Авраам Шмулевич: Власть и Общество на российском Кавказе. Черкесский пример. 0

Интервью с Ибрагимом Ягановым


Это интервью было подготовлено мною более месяца назад, перед конгрессом МЧА в Майкопе, для публикации в центральной прессе. Однако в данное время в общероссийских СМИ существует нечто вроде моратория на материалы, касающиеся "черкесского вопроса", вообще на освещение под слишком "острым углом" проблем взаимоотношения власти и общества и действия местных властей на всем Северном Кавказе.

Однако, мне кажется, в предлагаемом интервью невозможно увидеть каких-либо оценок, комментариев и призывов, способных нанести вред интересам народов Российской Федерации. Напротив, один из лидеров молодежи и активный член черкесского национального движения выступает с позиций развития черкесского народа в цивилизованных рамках гражданского общества и строительства правового, демократического государства.

Я глубоко убежден, что замалчивание острых проблем и противоречий, имеющихся в обществе. Никогда не бывает целительным и способно лишь ухудшить ситуацию.

Тем боле, что Президент Медведев (как ранее до него и Президент Путин) провозгласил, в том числе и в своем последнем Послании, курс на развитие в стране гражданского общества. Но ведь программа, которую провозгласил Президент, может быть воплощена в жизнь только с опорой на тех, кто действительно хочет и может поддержать эту линию, и кто готов сотрудничать с силами гражданского общества.

Предоставляю читателям возможность самим оценить это интервью и сделать собственные выводы.

Авраам Шмулевич

Власть и Общество на российском Кавказе. Черкесский пример.

Интервью с Ибрагимом Ягановым.


Утверждение о том, что развитое гражданское общество, работающие механизмы обратной связи между властью и населением – есть одно из ключевых условий успешного государства – стало в России почти общим местом, это повторяет и сама Власть и подвластное ей население. Таким же общим местом является признание того, что с институтами гражданского общества в РФ дела обстоят "плохо", что Власть зачастую пытается взять их под свой контроль. Особенно же "плохо" тут дела обстоят на Северном Кавказе. По общепринятому среди экспертов мнению данное обстоятельство является одной из главных причин идущей на Кавказе гражданской войны. В населенных адыгами республиках (Адыгея, столица Майкоп; Кабардино-Балкария, столица Нальчик и Карачаево-Черкесия, столица Черкесск) пока ситуация иная. А Адыгее в вопросах безопасности ситуация не отличается от сопредельных русских регионов, в Карачаево-Черкесии дело ограничивается отдельными терактами, которые пока не слились в сплошную полосу военных действий, в Кабардино-Балкарии идёт (хотя и менее интенсивно, чем в других регионах Северного Кавказа) партизанская война, происходят нападения на МВД, войска и т.п. Обще-кавказские проблемы – коррупция, вопиющее имущественное расслоение и невозможность для "простого человека" защитить себя от произвола властей – в "адыгских республиках" отнюдь не менее остры. При этом Власть на всём Северной Кавказе добилась выдающихся успехов в подавлении любого независимого общественного движения, правда, к успехам в других областях это Власть не привело. А Общество, просачиваясь сквозь хваткие пальцы власти. Просто отливает свою активность в другие формы – зачастую намного более острые, чем первоначальные.

Один из самых показательных примеров тут – история Международной Черкесской ассоциации (МЧА). Эта структура была создана в мае 1991 года в Нальчике, своей главной целью она ставила консолидацию черкесских организаций в РФ и за ее пределами, взаимодействие черкесов, проживающих в России, с мировой черкесской диаспорой. Первым президентом МЧА (в 1990–1993 гг.) был этнический черкес и уроженец Карачаево-Черкесии проф. Юрий Хамзатович Калмыков (1934–1997), известный юрист в области гражданского права, автор действующего Гражданского кодекса РФ, на момент избрания – депутат Верховного Совета СССР, позднее, в 1993–1994 гг., – министр юстиции РФ (ушел в отставку в знак протеста против войны в Чечне). Калмыков был вторично избран президентом МЧА в 1996 г., через год его сменил его земляк экономист проф. бывший партийный и советскый функционер, ректор отраслевого института Минсельмаша СССР в Москве (в 1989 г. институт преобразован в Промышленную академию). Борис Хаджимурзович Акбашев (1932 - 2002). Он оставался президентом МЧА до 2000-го г., когда Ассоциация была взята под полный контроль администрацией тогдашнего Президента КБР Валерия Мухамедовича Кокова (1941 –2005, президент КБР с 1992 по сентябрь 2005 г.). В качестве меры по подавлению острых социально-экономических и межнациональных противоречий в республике Коков стремился (и осуществил это стремление) взять под личный контроль все политические процессы в республике.

