Черкесы и Россия: игнорировать нельзя контролировать

На неделе Россия пропустила незамеченной историческую дату: 480-летие царя Ивана Грозного, за время правления которого Россия по территории впервые превзошла Европу. Среди политических союзов, заключенных Иваном Грозным, был и союз с Черкесским князем Темрюком. Залогом союза стало венчание принцессы Гушаней на русский престол. Царица-черкешенка в крещении стала Марией. А Россия получила союзнический заслон от набегов из Персии.

Спустя 450 лет вы не найдете страну под названием Черкесия на карте мира. В конце 19 века закончилась Кавказская война, после которой черкесов осталось меньше 3% от довоенного числа. Иосиф Сталин впоследствии разделил остатки народа, дав им официальные названия: кабардинцев, адыгейцев, черкесов, шапсугов. А территорию бывшей Черкесии раздробил на мелкие области и республики.

В недавнем прошлом черкесы заявили о желании жить в едином субъекте и называться единым именем, что вызвало негативную реакцию Москвы, усмотревший в действиях черкесов скрытый план по развалу России.

Черкесы могут испортить отношения России со странами Ближнего Востока

Политолог Пол Гобл, в прошлом – советник Госдепартамента США по национальным меньшинствам, ныне Глава исследовательского отдела Дипломатической Академии Азербайджана, считается одним из немногих в мире экспертов по «черкесскому вопросу». Г-н Гобл согласился ответить на вопросы Русской службы «Голоса Америки».

Фатима Тлисова: Г-н Гобл, зачем Иосифу Сталину понадобилось делить Черкесию?

Пол Гобл: У Сталина было две цели. С одной стороны, он хотел быть уверенным в том, что Москве не придется иметь дело с единой Черкесией на Северном Кавказе. Расщепив единый народ, он получил возможность играть одной его частью против другой. В то же время в 1920-х Сталин хотел показать свою заботу об этнических меньшинствах, потому что до 1937 российское правительство рассматривало национальный вопрос в контексте с колониальным вопросом. Смысл был в том, что, демонстрируя заботу об отдельных подгруппах внутри черкесского народа, Сталин и его команда надеялись завоевать симпатии в диаспоре, некоторые представители которой идентифицировали себя с той или другой общиной. Со смертью Сталина советское руководство, а с развалом СССР, и российское правительство развивало систему «разделения и навязывания» для того, чтобы продолжать играть в «разделяй и властвуй».

Ф.Т.: Существует немало разделенных народов, в чем особенность ситуации с черкесами?

П.Г.: Навязанное черкесам разделение было гораздо более радикальным, чем любое другое навязанное разделение этнических групп в Евразии. Если бы когда-либо это разделение было подвегнуто сомнению или изменено, это могло бы привести к громадному росту проблем с другими народами, которые бы тоже захотели быть вместе, а не оставаться разделенными. К примеру, народы Севера, некоторые народы Дагестана. И это могло бы создать проблему сохранения административного контроля, чего Москва пытается избежать.

Ф.Т.: В чем причина негативной реакции Москвы на желание черкесов называться черкесами?

П.Г.: Причина противодействия Москвы стремлению черкесов называться черкесами официально имеет два уровня. Первое, Москва не хочет позволить людям самостоятельно и совершенно независимо решать какой они национальности. Вторая причина в том, что Москва серьезно напугана тем, что если все черкесы – кабардинцы, адыгейцы, шапсуги и другие, – все обозначат себя, как черкесы, могут произойти две вещи, которым Москва будет препятствовать.

С одной стороны, это может привести к нарушению баланса национальностей в дву-этнических республиках Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Что почти неизбежно приведет к нестабильности, так как возникнет вопрос: кто именно должен занимать доминирующие позиции.

С другой стороны, и это намного более важно, появление единой Черкесии, с учетом того, что за границей живут более пяти миллионов черкесов, неизбежно станет вызовом московскому контролю на Северном Кавказе. Вызов, который российское правительство не хочет получить не только из-за распространяющего насилия на Кавказе, но также и из-за угрозы срыва Олимпийских Игр 2014 года.

Ф.Т.: Как Москва сможет препятствовать, если черкесы будут обозначать себя таковыми в ходе переписи населения?

П.Г.: Чтобы избежать этого, Москва будет использовать местное правительство в Кабардино-Балкарии, чтобы воздействовать на людей и заставить их обозначить себя кабардинцами, а не черкесами, чтобы избежать негативного эффекта на баланс сил. Черкесы, живущие в других регионах, я думаю, будут все больше определять себя, как черкесы, потому что, в конце концов, они и есть черкесы.

