"Тихий" подвиг семьи Шхалаховых

История Великой Отечественной войны, наглядно продемонстрировавшая всему миру глубокую мудрость древней истины – сила народа заключается в его единстве – полна ярких примеров славных ратных подвигов советских солдат и не имеющего аналогов в истории глубокого самопожертвования простых людей, в едином порыве ковавших Победу нал врагом.

Не одно поколение граждан Советского государства было воспитано на достойных преклонения свидетельствах истинного патриотизма обычных, ничем, в общем-то, не отличавшихся от других семей, которым, уже впоследствии было суждено навечно войти в славную летопись Великой Отечественной. Как, например, знаменитой семье Степановых, снарядившей на фронт девять своих сыновей, впоследствии павших смертью храбрых на фронтах войны. Но мало кто ныне, к сожалению, знает, что подобная славная семья была и у адыгов Причерноморья: жители аула Большое Псеушхо Шапсугского (ныне Лазаревского) района, супруги Казбулет Хачашевич и Чебахан Умаровна Шхалаховы проводили на защиту Отечества девять своих сыновей, трех внуков и невестку. Домой вернулись только два сына и два внука.

В прежние годы об этой семье было написано значительно меньше того, что она на самом деле заслуживала. Долгое время человеческий и ратный подвиг Шхалаховых оставался "тихим" – о нем не говорили на митингах, не писали в газетах. До сих пор нет даже мемориального музея, посвященного истории этого рода. В архивах удалось найти только одну небольшую газетную статью, тридцатипятилетней давности, автор которой попытался впервые рассказать о своих героических земляках…

ЧЕБАХАН

Чебахан Шхалахова вырастила и воспитала пятнадцать детей: своих шесть сыновей и трех дочерей, а также оставшихся без матери четырех сыновей и двух дочерей мужа от первого брака. Будучи от природы добрым и жизнерадостным человеком, она отличалась гостеприимством, хлебосольством, всю себя посвятила детям, поровну одаривая их искренней материнской любовью, никогда не разделала на "своих" и "чужих".

Имея крепкие крестьянские корни, с детства познав все тяготы нелегкого труда и цену каждому куску хлеба, которого в родительском доме всегда не хватало, Чебахан сызмальства приучалась к ведению домашнего хозяйства, помогала отцу и матери в работе на поле. Эти же навыки, столь нужные любому сельскому жителю, который издревле кормился плодами рук своих, взращенных на земле, обильно политой тяжким потом, она прививала и своим детям, уважавшим работяг и никогда не боявшихся труда.

То что не удалось в молодости ей – стать по-настоящему грамотным и образованным человеком – она смогла дать своим детям: все сыновья и дочери Шхалаховых получили образование. Было время, когда их дом всегда был полон аульской детворы, с радостью бывавшей в гостях у Чебахан, предоставлявшей неугомонным подросткам все необходимые условия для аккуратного выполнения домашнего задания.
Как рассказывают, Чебахан Умаровна была одной из первых черкешенок Шапсугского района, вступивших в комитет бедноты, являлась членом аульского Совета, депутатом сельсовета, смогла даже организовать в Большом Псеушхо женский совет. Часто выступала на собраниях, открыто говорила о проблемах, волнующих простых людей.

С детства, вспоминают старейшины аула, Чебахан обладала природным даром врачевателя, имела глубокие познания в народной медицине, великолепно разбиралась в местных травах. Во времена первых лет советской власти, задолго до появления здесь фельдшерского пункта, она избавляла односельчан от различных недугов – в дом Шхалаховых за помощью и исцелением шли и старые, и молодые.

Когда началась война, благословляя сыновей перед уходом на фронт, Чебахан, подавляя в себе материнские слезы, напутствовала детей твердым призывом "не посрамить чести матери, храбро сражаться с врагами, уничтожать их, как саранчу".

Дождаться возвращения сыновей домой этой славной матери так и не довелось – уже в начале войны онаполучила первое горькое известие о гибели младшего – Османа. За этим страшным горем, ее накрыли и другие – в разные годы войны одна за другой в дом Шхалаховых пришли еще шесть похоронок. Материнское сердце пережить потерю сыновей так и не смогло – 14 августа 1943 года Чебахан ушла из жизни. В тот же день, когда ее тело было предано земле, в Большое Псеушхо пришла весть о смерти еще одного сына – Хасана.

