Памяти Аслана Ципинова
Аслана Ципинова застрелили ровно два года назад. Это были выстрелы в прекрасного человека, большого ученого, настоящего адыга. И не только: это стреляли в адыгский народ.
Аслан Амербиевич Ципинов, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки КБР, академ-секретарь историко-филологических дисциплин Адыгской (Черкесской) международной академии наук (АМАН). Докторская диссертация на тему «Мифо-эпические традиции адыгов». Заведовал отделом Черкесского фольклора в Кабардино-Балкарском институте гуманитарных исследований.
Память матери…
Мама Аслана Ципинова Цаца считает день его рождения самым счастливым днем своей жизни: сбылась ее мечта иметь сына. Среди семи ее детей Аслан был единственным мальчиком.
Символом единства с сыном Цаца считает обстоятельства его рождения: «Он 15 минут оставался связанным со мной пуповиной, которую на радостях забыли перерезать. Пока бегали по дому, чтобы сообщить о радостном событии свекрови, пока та не известила соседей, я и сын оставались неразделенными».
Для матери Аслан остаётся в памяти не ученым, не общественным деятелем, а человеком, сыном. Ее воспоминания и чувства – самые главные.
Аслан всегда был самостоятельным, и Цаца подтверждает это: «В девять месяцев отказался, чтобы его кормили с ложки, взял ее в руки и с того времени ел самостоятельно».
Аслан был трудолюбивым. И вновь память матери: «Ребенком уговорил отца, который всю жизнь проработал бригадиром на молочно-товарной ферме, сделать бричку и маленькую, в его рост, косу для косьбы. Как взрослый мужчина он отправлялся за кормом для скота на своей персональной бричке, с личной косой и на собственном осле, которого баловал и украдкой кормил отборной кукурузой».
Маме не надо было бежать домой, чтобы подоить коров – сын справлялся самостоятельно.
Все мы родом из детства. И то, что профессией Аслана стало изучение адыгских обычаев, истории народа, Цаца Ципинова связывает с поездками сына на пастбища. Старики-пастухи так интересно рассказывали древние предания, да еще таким красочным языком, что в это было нельзя не влюбиться.
Мама вспоминает, что Аслан любил все красивое и не делил его на материальное и духовное.
Память народа...
Аслан Ципинов делал материальным сам дух адыгского народа. Его исторические изыскания не оставались в научных трудах, в лекциях и публикациях в газетах. Аслан нес их людям, дарил соотечественникам забытые обычаи, возрождал истинный дух адыгского народа.
Усилиями и энтузиазмом Аслана Ципинова в Кабардино-Балкарском госуниверситете была организована кафедра литературы и фольклора Северного Кавказа и Центр адыгской культуры при этой кафедре.
Аслан Ципинов прославился на весь адыгский мир, когда возродил традицию празднования черкесского нового года 22 марта. В этот день на нальчикской площади Абхазии собирались тысячи людей и слушали выступления Ципинова.
Счастливы были молодожены, которым Аслан помогал провести свадьбу по древним народным обычаям. Семья после такой свадьбы устоит под любыми ударами судьбы, и любовь останется неподвластной времени.
Память слов...
Неподвластными времени останутся слова Аслана Ципинова. Он не занимался политикой. Он был адыгом. Не больше, но и не меньше. И прославлял адыгство.
«Не наши ли с вами предки выработали очень известный и доминирующий на всем Кавказе морально-этический комплекс?» – задавал вопрос Аслан Ципинов. Ответ был ясен: если хочешь быть адыгом, веди себя как адыг, в соответствии с этим кодексом.
«Да не пошлет мне судьба того, с чем не справится мое мужество», – любил говорить Ципинов. Его мужества хватало, чтобы открыто сражаться с религиозным фанатизмом.
«Религии приходят и уходят, нация остается».
«Мы, прежде всего адыги, а потом уже мусульмане».
По мнению Аслана Ципинова эти слова должны крепко храниться в памяти всех адыгов.
Как и сам Аслан Ципинов.
Вечная память!
Комментарии 0