"У нас глав администраций стреляют, как воробьев"
В четверг в администрации президента Кабардино-Балкарии прошли обыски, а буквально через час несколько московских изданий сообщили о том, что по подозрению в хищении крупной суммы денег арестованы глава администрации республики — руководитель администрации главы Кабардино-Балкарии Владимир Жамборов, а также министр по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Хабдульсалам Лигидов. Им инкриминируется использование служебного положения и мошенничество и светит 10-летний тюремный срок.
Речь идет о некой сделке, в которой фигурируют как чиновники, так и родственники президента республики. По версии МВД РФ, известный нальчикский модельер Мадина Хацукова (сестра жены президента КБР Арсена Канокова) "предприняла попытку безвозмездного отчуждения" здания филармонии, находящегося в госсобственности. Его рыночная стоимость "по независимой оценке" составляет более 20 миллионов рублей, утверждают в МВД РФ. "Получив устное указание от главы администрации президента КБР Владимира Жамборова, заместитель министра по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами КБР Руслан Жамборов, используя служебные полномочия, приказал подготовить распоряжение об изъятии имущества ГУК "Кабардино-Балкарская государственная филармония" из оперативного управления Министерства культуры КБР в республиканскую казну", — говорится в пресс-релизе силового ведомства. После этого, по официальной версии, глава администрации КБР распорядился приватизировать этот объект с занижением стоимости до одного миллиона рублей. А потом чиновники якобы за эту сумму и продали здание Мадине Хацуковой.
Во время обыска, как сообщают в МВД РФ, найдены улики, доказывающие причастность чиновников к этой незаконной сделке. "Кроме того, в сейфе руководителя администрации президента КБР Владимира Жамборова обнаружены боевые патроны ПМ, а в сейфе заместителя министра по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами КБР Руслана Жамборова — огнестрельное оружие: три пистолета "Вальтер", "ТК" и "Смит и Вессон", — сообщает ведомство. К вечеру четверга информация, полученная мной из разных источников, сильно разнилась. В МВД утверждали, что арестованные чиновники уже летят в Москву в качестве подозреваемых, а в администрации президента Канокова сообщали, что никто не арестован и чиновники находятся на рабочем месте: с ними проводятся следственные действия.
Сам Арсен Каноков в интервью газете "Известия", одной из первых сообщивших об арестах, заявил, что идут "обычные следственные действия" из-за "незначительной" сделки с недвижимостью. По словам президента КБР, следователи пришли в администрацию для проверки и никого не задерживали. "Какое-то здание продавали, продали его по заниженной цене. В связи с этим проводят какое-то мероприятие, — пояснил "Известиям" глава республики. — Было обычное полуразрушенное здание. Продали его с торгов, кто-то купил. И на основании, что продали дешево, проводятся мероприятия. Якобы оно стоит чуть больше. В связи с этим они смотрят и проверяют. Мы не препятствуем — ради Бога. Это же закон. Пусть проверяют. Если они докажут, что кто-то виноват или злоупотребил чем-то — ради Бога. Но у нас нет каких-то оснований и тревог, даже легкого беспокойства".
Если вина подозреваемых в мошенничестве чиновников подтвердится, это будет самый крупный коррупционный скандал в республике за последние 7 лет (ровно столько Арсен Каноков руководит республикой). За это время в Кабардино-Балкарии многое изменилось — дотационность местного бюджета снизилась на 30% (результат, которого ни в одной другой Северо-Кавказской республике пока не добились), изменился внешний вид Нальчика, появились новые здания, дороги, торговые центры. Но в то же время не решились вопросы, связанные с безопасностью, — в КБР по-прежнему продолжаются стычки силовиков с экстремистами, террористическая активность высокая (хоть и не самая высокая на Кавказе). Впрочем, вопросы безопасности администрация президента всегда адресует силовикам — здесь говорят, что фактически с самого назначения преуспевающего московского бизнесмена Арсена Канокова президентом республики силовой блок встретил его в штыки. С тех пор прошло время, Канокову удалось найти союзников в стане силовиков, но с некоторыми ведомствами напряженные отношения остались.
