Памяти народного писателя Кабардино-Балкарии Мухадина Кандура
27 ноября на 86-м году жизни в Англии скончался крупный адыгский писатель, кинорежиссер и сценарист, музыкант и наш старший друг Кандур Мухадин Иззат.
Мухадин Кандур – потомок кабардинских эмигрантов, обосновавшихся в Иордании в конце XIX века – вступил на землю своих предков в мае 1991 года, по официальному приглашению из Кабардино-Балкарии от организации «Родина» для участия в работе «Конгресса черкесского народа» в составе Черкесской хасы города Аммана (Иордания). Кроме этой благородной миссии, писатель преследовал и личную цель: ему хотелось найти свои корни – отыскать потерянных родственников и написать историю своей семьи.
Он родился в 1938 году в Аммане (Иордания) в семье генерал-майора Иззета Хасана. Юношей уехал в Америку и около 30 лет прожил в США.
В 1960 г. М. Кандур получил первую университетскую степень в Эрлхэм-колледже в штате Индиана, а в следующем году стал магистром экономики и истории в Клэрмонте (Калифорния). Затем последовали еще две докторские степени: магистра международных исследований в Стэнфорде (1962 г.) и философии в Клэрмонте (1963 г.).
Разнообразие творческих интересов отличало Мухадина Кандура всю жизнь. Несколько лет он работал в сфере бизнеса в мультинациональных компаниях Нью-Йорка и Лондона, позже владел и управлял собственными международными компаниями («Фото-Скан» – Великобритания, «Макфон Интернэшнл» – США, «Ибербрик» – Испания, «Хидко Интернэшл» – США). Был консультантом крупных банков и промышленных групп в Японии и на Дальнем Востоке.
В начале 60-х годов М. Кандур снял в Нью-Йорке свыше 20 документальных фильмов.
На путь литературного творчества М. Кандур вступил в зрелом возрасте. Предпочитал писать на английском языке, но говорил на немецком, испанском, арабском, французском, русском, кабардинском языках.
Первый роман М. Кандура «Афера в небе» вышел в Нью-Йоркском издательстве «Вильямс Пресс» в 1970 году. В следующем году увидел свет второй роман писателя «Разрыв» в Лос-Анджелесском издательстве «Уорлд Пресс». После успеха этих романов, тираж которых превысил 600 тысяч экземпляров, Кандур утвердился в Голливуде.
Сначала он был ассистентом известных американских режиссеров Джона Хьюстона и Далбермана Манна. После принятия в Союз американских писателей и Союз кинематографистов США Кандур получил заказ на несколько серий для популярных телевизионных сериалов «Бонанза», «Маникс», «Эф-Би-Ай» и других. Вначале он был сценаристом, затем продюсером и директором телесериалов и художественных фильмов.
В 1972 году компания Уолта Диснея пригласила М. Кандура снять художественный фильм «Призраки Эдгара По». «Проза великого американского писателя еще со школьной скамьи околдовала меня, – писал он. – Когда я стал кинорежиссером, меня заинтересовало, что побудило По обратиться к жанру ужасов и мистики, словно его писательское воображение могло увлечься лишь картинами смерти, безумия и страха. Мне захотелось снять фильм, вскрывающий причины предпочтения писателем именно этого жанра литературы».
Художественный фильм М. Кандура был посвящен не всему творчеству Эдгара По, а важнейшему периоду его жизни, который стал толчком к созданию нового литературного жанра. В 1973 году фильм «Призраки Эдгара По» стал призером Каннского международного кинофестиваля.
М. Кандур снял также фильмы: «Череки» (о судьбе индийского мальчика), «Маленький палач» (о проблеме урегулирования кипрского вопроса), «Паго» (о цыганах) и другие. Он был одновременно режиссером, сценаристом и продюсером этих художественных лент.
В России его помнят по яркому документальному сериалу «Последний всадник», художественным фильмам «Холодный ветер» и «Крылья орла».
Более двадцати лет М. Кандур занимался разведением лошадей и конным спортом, он владел конными заводами на Ближнем Востоке и в Европе. Был членом Всемирной организации владельцев арабских скакунов и Международной федерации конного спорта «WAHO», и был судьей международной категории в этом виде спорта.
На альпийских пастбищах Аурсентха, на конезаводах Кабардино-Балкарии М. Кандур снял видеокартину о знаменитых лошадях кабардинской породы, которая дополнила серию его документальных фильмов «Лошади и народы». Фильмы: «Черкес» (2010), «Пленница» (2012), «Facebook романс» (2013), отмеченные призами престижных кинофестивалей.
