Почему Совмен смог, а Ткачев не захотел?
ПОЧЕМУ СОВМЕН СМОГ, А ТКАЧЕВ НЕ ЗАХОТЕЛ?
Факт установки на шапсугской земле памятника адмиралу Лазареву, в годы Кавказской войны 19 века пролившему немало крови мирного адыгского населения, продолжает оставаться одной из острейших проблем, волнующих местное сообщество. Вернее одну ее часть – потомков тех, чьих предков безжалостно, силой огромной военной машины, использовавшейся царским самодержавием в период покорения Кавказа, уничтожал этот приснопамятный военачальник. Каждый раз, вновь и вновь обращаясь к столь больной для нас теме, невольно задаешься вопросом, почему это вообще стало возможным, были ли иные варианты развития данной ситуации, можно ли было избежать этого позора – в начале цивилизованного XXI века устанавливать практически в самом сердце города-курорта помпезный памятник войне? И были ли подобные сочинскому прецеденты в других регионах страны? А как там, интересно, решались столь острые проблемы?
Кто бы как ни пытался старательно облачить бюст Лазарева в "патриотические" одежды и громко витийствовать вокруг темы нравственности, "необходимости уважать отечественную историю и память ее достойнейших сынов, принесших славу русскому оружию" (в нашей общей истории, убежден, найдется немало более достойных для этой роли кандидатов, вызывающих большее почтение среди местного населения, но до сих пор так и не удостоенных чести быть запечатленными в бронзе или мраморе) данный вопрос носит сугубо политический характер. И никакой иной. На то была твердая воля краевых и местных властей, как и сама установка к действию, данная непосредственным организаторам этого постыдного действа.
Не так давно в России произошло событие, которое по своей аналогии практически точь-в-точь напоминает то, что произошло 12 июня 2003 года на перроне железнодорожной станции "Лазаревское". За исключением, разве что, главного – финала, подобного нашему.
В период подготовки к празднованию 1000-летия Казани, которое отмечалось в конце лета прошедшего года, Правительство Санкт-Петербурга загодя, еще в 2002 году, решило приготовить жителям столицы Татарстана большой подарок – бюст Петра Великого. Ответным жестом властей республики в адрес питерцев должен был стать свой презент – бюст татарского национального поэта Габдуллы Тукая. Счастливый обмен историческими памятниками все же не состоялся – буквально накануне начала торжеств, когда скульптура императора уже была благополучно доставлена в Казань, где ее поджидал заблаговременно отстроенный величественный постамент, случилось непредвиденное: татарская общественность высказала свое гневное возмущение подобным "знаком внимания" и начала экстренный сбор подписей против установки здесь памятника Петру. По данным представителей ряда национальных общественных организаций республики, в свое время именно "благодаря" активным действиям Петра Великого была уничтожена чуть ли не половина татарской нации, а значит, вполне резонно посчитали они, этому человеку, вернее, его бюсту не место в Татарстане. Представляете себе ситуацию – столь бесцеремонно отвергнуть подарок от земляков Президента Путина!? Скандал обещал быть грандиозным. Кто-то прогнозировал и вполне реальные политические последствия этого казуса. Тем не менее, и федеральные власти, в лице того же Путина, и руководство Татарстана и Санкт-Петербурга быстро сошлись на компромиссе, который устроил всех – на том же постаменте, куда должен был быть водружен Петр, появился памятник известному историку Льву Гумилеву – автору крупных исторических теоретических исследований. Замена одного мемориала на другой произошла практически незаметно (даже, несмотря на потраченные финансовые средства), без шумихи и никак не омрачила праздничные торжества, на которые собралось немало народа со всего мира.
При всем уважении к Гумилеву, имя которого широко известно в научном мире, его фигура в историческом аспекте, безусловно, выглядит куда как скромнее петровской. В Татарстане возникшая проблема с бюстом Петра Великого (и это, как мы видим, никого нисколько не оскорбило) не стала причиной политических дебатов и всякого рода "патриотических" спекуляций. Никто никому ничего доказывать не стал.