Мало шансов, что мы узнаем точные результаты, потому что российские статисты выглядят достаточно хорошо подготовлеными к тому, чтобы исказить результаты переписи. Это произошло во время переписи в 2002 году. Это безусловно произойдет и теперь. Если в ходе переписи люди обозначат свою принадлежность к 1810 национальностям, в итоговые таблицы попадут только 100-150 национальностей.

Ф.Т.: Значит ли это, что черкесы исчезнут, растворятся как народ?

П.Г.: Я думаю, что наоборот. И это предельно важно, так как происходит возрождение черкесской государственности. Москва захочет использовать слишком много насилия против этого, что в ближайшей перспективе будет иметь очень плохие последствия для отношений России с Турцией, Иорданским Хошимитским королевством и Сирией.

Достоен отдельного акцента тот факт, что ни одна другая нация не была так искромсана советской властью и Сталиным, как черкесы. И это наводит на мысль, что Москва и в особенности, Сталин были больше озабочены последствиями возрождения черкесов, чем любой другой нации.

Грузия объединилась под черкесским флагом

В 2009 Тбилисский университет Ильи назначил стипендию для исследований в Государственных архивах Грузии. Уникальность грузинского архива заключается в том, что там сохранилась значительная часть документов Кавказской войны 19 века, так как именно в Тифлисе во время войны располагался штаб российских войск. Исследователи обнаружили подробный отчет о последней фазе войны – покорении Северо-западного Кавказа. Архивные документы царской канцелярии представили картину истребления и изгнания черкесов в рапортах армейских генералов с подробными списками сожженных сел и убитых горцев, с финансовыми отчетами о затратах на переправу на турецкую сторону сгоняемых к черноморскому побережью черкесов.

В архивах найдены также еженедельные отчеты похоронных комиссий о массовых захоронениях «мрущих от голода и холода сотнями» в черноморских портах. Следствием открытий в архиве Грузии стала научно-практическая коференция, состоявшаяся в апреле этого года в Тбилиси.

На конференцию приехали представители народов Северного Кавказа и диаспоры. По итогам форума его участники обратились к Парламенту Грузии с запросом о признании геноцида черкесов, ответственность за который возложили на Российскую Федерацию, как юридическую правопреемницу Российской Империи. Председатель Комитета по взаимоотношению с диаспорами в Парламенте Грузии Нугзар Циклаури активно лоббирует признание событий Кавказской войны 19 века на Северо-Западном Кавказе, как акт геноцида черкесского народа.

В комментарии «Голосу Америки» Нугзар Циклаури сказал, что был одним из парламентариев, принявших заявление из рук черкесских активистов, после чего чувствует персональную ответственность за судьбу этого обращения. Грузинский парламентарий объяснил, что до конференции в Тбилиси обладал фрагментарными знаниями в этом вопросе, поэтому инициировал создание специальной комиссии по рассмотрению заявления черкесов. Комиссия поручила ряду грузинских и зарубежных ученых провести экспертизу «черкесского вопроса». По мнению парламентария, участие в комиссии представителей всех политических партий Грузии, включая оппозиционные, свидетельство важности проблемы для грузинского общества в целом, независимо от политических приоритетов.

«После конференции в Тбилиси наша комиссия собиралась не меньше десяти раз для обсуждения обращения черкесов. Сейчас мы уже получили экспертное заключение по этому вопросу, – рассказывает г-н Циклаури. – Заключение парламентской комиссии предоставил профессор Бежа Хурава, в своих выводах он основывался на документальных источниках. Заключение однозначно нам говорит, что действительно имел место геноцид по этническому признаку».

По словам депутата, Парламент Грузии уже этой осенью приступит к обсуждению вопроса: «Как только начнется осенняя сессия, я намерен обратиться с запросом о признании геноцида черкесов в два комитета – по законодательству и по правам человека. Предварительные обсуждения с членами этих комитетов у меня уже состоялись». Нугзар Циклаури выражает уверенность, что Грузия не останется в одиночестве в вопросе признания геноцида черкесов. К подобному выводу депутат пришел в ходе многочисленных обсуждений с парламентариями и учеными в других странах.

Черкесия противоречит логике развития России

В российских СМИ черкесскую инициативу Грузии расценили, как политическую авантюру, имеющую целью навредить России.