КАЗБУЛЕТ

Глава многодетной семьи Казбулет Хачашевич Шхалахов, по отзывам аульчан, был человеком примечательным и интересным. Искренне любил землю, свой край, с детства познал нелегкий крестьянский труд. После установления в районе советской власти Казбулет в числе первых подал заявление о вступлении колхоз, до самых преклонных лет, до ухода на пенсию, честно работал в хозяйстве, подавая личный добрый пример односельчанам.

Вспоминают, что он часто и подолгу любил разговаривать с молодежью – Казбулет Хачашевич, как никто умел увлечь юных интересной беседой и размышлениями – о прошлом своего народа, о нынешнем житье, о том, какой станет жизнь шапсугов в будущем. Как и его супруга, он с естественной для любого отца болью воспринял гибель сыновей, понимая, что им еще столько предстояло жить и порадовать родителей внуками…

ШОВОБУК

Из девяти сыновей Казбулета и Чебахан с фронта вернулись двое – Шовобук и Кримчерий. Причем Шовобук призыву в армию не подлежал – по возрасту и состоянию здоровья.

Вспоминают, что до войны он занимался сельским хозяйством, был хлеборобом и животноводом. Был одним из первых бригадиров в первом созданном в Большом Псеушхо колхозе. Шовобук славился добрым характером, любовью к крестьянскому труду, организаторскими способностями, пользовался уважением у местных жителей.

Когда началась война, Шовобуку было сорок лет. На фронт он ушел в первые же дни после объявления призыва о всеобщей мобилизации, стал минометчиком. Некоторое время спустя, был комиссован: в ходе одного из боев он сильно отморозил обе руки. Вернувшись домой, еще полностью не оправившись от болезни, сразу пошел на работу в колхоз, остро нуждавшийся в мужских руках.

В 1942 году Шовобук вновь оказался в действующей армии, хотя мог бы остаться в родном ауле. Участвовал в боях за Кавказ, освобождал Украину, Болгарию, Румынию, Югославию, дошел до Будапешта. Получив ранение в боях за венгерскую столицу, шапсуг из Большого Псеушхо оказался в военном госпитале в Тбилиси, где и встретил день Победы. За мужество, проявленное на фронтах, Шовобук Казбулетович Шхалахов был удостоен многих государственных наград, а также пяти благодарностей от Верховного Главнокомандующего.
Вернувшись домой, он вновь стал бригадиром родного колхоза "Красный шапсуг", в котором, как и отец, проработал до самой пенсии. Ушел из жизни в 1978 году.

КРИМЧЕРИЙ

Вторым по возрасту сыном Чебахан был Кримчерий. В составе саперной бригады он прошел всю войну – с первого до последнего дня – от Кавказа до Берлина. Еще в 1943 году был награжден орденом Красного Знамени, а также несколькими медалями и благодарностями от Верховного Главнокомандующего.

До войны Кримчерий долгое время является председателем колхоза имени Ворошилова в ауле Малое Псеушхо, а после ее окончания – много лет возглавлял хозяйство "Красный шапсуг" в родном селении. Ушел из жизни в 1977 году.

ДЖАМБОТ

По воспоминаниям аульчан, Джамбот Шхалахов был самым грамотным в семье. В 1924 году он считался одним из наиболее талантливых учеников в школе крестьянской молодежи, работавшей в Туапсе. В этом образовательном учреждении – одном из первых открытых в Шапсугском районе – в то время обучались многие шапсуги. Джамбот, будучи общительным и любознательным человеком, увлекался чтением, занимался спортом, являлся комсомольским лидером в Большом Псеушхо.

Вскоре молодого и перспективного паренька направили на учебу в Новочеркасскую милицейско-юридическую школу. Здесь он получил крепкие и разносторонние профессиональные знания, вступил в партию. Вернувшись домой, Джамбот возглавил райотдел милиции, а затем был избран народным судьей Шапсугского района, являлся членом райкома КПСС.