Некоторое время назад столь же мудрый выход из сложнейшей ситуации вокруг установки в Майкопе памятника Николаю Чудотворцу нашел Президент Адыгеи Хазрет Совмен. Противостояние сторонников и противников этого проекта, разгоравшееся все более, по мере приближения выборов в парламент республики, обещало стать большой головной болью для всех. Совмен, считающий, что любой мемориал должен консолидировать, а не разобщать общество, похоже, избрал единственно приемлемый в данном случае путь: памятнику быть, решил он, но не в центре столицы Адыгеи, как это планировалось ранее, а на территории местной воинской части. Еще недавно пугавшая многих политическая напряженность исчезла моментально.
В интервью республиканским СМИ Архиепископ Адыгейский и Майкопский Пантелимон не только признал значимость и дальновидность подобного решения Главы республики, но и подтвердил: Фонд Николая Чудотворца, ставший инициатором установки данного памятника, готов оказать финансовую помощь в строительстве в Майкопе мемориала Жертвам Кавказской войны, работа над эскизом которого ведется уже несколько лет.
В свое время, дабы избежать ненужной напряженности и конфронтации в обществе, связанной с многочисленными попытками водрузить бюст М.П.Лазарева на прежнее место, "Адыгэ Хасэ" причерноморских шапсугов предлагало немало альтернативных вариантов разрешения проблемы и настаивает на этом сегодня, в частности, перенести памятник адмиралу на территорию Лазаревской судоверфи или в Музей истории города-курорта Сочи. Все эти предложения, вопреки всякому здравому смыслу, остались без внимания властей.
Так почему Совмен смог решить в своей республики острую проблему без никому не нужной политизации темы, а Ткачев не захотел? На недавней встрече с активистами "Адыгэ Хасэ" мэр Сочи Виктор Колодяжный публично пообещал поставить рядом с бюстом Лазарева памятник национальному герою адыгов. Но не останутся ли эти слова также без последствий? Не проще ли решить проблему иначе..?
Анзор НИБО
Газета Шапсугия
Факт установки на шапсугской земле памятника адмиралу Лазареву, в годы Кавказской войны 19 века пролившему немало крови мирного адыгского населения, продолжает оставаться одной из острейших проблем, волнующих местное сообщество. Вернее одну ее часть – потомков тех, чьих предков безжалостно, силой огромной военной машины, использовавшейся царским самодержавием в период покорения Кавказа, уничтожал этот приснопамятный военачальник. Каждый раз, вновь и вновь обращаясь к столь больной для нас теме, невольно задаешься вопросом, почему это вообще стало возможным, были ли иные варианты развития данной ситуации, можно ли было избежать этого позора – в начале цивилизованного XXI века устанавливать практически в самом сердце города-курорта помпезный памятник войне? И были ли подобные сочинскому прецеденты в других регионах страны? А как там, интересно, решались столь острые проблемы?
Кто бы как ни пытался старательно облачить бюст Лазарева в "патриотические" одежды и громко витийствовать вокруг темы нравственности, "необходимости уважать отечественную историю и память ее достойнейших сынов, принесших славу русскому оружию" (в нашей общей истории, убежден, найдется немало более достойных для этой роли кандидатов, вызывающих большее почтение среди местного населения, но до сих пор так и не удостоенных чести быть запечатленными в бронзе или мраморе) данный вопрос носит сугубо политический характер. И никакой иной. На то была твердая воля краевых и местных властей, как и сама установка к действию, данная непосредственным организаторам этого постыдного действа.
Не так давно в России произошло событие, которое по своей аналогии практически точь-в-точь напоминает то, что произошло 12 июня 2003 года на перроне железнодорожной станции "Лазаревское". За исключением, разве что, главного – финала, подобного нашему.