В случае МЧА это привело к следующему: в 90-е годы Ассоциация активно участвовала в политической жизни, было очень авторитетным, влиятельным среди адыгов Северного Кавказа и диаспоры, фактически вырабатывало идеологию и стратегию черкесского национального движения, координировало работу черкесских организаций РФ и зарубежья. Беря МЧА под контроль, власти КБР рассчитывали взять под контроль также и идеологические процессы в Республике и вообще в черкесском мире – однако из этого, естественно ничего не получилось. После "рейдерского захвата", – в 2000-е годы роль Ассоциации стала практически незаметна – еще одна из многих протокольных организаций, малоинтересных кому-либо, кроме своих функционеров. Соответственно, роль властителей умов среди адыгов, в первую очередь молодежи, стали играть другие структуры и течения, независимые и неподконтрольные власти – и одним из них стал радикальный ислам. При этом ныне МЧА полностью финансируется федеральной властью через республиканские структуры, функционеры Ассоциации – это, фактически, государственные чиновники, а Оргкомитет по проведению конгресса Ассоциации возглавлял премьер-министр Адыгеи Мурат Кумпилов.

2-4 октября 2009 г. октября в Майкопе, в здании государственной филармонии Адыгеи состоялся 8 конгресс Международной Черкесской ассоциации. Он проходил под жестким контролем "сверху", по впечатлениям участников, "по уровню безопасности и количеству работников спец служб VIII-й конгресс МЧА переплюнул заседание генеральной ассамблеи ООН". Чтобы попасть на конгресс даже в качестве гостя, необходимо было в оргкомитет подавать заранее списки с указанием имени, фамилии, профессии, и организации от которой вы приехали. Помимо этого руководитель или пригласивший гостей человек под расписку нес ответственность за любые слова и действия приглашенных. После конгресса на черкесских независимых ресурсах его организаторов обвинили в процедурных нарушениях и подтасовке , в том, что ассоциация уходит от решения проблем Черкесского народа и просто мертва.

Да, республиканским властям адыгских республик (а через них Федеральному Центру) удалось полностью взять под свой контроль некогда независимые общественные движения. Но привело это к тому, что они лишились какого-бы то ни было влияния на умы активной части народа. По мнению известного эксперта по Кавказу Антона Сурикова сложившийся в результате вакуум может привести к тому, что "завтра на адыгских территориях в западной части Северного Кавказа может сложиться ситуация, аналогичная той, что сейчас существует в Ингушетии и Дагестане. Вся та марионеточная публика, что сегодня кормится от власти, сразу же разбежится, между тем, все постепенно идет к тому, что в регионе скоро доминирующей силой станет джихадистский Имарат Кавказ во главе с Доккой Умаровым и Анзором Астемировым. "

О положении адыгского общественного движения я беседую с видным черкесским общественным деятелем, председателем общественного движения "Хасэ",Кабарды Ибрагимом Ягановым. Кроме того, Ибрагим Хасанбиевич Яганов является успешным конезаводчиком специализирующимся на разведении лошадей кабардинской породы, вице-президентом Федерации конного спорта и коневладельцев КБР, официальным представителем Республики Абхазия в Кабардино-Балкарской республике, во время грузино-абхазской войны (Отечественной войны народа Абхазии 1992-1992 гг.) он возглавляя отряд кабардинских добровольцев.

Кроме прочих последствий, описанные выше действии властей по "захвату идеологического поля" и произошедшее вслед за этим падения влияния бывших независимых организаций привело к активизации черкесской молодежи, что вылилось в очевидный конфликт молодого и старшего поколений национальных активистов. Ныне самые активные умы среди национально-настроенных черкесов ориентируются именно на не связанную с официозными структурами молодежь и на находящихся "вне Власти" новых лидеров. Ибрагим Яганов как раз из таких "молодых".

Авраам Шмулевич – В конце 90-х (точнее, осенью 98-го), Вы вместе с принцем Иорданского Хашемитского королевства Али Бин Аль Хусейном, были одним из организаторов конного перехода Амман-Дамаск-Турция-Майкоп-Черкесск-Нальчик. Одной из главных задач Перехода было привлечь внимание мирового сообщества к проблемам черкесов. Этот переход символизировал как бы обратный путь махаджиров на Родину.