Свой след М. Кандур оставил и в области музыкального искусства. В 1961 году, во время учебы в Калифорнийском университете, он выпустил свой первый альбом «Черкесских танцев», создал инструментальный ансамбль и выступал с концертами. М. Кандур – автор многих музыкальных произведений и аранжировок черкесских народных мелодий («Кавказский танец», «Кафа», «Амманская песня», «Кабардинка», «Удж» и др.).
Мухадин Кандур был продуктивным писателем – членом Союза писателей России стал ещё в 1995 году. Он автор нескольких десятков книг.
В 1996 году в Нальчике издательским центром «Эль-Фа» на русском языке издана монография М. Кандура «Мюридизм». Работа написана им в 1962 году и является частью его докторской диссертации, представленной в Клермонтский Университетский Центр (Клермонт, Калифорния, США). В 1963 году она была микрофильмирована в качестве исторического справочного материала Национальной библиотекой Соединенных Штатов (Вашингтон). Работа, посвященная истории кавказских войн 1819-1859 гг., опубликована в первоначальном виде без изменений и исправлений, отражая точку зрения автора, отличающуюся в трактовке некоторых исторических фактов от общепринятой.
Написанный в 1998 году роман «Легенда», «посвященный Шейху Махмеду Бин Рашиду Аль-Мактуму, кто родом из издан из Дубая, возродившему славу и легенду Жеребца», опубликован на русском языке в Нальчике в 2000 году.
На Кавказе М. Кандур стал известен как автор исторических романов. Его лучшая книга – трилогия «Кавказ» (романы «Чеченские сабли», «Казбек из Кабарды», «Тройственный заговор») была переведена на русский язык (с английского) и вышла в свет в 1994 году, и в переводе на кабардинский язык в 1997 году. Это сага о жизни трех поколений одной адыгской семьи, испытавшей трагедию изгнанников. Выход в свет этой книги стал крупным явлением в литературной жизни не только Северного Кавказа, но и всей российской. «Кавказ» произвёл необыкновенное впечатление, и сразу заслужил высокой оценки. Его читали все, как когда-то романы Алима Кешокова.
Огромный резонанс получила следующая (4) книга писателя «Черкесы. Балканская история» (1995). Роман является продолжением хроники черкесской диаспоры. Автор посвятил его «благородному шапсугскому народу, более всего пострадавшему в результате трагического исхода адыгов с Кавказа в прошлом столетии».
Роман рассказывает о трудностях, пережитых группой адыгов, которых на небольших баркасах отправили из Болгарии в Палестину, об их высадке в Палестине, где часть беженцев поселилась в двух деревнях – Кфар-Каме и Рихании. Другая часть добралась до Трансиордании и поселилась на развалинах римского города Филадельфии, там, где сегодня находится Амман.
М. Кандур отмечал, что сюжет его романа «навеян реальными историческими событиями. О судьбе черкесов на Балканах очень мало известно, и еще меньше написано по той простой причине, что турецкие и европейские газеты рассматривали их как турок. И лишь в дипломатических отчетах Министерства иностранных дел Великобритании того времени их называли черкесами, отличая таким образом от этнических турок. История жизни этих людей представляет собой следующее звено в хронике геноцида, которому подвергся этот народ».
«И в пустыне растут деревья…» – пятая книга саги о черкесском народе. Здесь автор продолжает рассказ о шапсугах, поселившихся в Трансиордании, и о кабардинцах, мигрировавших из Турции.
«Дети диаспоры» (2016), роман завершает сагу «о людях моего народа – адыгах, больше известных в мире как кабардинцы или черкесы. Многие представители народа иммигрировали в Османскую Турцию во второй половине XIX века», – пишет автор в предисловии к книге.
И ещё: художественные книги писателя мои студенты получали напрямую от автора. А трилогия Мухадина Кандура «Кавказ» входила в «золотой канон» по литературе, и по его романам на черкесскую тему написано немало научных работ. Вклад писателя в духовную жизнь народа огромен, нам ещё предстоит осмыслить его творческое наследие.
Кинорежиссер и сценарист, продюсер и музыкант Кандур М. И. был удостоен многих международных наград.
С формулировкой «За профессионализм, творческую смелость и преданность делу» народный писатель Кабардино-Балкарии Мухадин Кандур в 2014 году был награжден медалью «Алим Пшемахович Кешоков – 100».
Личности такого масштаба как Мухадин Иззат Кандур приходят в этот мир редко и не по закону, и навсегда входят в историю своего народа.
Выражаем искренние соболезнования семье Мухадина Кандура в связи с его кончиной, и всем, кому посчастливилось быть знакомым с ним лично и его творчеством.
Комментарии 0