Это ситуация, характерная для всего Северного Кавказа, кроме Чечни: в каждой республике по сути действует несколько вертикалей — силовые и гражданская, и каждая замыкается на каком-то ведомстве в Москве. На ФСБ, МВД, Следственном комитете, Администрации президента. И практически все друг с другом конкурируют. Эта разбалансированность — очень серьезная проблема, об этом мне не раз в частных беседах рассказывали Северо-Кавказские лидеры. Например, Кирсан Илюмжинов, ныне отставной президент Калмыкии, рассказывал, что руководство силовых ведомств республики даже не ходит к нему на совещания, демонстративно. А когда президент поднимает вопрос, отвечают: нет времени, много работы, своих совещаний много. На самом деле поведение силовиков объясняется просто: они показывают местному руководителю, что он не полновластный хозяин в республике. Возможно, так они борются с ростом его влияния и в конечном итоге — с угрозой сепаратизма, например. И даже сами не подозревают, что ее только создают. Но в отличие от Дагестана, где противостояние недавно вышло на поверхность, в Кабардино-Балкарии в последний год все было относительно тихо.
История, случившаяся в четверг, на самом деле гораздо сложнее, чем кажется, и напрямую связана с этим противостоянием. В самой администрации президента не верят в то, что чиновники причастны к каким-то "серьезным махинациям" и объясняют происходящее так: "В республике полно старых, допотопных зданий. Они рушатся, их никто не хочет покупать. То, что находится на балансе республики, невозможно восстановить на средства из бюджета. Поэтому их надо продавать. Это нормальная европейская практика. Мадина Хацукова — талантливый дизайнер, она шьет национальные костюмы и возит их на выставки по всему миру. У нее есть потенциал, она могла бы в этой филармонии открыть музей костюма, например. То, что чиновники продали ей здание, нормально. То, что якобы занизили цену, — надо разбираться".
Скорее всего, выкупить здание по рыночной стоимости модельер не могла — она не очень богата, ее ателье находится в полуразвалившемся жилом доме и занимает всего две комнаты. Возможно, ей пошли навстречу и продали здание, занизив рыночную стоимость. И, конечно, в таком случае это нарушение закона, и оно должно быть квалифицировано и пресечено. Но, по мнению моего собеседника, настораживает другое: "Как только начались обыски в администрации, об этом сразу же, с молниеносной скоростью написали несколько московских СМИ, тогда как президент Каноков ни сном ни духом об этом не ведал — и только после звонка журналистов узнал. Позвонив "наверх", он сказал, что "следствие разберется".
На самом деле схема продажи старых зданий в республике давно вызывает много слухов. Оппозиция упорно обвиняет президента в использовании служебного положения для приватизации недвижимости. По словам же моего собеседника, работающего в администрации президента КБР, на главу республики вообще "постоянно наезжают", но только потому, что у него строительный бизнес (которым владеет жена). В качестве примера приводит публикации в российских СМИ о том, что московская строительная компания "Синдика", которой владеет семья Канокова, приобретает или берет в аренду в КБР большие здания по неким непрозрачным схемам. "Никто не говорит о том, что "Синдика" арендует здания, которые больше никто не хочет брать, потому что они в ужасном состоянии, — считает мой собеседник. — Компания их берет и приводит в порядок. Вот многоэтажная гостиница "Нарт", она была разбита фактически, туда страшно было зайти, а сейчас современная гостиница, там люди живут". Еще один пример — международный аэропорт в Минеральных Водах. Чиновник говорит, что сегодня это лучший аэропорт на Северном Кавказе, а еще недавно был худшим в регионе. И что Каноков взялся за его реконструкцию по просьбе Александра Хлопонина. "Но тут же все наши оппоненты стали кричать, что Каноков захапал минводский аэропорт".