Ибрагим, как Вы считаете, за 10 лет после того перехода, насколько черкесы продвинулись вперед в решении национальных проблем, в привлечении внимания и черкесских масс и мирового общественного мнения? Что Вы намерены делать в этом плане в ближайшем будущем.

Ибрагим Яганов - После данного перехода отношение мирового сообщества к черкесам действительно изменилось в положительную сторону. Международная Черкесская Ассоциация, которую я представлял в этом проекте, получила широкую известность. К этому периоду МЧА, фактически, имела двух членов в Организации Непредставленных Наций. От Абхазии - Гурам Гумба и черкес Эдуард Казаноков. Потенциал МЧА к этому периоду был настолько велик, что власти КБР, обеспокоенные ростом авторитета и влияния этой организации, приняли экстренные меры по ее «ликвидации». В 2000 году, после тщетных усилий выбрать президентом МЧА ныне покойного В. М. Кокова, был совершен силовой захват руководства МЧА с использованием ОМОНа МВД КБР. В то время власти провели параллельно с нами закрытый съезд вновь созданной организации «Адыгэ Хасэ КБР», а первую и законную Адыгэ Хасэ, тамадой которой был В.Хатажуков, Минюст КБР закрыл.

На том съезде новой «Адыгэ Хасэ КБР» выбрали альтернативных делегатов на конгресс МЧА. С прибывшими из - за рубежа делегатами конгресса МЧА провели беседу «коковские орлы», где им дали понять, что если они не поддержат официальную линию властей и кандидатуру Заурби Нахушева на пост президента МЧА, то им больше не откроют визы на историческую родину. После подобных угроз, тройного милицейского кордона и физического давления делегатам ничего не оставалось как согласиться со всеми условиями. Этот период (2000 год) мы считаем концом нормальной деятельности МЧА. Власть КБР тогда сработала по старой схеме - если не можешь победить, надо возглавить. В результате, основная головная черкесская организация, которая должна была заниматься решением национальных проблем, фактически не выполняла свои задачи, а лишь занимала эту нишу. Соответственно, с 2000 года никакого продвижения решений национальных проблем нет. Многие из членов ОД «Хасэ» склонны к тому, чтобы создать альтернативную международную организацию. По всей вероятности, первым шагом станет создание Всероссийской Адыгэ Хасэ, которая объединит все черкесские организации внутри РФ.

Авраам Шмулевич – Расскажите о взаимоотношениях Хашимитской Династии и черкесов, Вы в течение длительного времени были в гуще событий на этом направлении. Известно особое положение Черкесской общины в королевстве, то, что черкесы во многом являются опорой трона, и, в свою очередь, пользуются особым вниманием. Черкешенкой являлась погибшая при падении вертолёта третья жена короля Иордании Хусейна Алия Тукан, ее сын, принц Али Бин Аль Хусейн (сейчасему 34 года) брат короля Абдаллы, проявляет большое внимание к черкесским делам, все правители Иордании знали на бытовом уровне адыгабзэ (черкесский язык). Насколько далеко правящий в Иордании королевский дом готов пойти в черкесском вопросе, может ли Иордания, в случае возникновения такой необходимости, оказать деятельную помощь на международном уровне, например, поддержать «черкесский вопрос» в ООН, перед правительствами РФ и Турции?

Ибрагим Яганов - Испокон веков Хашимитское королевство имело родственные связи с черкесами, при этом неоднократно именно черкесы становились опорой и защитой для правящей династии. Все это хорошо помнят. Сегодня, практически, вся внутренняя охрана королевского дворца состоит из этнических черкесов, граждан Иордании, которые одеты в черкесскую форму. Последние годы другие народности, населяющие Иорданию, выражали недовольство этим фактом, но, тем не менее, король Абдалла II не стал менять сложившиеся исторические традиции. Хашимитское королевство всегда поддерживало черкесов как внутри Иордании так и за ее пределами. На современном этапе, думаю, от активности самих черкесов будет зависеть, будет ли король Абдалла II где - либо говорить об их интересах. Мы видели факты диалога между Иорданией и Россией и «черкесский вопрос» в этих беседах также был затронут.

Авраам Шмулевич – Сегодня на примере конгресса МЧА мы видим, что в КБР нет реально мощных и независимых общественных организаций. Вы создал свое "Хасэ". Верите ли Вы, что сможете мобилизовать черкесов КБР именно на благие дела, перебороть во многом еще господствующее местечково-племенное мышление?

