Турции были очень сложные луки, их еще называют классическими. Турки делали их из деревянной и роговой пластин, потом наклеивали на дерево сухожилия и роговые концы. А чтобы не сырели, их обклеивались берестой. Это для простых воинов. А для военачальников обклеивали пергаментом или серебряной фольгой. Для придания большей упругости дуги лука выпаривали и придавали нужную форму в специальных зажимах. Чтобы натянуть тетиву турецкие луки выгибали в обратную сторону и натягивали тетиву - с помощью специальных приспособлений, голыми руками этого не сделаешь. Тетиву делали из пяти- шести крепких нитей, свитых из овечьей шерсти. Потом нити крепко перетягивали шелковыми нитями разного цвета. Ну, и конечно, луки украшали. Каждый народ - по-разному. Красками расписывали, инкрустации делали... Величина луков тоже была разной у разных народов. Если упругость тетивы была большая, лук мог быть меньше. Как, например, у скифов - 60-80 сантиметров. В среднем величина лука составляла 130-140 сантиметров. Очень любопытны были луки в Европе в cредневековье. Они состояли из пяти частей. Середина, за которую держат рукой - негибкая. От нее отходят два упругих элемента, за их счет обеспечивается натяжение тетивы. На концах - тоже негибкие навершия: для крепления этой тетивы. Такие луки иногда называют луками с двойным изгибом. Кстати, отношение к луку у разных народов тоже было разным. В античном мире, например, лук считался оружием слабаков и трусов, потому что только трусы не могут биться с противником лицом к лицу. В древней Индии - наоборот: сила героев определялась именно их способностью несколько раз натягивать или долго удерживать в натянутом состоянии длинный лук. А сила натяжения такого лука нешуточная - она доходила до 90 килограммов. На Руси лук считался символом военной хитрости. Так сказать, в противовес булаве, которая олицетворяла грубую физическую силу. Кстати, русские лучники считались одними из наиболее искусных в мире. Чтобы совершенствовать мастерство, они использовали такое упражнение: стреляли с движения через ряд колец - так, чтобы стрела их не задела. Мишенью служили мелкие медные монеты. Боевая скорострельность доходила до четырех выстрелов.

- Всего четыре выстрела в минуту?

- Не в минуту! Когда первая выпущенная стрела попадала в цель, две другие находились в воздухе, а с тетивы сходила четвертая. Такими результатами могли похвастаться только монголы.

- А на Кавказе?

- На Кавказе скорострельность была ни к чему. Там, где много гор, можно стрелять из засады, скрытно. Поэтому упор делался на меткость.

- Методы стрельбы тоже различались?

- Безусловно! Вообще существует два основных метода стрельбы. Первый можно условно назвать западным, когда тетива натягивается средним и указательным пальцами левой руки, а чтобы отпускаемая тетива не травмировала руку, ее обычно защищали перчаткой. Второй способ - восточный, монгольский. Впрочем, некоторые историки прибавляют сюда еще и китайский, потому что в Китае найдены фрески, датируемые примерно первым тысячелетием до нашей эры. Они изображают китайских воинов, натягивающих луки восточным способом. Этот способ практиковался, кстати, в Индии и Корее тоже. Тетиву натягивали согнутым большим пальцем, просунутым между указательным и средним. Такая "ухватка", конечно, несколько снижает скорострельность, но зато существенно увеличивает силу натяжения. Правда, отпускаемая при выстреле тетива может серьезно травмировать большой палец, поэтому на него надевалось широкое кольцо, которое делали костяным или металлическим. Богатые воины носили такое кольцо из благородных металлов с драгоценными камнями. Это кольцо является неотъемлемой частью снаряжения лучника во всех странах, где применяется такой метод. Исключение - только Япония. Там использовалась специальная перчатка "югаке", надеваемая на два или на все пальцы. В целом, восточный метод считается наиболее эффективным. Есть, кстати, еще один интересный метод. Он использовался, если луки были очень тугие. Они натягивались, лежа на спине. Тетива держалась руками, а натяжение обеспечивалось разгибанием ног в коленях с упором ступнями в середину лука.

- Вы сказали в начале, что у вас есть мастерская. Сколько человек в ней работает?

- (Смеется) Да я один! Это же не цех! Это индивидуальное производство, сравнимое с изготовлением скрипки. Если не сложнее.

- Если вы открыли мастерскую, то у вас есть заказчики? И кто эти люди? Неужели в наше время находится много людей, кому нужен исторический лук?

- Исторически или стилизованный - это две разные вещи. Если бы вы знали, насколько таких в хорошем смысле слова ненормальных много! Кто-то делает луки сам, кто-то обращается к мастерам - у кого денег побольше или руки не оттуда растут, откуда надо. Кроме исторических реконструкций, луки нужны и для турниров, например, турниров по стрельбе из длинного английского лука - лонгбоу - по средневековым английским правилам. Луки нужны спортивные, охотничьи. Эти два типа до сих пор в ходу. Но я делаю только исторические.

- Из чего и как вы изготавливаете луки? И какого периода чаще всего?