Чиновники уверены, что все дело в финансах. В республику приезжают инвесторы — в четверг здесь побывали английская и японская компании, которые собираются строить горнолыжный курорт "Эльбрус-Олимп". Они провели переговоры с президентом и фактически договорились. В то же время компания "Курорты Северного Кавказа" недавно заявила, что начинает реализацию своего амбициозного проекта на Северном Кавказе.
"Это миллиарды, и под эти миллиарды кто-то в Москве хочет привести сюда "своего человека", — поясняет мой собеседник. — И этот "кто-то" использует силовиков".
По мнению соратников Арсена Канокова, удар по нему поступил со стороны его "влиятельных оппонентов". "Известно, что у Канокова хорошие отношения с полпредом президента Александром Хлопониным, что руководство России к нему очень хорошо относится, потому что он эффективен, — говорит источник. — И его оппоненты давно пытаются его имидж разрушить. Вы посмотрите, то туристов убивают здесь в начале лыжного сезона, то канатку подрывают, то аресты какие-то проводят после встречи с инвесторами. И все это громко, с моментальной раскруткой в московских СМИ. Все, что сейчас происходит, имеет и финансовую, и политическую подоплеку. С одной стороны кто-то хочет получить свой кусок пирога, с другой — есть сила, которую не устраивает развитие курортов и стабильности на Кавказе. Мы эту силу называем партией войны".
А больше всего, по словам местных чиновников, их поразило сообщение в пресс-релизе МВД о найденных у главы администрации пистолетах. "Это что, шутка такая? — изумляется мой собеседник. — У нас глав администраций стреляют, как воробьев. Потому что силовики плохо работают. И все главы имеют при себе оружие, просто чтобы защититься, когда нападают. Я думаю, что в Грозном у каждого чиновника найдется гораздо больше средств самозащиты, чем у наших чиновников. У нас сейчас выжить не самая легкая задача".
Автор — спецкорреспондент ИД "Коммерсант"
© PublicPost
На фото (Александр Миридонов, Коммерсантъ): Президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков.
Речь идет о некой сделке, в которой фигурируют как чиновники, так и родственники президента республики. По версии МВД РФ, известный нальчикский модельер Мадина Хацукова (сестра жены президента КБР Арсена Канокова) "предприняла попытку безвозмездного отчуждения" здания филармонии, находящегося в госсобственности. Его рыночная стоимость "по независимой оценке" составляет более 20 миллионов рублей, утверждают в МВД РФ. "Получив устное указание от главы администрации президента КБР Владимира Жамборова, заместитель министра по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами КБР Руслан Жамборов, используя служебные полномочия, приказал подготовить распоряжение об изъятии имущества ГУК "Кабардино-Балкарская государственная филармония" из оперативного управления Министерства культуры КБР в республиканскую казну", — говорится в пресс-релизе силового ведомства. После этого, по официальной версии, глава администрации КБР распорядился приватизировать этот объект с занижением стоимости до одного миллиона рублей. А потом чиновники якобы за эту сумму и продали здание Мадине Хацуковой.
Во время обыска, как сообщают в МВД РФ, найдены улики, доказывающие причастность чиновников к этой незаконной сделке. "Кроме того, в сейфе руководителя администрации президента КБР Владимира Жамборова обнаружены боевые патроны ПМ, а в сейфе заместителя министра по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами КБР Руслана Жамборова — огнестрельное оружие: три пистолета "Вальтер", "ТК" и "Смит и Вессон", — сообщает ведомство. К вечеру четверга информация, полученная мной из разных источников, сильно разнилась. В МВД утверждали, что арестованные чиновники уже летят в Москву в качестве подозреваемых, а в администрации президента Канокова сообщали, что никто не арестован и чиновники находятся на рабочем месте: с ними проводятся следственные действия.