Ибрагим Яганов - На сегодняшний день, национальная организация, способная представлять интересы черкесов во всем мире, крайне необходима. Наше движение Хасэ возникло не на пустом месте, обстановка в республике созрела для этого. В центре всех национальных событий находится Кабарда, на которую смотрят все остальные адыгские этнические группы в России. Среди подрастающей молодежи мы видим людей, имеющих достойное образование и патриотичность, способных быть выше клановых и местечковых противоречий. Конгресс МЧА показал, что есть новая национальная сила, желающая восстановить институты гражданского общества адыгов в их первозданном виде. Вернуть народу право голоса и право принятия решения. Убежден, что у нашей нации позитивное будущее и мы далеки от вырождения.

Авраам Шмулевич – Готовы ли вы четко обозначить свое отношение к Астемирову (лидер исламистского подполья Кабардино-Балкарии)? Вы заявляете себя как политика, как общественного лидера. Но лидер обязан обозначить свою позицию по ключевым вопросам, волнующим народ. Один из таких вопросов, очень важный - отношение к «лесным братьями» и, соответственно, к их вождям.

Ибрагим Яганов - Большинство черкесов в мире – мусульмане. И я так же себя считаю мусульманином. На протяжении столетий наш народ имел традиционную форму верования во Всевышнего и Ислам, принятый нашими предками добровольно, влился в общество Черкесии и соединился с хабзэ. Сегодня эти понятия дополняют друг друга. На проблемы нашей молодежи мы не можем закрывать глаза. Преследование ребят за их тягу к религии было серьезной ошибкой со стороны силовых структур. Методы, использованные к невиновным, простым молящимся, часто вызывали недовольство и агрессию. Мы увидели как молодежь попала под давление между двумя стихиями: первая – это «проповедники» с зарубежным религиозным образованием, вторая – это силовые структуры, принимающие неадекватные меры. Итог этого двухстороннего давления выплеснулся 13 октября 2005 года. Идет идеологическая борьба за умы молодежи, и в данном случае государство сильно проигрывает.

Говоря об отношении к Астемирову лично, я считаю, что он повел молодежь по ложному пути. Взявшись за оружие, они развязали заведомо проигрышную войну против своих же соплеменников. Ситуация, когда погибают наши молодые с обеих сторон, крайне тупиковая и вредит будущему народа, в целом, уничтожая его генофонд. Мы против радикальных методов борьбы. Я видел войну, и никогда не хотел бы, чтобы мои дети ее увидели. Любой вопрос необходимо решать мирным путем.

Авраам Шмулевич – Черкесский народ находиться на историческом распутье. Сегодня у черкесов есть несколько возможных путей (движение по некоторым из них можно совмещать): К Хабзэ, оживление и превращение его в подлинную национальную идеологию, определяющую образ жизни народа;

К «черкессионизму», "черкес+сионизм", путь к Ошхамахо, т.е. собирание народа и путь на Родину. («Ошхамахо» - «Счасчтливая Гора» - так адыги называют Эльбрус, занимающий ключевое место в адыгском самосознании. Эльбрус является национальным символом, своего рода «священной горой». Эльбрус на адыгском - Уашха - гора, махуэ – счастливая.);

К шариату и Имарату;

К ассимиляции и разрыванию связей между черкесами, живущими в различных государствах диаспоры и в разных субъектах РФ;

К национальной деградации.

Какой путь Вы выбираете? Или вы видите какие-то неназванные мною возможности?

Ибрагим Яганов - Для сохранения своего этноса, черкесам необходимо адаптировать каноны Хабзэ и традиционного Ислама к современным мировым тенденциям. Только такой симбиоз может сохранить и дать развитие разобщенным черкесским этническим группам. Учитывая проблемы с демографией, также необходимо провести большую работу в плане возвращения адыгов на историческую родину. Только на своей земле наш народ сможет развиваться и расти полноценно. Мы говорим об этом каждый день, пришла пора начинать реальные действия в этих направлениях.

Авраам Шмулевич – Какова Ваша программа действий, механизмы ее реализации?

Ибрагим Яганов - В обозримом будущем мы собираемся пополнять свои ряды прогрессивной молодежью, интересующейся национальными вопросами. Нас волнуют многие вопросы: фальсификация адыгской истории, единое название для всех черкесов, репатриация нашей диаспоры, мировая оценка трагедии черкесов в 19 веке, подъем национального самосознания и многое другое. Мы проводим работу по привлечению внимания общественности ко всем этим темам.

