Родник души Касея Хачегогу
Известный адыгский режиссер и театральный деятель Касей Хачегогу, отметивший недавно свой 60-летний юбилей, полон интересных идей и больших творческих планов
Хачегогу, обладающий неугомонным и очень деятельным характером, не может сидеть без дела – работает, думает, творит, напоминая своего рода вечный двигатель, не допускающий мысли об отдыхе. Даже сегодня, перешагнув возрастной "психологический" порог, он все еще живет сугубо профессиональными, давно привычными для него категориями, вынашивает интересные творческие планы. Недавно знаменитый режиссер, имя которого широко известно в театральной среде России, решил взяться за реализацию нового масштабного проекта – уже в ближайшее время он приступит к работе над постановкой спектакля для Абхазского государственного драматического театра. Работа, в которой планируется задействовать лучших актеров республики, основана на классических произведениях А.С.Пушкина. Премьера спектакля состоится в Сухуме и будет приурочена к 60-летию режиссера.
"Мыслящий человек не одинок". В глубоком смысле этой народной мудрости, знакомой ему с самого детства, заслуженный деятель искусств России Касей Хачегогу убеждался не раз. В дни славы, успеха и удач рядом с ним были друзья-единомышленники, поклонники его таланта. В непростые периоды жизни, когда приходилось заново осмысливать прожитое, он тоже не оставался один на один с проблемами, продолжая несмотря ни на что быть неисправимым оптимистом. Его отличает природное умение заглядывать в будущее, видеть то, что скрыто "между строк" – удивительный дар тонкого психолога помогал режиссеру и в жизни, и в творчестве.
Хачегогу никогда не искал легких путей, всегда брался за самые сложные проекты – занимался классическими темами и современной драматургией, развивал традиции адыгского национального театра. Он с успехом попробовал себя в разных ипостасях – играл на сцене, писал сценарии, ставил спектакли, некоторое время даже возглавлял министерство культуры Республики Адыгея. Он всегда стремился расширять границы искусства, делая ставку на живое человеческое общение и взаимовыгодное сотрудничество со своими коллегами из разных регионов страны. Его хорошо знают в Москве, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Нальчике, Черкесске, Владикавказе, Сухуме. Кстати, именно Касей Хачегогу в свое время, еще в начале 80-х годов, впервые отправился на гастроли в Абхазию с Адыгейским драматическим театром. Позже подобные дружеские контакты стали регулярными, абхазские актеры неоднократно бывали с ответными визитами в Майкопе. Годы спустя дорогу в Страну Души благодаря Хачегогу "нашел" и Русский драмтеатр Северной Осетии, где он тогда работал.
В самые сложные для Абхазии годы Хачегогу оказывал коллегам из братской республики всестороннюю помощь и поддержку, развивал творческие контакты с коллегами из Сухума. Сразу после войны он безвозмездно поставил на сцене Абхазского драматического театра спектакль по пьесе Мольера "Тартюф". Будучи министром культуры Адыгеи и председателем Координационного совета ЮФО по культуре, Касей Яхьявич всемерно содействовал включению самопровозглашенной республики в состав этого представительного органа. Одно из заседаний Совета прошло в Пицунде. Став инициатором и главным организатором Фестиваля адыгских театров под названием "Кавказский меловой круг", прошедшего три года назад в Майкопе, Хачегогу настоял на участии в нем труппы Абхазского драмтеатра. Зрители увидели лучшие работы актеров из Сухума, игравших спектакли на родном языке, убедились, что национальный театр жив и продолжает развиваться.
Немногие, к сожалению, знают, что еще в начале 90-х, работая в Осетии, Хачегогу первым из адыгских режиссеров взялся за современное осмысление темы Кавказской войны и приступил к работе над художественным фильмом "Громовый гул" по знаменитой одноименной книге Михаила Лохвицкого. "Да, в вынужденном молчании прошло слишком много времени, – сказал он те годы, отвечая на вопрос журналиста о намеренном замалчивании в России правды о самой жестокой войне на Кавказе. – Может, теперь получится собрать по крупицам правду о нашем трагическом прошлом…".
Сценарий будущей киноленты был практически готов, появились первые спонсоры, активно шел поиск киностудии. В 1993 году в творческие планы Хачегогу неожиданно вмешались политика – началась война в Абхазии (фильм планировалось снимать в Грузии), сказались и приснопамятные экономические реформы в России – необходимых финансовых средств на картину найти тогда не удалось. Но от задуманного – сказать правду о трагедии своего народа – он не отказался. Время спустя Касей Яхъявич принял участие в создании знаменитого сегодня фильма "Сумерки надежд", сразу ставшего популярным в адыгском мире.