Сам Арсен Каноков в интервью газете "Известия", одной из первых сообщивших об арестах, заявил, что идут "обычные следственные действия" из-за "незначительной" сделки с недвижимостью. По словам президента КБР, следователи пришли в администрацию для проверки и никого не задерживали. "Какое-то здание продавали, продали его по заниженной цене. В связи с этим проводят какое-то мероприятие, — пояснил "Известиям" глава республики. — Было обычное полуразрушенное здание. Продали его с торгов, кто-то купил. И на основании, что продали дешево, проводятся мероприятия. Якобы оно стоит чуть больше. В связи с этим они смотрят и проверяют. Мы не препятствуем — ради Бога. Это же закон. Пусть проверяют. Если они докажут, что кто-то виноват или злоупотребил чем-то — ради Бога. Но у нас нет каких-то оснований и тревог, даже легкого беспокойства".
Если вина подозреваемых в мошенничестве чиновников подтвердится, это будет самый крупный коррупционный скандал в республике за последние 7 лет (ровно столько Арсен Каноков руководит республикой). За это время в Кабардино-Балкарии многое изменилось — дотационность местного бюджета снизилась на 30% (результат, которого ни в одной другой Северо-Кавказской республике пока не добились), изменился внешний вид Нальчика, появились новые здания, дороги, торговые центры. Но в то же время не решились вопросы, связанные с безопасностью, — в КБР по-прежнему продолжаются стычки силовиков с экстремистами, террористическая активность высокая (хоть и не самая высокая на Кавказе). Впрочем, вопросы безопасности администрация президента всегда адресует силовикам — здесь говорят, что фактически с самого назначения преуспевающего московского бизнесмена Арсена Канокова президентом республики силовой блок встретил его в штыки. С тех пор прошло время, Канокову удалось найти союзников в стане силовиков, но с некоторыми ведомствами напряженные отношения остались.
Это ситуация, характерная для всего Северного Кавказа, кроме Чечни: в каждой республике по сути действует несколько вертикалей — силовые и гражданская, и каждая замыкается на каком-то ведомстве в Москве. На ФСБ, МВД, Следственном комитете, Администрации президента. И практически все друг с другом конкурируют. Эта разбалансированность — очень серьезная проблема, об этом мне не раз в частных беседах рассказывали Северо-Кавказские лидеры. Например, Кирсан Илюмжинов, ныне отставной президент Калмыкии, рассказывал, что руководство силовых ведомств республики даже не ходит к нему на совещания, демонстративно. А когда президент поднимает вопрос, отвечают: нет времени, много работы, своих совещаний много. На самом деле поведение силовиков объясняется просто: они показывают местному руководителю, что он не полновластный хозяин в республике. Возможно, так они борются с ростом его влияния и в конечном итоге — с угрозой сепаратизма, например. И даже сами не подозревают, что ее только создают. Но в отличие от Дагестана, где противостояние недавно вышло на поверхность, в Кабардино-Балкарии в последний год все было относительно тихо.
История, случившаяся в четверг, на самом деле гораздо сложнее, чем кажется, и напрямую связана с этим противостоянием. В самой администрации президента не верят в то, что чиновники причастны к каким-то "серьезным махинациям" и объясняют происходящее так: "В республике полно старых, допотопных зданий. Они рушатся, их никто не хочет покупать. То, что находится на балансе республики, невозможно восстановить на средства из бюджета. Поэтому их надо продавать. Это нормальная европейская практика. Мадина Хацукова — талантливый дизайнер, она шьет национальные костюмы и возит их на выставки по всему миру. У нее есть потенциал, она могла бы в этой филармонии открыть музей костюма, например. То, что чиновники продали ей здание, нормально. То, что якобы занизили цену, — надо разбираться".