Попав на фронт в самом начале войны, он стал политруком, воевал под Ростовом. Пал смертью храбрыхв боях за Таганрог.

АТАЛАХ

В отличие от своих братьев Аталах Шхалахов в школе не учился, но постоянно занимался самообразованием. Работал в колхозе учетчиком, членом правления и много лет – его председателем, принимал участие в создании комсомольской ячейки в Большом Псеушхо.
На войну Аталах ушел осенью 41-го. Воевал в составе Кубанского казачьего корпуса под командованием генерала Кириченко. Погиб в боях под Моздоком. Долгое время он считался пропавшим без вести. Об обстоятельствах и месте гибели Аталаха семья узнала только после войны от его однополчанина, жившего в Сочи.

АЮБ

Работавший до войны заготовителем и председателем Ленинградскогозаготторга Шапсугского района Аюб Казбулетович Шхалахов ушел на фронт вопреки всем обстоятельствам. Даже имея бронь, которая позволяла ему избежать призыва в армию, он и его брат Хусейн не смогли усидеть дома. Осенью 41-го года оба оказались в Майкопе. Здесь в 116-м полку 26-й запасной стрелковой бригады они прошли боевую подготовку. Затем полк был переброшен на защиту Севастополя. Не раз поднимаясь в атаку, горя желанием отомстить врагу за смерть братьев, за огромные страдания, которые он принес на родную землю, Аюб проявил в боях с фашистамиособые мужество и героизм.

Однажды он смог даже спасти жизнь своему односельчанину Долетчерию Татуовичу Напсо, позже не раз с благодарностью вспоминавшему об этом эпизоде: "Во время нашего наступления под Севастополем я был тяжело ранен вражеским осколком, потерял много крови, уже не надеялся, что когда-нибудь увижу своих товарищей, родных и близких. Наступила ночь. Аюб вытащил меня с поля боя, оказал первую помощь, отвез в медсанбат. Без него я бы тогда погиб".

Сам Долетчерий тогда не мог и помыслить, что через несколько дней его спаситель, Аюб Казбулетович Шхалахов, погибнет смертью храбрых в боях за Севастополь…

ХАСАН

Хасан Шхалахов воевал в составе 18-й десантной армии, участвовал в обороне Туапсе и Крыма. В апреле 43-го в составе 18-й десантной армии, политруком в которой служил будущий Генеральный Секретарь СССР Леонид Брежнев, высаживался на Малую Землю. Был тяжело ранен. Некоторое время спустя, скончался в Краснодарском госпитале. В этот же день, как мы уже упоминали, в Большом Псеушхо хоронили его мать Чебахан…

ХАДЖЕРЕТ

По воспоминаниям аульчан, Хаджерет был очень веселым и жизнерадостным человеком. Он великолепно играл на адыгейской гармони и пхачиче, поэтому ни одна свадьба в округе не обходилась без его участия. Был передовиком колхоза, комсомольским лидером в родном ауле.

В первые месяцы войны Хаджерет принимал участие в строительстве аэродрома в Лазаревском и оборонительных сооружений в Туапсе.
В рядах действующей армии он оказался в конце 1942 года. В составе строительного батальона принимал участие в наведении военных переправ, строительстве мостов, дорог, других объектов.

Погиб в сентябре 1944 года при освобождении Украины в Сумской области. Он не успел создать семью, после него не осталось даже фотографий.

ХУСЕЙН

До войны, когда в Большом Псеушхо появилась первая кинопередвижка, Хусейн сразу стал добровольным помощником киномеханика. В ту пору электричества в ауле не было, передвижка работала от мотора. Наблюдая за работой мастера, Хусейн мечтал о том времени, когда сам сможет показывать людям фильмы. Некоторое время он работал и в аульской пекарне, был очень открытым, веселым парнем, любил музыку, сам прекрасно играл на пхачиче.

Вместе с братом Аюбом Хусейн воевал в составе 122-го полка 26-й стрелковой бригады. В одном из боев под Армавиром он погиб. Прожив короткую, но славную жизнь Хусейн Казбулетович Шхалахов оставил после добрую память в сердца тех, кто близко знал его.

