Обращение форума кабардинских (адыгских) общественных организаций

Проект. г. Нальчик21 марта 2009 г.

Регулирование земельных отношений является основополагающим вопросом состояния общественно-политической ситуации в обществе. Преобразования в Российской Федерации, диктующие необходимость решения вопросов, связанных с формами собственности и режима использования земель сельскохозяйственного назначения, дополнились необходимостью определения (впервые в истории Российского государства) юридически установленных границ муниципальных образований, которые подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 1 января 2012 г. Если до этого времени не будут сняты реальные и потенциальные коллизии в сфере поземельных и межэтнических отношений при согласии всех заинтересованных сторон, то в последующем их разрешение в законных упорядоченных формах окажется трудноразрешимым.

Катализатором обострения общественно-политической ситуации и межнациональных отношений в КБР явился ход реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-Ф3.

С одной стороны, указанный закон недостаточно полно учитывает все многообразие сложившихся веками национальных и исторических особенностей субъектов РФ. Не случайно, за последние 4 года нормы Федерального закона №131 пересмотрены более 40 раз путем внесения поправок.

С другой стороны, при принятии республиканских законодательных актов, направленных на реализацию Федерального закона №131, Парламентом КБР допущены серьезные ошибки и нарушения. Законы КБР «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики» и «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике» от 27.02.2005 г. №13-Р3 в первоначальной редакции в целом закрепляли за сельскими поселениями КБР исторически сложившиеся земли населенных пунктов, как это предусмотрено частью 1 статьи 11 Федерального закона №131. Но вопреки части 3 этой же статьи вводили межселенные территории, предусмотренные только для территории с низкой плотностью населения, к каковым по норме Федерального закона территория КБР не может быть отнесена.
В ответ на это некоторыми общественными объединениями и администрациями ряда населенных пунктов было развернуто широкое движение протеста. Это движение формально концентрировалось на решении юридически определенной задачи пересмотра положений Закона КБР №13-Р3, противоречащих Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В заявлениях Совета старейшин Балкарского народа от 17 декабря 2008 г. и межрегиональной общественной организации «Балкария» от 21 декабря 2008 г. выдвигалось требование изменения формы собственности на территории альпийских пастбищ, традиционно находившихся в общем пользовании всех сельских поселений республики. «Если в царское и советское время эти земли объявлялись общественными, это делалось без согласия балкарского народа»,- подчеркнул первый заместитель председателя другой общественной организации - «Балкария» Р. Бабаев. В этом контексте фразы: «Но балкарцы не говорят, что будет граница между Кабардой и Балкарией и будет китайская стена» и «Мы не утверждаем, что вся земля, все объекты будут принадлежать балкарцам. Пусть принадлежит негру, австралийцу, канадцу, кабардинцу, русскому. Сейчас рыночные отношения» - звучали весьма некорректно (Газета Юга №52 (773) 25 декабря 2008 г.).

Нарушения, допущенные при принятии Законов РФ «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики» и «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике» стали предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. Однако, внесенные вслед за решениями КС РФ в Закон КБР №13-Р3 поправки, и соответствующие изменения границ муниципальных образований далеки от соблюдения духа и буквы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Во-первых, в состав территории ряда сельских поселений горной зоны включены земли, которые далеко не соответствуют тому, что определено в пункте 3 части 1 статьи 11 закона: «территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения». Это не имеет никакого отношения к реализации базового принципа местного самоуправления, который определяется в части 2 статьи 1 Федерального закона как «самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». А вот решению политической задачи - формирования сплошной зоны этнического суверенитета, подобная схема определения границ муниципальных образований, послужит с полной очевидностью.

Во-вторых, мотивируя необходимостью исполнения определений Конституционного Суда РФ Ж71-0-П от 03.04.2007 г., №715-0-П от 02.10.2007 г. Парламент КБР рассмотрел и принял в первом чтении законопроекты об очередных поправках к закону «О статусе и границах муниципальных
образований в Кабардино-Балкарской Республике», дополнительно предусматривающие передачу восьми муниципальным поселениям горной зоны более 126 тыс. га, в том числе, значительную часть земель традиционного отгонного животноводства.

Однако, упомянутые определения Конституционного Суда не содержат правовых норм, указывающих на необходимость такого решения. Более того, часть 3 статьи 85 Федерального закона №131 содержит норму, которая положительно определяет особый правовой статус земель отгонного животноводства: «На территориях субъектов Российской Федерации, в которых исторически сложились традиционные формы отгонного животноводства, территории и границы муниципальных образований устанавливаются в соответствии с положениями статей 10-13 настоящего Федерального Закона, с учетом законодательства субъекта РФ, регулирующего порядок определения территории и использования земель в целях отгонного животноводства, и особенностей расселения населения на указанных территориях». Таким образом, Федеральному закону соответствовало бы установление Парламентом КБР правовых норм, регулирующих вопросы традиционных форм отгонного животноводства и последующее определение территорий и границ муниципальных образований с учетом этих норм.