«Грузия, сама она до этого дошла, или ей кто-то подсказал, пытается разыграть карту геноцида черкесского народа», – сказал директор Института стран СНГ, депутат Госдумы РФ от «Единой России» Константин Затулин в интервью «Голосу Америки». Г-н Затулин также является войсковым старшиной Кубанского казачьего войска и членом Президиума Всемирного Конгресса казаков.

По мнению Константина Затулина, черкесской проблемы не существует, но ее пытаются создать, чтобы навредить России: «Если будут попытки пропагандистским путем возбудить против России народы Северного Кавказа, это будет последнее, что Грузия успеет сделать в своей истории».

Г-н Затулин считает, что «геноцид» или «этническая чистка» абсолютно не применимы к военным событиям на Северозападном Кавказе: «Была попытка отделить тех, кто хорошо относится к России, от тех, кто плохо к ней относится, со всеми грубостями и жестокостями, свойственными времени».

Инициативу черкесских общественных движений обозначить свою национальную принаддежность «черкес» во время предстоящей переписи населения, депутат не одобряет: «Давайте разберемся, что мы называем черкесским народом. Насколько я понимаю, слово «черкес» – это кличка, которая была дана турками. Мы говорим о народах адыгской группы: кабардинцах, адыгейцах, черкесах, шапсугах и так далее, и хорошо было бы прояснить, это одна национальность или несколько? А если народ чувствует неудовлетворенность своим положением в государстве, он должен сделать вывод, должен просчитать последствия».

Заявления черкесских активистов о желании жить в едином субъекте федерации, Константин Затулин называет нелогичными. Он уверен, что единый субъект под названием Черкесия – представляет собой переходный план к развалу России: «Есть логика развития Российской Федерации, а есть логика желания выделиться из Российской Федерации через какие-то промежуточные действия. Эти две логики друг другу противоречат. Почему я дожен, исходя из логики развития России, создавать условия для ее распада! Зачем черкесам единый субъект? Чтобы заняться абсорбцией черкесов из диаспоры?»

На имперский манер

Профессор из Лос-Анжелеса Уолтер Ричмонд исследует политическую историю Северного Кавказа. Вышедшая в 2009 году в свет книга профессора Ричмонда «Северозападный Кавказ: прошлое, настоящее, будущее» стала раритетом. В своих исследованиях профессор особое место уделяет истории черкесов и их сопротивления российской колонизации.

В интервью «Голосу Америки» профессор Ричмонд рассказал, что, по его мнению, Россия продолжает ошибочную политику в отношение черкесов, таким образом, существенно отягощая ситуацию. Две ошибки российского правительства эксперт считает наиболее пагубными: «Попытка создания памятной даты в честь добровольного присоединения в 15 веке Черкесии к России (чего никогда не происходило), была серьезной ошибкой. Все, кто имеет хотя бы поверхностное представление об истории этих двух стран, знают, что праздник был полным фарсом. И эта официальная ложь только породила вражду и перевела проблему на другой, гораздо худший уровень».

Уолтер Ричмонд считает полным провалом российской политики в «черкесском вопросе» позицию абсолютного игнорирования проблемы: «Вместо того, чтобы полностью игнорировать чекресскую проблему, Россия могла поступить мудрее и признать массовое убийство и депортацию черкесов, как геноцид или хотя бы предпринять какие-то предварительные шаги, чтобы представить эти события как факт несправедливости, тем самым, смягчая ситуацию и создавая себе окно для будущей нормализации».

Самонадеянность и неспособность прийти к малейшему компромиссу – традиционная и неизменная линия поведения России в отношение народов, которыми она управляет, –отмечает профессор Ричмонд. Он говорит, что Россия и в 21 веке обращается с когда-то покоренными народами на имперский манер: «Правительство контролирует народы принуждением и силой, вместо того, чтобы прийти к какой-то форме цивилизованного соглашения с ними».

Уолтер Ричмонд полагает, что, вне зависимости от степени политизированности термина «геноцид» и связанных с его частым употреблением предубеждений, в случае «с черкесами происходила не просто операция по этнической чистке, а именно геноцид». Профессор отмечает законодательную несовершенность определения «геноцид», принятого в Конвенции Организации Объединенных наций.

Вместе с тем, он уверен, что, в случае обращения в ООН, у черкесов есть реальные шансы добиться возбуждения дела против России и русской армии. Персонально ответственен за уничтожение черкесов, по мнению г-на Ричмонда, командующий Кавказским фронтом генерал Николай Евдокимов.