ОСМАН

Рассказывают, когда в дом Шхалаховых пришла повестка из военкомата на имя Османа –самого младшего сына Кузбулета и Чебахан, юный паренек от радости и гордости танцевал лезгинку. Взяв с собой рюкзак, в котором были сложены вещи, собранные матерью, Осман вместе со своим односельчанами Мухдином Тешевым, Мадином Туко, Нурбием Коблевым и другими ушел на фронт. Он погиб в первый же месяц войны под Житомиром.

РАМАЗАН

Самый старший из братьев Шхалаховых, Рамазан, заслуживает особого о себе рассказа. Он родился в 1885 году. Рано обзавелся семьей и детьми. Говорят, Рамазан был в числе первых жителей Большого Псеушхо, которые в 1924 году переселились в аул Первый Шапсуг (ныне село Цыпка Туапсинского района). Одним из первых вступил в колхоз, работал в торговле, был организатором потребкооперации.
Как вспоминают старейшины, в то время Рамазан считался самым культурным человеком аула – умел читать, писать, прекрасно говорил по-русски, помогал односельчанам составлять заявления, прошения и другие бумаги.

В силу возраста и состояния здоровья Рамазан не смог уйти на фронт, но достойно проявил себясамоотверженной работой в тылу. Единодушным решением аульчан в первые дни войны он был избран председателем колхоза "Красный шапсуг". Став руководителем хозяйства в непростое время, Рамазан в распоряжении которого из работников остались только женщины, старики и дети, смог сделать все, чтобы колхоз работал без перебоев – все люди, на пределе сил трудившиеся на колхозных полях, прекрасно осознавали высочайшую степень личной ответственности: фронт остро нуждался в продовольствии. Также усиленно жители Большого Псеушхо строили оборонительные сооружения на подступах к Туапсе, куда так стремился враг…

Сам Рамазан Казбулетович, имевший шесть детей, отправил на защиту Отечества двух своих сыновей – Аскербия (он погиб под Москвой) и Асланбия (будучи разведчиком, он отважно сражался на разных фронтах, получил тяжелое ранение, вернулся домой инвалидом). Еще один его отпрыск, Инвербий, был шахтером, прошел трудовой путь от рядового работника до начальника шахты, был удостоен звания "Почетный шахтер".

Достойно трудились и прожили жизнь дочери Рамазана. Меремхан почти четыре десятка лет проработала медиком, живет в поселке Хаджох Республики Адыгея. Имеет двух дочерей и сына. Тамара – много лет трудилась в администрации города Туапсе, а после ухода на пенсию – воспитателем в детском саду. Умерла в 2002 году. У нее также две дочери и сын. Мариет, мать сына и дочери, – три года была директором сочинского парка "Дендрарий", не один год занимала должность заместителя генерального директора Сочинского НИИ механизации лесного хозяйства, много лет работала главным лесничим Мало-Кичмайского лесничества, ныне, даже будучи пенсионером, продолжает трудовую деятельность в лесном хозяйстве. Живет в поселке Головинка Лазаревского района.

АСКЕРБИЙ

В отличие от своих братьев, Аскербий был кадровым офицером, до войны успел окончить военное училище. Работал учителем в селении Коляхо Туапсинского района. Оказавшись на фронте, принимал участие в обороне Москвы. Последнее письмо от него родные получили в ноябре 1941 года. Затем в Большое Псеушхо пришла похоронка, сообщившая о его гибели.

ФАИНА

Судьба русской женщины Фаины Кирилловны Афанасьевой, родившейся в Туапсе в простой рабочей семье, диковинным образом переплелась с шапсугским родом Шхалаховых из Большого Псеушхо. В 1939 году она, будучи выпускницей железнодорожной школы, окончила курсы медсестер, работала в железнодорожной поликлинике станции Туапсе. В тот же год она вышла замуж за учителя Аскербия Шхалахова. Вскоре у них родился сын Анатолий.

Когда с фронта пришла весть о гибели мужа, Фаина сама решила идти на войну. Долго добивалась разрешения от начальства, которое было получено в марте 1942 года. Попала в состав 4-го медико-санитарного отдела Черноморского флота. Младший сержант медицинской службы Фаина Шхалахова погибла 20 июля 42-го, защищая Севастополь.