Скорее всего, выкупить здание по рыночной стоимости модельер не могла — она не очень богата, ее ателье находится в полуразвалившемся жилом доме и занимает всего две комнаты. Возможно, ей пошли навстречу и продали здание, занизив рыночную стоимость. И, конечно, в таком случае это нарушение закона, и оно должно быть квалифицировано и пресечено. Но, по мнению моего собеседника, настораживает другое: "Как только начались обыски в администрации, об этом сразу же, с молниеносной скоростью написали несколько московских СМИ, тогда как президент Каноков ни сном ни духом об этом не ведал — и только после звонка журналистов узнал. Позвонив "наверх", он сказал, что "следствие разберется".
На самом деле схема продажи старых зданий в республике давно вызывает много слухов. Оппозиция упорно обвиняет президента в использовании служебного положения для приватизации недвижимости. По словам же моего собеседника, работающего в администрации президента КБР, на главу республики вообще "постоянно наезжают", но только потому, что у него строительный бизнес (которым владеет жена). В качестве примера приводит публикации в российских СМИ о том, что московская строительная компания "Синдика", которой владеет семья Канокова, приобретает или берет в аренду в КБР большие здания по неким непрозрачным схемам. "Никто не говорит о том, что "Синдика" арендует здания, которые больше никто не хочет брать, потому что они в ужасном состоянии, — считает мой собеседник. — Компания их берет и приводит в порядок. Вот многоэтажная гостиница "Нарт", она была разбита фактически, туда страшно было зайти, а сейчас современная гостиница, там люди живут". Еще один пример — международный аэропорт в Минеральных Водах. Чиновник говорит, что сегодня это лучший аэропорт на Северном Кавказе, а еще недавно был худшим в регионе. И что Каноков взялся за его реконструкцию по просьбе Александра Хлопонина. "Но тут же все наши оппоненты стали кричать, что Каноков захапал минводский аэропорт".
Чиновники уверены, что все дело в финансах. В республику приезжают инвесторы — в четверг здесь побывали английская и японская компании, которые собираются строить горнолыжный курорт "Эльбрус-Олимп". Они провели переговоры с президентом и фактически договорились. В то же время компания "Курорты Северного Кавказа" недавно заявила, что начинает реализацию своего амбициозного проекта на Северном Кавказе.
"Это миллиарды, и под эти миллиарды кто-то в Москве хочет привести сюда "своего человека", — поясняет мой собеседник. — И этот "кто-то" использует силовиков".
По мнению соратников Арсена Канокова, удар по нему поступил со стороны его "влиятельных оппонентов". "Известно, что у Канокова хорошие отношения с полпредом президента Александром Хлопониным, что руководство России к нему очень хорошо относится, потому что он эффективен, — говорит источник. — И его оппоненты давно пытаются его имидж разрушить. Вы посмотрите, то туристов убивают здесь в начале лыжного сезона, то канатку подрывают, то аресты какие-то проводят после встречи с инвесторами. И все это громко, с моментальной раскруткой в московских СМИ. Все, что сейчас происходит, имеет и финансовую, и политическую подоплеку. С одной стороны кто-то хочет получить свой кусок пирога, с другой — есть сила, которую не устраивает развитие курортов и стабильности на Кавказе. Мы эту силу называем партией войны".
А больше всего, по словам местных чиновников, их поразило сообщение в пресс-релизе МВД о найденных у главы администрации пистолетах. "Это что, шутка такая? — изумляется мой собеседник. — У нас глав администраций стреляют, как воробьев. Потому что силовики плохо работают. И все главы имеют при себе оружие, просто чтобы защититься, когда нападают. Я думаю, что в Грозном у каждого чиновника найдется гораздо больше средств самозащиты, чем у наших чиновников. У нас сейчас выжить не самая легкая задача".
Автор — спецкорреспондент ИД "Коммерсант"
© PublicPost
На фото (Александр Миридонов, Коммерсантъ): Президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков.
Комментарии 0