«Мой вывод касательно геноцида черкесов основан на тысячах документальных свидетельств, включая личные записи генерала Евдокимова. Если исходить из того, что геноцидом является полное пренебрежение к выживанию целого народа, результатом чего стало практически полное истребление этого народа, то, без малейшего сомнения, русская армия виновна в этом», – объясняет свои выводы профессор Ричмонд.

Убийство народа или мелкое хулиганство

«Чтобы доказать, что все черкесы – черкесы, независимо от того, как они называются в официальных справочниках, нам пришлось запросить экпертное заключение Академии наук России. – Рассказывает директор организации Черкесский конгресс в Адыгее Мурат Берзегов. – Российская Академия наук выдала нам официальное заключение о том, что мы – черкесы. Хотя это личное право каждого, к какому народу себя относить, в нашем случае из этого сделали политику».

Политические и экономические причины, по мнению г-на Берзегова, скрываются за нежеланием российского правительства решать проблемы черкесов. В 2007 году возглавляемая им организация обратилась в Госдуму России с запросом о признании геноцида черкесов. Госдума ответила, что геноцида не было. Г-н Берзегов объясняет, что главная цель, которую он преследует, пытаясь добиться признания геноцида – «чтобы это никогда не повторилось».

«Все дело в том, что юридические определения подразумевают соответствующую ответственность. Россия хочет назвать убийство народа мелким хулиганством. Если Россия, как правопреемник империи, признает геноцид моего народа, то это означает для нее экономическую, политическую, территориальную и прочую ответственность. Поэтому и не хотят нас слышать», – говорит Мурат Берзегов.

Признание Россией ответственности за депортацию черкесов, по словам г-на Берзегова, существенно упростило бы процедуру репатриации черкесов из диаспоры: «Сейчас они пытаются вернуться на Родину, и попадают под общую категорию. Возращаются не как коренные жители Кавказа, не как черкесы, а как турки, арабы, евреи, немцы, американцы, албанцы и пр. Конечно, их шансы в таком качестве получить гражданство и адаптироваться на Родине практически равны нулю».

Мурат Берзегов считает, что только признание геноцида поможет решить черкесам проблему выживания: «Мы только пытаемся добиться равенства и соблюдения элементарных прав».

Черкесы проживают в диаспорах в более чем 50 странах мира. Статистические данные о количестве черкесов, как на Родине, так и в диаспоре довольно размыты, так как отдельного исследования по этому вопросу не проводилось никогда. Экперты приводят цифру в пять миллионов в диаспоре и около 850 тысяч на Кавказе. Черкесские активисты считают, что черкесов в мире около 7 миллионов.

Американские черкесы в поисках своих корней

Молодой банкир Джон Хагур возглавляет Черкесскую ассоциацию Калифорнии в США. Предки г-на Хагура пережили несколько насильственных выдворений: сначала они были выселены из Черкесии в Турцию, потом им пришлось искать прибежища на Голанских высотах, после начала войны в Израиле семья, потерявшая все в очередной раз, получила убежище в США.

«Когда думаешь об истории моей семьи, кажется, что это из очень жестокой книги, не верится, что люди в жизни могли такое вынести», – рассказывает г-н Хагур. Он уверен, что урон, нанесенный черкесскому народу депортацией оценить или восполнить невозможно.

«Для четвертого, моего поколения в изгнании очень остро стоит проблема идентификации. У моего народа отняли не только дом, но и подменили и даже стерли историю. Впрос «кто я в этом мире?» для многих молодых черкесов остается без ответа. Многие тысячи молодых людей теряют себя и свою идентификацию. Это трагедия», – делится с «Голосом Америки» г-н Хагур.

Он рассказывает, что никогда не был на Кавказе, но все свои планы на будущее связывает с Родиной, куда он надеется вернуться, чтобы направить все свои знания и возможности на создание процветающего края: «Мы не можем принять те условия, в которых принуждены жить наши соотечественники на Родине. Нам нужен общественный строй, где действуют принципы демократии, уважаются законы и соблюдаются права всех людей, где есть свобода слова, и нет коррупции. К этому я и мои друзья из диаспор в разных странах будем прилагать все усилия», – заключает лидер калифорнийских черкесов.

В Америке проживает самая малочисленная по сравнению с другими странами диаспора, около 7 тысяч черкесов.

Фатима Тлисова

© VANews.com 

Комментарии 0

      Последние публикации

      Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

      Подписаться

      Здравствуйте!
      Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

      Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.