Проблемы землепользования и в большей мере, итоги реализации ФЗ №131 закона «О местном самоуправлении» в КБР это ключевой вопрос на сегодня. Также перед нами стоит очень сложная задача выработки полноценной национальной идеологии, которая позволит учитывать интересы как нашего народа так и государства, в котором мы живем, ни в коем случае не забывая об интересах черкесов диаспоры. Наш путь - это решимость, закон и единство.

Думаю, что какие - то грандиозные комплексные планы по спасению своего народа всегда являются нереальными. В России политическая ситуация изменяется с неимоверной скоростью, и делать долгосрочные планы наперед просто невозможно. У нас есть доступные задачи, мы поставили перед собой краткосрочные цели, и самое главное, «ввязаться в процесс», а дальше будет видно по обстановке. Черкесские проблемы слишком широки и многосторонни, чтобы можно было коротко на них ответить.

Авраам Шмулевич – Согласны ли Вы с теми, кто называет прошедший конгресс МЧА провальным и позорным? Станет ли прошедший конгресс МЧА переломом в кристаллизации черкесских сил или ледниковый период, по выражению публициста Нарта Матуко, продолжится?

Ибрагим Яганов - Я бы не стал это называть этот конгресс позором, и скорее всего никакого перелома в работе МЧА не будет. Согласен с мнением Нарта Матуко о продолжении «ледникового периода» в МЧА. Единственным плюсом из всей это ситуации является то, что молодежь сама все это увидела. У молодых есть желание работать на благо нации и родины, мы дадим им такую возможность.

Авраам Шмулевич – Есть ли альтернатива, де-факто, мертвому МЧА? Намерены ли вы или лидеры других независимых черкесских организаций попытаться создать другое международное черкесское движение, например, некий «Всемирный Черкесский Конгресс»?

Ибрагим Яганов - Корень нашего народа находится на исторической родине. Заниматься черкесскими вопросами где-то заграницей, на безопасной дистанции, очень интересно, а в некоторых случаях и прибыльно. Не вижу большой надобности во «Всемирном Черкесском Конгрессе». Альтернативу МЧА может составить Общероссийская Адыгэ Хасэ, которая будет сотрудничать с черкесской диаспорой по всем вопросам. Невозможно изменить ситуацию на родине извне, мировой опыт других стран и народов это прекрасно доказывает. Реально черкесскими проблемами можно заниматься только здесь, в виду того, что наша историческая родина находится в составе Российской Федерации.

Авраам Шмулевич – Вы, то ли в шутку, то ли всерьез, часто называли себя конюхом, подчеркивая, что вы не политик... Понимаете ли Вы, что решить вопросы, которые стоят перед народом в переломный момент, оставаясь "конюхом", нельзя? Готовы ли Вы стать политиком, «одеть костюм и галстук»? Или вы все же думаете, что в этом нет необходимости?

Ибрагим Яганов - Традиционно черкесские дворяне (Уорки) являлись военным сословием. Единственная гражданская профессия, которой они занимались (в соответствии с Уорк Хабзэ) было коневодство, чем я и занимаюсь. Для верховного черкесского князя не было зазорно называть себя в шутку «конюхом», ибо лошадь в нашей культуре это не просто животное, а символ адыгской нации. Одеть галстук и пойти в народ может каждый, не думаю, что это самое главное. Главным я считаю подготовку платформы для развития, иначе говоря, настоящих патриотов (Уорков), которые не позволят нашему народу исчезнуть в глобальном мире и смогут сохранить культуру и родину. Скажу откровенно, не люблю чиновничество, и особенно чинопочитательство. Всю свою сознательную жизнь ценил свободу, зарабатывал честным трудом, являюсь человеком из народа и для народа.

Авраам Шмулевич – Видите ли вы достойных вождей на «черкесском горизонте»?

Ибрагим Яганов - На сегодняшний день никаких вождей на «черкесском горизонте» я не вижу. Черкесы по своему внутреннему устройству - нация признающая равноправие. За достойным лидером пойдут многие, но вождем считать его не будут. В критических ситуациях такие личности сами проявляются. Если тенденции не изменятся, и наш народ подойдет к крайней точке, лидеры обязательно проявятся.

Я верю, что у нашего народа есть большой потенциал. До Грузино-Абхазского конфликта никто не знал, что у черкесов есть такие боевые командиры как Султан Сосналиев, которые были в состоянии возглавить Абхазскую армию. Думаю, что из молодого поколения вырастут достойные черкесы, которые смогут на совершенно новый уровень решения, вынести «национальный вопрос». 


Комментарии (0)



    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Вход Зарегистрироваться