В период подготовки к празднованию 1000-летия Казани, которое отмечалось в конце лета прошедшего года, Правительство Санкт-Петербурга загодя, еще в 2002 году, решило приготовить жителям столицы Татарстана большой подарок – бюст Петра Великого. Ответным жестом властей республики в адрес питерцев должен был стать свой презент – бюст татарского национального поэта Габдуллы Тукая. Счастливый обмен историческими памятниками все же не состоялся – буквально накануне начала торжеств, когда скульптура императора уже была благополучно доставлена в Казань, где ее поджидал заблаговременно отстроенный величественный постамент, случилось непредвиденное: татарская общественность высказала свое гневное возмущение подобным "знаком внимания" и начала экстренный сбор подписей против установки здесь памятника Петру. По данным представителей ряда национальных общественных организаций республики, в свое время именно "благодаря" активным действиям Петра Великого была уничтожена чуть ли не половина татарской нации, а значит, вполне резонно посчитали они, этому человеку, вернее, его бюсту не место в Татарстане. Представляете себе ситуацию – столь бесцеремонно отвергнуть подарок от земляков Президента Путина!? Скандал обещал быть грандиозным. Кто-то прогнозировал и вполне реальные политические последствия этого казуса. Тем не менее, и федеральные власти, в лице того же Путина, и руководство Татарстана и Санкт-Петербурга быстро сошлись на компромиссе, который устроил всех – на том же постаменте, куда должен был быть водружен Петр, появился памятник известному историку Льву Гумилеву – автору крупных исторических теоретических исследований. Замена одного мемориала на другой произошла практически незаметно (даже, несмотря на потраченные финансовые средства), без шумихи и никак не омрачила праздничные торжества, на которые собралось немало народа со всего мира.
При всем уважении к Гумилеву, имя которого широко известно в научном мире, его фигура в историческом аспекте, безусловно, выглядит куда как скромнее петровской. В Татарстане возникшая проблема с бюстом Петра Великого (и это, как мы видим, никого нисколько не оскорбило) не стала причиной политических дебатов и всякого рода "патриотических" спекуляций. Никто никому ничего доказывать не стал.
Некоторое время назад столь же мудрый выход из сложнейшей ситуации вокруг установки в Майкопе памятника Николаю Чудотворцу нашел Президент Адыгеи Хазрет Совмен. Противостояние сторонников и противников этого проекта, разгоравшееся все более, по мере приближения выборов в парламент республики, обещало стать большой головной болью для всех. Совмен, считающий, что любой мемориал должен консолидировать, а не разобщать общество, похоже, избрал единственно приемлемый в данном случае путь: памятнику быть, решил он, но не в центре столицы Адыгеи, как это планировалось ранее, а на территории местной воинской части. Еще недавно пугавшая многих политическая напряженность исчезла моментально.
В интервью республиканским СМИ Архиепископ Адыгейский и Майкопский Пантелимон не только признал значимость и дальновидность подобного решения Главы республики, но и подтвердил: Фонд Николая Чудотворца, ставший инициатором установки данного памятника, готов оказать финансовую помощь в строительстве в Майкопе мемориала Жертвам Кавказской войны, работа над эскизом которого ведется уже несколько лет.
В свое время, дабы избежать ненужной напряженности и конфронтации в обществе, связанной с многочисленными попытками водрузить бюст М.П.Лазарева на прежнее место, "Адыгэ Хасэ" причерноморских шапсугов предлагало немало альтернативных вариантов разрешения проблемы и настаивает на этом сегодня, в частности, перенести памятник адмиралу на территорию Лазаревской судоверфи или в Музей истории города-курорта Сочи. Все эти предложения, вопреки всякому здравому смыслу, остались без внимания властей.
Так почему Совмен смог решить в своей республики острую проблему без никому не нужной политизации темы, а Ткачев не захотел? На недавней встрече с активистами "Адыгэ Хасэ" мэр Сочи Виктор Колодяжный публично пообещал поставить рядом с бюстом Лазарева памятник национальному герою адыгов. Но не останутся ли эти слова также без последствий? Не проще ли решить проблему иначе..?
Анзор НИБО
Газета Шапсугия
Комментарии 0