- Чаще всего аутентичные тому оружию, которое применялось на Руси в XVI- XVII веках. А знаете, какие луки тогда на Руси применялись? Турецкие! Не в смысле из Турции привезенные или турецкими мастерами сделанные, а турецкой модели. Что говорит о том, что славянская и тюркская культуры намного ближе, чем принято считать в официальной исторической науке. Кроме этого, турецкий лук на Руси применялся потому, что он на тот период был самым мощным, технологически сложным и компактным. И сделать его - не шутка! Что по времени, что по деньгам. Причем не только в наши дни, но и в прошлом. Тогда на изготовление одного лука у мастера уходило до трех лет! Они передавались по наследству и никогда не бросались на поле боя. Сейчас на изготовление хорошего лука требуется от четырех месяцев до года. Я использую традиционные породы дерева: клен, акацию, ясень, тис, кизил, орешник... Одно из самых распространенных сочетаний - клен и ясень. Ясень - более гибкая и крупнопористая древесина, в нее легче проникает клей, поэтому он используется как материал для "плеч" лука. Берется бревнышко примерно 15 сантиметров в диаметре, и в идеале радиус годовых колец должен совпадать с радиусом поперечного изгиба лука. Клен - менее гибкая древесина, но более крепкая, хорошо противостоит истиранию, поэтому из него делаются навершия или на нашем сленге "уши" лука. Кленовые "уши" хорошо выдерживают напряжение тетивы. Ясеневое бревнышко колется на плашки примерно 7-8 миллиметров толщиной, потом из них выбираются те, что без сучков. Плашки дважды вывариваются, чтобы из дерева вышел его сок. В итоге плашки получаются более пластичными. Некоторые мастера, впрочем, не вываривают. Потом плашки зажимают в деревянной пресс-форме, которая имеет профиль "плеч" лука - чтобы придать им нужный изгиб. Вся эта конструкция оставляется в покое месяца на полтора в прохладном месте - для просушки. Пока ясень сохнет, из клена вырезают концы нужного радиуса и середину - рукоять. На "живот" лука крепятся роговые пластины - рог при стрельбе работает на сжатие. В старые времена использовались рога буйволов, горных козлов, антилоп, индийских коров - в зависимости от страны изготовления. Мне часто удается доставать рога буйвола и горных козлов, с индийскими коровами сложнее, но на дорогие луки их рога очень подходят. Роговые заготовки тоже вывариваются в воде два-три часа - для придания им пластичности, потом под прессом формуются в пластины. Когда все готово, ясень высох, можно собирать лук при помощи клея. И вот тут наступает самое сложное и интересное. Я недаром сказал, что сборка лука напоминает изготовление скрипки. Там тоже используется клей. И вот рецепт этого клея (как и рецепт лака для скрипки) мастера всегда держали в большом секрете. Рецептур клея существует великое множество, в каждой стране своя. В Японии, например, использовали рисовый клей. Да и сейчас используют. В теплых странах с влажным климатом, например, в Греции, Кипре, юго-западной Турции и тому подобное использовали рыбий клей, в идеале осетровый, он плохо пропускал влагу. На Кавказе тоже использовался осетровый клей. Для российского более сухого климата один из лучших клеев - из сухожилий. Он гигроскопичный, легко улавливает влагу из воздуха и защищает лук от высыхания и растрескивания в наших условиях. Кроме этого, у сухожильного клея есть еще одно неоспоримое достоинство: он феноменально прочен - выдерживает на разрыв до ста килограммов на квадратный сантиметр. Для клея берутся чаще всего ахилловы сухожилия коров. Можно, конечно, сварить клей и из других сухожилий - с шеи, спины, но это будет так, третий сорт... Ножные сухожилия намного более эластичны. Они тщательно очищаются от жира и прочих белковых масс и опускаются на пятнадцать минут в кипяток. Надо сказать, что в старые времена мастера тратили на варку клея не менее недели. Варили на углях, в чистой дождевой воде в керамической посудине. Я, конечно, дождевую воду не собираю, покупаю дистиллированную, и варю в скороварке. Поэтому время на изготовление клея существенно уменьшается - часов до трех. Полученным клеем вываренные роговые пластины, процарапывают "живот" лука - для лучшего проникновения клея - и прижимают в специальных тисках, потом обматывают веревкой. Кстати, некоторые мастера используют обыкновенный супер-ПВА - это хороший клей, прочный и гибкий.

- На слух вроде все просто...

- А на деле месяцы работы. Это я вам описал упрощенный процесс. Потому что в идеале по древним технологиям лук должен получиться как слоеное тесто - из мягкой и гибкой древесины типа хвойных пород в сочетании с жесткими, твердыми породами типа дуба, бука... Это делается для одного-единственного: для придания луку гибкости и упругости, потому что лук - это по сути пружина. Так что процесс очень трудоемкий и долговременный, поэтому хорошее средневековое оружие и стоит так недешево.

- А из современных материалов - не древесины - луки не делают?

- Почему не делают? Делают. Из боропластика, например. Это хороший материал, по модулю упругости (изменение длины под нагрузкой) он превосходит все конструкционные материалы, по прочности на сжатие, растяжение и сдвиг он превосходит самый лучший углепластик. Но из него не делают исторические и стилизованные луки. Я с пластиками не работаю - только с древесиной. Конечно, совсем отказаться от современных материалов невозможно: там, где невозможно использовать аутентичные материалы, современные допускаются. Из современных делают спортивные и охотничьи луки.

- Из Азербайджана у вас заказчики бывают?

- Были двое. Им нужны были охотничьи луки. Стилизацией в моей родной стране, насколько мне известно, не занимаются. А жаль! У нас такие богатые исторические традиции! Было бы очень здорово, если бы нашлись энтузиасты, которые практиковали бы исторические реконструкции.

ЭХО


оружиеведение кавказ россия реконструкция


Комментарии / 0 из 0


    Уважаемый, посетитель!
    1. Обязательно укажите свое имя и поставьте галочку в графе "Я не робот".
    2. Публикация комментария может занимать несколько секунд. Пожалуйста, дождитесь подтверждающего сообщения после его отправки.
    3. Зарегистрированные пользователи могут получать уведомления об ответах и новых комментариях.