АСЛАНБИЙ

Асланбий Рамазанович Шхалахов родился в 1926 году, поэтому, естественно, по возрасту призыву в армию не подлежал, но наравне с другими аульчанами принимал участие в сельскохозяйственных работах в родном ауле и строительстве оборонительных сооружений в окрестностях Туапсе. Когда немецкие войска оказались в непосредственной близости от Большого Псеушхо, он и его сестра Тамара были эвакуированы. В 1942 году они поступили в ПТУ города Магнитогорска. Вскоре, уже зная о гибели брата Рамазана и дядей, отдавших жизни при защите Родины, он сознательно пошел на хитрость и приписал к своему юному возрасту два года, что позволило пареньку тоже добиться разрешения уйти на передовую.

После учебы в Тюменском военном училище, куда его направили по распоряжению военкомата, в мае 43-го он уже воевал в звании сержанта-разведчика на южном фронте. Часто ходил в тыл врага, брал в качестве "языка" немецких офицеров, координировал огонь нашей артиллерии по позициям врага. В июле 1943 года воевал на Курской дуге, где получил ранение. После госпиталя Асланбий вновь оказался в действующей армии, участвовал в операции по форсированию Днепра, освобождал Белоруссию, Польшу.
Домой он вернулся в июле 1944 года. Грудь восемнадцатилетнего фронтовика украшали многочисленные ордена и медали, по которым можно было судить обо всех перипетиях его славного боевого пути.

В мирное время Асланбий, отец трех сыновей, работал в колхозе, являлся ударником труда, заслужил искренне уважение односельчан и руководства района.

АЙДАМИР

Айдамир – сын Алтуха Казбулатовича Шхалахова, внук Чебахан. Став выпускником Тбилисской школы радистов, он воевал под Ростовом, освобождал Румынию, Венгрию, Австрию, Болгарию.

Рассказывают, что когда Чебахан отправляла внука на фронт, напутствовала его такими словами: "Ты, Айдамир, уходишь на фронт из мужчин нашей семьи последним. Твои отец и дяди сражаются с ненавистным врагом. Сражайся и ты храбро, вернись домой с победой!"
После войны он работал машинистом холодильных установок в совхозе "Туапсинский", являлся одним из активистов совета ветеранов своего села.

ШАЧИРА, МДАХАН И НАЛЬМЭС

Как мы уже упоминали, у Казбулета и Чебахан было еще пять дочерей. Две из них умерли еще в младенчестве, судьба троих оказалось во многом показательной для поколения военных лет.

Муж Шачиры, старшей из дочерей, тоже воевал на фронте. Снарядив супруга в дорогу, женщина, на руках которой было уже несколько малолетних детей, в трудах и заботах стала ждать его возвращения домой. Однажды, в одном из своих писем, супруг попросил жену прислать фотографию ее и детей – сильно скучал по дому. Собрав малышей, Шачира из поселка Головинка, где жила в то время, отправилась в Сочи, чтобы специально сфотографироваться на карточку, а когда вернулась домой, ее ждало страшное известие о гибели мужа. Ее вот уже несколько лет нет в живых.

Другая дочь, Нальмэс, жила в ауле Лыготх, принимала участие в строительстве оборонительных сооружений в Туапсе, ухаживала за ранеными, работала в сфере общественного питания, оставила после себя трех сыновей.

Мдахан жила на Кубани в станице Дондуковской, всю жизнь до самой пенсии проработала в колхозе.

Память человеческая может и должна быть благодарна, тем более, когда дело касается величайших примеров истинного патриотизма, безграничного самопожертвования и верного служения Родине. Имена славных воинов из древнего шапсугского рода Шхалаховых, сложивших головы на полях сражений, должны быть навечно вписаны в историю нашего народа, внесшего значительный вклад в победу над фашизмом, как напоминание нынешним и будущим поколениям о том, что любой этнос велик не столько числом, сколько своими делами.


Комментарии 0

      Последние публикации

      Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

      Подписаться

      Здравствуйте!
      Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

      Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.