Так что все символично. Он вновь с головой погрузился в творческий процесс, работает, занимается любимым делом и все также оптимистично смотрит на жизнь. Своего последнего слова в искусстве режиссер Хачегогу, тонкий эстет, выросший на русской классике и лучших образцах адыгской литературы, глубоко чувствующий живое художественное слово и понимающий сокровенные грани древней души народа, еще не сказал. Нам же остается только терпеливо ждать, нисколько не сомневаясь в главном – он обязательно сможет приятно удивить и порадовать своих зрителей.
Анзор НИБО.
"Мыслящий человек не одинок". В глубоком смысле этой народной мудрости, знакомой ему с самого детства, заслуженный деятель искусств России Касей Хачегогу убеждался не раз. В дни славы, успеха и удач рядом с ним были друзья-единомышленники, поклонники его таланта. В непростые периоды жизни, когда приходилось заново осмысливать прожитое, он тоже не оставался один на один с проблемами, продолжая несмотря ни на что быть неисправимым оптимистом. Его отличает природное умение заглядывать в будущее, видеть то, что скрыто "между строк" – удивительный дар тонкого психолога помогал режиссеру и в жизни, и в творчестве.
Хачегогу никогда не искал легких путей, всегда брался за самые сложные проекты – занимался классическими темами и современной драматургией, развивал традиции адыгского национального театра. Он с успехом попробовал себя в разных ипостасях – играл на сцене, писал сценарии, ставил спектакли, некоторое время даже возглавлял министерство культуры Республики Адыгея. Он всегда стремился расширять границы искусства, делая ставку на живое человеческое общение и взаимовыгодное сотрудничество со своими коллегами из разных регионов страны. Его хорошо знают в Москве, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Нальчике, Черкесске, Владикавказе, Сухуме. Кстати, именно Касей Хачегогу в свое время, еще в начале 80-х годов, впервые отправился на гастроли в Абхазию с Адыгейским драматическим театром. Позже подобные дружеские контакты стали регулярными, абхазские актеры неоднократно бывали с ответными визитами в Майкопе. Годы спустя дорогу в Страну Души благодаря Хачегогу "нашел" и Русский драмтеатр Северной Осетии, где он тогда работал.
В самые сложные для Абхазии годы Хачегогу оказывал коллегам из братской республики всестороннюю помощь и поддержку, развивал творческие контакты с коллегами из Сухума. Сразу после войны он безвозмездно поставил на сцене Абхазского драматического театра спектакль по пьесе Мольера "Тартюф". Будучи министром культуры Адыгеи и председателем Координационного совета ЮФО по культуре, Касей Яхьявич всемерно содействовал включению самопровозглашенной республики в состав этого представительного органа. Одно из заседаний Совета прошло в Пицунде. Став инициатором и главным организатором Фестиваля адыгских театров под названием "Кавказский меловой круг", прошедшего три года назад в Майкопе, Хачегогу настоял на участии в нем труппы Абхазского драмтеатра. Зрители увидели лучшие работы актеров из Сухума, игравших спектакли на родном языке, убедились, что национальный театр жив и продолжает развиваться.
Немногие, к сожалению, знают, что еще в начале 90-х, работая в Осетии, Хачегогу первым из адыгских режиссеров взялся за современное осмысление темы Кавказской войны и приступил к работе над художественным фильмом "Громовый гул" по знаменитой одноименной книге Михаила Лохвицкого. "Да, в вынужденном молчании прошло слишком много времени, – сказал он те годы, отвечая на вопрос журналиста о намеренном замалчивании в России правды о самой жестокой войне на Кавказе. – Может, теперь получится собрать по крупицам правду о нашем трагическом прошлом…".
Сценарий будущей киноленты был практически готов, появились первые спонсоры, активно шел поиск киностудии. В 1993 году в творческие планы Хачегогу неожиданно вмешались политика – началась война в Абхазии (фильм планировалось снимать в Грузии), сказались и приснопамятные экономические реформы в России – необходимых финансовых средств на картину найти тогда не удалось. Но от задуманного – сказать правду о трагедии своего народа – он не отказался. Время спустя Касей Яхъявич принял участие в создании знаменитого сегодня фильма "Сумерки надежд", сразу ставшего популярным в адыгском мире.
Так что все символично. Он вновь с головой погрузился в творческий процесс, работает, занимается любимым делом и все также оптимистично смотрит на жизнь. Своего последнего слова в искусстве режиссер Хачегогу, тонкий эстет, выросший на русской классике и лучших образцах адыгской литературы, глубоко чувствующий живое художественное слово и понимающий сокровенные грани древней души народа, еще не сказал. Нам же остается только терпеливо ждать, нисколько не сомневаясь в главном – он обязательно сможет приятно удивить и порадовать своих зрителей.
Анзор НИБО.
Комментарии 0