В-третьих, молчаливое согласие государства и его полномочных представителей с этнополитизированным толкованием Федерального закона №131 может вынудить кабардинскую общественность и кабардинский народ поставить ряд неудобных вопросов.

В результате непродуманных и ошибочных действий региональной власти в сфере регулирования земельных отношений в корне изменена исторически сложившаяся по общественному использованию высокогорных пастбищ и других земель сельскохозяйственного назначения. Фактически 1/3 часть всех сельскохозяйственных угодий неправомерно выведены из общественного пользования. Этот бесценный земельный фонд передан в так называемые межселенные территории. И теперь цинично сдается реальным землепользователям в аренду по непомерно высокой арендной плате. Власть мотивирует это необходимостью увеличения доходной части республиканского бюджета. Она увеличивается. Но вместе с тем, почему-то все более ухудшается социальное и экономическое положение жителей сел. Нищета и безысходность не выбирает национальности. Страдают все – кабардинцы, балкарцы, русские – весь народ единой Кабардино-Балкарской республики. Все более расцветает коррупция и произвол чиновников. Людей лишают источников и средств к существованию. Фактически в умирающем состоянии находится ряд традиционных видов и направлений сельского хозяйства. В условиях мирового финансового кризиса, когда федеральное руководство в качестве одного из важнейших приоритетов развития отечественной экономики определяет развитие сельского хозяйства, в Кабардино-Балкарии его по существу губят. И ответственность за такое положение вещей лежит на региональной власти – законодательной, исполнительной, муниципальной.

Арендная плата, выставляемая распорядителями так называемых межселенных территорий, ставит землепользователей – простых крестьян, фермеров в кабальные условия. Федеральное законодательство четко и однозначно устанавливает, что в регионах с конкретными историческими особенностями регулирование отдельных вопросов использования земель сельскохозяйственного назначения может осуществляться законодательством субъектов РФ. В частности, законом об отгонном животноводстве. Однако, по непонятным причинам власти КБР игнорируют такую возможность, чем усугубляют и без того проблемную ситуацию.

Те силы, которые видят в муниципальной реформе механизмы этнотерриториального разделения целостной и единой Кабардино-Балкарской республики, возможности осуществления разного рода этнополитических и иных манипуляций, шантажа общества и других неправомерных и некорректных действий, должны знать, что кабардинский народ сумеет удержать ситуацию в конституционно-правовом поле Российской Федерации, не допустит раскола, размежевания, неукоснительно обеспечивая как свои этнические интересы, так и равенство прав, мирное сожительство и свободную самодеятельность всех граждан, независимо от национальности, вероисповедания и т.д.

Конституционный суд РФ указал, что органы государственной власти субъекта РФ обязаны находить адекватные и легитимные решения исторически сложившихся комплексных проблем территориальной организации местного самоуправления, на основе гласного анализа положительных и отрицательных сторон возможных преобразований, используя в случае споров согласительные процедуры и руководствуясь конституционным императивом сохранения государственного единства и согласия.

Если реализация установленных правовых норм вступает в противоречие с интересами значительных групп населения и несет угрозу государственному единству и согласию, такие правовые нормы подлежат пересмотру.

Одновременно назрели конкретные решения по вопросу возможных форм собственности и режима использования земель сельскохозяйственного назначения по подготовке и проведению земельной реформы.

Для нас является очевидным, что преобразования в этой сфере должны быть осуществлены таким образом, чтобы они не несли угрозы межэтнического противостояния, максимально учитывали как национальные, так и социальные интересы и не привели к неприемлемому расслоению общества на бедных и богатых.

Форум, исходя из интересов сохранения стабильности и межнационального согласия, считает необходимым:

1)Не допускать принятие каких-либо законодательных актов,
затрагивающих вопросы границ и землепользования КБР без проведения
согласительных процедур с участием заинтересованных сторон.

2)Рекомендовать Парламенту КБР в установленном порядке инициировать перед Федеральным собранием РФ вопрос о принятии поправок к Федеральному Закону №131, которые в полной мере учитывают исторически сложившиеся особенности землепользования в КБР, в том числе поправки, согласно которой объектом низкой плотности сельского населения явились бы не только субъекты РФ и отдельные муниципальные районы, но и отдельные территории, являющиеся общим достоянием народов.

3)Рекомендовать Парламенту КБР принять Закон КБР «О статусе земель традиционного отгонного животноводства».

4)Рекомендовать Парламенту и Президенту КБР принять меры по отмене Закона КБР №13-Р3 от 27.02.2005 г., разработать и принять новый закон «О статусе и границах муниципальных образований в КБР».

Комментарии 0

      Последние публикации

      Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

      Подписаться

      Здравствуйте!
      Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

      Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.